Рейтинг
Порталус

Ксенофонт

Дата публикации: 07 декабря 2004
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ЭКОНОМИКА - Зарубежные экономисты →
Номер публикации: №1102416545


Использованные источники: Большая cоветская энциклопедия. В 31 т. М., 'Советская энциклопедия', 1969-1978.
Ксенофонт
(ок. 425-356 г. до н. э.)
Xenofon
Ксенофонт - греческий историк и философ, сын Грилла, из богатой всаднической семьи в Афинах; с молодых лет сделался последователем Сократа; в 401 г. поступил на службу к Киру младшему. После смерти Кира и вероломного избиения греческих военачальников персами, Ксенофонт с большою смелостью и уменьем руководил отступлением десяти тысяч греков через вражескую землю. Прибыв к Геллеспонту, он предоставил спасенным соединиться с спартанским войском, ведшим войну за освобождение малоазийских греков, а сам с Агезилаем отправился в Грецию. Осужденный в Афинах за государственную измену, как примкнувший к врагам народа, он подвергся конфискации имущества, но был вознагражден спартанцами, подарившими ему имение близ элидского города Скиллунта. Там он жил в уединении, занимаясь литературными трудами, пока спокойствие его не было нарушено борьбою фиванцев с Спартой. После битвы при Левктрах он, в 370 г., бежал из Скиллунта и с трудом спасся в Коринфе. Отсюда он снова вступил в сношения со своей родиной, тогда соединившейся с лакедемонянами против Фив. Приговор о его изгнании был отменен, но вскоре Ксенофонт умер. Полный стремления. к практической деятельности, он не желал ограничиться кабинетною ученостью и сухими отвлеченностями; но ему недоставало творческой оригинальности и патриотизма. Греки особенно ценили язык его, ясный, точный, определенный, с округленным и прозрачным строем периодов; за изысканность выражений его называли аттической пчелой.
Из того, что написал Ксенофонт, почти все дошло до потомков (правда, некоторые историки считают, что часть сочинений приписывается ему ошибочно). Ксенофонт был очень разносторонним человеком и его произведения принято делить на четыре группы: исторические - ' Анабасис ', ' История Греции ', ' Агесилай ', ' Киропедия ', философские - ' Воспоминания о Сократе ', ' Защита Сократа на суде ', ' Домосторой ', ' Пир ', ' Гиерон ', политические - ' Государственное устройство Спарты ', ' Государственное устройство Афин ', ' О доходах города Афины ', дидактические - ' Гиппархик ', ' О верховой езде', 'Кинегетик '.
Из этих сочинений нас интересуют два непосредственно экономических произведения ( а именно ' Домосторой ' и ' О доходах города Афины ', и еще одно историческое, которое по счастливой случайности содержит небольшой фрагмент рассуждения о разделении труда (' Киропедия ').
'Домострой'
По форме это произведение представляет собой диалог Сократа с Критобулом (сын друга Сократа Критона). Причем во второй части устами Сократа передается уже диалог между другими персонажами - Исхомахом (идеальным хозяином) и его женой. Мысли о хозяйстве и земледелии, скорее всего, принадлежат Ксенофонту, так как Сократ не занимался ни тем, ни другим. Историки считают, что 'Домострой' был написан в Скиллунте, где Ксенофонт приобрел опыт в сельском хозяйстве.
По сути 'Домострой' - это теория домоводства. Кроме того, 'Домострой' является первым известным литературным отражением этой теории. Конечно, домоводству учились всегда, но знание достигалось практическим путем. Известно, что первыми теоретиками домоводства были софисты (например, софист Протагор учил 'как лучше всего управлять своим домом и как сделаться способным государственным деятелем и оратором' (см. диалог Платона 'Протагор'). В первой половине 4 в. до н. э. было уже много сочинений по отдельным практическим вопросам - по земеледелию, коневодству, кулинарному искусству.
В дальнейшем 'Домострой' был достаточно известен и приобрел популярность. Цицерон перевел его на латинский язык. 'Домострой' упоминается в сочинениях Феофаста, Вергилия. В средние века в Западной Европе появлялись его аналоги. 'Парижский хозяин' (XV в.), сочинение 'Заточника в Бари' (XIII в.), 'Рассуждение об управлении семьей' А. Падольфини (XV в.).
Что касается экономической теории, то она практически не нашла отражения в этом произведении. Есть только очень краткие рассуждения о ценности, которые хотя и содержат зерна здравого смысла, на самом деле большой ценности для истории экономической мысли не представляют. Вот этот фрагмент:
- По-видимому, ты называешь имуществом каждого вещи полезные ему.
- Конечно: а то что вредит я считаю скорее убытком, чем ценностью:
- Значит, если человек, купивши лошадь, не умеет ею пользоваться, а падает с нее и получает вред, тот лошадь для него не ценность?
- Нет, коль скоро ценность для человека есть нечто хорошее:
- Так ты, по-видимому, полезные предметы считаешь ценностью, а вредые - не ценностью. Так. Значит, эти предметы, хоть они одни и те же, для умеющего пользоваться ими - ценность, а для неумеющего - не ценность: Например, флейта для того, кто умеет искусно играть - ценность, а кто не умеет, для того она ничем не лучше бесполезных камней, разве только он ее продаст:.'
'О доходах города Афины'
Суть этого произведения заключается в том, что Ксенофонт предлагает купить государству несколько сотен рабов, отправить их на серебряные рудники и получать от продажи добываемого серебра доход в казну.
В работе есть пример экономического расчета - чтобы доказать прибыльность предлагаемой сделки Ксенофонт считает затраты, выручку и прибыль.
С точки зрения экономической теории интересны рассуждения Ксенофонта о том, что мы бы наазвали разной эластичностью спроса на серебро и все остальные блага. По мнению Ксенофонта спрос наа серебро настолько велик, что никакое количесвто металла, выброшенное на рынок не снизит его цены (то есть спрос имеет эластичность, близкую к бесконечности).
'Киропедия'
Это произведение посвящего военному доходу Кира и не должно было бы нас интересовать, если бы в нем не был обнаружен фрагмент с рассуждением о разделении труда, который представляет для нас ценность, и который мы целиком приводим ниже.
':все искусства достигают в больших городах высокой степени совершенства: В небольших городах один и тот же человек изготовляет кровати, двери, плуги, столы; он часто строит даже дома и счастлив, если находит таким путем достаточно работы для своего пропитания. Нельзя конечно, ожидать, чтобы человек, занимающийся столькими ремеслами, исполнял хорошо все работы. В больших же городах, есть много покупателей на каждый вид продуктов, и достаточно знания одного ремесла, чтобы раздобыть себе средства к жизни. Часто и одного ремесла для этого много: случается, что один изготавливает мужскую обувь, а другой - женскую; иногда один человек занимается только сшиванием обуви, а другой одним ее выкраиванием; : Очевидно, что тот, кто занят наименее сложной работой, знает ее в наиболее совершенном виде:'
Это поистине замечательное наблюдение все же остается только наблюдением, а не рациональным выводом. Обратите внимание на причину разделения труда (нужно учиться хорошо), на степень разделения труда (она зависит от величины спроса на продукцию), на логическую законченнность рассуждения (чем более простую работу выполняет человек, тем выше его производительность). Все это в некоторой степени предвосхищает теорию разделения труда А. Смита, хотя последний вряд ли был подвержен какому-то влиянию со стороны Ксенофонта.
Переведенные работы:
Сократические сочинения. Киропедия. Издательство: АСТ, 2003.

Опубликовано на Порталусе 07 декабря 2004 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама