Рейтинг
Порталус

Постановка преподавания статистики у А. А. Чупрова

Дата публикации: 08 декабря 2004
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ЭКОНОМИКА - Русские экономисты →
Номер публикации: №1102515825


Источник: Ученые записки по статистике, т. III / Ред.: Лившиц Ф.Д./ - М., Издательство Академии наук СССР, 1957.
Н.М. Виноградова
Постановка преподавания статистики у А. А. Чупрова


В разработке методики преподавания статистики в России виднейшая; роль принадлежит А. А. Чупрову. В выработанной им системе преподавания были впервые намечены многие принципы и методы, которые позже стали характерными для "русского типа" преподавания статистики.1
Основной материал для характеристики педагогической деятельности и педагогических идей А. А. Чупрова дает его плодотворная преподавательская работа на экономическом отделении Петербургского Политехнического института. Эта работа длилась всего 15 лет (1903-1917). Но по' своему содержанию, по своей многогранности, по основным идеям, в ней заложенным, она представляет столь яркую страницу в истории преподавания статистики, что заслуживает самого пристального изучения. Это изучение велось до сих пор недостаточно; между тем материал по вопросу - живой, непосредственный и сколько-нибудь полный - с каждым годом становится все труднее и труднее собрать и сохранить.2
***
Научная работа А. А. Чупрова являлась делом всей его жизни, была; неотделима от последней; то же можно сказать и о его педагогической: деятельности, которая была неотделима от его научной работы.
Преданность и любовь к своей науке определяли и отношение А. А. к преподаванию статистики. Они порождали стремление пробудить у других интерес к предмету, должным образом направить этот интерес, сделать. его источником дальнейшего развития статистического знания, статистической науки. С другой стороны, занятия со студентами, особенно со студентами старших курсов и учениками, были продолжением и развитием: собственной научной работы А. А. Чупрова: их содержание всегда было тесно связано с направлением этой работы в данный момент. На занятиях он делился со слушателями результатами собственных размышлений над' тем или иным вопросом, проверял степень эффективности и условия приложимости новых приемов статистического исследования. С пропагандой: выборочного метода (в разработке его А. Боули) А. А. Чупров выступил только после того, как участники руководимых им необязательных занятий по статистике произвели соответствующую разработку достаточного фактического материала.3 Так же обстояло дело и с проверкой применения коэффициента корреляции.
Высшая школа была в глазах А. А. Чупрова не только учебной, но и научной организацией, 'одна из задач которой - создание и сохранен научной культуры. Задачу университетского .преподавания статистики А. А. Чупров видел не в передаче учащимся определенного, точно отграниченного комплекса знаний и навыков, а в привитии того, что он называл "статистической культурой",4 в воспитании "статистического духа". Статистиком в его глазах был "не тот, кто знает рецепты статистической работы и формулы, нужные для этого, а тот, кто умеет оперировать этими рецептами и формулами, умеет на деле совершенствовать их, находить новые", "приспособляться в технике работы к преследуемым целям и имеющимся возможностям". Только усвоение учащимися духа и стиля статистики, как своеобразного метода мышления и исследования явлений, "выработка в них умения разбираться в цифрах и научно ими оперировать" поможет им впоследствии "стать на свои ноги" в исследовательской работе и "выбраться на дорогу познания явлений, которые представляют предмет изучения".
А. А. Чупров не скрывал сложность и трудность поставленной таким образом задачи. "Сделать статистику скучной, - писал он В. И. Покровскому, - не трудно. Привлечь к ней любовь - ив особенности в рамках начального курса - задача не легкая". Решение такой задачи требовало применения ряда приемов, предназначаемых каждый для определенной цели, но вместе образующих строго продуманную систему педагогического воздействия на учащегося. В основе этой системы лежала забота о том, чтобы сообщить студенту знания в "наиболее целесообразных формах", оберечь от "излишних затрат времени и труда", от опасностей "дикого беспризорного роста" и сопровождающих его двух "специфических болезней": слепой веры в цифры или порожденного разочарованиями огульного скептицизма. Требовалось оказать учащемуся максимальную помощь и поддержку, пробудить в нем интерес к занятиям, которые по сути дела необходимы. "Только в такой атмосфере обучение будет идти нормальным ходом; ею поддерживается в учащемся то чувство радости научения, без которой нет живой педагогической работы".
Основанное на таких предпосылках преподавание статистики в Политехническом институте ставится "в условия, довольно необычные" для того времени: оно превращается в систему статистического обучения, рассчитанную на весь период пребывания студента в институте. В эту систему входили: чтение обязательных лекций студентам первого курса; выполнение всеми студентами обязательных практических занятий по статистике и, далее, по экономической географии; наконец, необязательные семинарские занятия с теми студентами старших курсов, которые стремились глубже изучить теорию статистики и методы статистического исследования. При осуществлении этой системы большое значение имели особые формы "попечения" и "направляющего присмотра" за каждым студентом - и формы, рассчитанные "на обработку масс", и формы оказания помощи тем, кто проявлял повышенный интерес к статистике. Неотъемлемой частью организации преподавания было создание превосходно оборудованного статистического кабинета, где студент находил все необходимое, что могло ему потребоваться для работы.
Подобная система преподавания требовала и огромного педагогического таланта, и большой любви к делу, и большой затраты времени и сил. О том, что работы много, А. А. Чупров писал отцу А. И. Чупрову; "но, - прибавлял он, - я этим не огорчаюсь. От этого и студентам прок, и мне польза и, в конечном итоге, удовольствие".
Нельзя не отметить, что организацию новой системы преподавания А. А. Чупров и замыслил и в сущности выполнил один. В первые годы он сосредоточил в своих руках все преподавание статистики в институте. Только когда прием студентов на первый курс экономического отделения достиг 500-600 человек, для ведения практических занятий по статистике н экономической географии было привлечено еще три преподавателя.
Значение лекций по теории статистики на первом курсе А. А. Чупров видел прежде всего в том, чтобы "пробудить в слушателях интерес к науке", помочь выявиться их стремлениям и наклонностям. Задачей лекций было "не исчерпать, а наметить те руководящие точки зрения, которые могут, при работе и при собственном размышлении помочь ориентироваться в материале", "схватить взаимную связь отдельных частей запутанной системы" статистического знания, указать место этих частей в общей системе. "С тем фактом, что Гуттенберг изобрел книгопечатание, надо считаться", говорил А. А. Чупров.
Лекции А. А. Чупрова были, таким образом, лишены для студента непосредственного, утилитарного значения. Они читались не для того, чтобы изложить определенную сумму установленных знаний в соответствии с программой, не заменяли книг и учебников, не служили для подготовки к экзаменам. Экзамен сдавался по книгам. Минимальным требованием было владение учебником А. А. Чупрова; условием получения повышенной оценки было чтение дополнительной литературы, в том числе "Очерков по теории статистики" А. А. Чупрова.
При всем том лекции А. А. Чупрова имели большой успех и широко посещались студентами. "Вся аудитория полная. Наших на первом курсе полторы сотни, да, должно быть, и другие забежали", писал А. А. Чупров отцу уже в 1903/04 г.5
Лекции А. А. Чупрова были всегда тщательно подготовлены, а в первые годы преподавания - и проконспектированы ("пока не набросаешь чтения на час, на душе неспокойно"); они были насыщены жизненными; хорошо подобранными примерами; излагались ясным, точным и красочным языком, были блестящими по форме. Но было бы неправильно считать, что только эти достоинства лекций А. А. Чупрова привлекали к ним внимание и любовь слушателей. Главный секрет их успеха и влияния заключался в глубине и серьезности их содержания, в логической стройности и строгости выводов, в том, что они отражали результаты живой и неустанной творческой работы, были всегда проникнуты духом настойчивого искания.
Лекции А. А. Чупрова были новы по содержанию. Это были первые лекции, где, в отличие от установившихся традиций, не только излагалась "техника" статистики (организация статистических учреждений, собирание и сводка первичного материала) и некоторые приемы статистической обработки, но где широко рассматривались общие вопросы теорий статистики и давалось логическое обоснование методов и приемов стати стического исследования, в том числе и так называемых математических методов. Лекции вбирали в себя все новое, что появлялось в статистической литературе - русской и зарубежной, все новое, к чему приводила собственная научная работа А. А. Чупрова. Однако важно было не только то, что читалось, но и как читалось. Изложение было направлено не то, чтобы "втянуть студента в размышление", показать пути получения научных выводов. Эта задача достигалась последовательным освещением всех звеньев пути, ведущего к решению рассматриваемого вопроса. Отчетливая постановка проблемы, логическое обоснование возможных методов решения задачи, пока с разных способов подхода к ее решению, постепенное введение трудностей, разбор тщательно подобранных примеров, обязательное истолкование получаемых результатов, вывод предлагаемых формул - таковы были обязательные элементы чупровских лекций по статистике.
Каждая такая лекция, державшая внимание аудитории в неослабевающем напряжении, требовала и от самого лектора "сильного нервного напряжения"; после такой лекции ему приходилось основательно отдыхать. Больше двух часов в день, при 2-3 лекциях в неделю, А. А. Чупров не читал, вел занятия только в Политехническом институте и от других отказывался.
Захватывая в определенной связи ряд вопросов теории статистики, курс лекций А. А. Чупрова не замыкался и не мог замыкаться в определенные, раз навсегда очерченные рамки. Содержание лекций постоянно обновлялось, в круг чтения вводились иные вопросы.
О широте и новизне для того времени проблем, освещавшихся в лекциях А. А. Чупрова, можно составить представление из следующего примерного, но не исчерпывающего перечня. Так, в курсе лекций 1909/10 г. рассматривались следующие вопросы: категорическое исчисление; номография и идиография; "счет", средние; кривые распределения частот; суррогаты сплошного счета; выборка; вопросы измерения связей (типы связей, методы индукции, статистические методы); группировки; выбор характеристик; закон больших чисел и др. В некоторые годы излагались вопросы теории устойчивости, вопросы истории статистики и т. д.; например, первый семестр 1906/07 г. был посвящен вопросам истории статистики (А. А. Чупров работал тогда над трудами В. Петти).
Требования А. А. Чупрова к содержанию и характеру лекций по статистике вытекали из его взгляда на то, каким должен быть "элементарный" учебник статистики.6
В содержание учебника вопросы техники и истории статистики должны входить в такой же мере, как и вопросы собственно теории статистики; только при органическом срастании (Ineinanderwachsen) всех этих элементов статистического знания возможно создание того, что называется "статистической культурой". Учебник должен содержать элементы математической статистики. "Огульным отклонением всего, что предлагают математики, не достигается ничего положительного". Однако насыщением преподавания формально-математическими конструкциями задача создания статистической культуры не может быть разрешена. "Чисто математическая культура по самой сущности своей скорее антагонистична подлинной статистической культуре", и статистическая деятельность математика часто превращается в своего рода непроизводительный спорт.
"Преподавание статистики должно служить не только разуму, открывающему вечные истины, но и деятельности, направленной на злободневные дела современности"; оно должно предохранять от злоупотреблений статистикой со стороны "статистических софистов". Поэтому нельзя требовать от учебника, чтобы он давал исчерпывающее вооружение учащегося всеми средствами, необходимыми в дальнейшем для самостоятельного исследования. Стремление точно отграничить круг возможных задач исследования противоречило бы точке зрения "статистической относительности" - "необходимости разумно и гибко приспособлять выбор статистических средств к меняющимся целям исследования", к особенностям явлений, подлежащих изучению, а также "к особенностям соответственной страны в рассматриваемый отрезок времени".
Учебник должен сообщить учащемуся твердые теоретические принципы, продуманно и систематично изложить исходные положения и представления, на основе которых можно в дальнейшем развивать приемы исследования, отвечающие определенной потребности. Тесное взаимопроникновение общелогического и специфически статистического А. А. Чупров считал традицией русского преподавания, соответствующей и общему характеру духовного склада, и научным интересам русского читателя.
Важное значение имеют в учебнике тщательно подобранные примеры. Задача их отнюдь не ограничивается простой иллюстрацией: примеры должны представлять интерес по существу, пробуждать и воспитывать в учащемся "критическое чутье".
Не менее поучительна постановка А. А. Чупровым обязательных практических занятий, впервые введенных им в систему преподавания статистики. Это не были числовые упражнения, ставившие задачей облегчить усвоение техники приемов, излагавшихся на лекциях. Это была попытка "дать хоть некоторое статистическое воспитание проходящим через экономическое отделение сотням студентов", показать "работу статистики на деле", заставив самого студента произвести статистическое исследование в миниатюре и разрешить самостоятельно пусть небольшую, но представляющую действительный интерес задачу. Конкретный материал для практических занятий черпался, преимущественно, из земских статистических изданий, которые были широко представлены в статистическом кабинете. Тема работы была особой для каждого студента.
Практические работы по статистике на первом курсе должны были "отбить у студента страх перед цифрой", научить его читать статистические таблицы, подходить к табличному ответу на поставленный вопрос, пользоваться приемами сравнения и сопоставления рядов. Продолжением этих занятий были практические занятия по экономической географии (на втором курсе), задуманные вместе с проф. В. Э. Деном, но под руководством тех же преподавателей статистики и заключавшиеся в связном исследовании студентом более обширной темы описательного характера. Существенной особенностью постановки обязательных практических занятий была широко развитая система "индивидуальных бесед".
Ведение практических занятий по статистике, построенных на указанных основаниях, А. А. Чупров позже целиком передал другим преподававтелям, оставив за собой лишь лекции на первом курсе и необязательный семинар для студентов старших курсов.
В отличие от других семинаров на экономическом отделении, семинар А. А. Чупрова не был семинаром рефератного типа, где каждый участник отвечал сам за себя, разрабатывал отдельную, специально его интересующую тему и лишь о результатах своей работы сообщал на собраниях семинара. Работа семинара А. А. Чупрова не выливалась и в определенную, раз навсегда закрепленную форму; наоборот, ее характеризовали гибкость и разнообразие форм, их определенная эволюция. Однако при всем разнообразии форм работа семинара имела некоторые общие и характерные особенности. Их можно свести к трем главным: 1) коллективность в работе участников семинара, 2) непосредственное участие руководителя в работе всего семинара, его заинтересованность в результатах этой работы и 3) обязательная работа участников семинара над конкретным материалом.
Коллективность в работе семинара достигалась прежде всего общностью его основной темы. При разработке этой темы каждый участник семинара мог выбрать себе задачу по своему вкусу и "по плечу" и тем внести свою лепту в общее дело.
Особенностью выбранной темы определялось и сочетание конкретных форм занятий семинара. Иногда эти занятия выливались в форму чтения специального факультативного курса, сопровождаемого работой студентов над фактическим материалом. Такой специальный курс ставил целью дать студенту "школу ума". Темой чтения выбирались вопросы, методологически достаточно сложные, но в то же время теоретически наиболее разработанные; в частности, из года в год А. А. Чупров читал специальный курс измерения смертности. Упражнения студентов параллельно слушанию курса приобретали характер "опробования" освещаемых на лекциях приемов и не имели характера связного исследования.
Позднее преобладающей формой семинара стала та, при которой в центре внимания оказывалось исследование конкретного вопроса при помощи комплекса методов. Фактический материал играл здесь не пассивную роль для испытания тех или иных методов, а служил в первую очередь для решения конкретной проблемы, представлявшей интерес по существу. При выборе подобной темы семинара непременным условием было то, чтобы она открывала возможность применения приемов исследования "более тонких и замысловатых, чем те, которые обычно применяются",- ознакомление студентов с этими приемами и проверка их эффективности. В семинаре разрабатывались, например, вопросы выборочного исследования и вопросы измерения устойчивости. Однако эти вопросы, крайне интересовавшие А. А. Чупрова, все же давали мало материала для конкретных исследований. Гораздо плодотворней в этом отношении оказались построения английской школы, в частности приемы измерения связей. Испытанию этих приемов посвящены многие работы семинара: изучалась связь между потреблением водки и урожаем, связь между урожаем и горимостью, между рождаемостью и смертностью и т. п.
При второй форме семинара общая постановка вопроса и теория главных приемов, предполагавшихся к применению, давалась также в лекционном изложении руководителя; он же подводил итоги работы, выполненной в семинаре над конкретным материалом, намечал перспективы работы на будущее, освещал новые приемы, необходимость которых возникла в ходе исследования. Время от времени на собраниях семинара ставились доклады участников о достигнутых особо поучительных результатах работы-в области теории отдельных приемов или в области разработки конкретного материала.
Такой организацией семинара достигалась связь в работе его участников, взаимный интерес к работе каждого, взаимопонимание и взаимопомощь.
Важным звеном в работе и центром, где устанавливалась взаимосвязь, был статистический кабинет. В кабинете каждый желающий работать мог получить литературу по любым вопросам статистики-литературу, продуманно подобранную и постоянно тщательно пополняемую всем, что выходило важного и значительного по статистике в России и за границей. В кабинете же можно было найти и любые технические средства статистических вычислений. Здесь же постоянно встречались участники семинара, делились своими удачами или затруднениями в работе. Отсюда вести об этих удачах или затруднениях тем или иным путем доходили и до А. А. Чупрова, который в случае необходимости приходил на помощь и своими указаниями всегда умел вдохнуть жизнь в работу, раскрыть перед ней новые перспективы, "поддержать дух у сомневающихся", побудить их к новым исканиям.
Участие в семинаре было сопряжено с затратой немалого труда, в том числе и на кропотливые вычислительные работы. Однако этой работе все участники семинара охотно отдавали свое свободное время. Впрочем, семинар А. А. Чупрова и не был рассчитан на достижение быстрого и легкого успеха; работе в нем с самого начала ставились "суровые условия". Главной целью семинара было привитие его участникам "надлежащей школы", качеств, которые необходимы для постановки и доведения до конца самостоятельного научного исследования, а это достигалось путем длительного, трудного искуса.
От того, кто выдерживал этот искус и становился учеником А. А. Чупрова, требовалось овладение "наиболее совершенной техникой труда", в том числе и приемами работы, "отточенными математикой". Но не это было главным; главное было в том, чтобы сами математические методы исследования "пронизать духом статистики". "На высоте задачи" оказывался лишь тот исследователь, который "владел материалом и владел предметом исследования": критически относился к привлеченному им материалу, подбирал приемы работы в соответствии с поставленной задачей, "щепетильно оценивал добытые результаты".
Преподавательская деятельность А. А. Чупрова выходила далеко за рамки руководства собственно учебной работой студентов-их обязательными и необязательными занятиями по статистике. Устанавливавшееся - преимущественно на почве семинарских занятий-общение со студентами постепенно претворялось в более постоянное. Студентов-учеников А. А. Чупров вводил в круг своих научных планов, широко привлекал к участию в собственных работах.7 По окончании института ученики А. А. Чупрова всегда могли пользоваться его советами и поддержкой в своих научных работах.
Подготовку молодых научных работников А. А. Чупров рассматривал как труд, равноценный его собственной научной работе, и щедро уделял ему и время, и силы. По собственному признанию А. А. Чупрова, треть его рабочего времени уходила на научную переписку: за советом и помощью обращались к нему не только его ученики, но и много лиц со стороны.
По мере возможности, А. А. Чупров просматривал все работы своих учеников, предназначавшиеся к печати, некоторые из них он редактировал. Но исключительная доброжелательность и внимательность к ученикам не мешала ему быть весьма строгим во всем, что касалось оценки их научных работ. Просмотренные работы неоднократно возвращались авторам для переделки, дополнения или улучшения изложения, если они не вполне удовлетворяли весьма высокому уровню требований А. А. Чупрова к любому научному произведению.


ПРИМЕЧАНИЯ:


1 Ср. А. А. Кауфман. Статистическая наука в России. М., 1922, стр. 133.
2 Единственный материал о постановке преподавания статистики у А. А. Чупрова содержат речи, произнесенные на торжественном заседании Совета экономического факультета Ленинградского Политехнического института им. М. И. Калинина 30 мая 1926 г., посвященном памяти А. А. Чупрова; но материалы этого заседания опубликованы в малодоступном издании (см. "Известия экономического факультета", вып. I. (XXV), 1928, изд. Экономического факультета ЛПИ).
3 А. А. Чупров. Выборочное исследование (речь, произнесенная на общем собрании XII Съезда русских естествоиспытателей и врачей в Москве 6 января 1910 г.), стр. 8.
4 Здесь, как и в дальнейшем, в кавычках даются собственные слова А. А. Чупрова, почерпнутые из его статей, а также из неопубликованных писем к его отцу А. И. Чупрову и другим лицам.
5 Аудитория первого курса экономического отделения вмещала 400-500 человек.
6 Этот взгляд изложен в рецензиях А. А. Чупрова об учебниках статистики.- См. в особенности А1. А1. Tschuprow Lehrbucher der Statistik ("Nordwisk Statistic Tidskrift", В. I, Н. I, 1922) и его рецензию об учебнике Мортара (там же, В. II, Н. I, 1923).
7 См. ссылки на выполненные студентами работы в "Очерках по теории статистики", изд. 2-е, стр. 361 (работа Н. С. Четверикова) и в работе Zur Frage des sinkenden Knabenuberschusses unter den Ehelichgeborenen (Anhang. Anmerkungen zu den Tabellen).

Опубликовано на Порталусе 08 декабря 2004 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама