Главная → ЭКОНОМИКА → Тьяллинг КУПМАНС
Дата публикации: 07 декабря 2004
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ЭКОНОМИКА - Зарубежные экономисты →
Номер публикации: №1102416794
Тьяллинг КУПМАНС
(28 августа 1910 г. - 26 февраля 1985 г.)
Нобелевская премия по экономике 1975 г.
(совместно с Леонидом Канторовичем)
Американский экономист Тьяллинг Чарлз Купманс родился в Гравеланде, Нидерланды. Он был третьим сыном в семье Сьерда Купманса и урожденной Вийцке ван дер Зее. Его родители, школьные учителя, большое внимание уделяли образованию детей. В 14 лет К. получил стипендию, которая дала ему возможность с 1927 по 1933 г. учиться в Утрехтском университете. Вначале он изучал математику и теоретическую физику и в 1934 г. опубликовал работу по квантовой механике; но возрастающая неудовлетворенность абстрактностью данной дисциплины привела к тому, что он нашел другую область, в которой, как говорил позднее, предмет изучения был "ближе к реальной жизни". Интересы К. окончательно перемещаются в область экономики после того, как под впечатлением Великой депрессии он приходит к выводу, что "мировой экономический порядок ненадежен и нестабилен, а самое главное - не подчиняется законам". Приблизительно в это время он сближается с некоторыми студентами-социалистами и под их влиянием начинает свое знакомство с экономической теорией штудированием "Капитала" К. Маркса.
В 1933 г., обратившись к применению математических методов в экономическом анализе, К. наконец-то нашел способ проявить свое математическое образование в этой новой области. В следующем году он отправляется в Амстердамский университет для учебы у ведущего нидерландского экономиста-математика Я. Тинбергена, под руководством которого изучает работы ведущих теоретиков общего равновесия, прежде всего Г. Касселя и К. Викселля. В 1935 г. К. провел четыре месяца в Осло, работая с экономистом-математиком и эконометриком Р. Фришем. Докторскую степень по математической статистике он получил в Лейденском университете в 1936 г. за диссертацию "Линейный регрессивный анализ экономических временных рядов" ("Linear Regression Analysis of Economic Time-Series").
С 1936 по 1938 гг. К. преподавал в Нидерландской школе экономики в Роттердаме. В 1938 г. он сменяет Я. Тинбергена в Лиге Наций и работает там над моделью экономического цикла для Великобритании. К. находился в Женеве до тех пор, пока в 1940 г. Германия не оккупировала южные департаменты Франции, после чего переезжает в Соединенные Штаты. В течение последующих двух лет он работает в качестве исследователя в Принстонском университете, а затем, в 1942-1944 гг., выполняет, по его словам, "скромную роль" статистика в Британской миссии торгового флота в столице США Вашингтоне. Именно эта практическая работа - сведение в единую исчерпывающую схему информации о потерях, новом строительстве и использовании кораблей союзников - позволила К. сделать весомый вклад в область экономического анализа.
Интерес К. к решению подобных транспортных задач проявился в вышедшей еще в 1939 г. работе "Тарифы на фрахт танкера и постройка нефтеналивных судов" ("Tanker Freigth Rates and Tankship Building"), являвшейся тщательным эмпирическим исследованием. Работая в Британской миссии торгового флота, К. пытался разработать маршруты флотов союзников таким образом, чтобы снизить до минимума затраты на доставку грузов. Задача была крайне сложной: тысячи торговых судов везли миллионы тонн грузов по морским путям между сотнями портов, рассеянных по всему миру. Эта работа предоставила возможность К. применить свои математические знания к решению фундаментальной экономической проблемы - оптимальному распределению дефицитных ресурсов между конкурирующими потребителями.
До начала 50-х гг. работа К. касалась, главным образом, принципов и метода экономического анализа. Он предложил оригинальную аналитическую методику, названную "анализом деятельности" ("activity analysis"), которая способствовала изменению подходов экономистов и руководителей к распределению маршрутов. Методика К. была изложена в работе "Соотношение между грузами на различных маршрутах" ("Exchange Rations Between Cargoes Various Routes"), вышедшей в 1942 г., где обосновывалась возможность подхода к распределению как к математической проблеме максимизации в пределах ограничений. Величина, подлежащая максимальному увеличению, - это стоимость доставленного груза, равная сумме стоимостей грузов, доставленных в каждый из портов. Ограничения были представлены уравнениями, выражающими отношение количества расходуемых факторов производства (например, судов, времени
Опубликовано на Порталусе 07 декабря 2004 года
Новинки на Порталусе:
Сегодня в трендах top-5
Ваше мнение ?
Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK