Проблемы системы образования РФ в свете происходящих реформ
В начале XXI в., Россия позиционируется в системе международных отношений как одна из лидирующих стран. В то же время, характеристики её экономики демонстрируют явное отставание от большинства развитых стран с рыночной экономикой: отраслевая структура экспорта показывает, что в экономике доминируют добывающие отрасли (прежде всего ТЭК) и металлургия, а высокотехнологичная продукция составляет 10-12%. Очевидно, что без модернизации экономики, подъёма наукоёмких отраслей Россия не сможет стать полноценной мировой державой, мощной и политически, и экономически. Поэтому, одной из первоочередных задач должно стать формирование современной системы подготовки высококвалифицированных кадров для наукоёмких отраслей. Понятно, что без налаженного механизма, эффективное управление в этой сфере ни в рамках государственного аппарата, ни частных предприятий невозможно. Существующая на данный момент система образования (СО) постепенно теряет свою эффективность. Увеличивается разрыв между различными уровнями системы, происходит отрыв теории от практики, растёт количество выпускников, не работающих по специальности, а позиции российских ВУЗов в международных рейтингах постепенно падают.
Чтобы изменить сложившуюся ситуацию, правительством РФ проводится реформа системы образования, которая сочетает как содержательные и методические (педагогические) изменения, так и организационно-экономические преобразования.
Первые - такие, как введение системы профильных классов в средней школе, делают акцент на самостоятельной работе студентов в высшей. Общая идеология вторых сводится к усилению конкуренции между различными участниками образовательного процесса на разных уровнях организации системы образования.
Организационно-экономические составляющие реформы образования зафиксированы в ряде официальных документов таких как: Федеральная программа развития образования на 2001-2005 годы (утверждена Федеральным законом № 51-ФЗ от 10 апреля 2000 г.); Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (одобрена распоряжением Правительства РФ № 1756-р от 29 декабря 2001 г.). Рассмотрев данные документы, выделить основные компоненты проводимых изменений достаточно просто, тем более, что обсуждение рассматриваемой реформы, как широкой общественностью, так и сугубо научными кругами ведётся достаточно давно. Например, В. Тамбовцев, доктор экономических наук, профессор Экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, рассматривает следующие основные моменты:
1. Обеспечение конкуренции между общеобразовательными школами за привлечение учащихся путем введения системы нормативного бюджетного финансирования образовательных учреждений, в рамках которой бюджетное финансирование текущих расходов школы определяется в соответствии с численностью учащихся в ней .
2. Установление связи (в той или иной форме) между качеством работы учителя и уровнем оплаты его труда .
3. Введение независимой оценки уровня и качества знаний выпускников средних школ в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ), результаты которого должны служить основанием для выбора родителями образовательного учреждения для своих детей .
К указанным моментам, автор данной статьи может добавить такие немаловажные тенденции как:
4. Видимое желание государства (в лице главы Минобразнауки А. Фурсенко) произвести перерасчёт бюджетных средств, выделяемых на финансирование высших учебных заведений, чтобы в конечном итоге снизить общий объём финансовых вливаний
5. Активный переход на двухуровневую систему высшего образования
6. Повышение эффективности работы образовательного сектора РФ.
На фоне пункта 4., особенно интересно отметить, что в материалах Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года неоднократно упоминается намерение государства существенно повысить уровень финансирования системы образования в целом, а также уровень оплаты труда преподавателей и стипендии студентам в частности. Принимая во внимания слова г-на Фурсенко, а также одобренный правительством 9 марта 2007 г., проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)", подготовленный Министерством образования и науки РФ, можно сделать вывод о том, что как это ни парадоксально, но финансирование будет увеличиваться за счёт его же (финансирования) сокращения. Т.е., видимо произойдёт сначала сокращение финансовых вливаний, а далее - перераспределение бюджета на образовательные нужды. В ходе этого перераспределения чиновники определят приоритетные образовательные направления, и именно здесь общий объём финансирования будет увеличен. Судя по всему, государство в очередной раз сделает ставку на ТЭК: поддержит те ВУЗы, которые готовят специалистов именно в этой области. Однако, преподавателям и будущим специалистам в области гуманитарных наук, расстраиваться пока рано, ведь по оценкам доктора Тамбовцева: «Практические действия, предпринимаемые до настоящего времени в данном направлении, фактически лишь в определенной степени компенсируют потери соответствующих слоев населения от инфляции ». На основе только этого суждения уважаемого специалиста, можно сделать вывод о том, что такой экономический механизм улучшения качества образовательных услуг, как "повышение уровня бюджетного финансирования производства образовательных услуг" в России, в рамках реформирования образования, не действует.
Легко увидеть, что базовые экономические идеи образовательной реформы связаны с целевой задачей усиления конкуренции в образовательной системе.
Приятно наблюдать, что организационно-экономические направления российской образовательной реформы полностью совпадают с приведёнными выше тезисами. Таким образом, они образуют вполне логичную и завершенную систему. Отметим однако, что совпадение это заметно скорее в теории, чем на практике. Такая ситуация обуславливается рядом причин, которые вытекают из процесса видоизменения российской модели СО. От концепции государственной собственности на рабочую силу, СО РФ медленно, но верно, переходит к концепции, которая будет учитывать законы рыночной конкуренции. В результате этого процесса возникает ряд проблем, которые могут ввести СО РФ в состояние общей стагнации: неопределённость школьного образования, сомнительная эффективность единого государственного экзамена, снижение качества высшего образования.