Рейтинг
Порталус

Особенности управления в сфере розничной торговли бытовой техникой и электроникой

Дата публикации: 29 марта 2010
Автор(ы): Иванов И. А.
Публикатор: vin_57
Рубрика: ЭКОНОМИКА МЕНЕДЖМЕНТ →
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1269850200


Иванов И. А., (c)

Розничная торговля (ритейл, ритейлинг, ритейлинговый бизнес) — это совокупность видов предпринимательской деятельности, увеличивающая ценность товаров и услуг, продаваемых потребителям и предназначенных для личного или семейного использования [1]. Розничная торговля в нашей стране интенсивно развивается, появляются современные форматы (гипермаркеты, дискаунтеры), западный бизнес проникает в столицы, а крупные отечественные сети захватывают регионы. Особо следует отметить, что Россия в индексе инвестиционной привлекательности развивающихся рынков для экспансии розничных торговых сетей A. T. Kearney (Global Retail Development Index, GRDI) поднялась в 2009 году на одну позицию и заняла второе место [3].


Основными проблемами как в розничной торговле в целом, так и в сфере розничной торговли бытовой техникой и электроникой в частности, являются: текучесть персонала, децентрализованность операций, потери в виде краж и вследствие упущенной выгоды, недостаток информации, неопределенность в отношении будущего, сложность ценообразования.

Для решения этих проблем менеджерам в данной сфере приходится принимать сложные решения, касающиеся разработки стратегий, размещения магазинов, выбора товарного ассортимента и предоставляемых услуг, управления персоналом, а также вопросов ценообразования, продвижения и представления товаров в магазине [1]. Обязанности менеджеров магазина бытовой техники и электроники представлены на рисунке 1.

Обязанности менеджеров супермаркета бытовой техники и электроники


Рисунок 1 - Обязанности менеджеров супермаркета бытовой техники и электроники

Однако в специфических для России рыночных условиях менеджер, работая в данной сфере, должен учитывать некоторые особенности управления.

Наибольшее внимание руководством предприятий данной сферы уделяется вопросам организации торгово-технологических процессов в магазине. Однако здесь не все обстоит очень гладко. Отсутствие научно обоснованного нормирования труда, и прежде всего труда функциональных специалистов, не позволяет мобилизовать скрытые резервы эффективности.

В отличие от других направлений розницы, предприятия в сфере розничной торговли бытовой техникой и электроникой реализуют активную позицию в области закупки товаров, взаимодействия с поставщиками по вопросам формирования ассортимента и потребительских свойств товаров, обеспечения внедрения передовых технологий мерчендайзинга, построения современных корпоративных информационных систем.

Использование современных подходов к планированию позволяет сконцентрировать ограниченные ресурсы организации на наиболее доходных направлениях, устранить «узкие места» и использовать шансы, предоставляемые рынком, для приумножения капитала. К примеру, в компаниях в данной сфере все товары обычно поделены на группы по маржинальности. Какое значение комиссионного процента установить на ту или иную группу, руководство решает в зависимости от того, что нужно продвигать.

Важным источником мобилизации ресурсов организации в направлении выработанной стратегии является дизайн организационной структуры. Между тем в компаниях розничной торговли бытовой техникой и электроникой предпочтение отдается традиционным схемам построения организации, не всегда способным использовать возможности, предоставляемые внешней средой. Экспериментирование в этой области с учетом накопленного опыта преобразований организационной структуры.

Резервом роста производительности труда персонала в данной сфере является постоянная работа в области совершенствования организации и условий труда. Новые возможности для достижения успеха по вышеперечисленным направлениям открываются при условии активного вовлечения персонала всех уровней в процесс выработки и принятия решений. Высокий уровень организации торгово-технологических процессов, формирование успешного имиджа организации на рынке не могут быть достигнуты усилиями небольшой группы топ-менеджеров. Активизация кадрового потенциала — основная из наиболее актуальных проблем предприятий в сфере розничной торговли бытовой техникой и электроникой.

Серьезным недостатком менеджмента предприятий в сфере розничной торговли бытовой техникой и электроникой, фиксируемым многими исследованиями, является недооценка руководством роли человеческого фактора в повышении эффективности работы организации. Отсутствие профессионализма в работе с кадрами, внимания к персоналу является причиной низкого уровня квалификации специалистов и торгово-оперативного персонала. Об этом свидетельствуют материалы социологических исследований. Грамотный кадровый менеджмент должен быть критерием оценки не только работников специализированных кадровых служб, но и менеджеров линейных и функциональных подразделений организации. Экономия на внедрении эффективных систем управления персоналом оборачивается падением конкурентоспособности торговой организации. Персонал, не являющийся союзником администрации в реализации ее целей, продавец, не заинтересованный в покупателях, — парадоксы национальной торговли.

Отсутствие гибких систем мотивации персонала, учитывающих современный уровень разработки данной проблемы, приводит к борьбе за интересы, снижает отдачу от капиталовложений.

Однако следует особо отметить позицию многих руководителей предприятий в сфере розничной торговли бытовой техникой и электроникой в отношении построения систем контроля. Практика показывает, что применение современных требований к организации контроля (в частности ключевых показателей эффективности — KPI), учет его поведенческих аспектов приумножают усилия менеджеров в рамках планирования и организации торгово-технологических процессов, увеличивают степень реализации задуманного руководством, улучшают имидж предприятия.

Высокая адаптивность предприятий в сфере розничной торговли бытовой техникой и электроникой к требованиям рынка — один из факторов высокой эффективности их работы. Построение ассортиментной политики в данной сфере происходит с учетом сложившейся культуры потребления, реальных требований определенных сегментов рынка, решения принимаются в условиях недостатка информации и неопределенности в отношении будущего, но исходя из конкретной ситуации и потребностей покупателя, а не из соображений удобства или личных интересов руководства [2].



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Леви М., Вейтц Б. А. Основы розничной торговли [Текст] / Пер. с англ. под ред. Ю. Н. Каптуревского. — Спб.: Питер, 2001. — 448 с. — (Серия «Теория и практика менеджмента»). — ISBN 5-8046-0072-9.
2. Сорокина М. В. Менеджмент торгового предприятия [Текст]. — Спб.: Питер, 2003. — 528 с.: ил. — (Серия «Теория и практика менеджмента»). — ISBN 5-88782-153-1.
3. A. T. Kearney: Привлекательность российского рынка для иностранных ритейлеров в кризис увеличивается [Электронный ресурс] : По информации «Ведомостей» / Новости/Тренды — Москва. Executive. Международное сообщество менеджеров — Режим доступа: http://e-xecutive.ru/news/news/1070425/?phrase_id=1053746 — яз. рус.

Опубликовано на Порталусе 29 марта 2010 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): особенности управления, розничная торговля



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама