Рейтинг
Порталус

Организация и управление образовательным туризмом в РФ

Дата публикации: 26 мая 2009
Автор(ы): Лунин Эдуард Андреевич
Публикатор: LuninEd
Рубрика: ЭКОНОМИКА МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА →
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1243362900


Лунин Эдуард Андреевич, (c)

Организация и управление образовательным туризмом в РФ.
Лунин Э.А., аспирант
Санкт-Петербургский Государственный Университет, Санкт-Петербург, Россия, lunin_eduard@mailru
Динамичный переход российской экономики к рыночным отношениям заставляет искать новые инновационные пути развития всей системы, в том числе и рынка образовательных услуг. Происходит смена экономического курса России в сторону инновационного пути развития и ориентация на повышение эффективности экономики. Это предполагает структурные преобразования, качественные изменения, новые подходы к формированию и развитию образовательной сферы. Поэтому формирование полноценного и эффективно функционирующего рынка образовательных услуг нужно рассматривать как необходимое условие процветания страны в долгосрочной перспективе, и как основное средство реализации стратегии на поддержание высокого уровня производства и конкурентоспособности на мировом рынке.
Образовательный туризм явление сравнительно новое. Однако, в свете современной динамики развития общемировой экономики, международных отношений - популярность «полезного отдыха» существенно возросла. Образовательный туризм – одно из перспективных и активно развивающихся сегодня отраслей туризма.
Образовательный туризм - это поездки на период от 24 часов до 6 месяцев для получения образования (общего, специального, дополнительного), для повышения квалификации - в форме курсов, стажировок, без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания.
Популярность образовательного туризма объясняется целым рядом факторов:
Во-первых, современный человек понимает необходимость получения качественного образования для себя и своих детей. А понятие хорошего образования сейчас включает в себя владение иностранными языками. Именно поэтому образовательные поездки для школьников, студентов и взрослых становятся все более востребованными. Помимо повышения уровня образования в целом, они дают человеку столь необходимый в наше время опыт международного общения.
Во-вторых, сейчас образование международного уровня (даже если это опыт краткосрочных языковых курсов) значительно увеличивает шансы получить интересную престижную работу как в нашей стране, так и за границей. Современный работодатель ценит в сотруднике компетентность, умение адаптироваться в постоянно меняющейся бизнес-среде и быстро принимать правильные нестандартные решения. Именно эти качества развивает иностранный язык.
В-третьих, общий рост уровня доходов населения и гибкие схемы образовательных кредитов, которые разрабатывают банки, делают более доступными не только краткосрочные курсы, но также высшее и постдипломное образование за рубежом.
В 2000-е годы наиболее популярными стали следующие виды образовательного туризма:
• учебные поездки с целью изучения иностранного языка или тех или иных общеобразовательных или специальных предметов;
• ознакомительные поездки в учреждения, организации и предприятия;
• научные и учебные стажировки в учреждениях, организациях и на предприятиях;
• участие в семинарах, конференциях, съездах, конгрессах, творческих мастерских и мастер-классах, цель которых обмен опытом и получение новой профессионально важной информации;
• экскурсионно-ознакомительные путешествия по различным городам, природным зонам и странам”
• Таблица 16 .
• Доля образовательных услуг стран на мировом рынке.
Страна Доля в %
США 22
Великобритания 12
Германия 9
Франция 8,8
Австралия 8,2
Китай 5
Япония 4,2
Россия 3


Среди множества проблем, с которыми в настоящее время сталки- ваются российские университеты при управлении международной де- ятельностью, назовем следующие:
1) Низкая по сравнению с бизнесом заработная плата.
2) Практически все сотрудники международных служб не имеют спе- циального образования.
3) В международных службах работают люди, не имеющие професси- ональной языковой подготовки и профессиональных навыков межкуль- турной коммуникации.
В международных службах петербургских университетов только 14% постоянных сотрудников (не руководителей) владеют английским языком свободно, 23% могут читать на английском языке со словарем и немного объясняться. Остальные 63% не владеют иностранными языками. 4) В международных службах много совместителей. 5) В российских университетах все еще сильна централизация. Если проректоры и деканы имеют какие-то полномочия по принятию са- мостоятельных решений, то начальники отделов, а тем более руководители направлений такого права не имеют. Они вынуждены каждый раз согласо- вывать свои действия и решения с вышестоящим начальством, что мешает оперативности. В особенности усложняет ситуацию полное или частичное отсутствие доступа сотрудников среднего звена к управлению финансо- выми ресурсами и часто отсутствие бюджетов направлений деятельности. Отсутствие прозрачности бюджетов и централизация финансо- вого управления приводит к значительному увеличению сроков принятия управленческих решений, снижению финансовой заинтересованности в результатах труда и ответственности за принимаемые решения.

В качестве базовых элементов реализации государственной политики по развитию экспорта образовательных услуг России предлагается :
1.Внести изменения в закон Об образовании, с тем чтобы убрать имеющиеся противоречия по вопросу определения пределов предпринимательской деятельности образовательной организации.
2.Сформировать государственную политику России, отражающую интересы ключевых министерств и ведомств, в развитии экспорта образовательных услуг. Согласовать ее с формирующейся федерально-региональной политикой в области образования и науки в регионах России.
3. Отработать условия стабильного финансирования создаваемой инфраструктуры из различных источников (средства госбюджета - 60%, средства бюджетов субъектов Федерации - 30%, средства заинтересованных университетов - 15%).
4. Отрегулировать интересы России при использовании ее основных фондов и ноу-хау при обучении иностранных граждан. Отрегулировать вопросы ценообразования при экспорте образовательных услуг с учетом их фактической себестоимости.
5. Ввести целевые финансово обеспеченные стипендии России для обучения иностранных граждан в качестве государственной поддержки.

Опубликовано на Порталусе 26 мая 2009 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): образовательный туризм, экспорт образовательных услуг



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама