Рейтинг
Порталус

Миграционная политика индустриальных государств и «черный рынок» труда. «Утечка мозгов»

Дата публикации: 09 февраля 2007
Автор(ы): ВИДЯПИНА В.И.
Публикатор: Чикишев Артем
Рубрика: ЭКОНОМИКА МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА →
Источник: (c) http://lib.vvsu.ru/books/
Номер публикации: №1170978538


ВИДЯПИНА В.И., (c)

Возросшие социальные издержки применения иностранной рабочей силы обусловили такую особенность современного мирового рынка труда, как его государственное и межгосударственное регулирование. Страны-реципиенты поставлены перед необходимостью не только совершенствовать миграционное законодательство и ограничивать прибытие иностранцев в страну, в особенности в 70-е и 80-е годы, но и проводить активную социальную политику, способствуя адаптации иммигрантов и поднятию их общеобразовательного, квалификационно-профессионального и культурного уровней.

Ожесточившаяся в последнее двадцатилетие миграционная политика США и стран Западной Европы, тем не менее, не смогла кардинально уменьшить приток иммигрантов. Однако такая политика во многом способствовала резкому увеличению масштабов нелегальной миграции и распространению полурабских форм использования труда иностранцев. Формированию «черного рынка» труда содействовал целый ряд факторов. Это и прежнее стремление предпринимателей использовать дешевую рабочую силу и экономить на оплате труда, технике безопасности, социальном страховании и пенсионном обеспечении. Подобному стремлению отвечает и готовность большинства иммигрантов из развивающихся стран, а в последние годы — из стран Восточной Европы и бывшего СССР, работать на любых условиях. Определить истинные размеры нелегальной миграции практически невозможно. По оценкам экономиста Э.П. Плетнева, ежегодный приток нелегальных иммигрантов в США доходил в 80-е годы до 1,2 млн. человек, а общее число подпольных иммигрантов в стране варьирует от 2 до 13 млн. человек. Большое распространение получила нелегальная миграция в Японии, Южной Америке. Растет приток нелегальных мигрантов и в Западную Европу, а также на Ближний Восток. Попытки стран-реципиентов противодействовать этой тенденции варьируют от ужесточения законодательных мер, пограничного контроля до принудительной депортации. Однако подпольное применение иностранной рабочей силы не сокращается в силу особой выгодности для предпринимателей этого самого бесправного и дешевого контингента рабочей силы. Штрафные санкции со стороны государства многократно компенсируются получаемыми прибылями. Кроме того, «черный рынок» рабочей силы оказывает, несомненно, некоторое давление на легальный рынок, увеличивая общее предложение труда.

Вместе с тем, необходимо отметить и такую черту, как сложившееся своеобразие разделения труда между иностранцами и местными рабочими. Первые, как правило, выполняют самую неквалифицированную, грязную и низкооплачиваемую работу. Подтверждением этой тенденции служит тот факт, что с активизацией ограничительной миграционной политики в 70-е годы в странах Западной Европы выросло число вакансий в некоторых секторах занятости, где традиционно трудились иностранцы, поскольку местное население в какой-то степени отвыкло выполнять не престижную и неквалифицированную работу.

Неквалифицированные рабочие, преимущественно выходцы из развивающихся стран, составляют важный, но не единственный значимый поток рабочей силы в развитые индустриальные страны. Характерной чертой современного мирового рынка труда является миграция интеллектуального труда, известная как «утечка мозгов», а также миграция высококвалифицированных рабочих и технического персонала. «Погоня за умами» стала одним из определяющих факторов экономического процветания в условиях международной гиперконкуренции. Безусловное лидерство в этой области принадлежит США, которые за последние два с лишним десятилетия привлекли из развивающихся стран 250 тыс. высококвалифицированных специалистов, из Западной Европы — порядка 20 тыс. человек лишь за 1968-78 гг. Активно привлекают иностранных специалистов и сами западноевропейские страны.

Миграция специалистов обусловлена в целом теми же факторами, что и неквалифицированной рабочей силы. В первую очередь, надо отметить различный уровень экономического и социального развития стран. Ученые и специалисты покидают свою страну, если находят в другой стране более высокое материальное вознаграждение, неограниченные возможности для творчества и саморазвития, лучшее лабораторное оборудование, более комфортные бытовые условия, больше гражданских прав и демократических свобод.

Миграция специалистов имеет отличные от миграции неквалифицированных рабочих последствия как для страны-донора, так и для страны-реципиента. Миграция неквалифицированных рабочих достаточно благоприятна для страны-донора, так как позволяет уменьшить безработицу и связанные с ней социальные издержки и расходы и, во-вторых, эмигранты, пересылая часть заработка на родину или привозя его домой по возвращении, снабжают тем самым отечественную экономику валютными ресурсами. В 1973 г., когда ограничительное законодательство западноевропейских стран и кризис еще не начали сдерживать приток мигрантов, совокупная сумма пересылаемых на родину средств была максимальной за послевоенный период и составляла по отношению к экспортной выручке в Турции 90%, в Португалии — 59, в Греции — 51, в Югославии — 49, в Италии — 23%. Страна-донор также выигрывает в том отношении, что часть эмигрантов получает за границей образование, профессиональную подготовку, приобщается к производственной культуре и в случае возвращения на родину приносит с собой более высокую культуру производства. То есть происходит повышение ценности и экономической эффективности трудовых ресурсов стран-доноров.

При эмиграции квалифицированных рабочих и инженерно-технического персонала, ученых и специалистов страна-донор оказывается в большем проигрыше. Она теряет все капитальные затраты, вложенные в подготовку этих кадров. Отечественный рынок труда теряет «сливки» рабочей силы, интеллектуальную элиту, творческий потенциал которой служил первоосновой и залогом развития экономики в условиях НТР. Таким образом, страна-донор ухудшает свое сегодняшнее положение и утрачивает перспективы развития в будущем. Соответственно все потери страны-донора оборачиваются выигрышем страны-реципиента. По самым скромным подсчетам, экономия США лишь в сфере образования и научной деятельности составила за последнюю четверть века более 15 млрд. долл. Прибыль, получаемая от использования иностранных специалистов, в Канаде в 7 раз, а в Великобритании в 3 раза выше суммы, выделяемой в качестве помощи развивающимся странам.

Развитые индустриальные страны привлекают иностранных специалистов в количестве, намного превышающем реальные потребности. Тем самым создается конкуренция не только между местными и вновь прибывшими работниками, но и среди самих иммигрантов. Все это способствует снижению оплаты труда и повышению интенсивности труда иностранных специалистов. Кроме того, оставшаяся невостребованной часть ученых и специалистов вообще не используется в соответствии с их профессией. Многие мигранты — артисты, врачи, ученые — не могут устроиться по специальности и работают таксистами, сторожами, официантами. Печальный опыт ряда соотечественников тем не менее не служит фактором, сдерживающим дальнейшую эмиграцию, в частности из стран Восточной Европы и бывшего СССР. Как ни прискорбно это констатировать, но даже неквалифицированная работа не по специальности в чужой стране часто оплачивается выше, чем труд физика-ядерщика, врача, инженера, профессора у себя на родине. Поэтому поток квалифицированных работников из бывшего Советского Союза не сокращается, а напротив, имеет тенденцию увеличиваться в связи со снятием ограничений на выезд и по мере обострения социально-экономических противоречий внутри страны. По оценкам, в ближайшие 10 лет эмиграция из бывшего Советского Союза может достигнуть от 7 до 30 и даже 50 млн. человек. Если отбросить крайние оценки, принять во внимание установление квот на прием наших эмигрантов в странах Запада, все равно результаты прогноза окажутся печальными, ибо будут означать невосполнимую для страны людскую потерю.

Совершенно очевидно, что в России назрел вопрос о разработке целостной системы государственного регулирования национального рынка труда с учетом влияния на него мирового рынка рабочей силы. По мере вовлечения нашей страны в мировой миграционный кругооборот возникает потребность в создании системы социально-правовой защиты эмигрантов, организации консультационной помощи для выезжающих и въезжающих в страну, оказании помощи при заключении трудовых контрактов и т.д. При этом необходимо, чтобы такая политика строилась на основе двух- и многосторонних межгосударственных соглашений. Опыт подобного сотрудничества государств-доноров и государств-реципиентов уже имеется в мировой практике.

Опубликовано на Порталусе 09 февраля 2007 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама