Рейтинг
Порталус

Креативный класс в структуре региональной экономики

Дата публикации: 30 октября 2007
Автор(ы): Крылов А. Н.
Публикатор: Kniga2011
Рубрика: ЭКОНОМИКА МАРКЕТИНГ →
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1193692440


Крылов А. Н., (c)

Сайт автора: www.krylov.eu

Крылов А. Н. Креативный класс в структуре региональной экономики // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. Серия 8. Экономика. Выпуск 6. - Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, 2007. С. 15 – 19

Идея взаимосвязи развития человеческого потенциала и экономического успеха отдельно взятого субъекта (предприятия, организации, города, региона) рассматривается разными научными направлениями и в разных плоскостях. В современной научной литературе все чаще ставится под вопрос модель, согласно которой важнейшей движущей силой развития общества является экономический рост, неизбежно ведущий к социальному прогрессу. В качестве альтернативы модели экономического роста часто предлагаются модели развития человеческого потенциала, строящейся на удовлетворении потребностей и устремлений человека. То есть, экономический рост должен рассматриваться более как средство, нежели как цель развития, а основными показателями успеха, наряду с ВВП, должны быть названы качество и доступность здравоохранения, образования, информации. Это принцип применяется при вычислении Индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП), разработанном пакистанским экономистом Махбубом эль Хаком (Mahbub ul Haq) и с 1993 г. используемом ООН в соответствующем ежегодном отчёте.
Перед экономистом вопрос развития человеческого потенциала стоит, в том числе, и с точки зрения достижения устойчивого развития, получения прибыли, оптимизации экономических условий. Вопросы влияния профессиональной подготовки, качества кадров, наличия квалифицированных специалистов на экономику регионов в экономической теории изучены достаточно хорошо. Вместе с тем, в самое последнее время, то есть во второй половине первого десятилетия XXI века, проблема человеческого потенциала открылась перед экономистами в новой перспективе . Это связано в первую очередь с выделением нового социального слоя, характеризуемого, как креативный класс. Автором идеи креативного класса стал американский профессор Ричард Флорида, напрямую связавшим развитие креативного класса с экономическим успехом регионов.

Ядро креативного класса, согласно Р. Флориде, составляют люди, занятые в научной и технической сфере, архитектуре, дизайне, образовании, искусстве, музыке и индустрии развлечений, чья экономическая функция заключается в создании новых идей, новых технологий и нового креативного содержания. Автор подчеркивает креативность не как социально-культурную, а именно как экономическую функцию. Кроме ядра креативный класс включает в себя обширную группу креативных специалистов, работающих в бизнесе и финансах, праве, здравоохранении и смежных областях деятельности. Эти люди занимаются решением сложных задач, для которых требуется независимость мышления и высокий уровень образования человеческого капитала. Сюда относятся все представители творческий профессий - художники, инженеры, музыканты, специалисты по вычислительной технике, писатели, предприниматели – те, кто разделяет общий творческий этос, для которого важны креативность, индивидуальные особенности и личные заслуги. Для представителей креативного класса все аспекты и все проявления креативности -технологические, культурные и экономические - взаимосвязаны и не разделимы . По некоторым параметрам к креативному классу можно было бы отнести и духовенство, однако оно не несет специальной экономической функции и потому остается за рамками названной социальной группы.

Перевод книги профессора Р. Флориды на русский язык вызвал в России огромной интерес. Согласно количеству ссылок и комментариев в Интернете словосочетание «креативный класс» в России употребляется даже чаще, чем в странах Западной Европы. С одной стороны, это говорит о возможно более высоком интересе отечественных обществоведов к классовому структурированию общества и определению перспектив общественного развития с точки зрения доминирования отдельных социальных групп, с другой – объективно показывает остроту проблемы креативного класса в России.
В советской и российской традиции группа, выделяемая сегодня как креативный класс, определялась понятием «интеллигенция» или «творческая интеллигенция». Российский энциклопедический словарь определяет интеллигенцию как «общественный слой людей, профессионально занимающийся умственным, преимущественно сложным творческим трудом, развитием и распространением культуры» . Согласно Г. Н. Соколовой предпосылкой появления интеллигенции было отделение умственного труда от физического. В античную эпоху такими группами явились древнегреческие мыслители (философы, математики, жрецы и др.). В средневековой Европе их место заняло духовенство, верхушка которого входила в класс феодалов. С утверждением капитализма возникает общественный слой людей умственного труда, живущих за счет продажи его продуктов или своей рабочей силы. Поначалу, крупнейшими профессиональными группами интеллигенции были юристы, учителя, врачи; позже к ним присоединились инженерно-технические работники. Развитие средств массовой информации и массовой культуры породили "индустрию сознания" (журналисты, специалисты кино, телевидения и радио, рекламы и др.). В настоящее время меняется характер труда интеллигенции: работа в одиночку, по типу ремесленной, сменяется трудом по индустриальному образцу, в больших коллективах; специализация массы работников умственного труда, как правило, сужается. Эти тенденции приводят к росту удельного веса специалистов среднего и низшего звена - техников, лаборантов, медсестер, рядовых конторских служащих и др., труд которых проходит по заданным программам и носит скорее рутинный характер. В связи с этим многие социологи все чаще относят понятие «интеллигенция» лишь к верхнему ее слою, занимающемуся творческим трудом.
Мы видим, что идея выделения креативного класса сама по себе не нова, даже если Р. Флорида говорит о «появлении нового общественного класса» . Вместе с тем, Р. Флорида смог увидеть новую проблему и новую роль интеллигенции в жизни современного общества, в частности и ее экономическую роль. «Поскольку креативность — это движущая сила экономического развития, креативный класс к настоящему времени занял в обществе доминирующее положение. Только уяснив себе феномен роста этого нового класса и его характерные ценности, мы будем в состоянии понять природу масштабных и на вид изолированных изменений в нашем обществе и более рационально планировать будущее» .

В современной российской экономике наряду с ростом сырьевого и промышленного производства происходит реиндустриализация. Объективная оценка как российских, так и мировых тенденций современного цивилизационного развития показывает значимость культурного потенциала на стадии перехода от индустриального к информационному обществу. С повышением уровня социальной культуры и образования связана интенсивность преодоления обществом комплекса социальных, религиозных и межнациональных противоречий.
В непрерывном изменении находится и сам процесс производства. Сегодня в нем появляется все больше интеллектуальной составляющей, все больше творческой мыслительной энергии применяется для производства продукции. Если раньше мы создавали больше физических, предметных вещей, то сегодня мы создаем больше программной продукции, вещей бестелесных, но являющихся продуктом, который продается на тех же рынках и доля которого становится все выше и выше .

Значимость креативного класса для России обусловлена, в том числе, и сокращением численности населения страны. Вектор демографических процессов в короткое время изменить, к сожалению, невозможно. Разными могут быть лишь темпы сокращения населения. Потому идет поиск того, что кроме умелой миграционной политики можно противопоставить неблагоприятной тенденции сокращения количества россиян? Только значительное повышение качественного измерения человеческого потенциала, т.е. их физическое и интеллектуальное состояние. И в том, и в другом параметрах решающую роль наряду с объективными условиями жизни играет образование. Для развитых стран в XXI веке будут характерны такие процессы, как быстрое приближение к модели почти полного охвата молодежи высшим образованием, бурным ростом численности и удельного веса специалистов и особенно ученых. К 2010 г. рабочие занятые физическим трудом будут составлять не более 10%. Самой динамичной и эффективной составляющей экономики считается владение научными знаниями и информацией, способность к творчеству и постоянному обучению. Уже сейчас человеческий капитал в общей структуре совокупного капитала стран Западной Европы и Японии составляет около 70% .

Какие задачи стоят в этой связи перед Россией и ее регионами? Для удержания массового оттока рабочей силы предстоит воспитать креативное и талантливое молодое поколение. Но этого, по мнению Р. Флориды, тоже недостаточно. Чтобы действительно добиться успеха, России необходимо научиться использовать глобальные потоки таланта. Города и регионы должны обрести статус городов мирового класса, притягательных для притока квалифицированных профессионалов из-за рубежа и удержания местных талантов от соблазна поиска более подходящего креативного климата. По оценкам Р. Флориды, сейчас в России 13 млн. представителей креативного класса, что соответствует второму после США месту в рейтинге абсолютного числа креативных профессионалов. Однако по доле в общей рабочей силе Россия находится лишь на шестнадцатом месте, а по разработанному Флоридой агрегированному показателю - Мировому индексу креативности уже на 25-м. Креативный класс показывает, как некоторые американские города прошли через такую трансформацию. Удачным оказался опыт тех городов, которые создали благоприятные условия для креативности в деловой и общественной жизни .
Вопрос о месте креативного класса в региональной экономике России, несмотря на его возрастающую значимость и всеобщее признание, практически не поднимался. Существующие публикации в своем большинстве говорят о проблеме в масштабах России, но опускают то положение, что реальное изменение возможно только с учетом развития регионов. Практически одновременно с публикацией книги Р. Флориды «Креативный класс» вышла в свет похожая книга британского исследователя Чарльза Лэндри «Креативный город». Оба автора показывают, что развитие креативного класса имеет непосредственное значение для экономического развития городов и регионов. «Сами креативные профессионалы, в свою очередь, не просто концентрируются там, где требуется рабочая сила. Они живут там, где им нравится, и предпочитают центры творческой активности. Креативность всегда цвела пышным цветом в определенных местах — от классических Афин и Рима до Флоренции эпохи Медичи и елизаветинского Лондона и вплоть до Грин-вич-Вилидж и района залива Сан-Франциско. Как отметила давным-давно великая урбанистка Джейн Джейкобс, успехом пользуются места многомерные и неоднородные — они не обслуживают какую-либо одну промышленность или единственную демографическую группу; их отличает обилие творческих стимулов и креативное взаимодействие. В своей консультационной практике я часто объясняю ведущим политикам и бизнесменам, - пишет Р. Флорида, - что месту необходим человеческий климат - или креативный климат - наравне с благоприятными условиями для бизнеса. Такие города, как Сиэтл, Остин и Торонто уловили многомерный характер данной трансформации и стремятся стать не просто центрами технических инноваций и высокотехнологической индустрии, а развитыми креативными сообществами . Причем, у регионов по некоторым критериям существует больше возможностей, для привлечения и развития креативного класса, чем у столиц и крупных метрополий. С одной стороны, Москва, остается в России местом притяжения творческой интеллигенции, центром креативности, культуры, искусства. С другой стороны, Москва является самым дорогим городом России, а для иностранцев, вторым по величине цен городом в мире. Сами условия жизни в Москве, с бесконечными пробками, неудовлетворительной экологией и прочими недостатками, не делают Москву особо благоприятным городом для жизни и творчества. В пользу Москвы говорит лишь высокая концентрация представителей креативного класса, существование некоторого креативного сообщества, а главное – отсутствие какой-либо конкуренции в регионах.
Американский эксперт Керк Уотсон в публикации одного из российских деловых журналов отмечает, что важное место креативного класса в развитии экономики регионов связано с глобальными процессами, которые будут определять развитие бизнеса в XXI веке. «Когда-то структурной единицей была империя, но в прошлом веке могущество перешло к национальным государствам или сверхдержавам. В XXI веке мы не увидим ни империй, ни сверхдержав. Основой мировой экономики станет гораздо меньшая структурная единица — регион. Я называю регионом крупный город с населением более миллиона человек или ряд городов, образующих некий экономический коридор. Маленькие регионы могут обладать большей экономической властью, чем крупные, поскольку сегодня уже нет необходимости в крупных материальных и человеческих ресурсах. Мы можем круглосуточно контактировать с покупателями во всех регионах мира. Фактически, нажав кнопку на компьютере, вы получаете доступ в любую точку пространства. Второе изменение в экономике — переход от конкуренции фирм за рынки сбыта к конкуренции городов за творческих профессионалов. Они становятся главным ресурсом постиндустриальной эпохи.» .
По мнению Р. Флориды и Ч. Лэндри Париж, Лондон, Нью-Йорк продолжают утрачивать привлекательность для креативного класса, а Дублин, Барселона и ряд других городов, не являвшихся мировыми метрополиями, становятся все более привлекательными. В Европе в качестве одной из возрождающихся культурных столиц становится Берлин, что в немалой степени связано с относительно низкой стоимостью жизни в немецкой столице и политикой региона, направленной на поддержание свободы творчества, развития культуры и нетрадиционных форм самовыражения. Город Бремен, некогда процветающий посредством морской торговли, сегодня позиционирует себя то как город науки, то как культурную столицу, то как центр сосредоточения компьютерных фирм и технологий. Маркетинговая политика Бремена направлена, в том числе, на развитие и привлечение креативного класса, а сочетание хорошо развитой инфраструктуры, большого предложения в сфере культуры и искусства со средними для европейских городов территориальными масштабами делают город привлекательным для приезжающих специалистов. Данные действия сочетаются с концепцией Ч. Лэндри о трансформации классических экономических отношений и роли регионов, в которых развитие знаний и творческого потенциала территорий становятся для регионов не просто элементом политики, но и фактором выживания.
В работе Ч. Лэндри «Креативный город» показано, что начиная с 80-х гг. ХХ в. экономика пошла рука об руку с культурой. В результате изменилась ментальность самих работников культуры. Если раньше они просили денег поскольку культура самоценна и ее должно содержать, то теперь они говорят обратное и смотрят где они могли бы быть полезны для развития экономики, социальной сферы и решения городских проблем. Культура от пассивной, охранительной, защитной позиции перешла к позиции кооперации, сотрудничества и партнерства с другими, не принадлежащими сфере культуры институтами. Если раньше культура рассматривалась как затратная сфера, то теперь она стала ресурсом развития региона. Ч. Лэндри называет культуру позвоночником общества, дающим уверенность и устойчивость, и вовсе не является щитом, которым мы закрываемся от действительности.
Культурные ресурсы по Ч. Лэндри – это тот материал, из которого делаются перемены, а творчество и творческий подход – это то, что позволяет материал использовать во время перемен. Внимание к культуре будет увеличиваться, так как в век перемен нам нужна твердая почва под ногами . Свой взгляд на развитие этой идеи мы найдем у Р. Флориды: «Жизнь все больше определяется случайными обязательствами. Мы переходим с одной работы на другую с удивительной легкостью и беззаботностью. Если прежде люди объединялись рамками общественных институтов, формируя групповую идентичность, существенной чертой современной жизни стало создание индивидуальной идентичности» .
После публикации книг «Креативный класс» и «Креативный город» появился целый ряд восторженных статей, воспринимающих авторские концепции в качестве действенных рецептов по строительству нового общества. Вместе с тем, нельзя забывать, что каждая из концепций лишь помогает систематизировать и понять проблемы, увидеть определенные перспективы. Работа с этими концепциями необходима в преломлении к особенностям отдельных регионов и с учетом анализа конкретной экономической ситуации. В названных публикациях справедливо показано, что креативный потенциал города является необходимым условием для привлечения в него успешных компаний и высококвалифицированных специалистов. В тоже время, нужно помнить, что для большинства предприятий важнейшими являются такие экономические факторы, как стоимость рабочей силы, экономическая стабильность региона, уровень криминальности, развития инфраструктура. Бесспорными признаем положения о том, что появление и развитие новых идей являются решающими для развития компании. В тоже время, не менее решающими остаются факторы претворения этих идей в жизнь. В России с новыми идеями и новыми научными разработками не было особых проблем уже на протяжении достаточно длительного времени, однако проблемы с применением новых разработок остаются и сегодня. В сравнение с американским обществом, в России более низкая предпринимательская инициатива, а в Германии, например, - значительно более низкий уровень готовности коммерческого риска.

Выделение нового вида экономики - «креативной экономики» (Business Week, 2000), выделение креативной индустрии (Джон Хокинс, 2001) и, наконец, вычленение особого креативного класса наглядно демонстрирует и анализирует развитие определенных социально-экономических тенденций. Данные тенденции анализируются консалтинговыми компаниями, активно обсуждаются в деловых журналах, но пока редко рассматриваются университетской наукой. В предложенной работе показано лишь несколько элементов, которые в перспективе должны стать предметом последовательного анализа ученых – экономистов, социологов, политологов, культурологов. Практическая значимость выделения креативного класса сформулирована уже сейчас. Работа по созданию в городах и регионах креативного сообщества содействует укреплению человеческого потенциала, созданию культурной и туристической привлекательности территорий, развитию инфраструктуры, привлечению в регионы успешных предприятий и предпринимателей, привлечению инвестиций. Задачей экономистов и политиков в этом случае является умелое использование креативных ресурсов; выполнение особых программ в отношении региональной интеллигенции, позволяющих представить ее как особый, действенный и влиятельный класс; последовательные действия на претворение целевых концепций по формированию креативного потенциала региона. Задачей ученых остается всесторонний анализ ситуации и научное прогнозирование, связанное в том числе, и с применением отдельных инструментов работы креативного класса и влиянии этих инструментов на региональную экономику.



Литература:
1. Defillippi, Robert J.; Arthur, Michael B.; Lindsay, Valerie J.: Creative Collaboration in the Global Economy. Blackwell Publishing (Taschenbuch - Oktober 2006)
2. Florida, Richard: America’s Looming Creativity Crisis. In: Harvard Business Review, October 2004. S. 122-136
3. Grimm, Heike: Die kreative Klasse – Kultur entscheidet uerber Erfolg. Universität Erfurt und Max-Planck-Institut zur Erforschung von Wirtschaftssystemen, 2005
4. Howkins, John: The Creative Economy. How People Make Money from Ideas von Penguin Books Ltd (UK), 2001
5. Hueetlin, Thomas: Was Staedte sexy macht. In: Spiegel 2007, Nr. 34. S. 98-106
6. Доклад о развитии человека 2006: http://www.un.org/russian/esa/hdr/2006/hdr2006_hdi.pdf;
7. Лэндри Ч. Креативный город. М. Изд-во Классика XXI, 2005
8. Плаксий С. И. Парадоксы высшего образования. М.: Национальный институт бизнеса. 2005.
9. Уотсон, К. Традиционные отрасли экономики утратили самостоятельное значение // Деловой квартал. 16.10.2006
10. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее, М., «Классика-XXI», 2007


Об авторе:
Крылов Александр Николаевич – доктор философии, преподаватель Института мировой экономики и международного менеджмента Бременского университета, профессор Национального института бизнеса.

Официальный текст со сносками: Крылов А. Н. Креативный класс в структуре региональной экономики // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. Серия 8. Экономика. Выпуск 6. - Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, 2007. С. 15 – 19
© Ссылка на источник обязательна!

Опубликовано на Порталусе 30 октября 2007 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): маркетинг территорий и регионов, продвижение территорий, креативный класс, интеллигенция, творческая прослойка, слои, классы, структуры, маркетинговые инструменты



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама