Главная → ЭКОНОМИКА → Экономический фельетон. ШАГИ ПО СОКРОВИЩАМ
Дата публикации: 06 апреля 2016
Автор(ы): В. СУРКОВ →
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ЭКОНОМИКА →
Источник: (c) Известия, 03-21-1981 →
Номер публикации: №1459930396
В. СУРКОВ, (c)
СЕГОДНЯ поиски сокровищ не сопряжены с опасными путешествиями и головоломными приключениями. Не надо долгими месяцами ходить на паруснике по морям и океанам, не надо отражать пиратские атаки. Все стало гораздо проще. Вот телетайп отстучал мне редакционное задание, и ровно через пятнадцать минут я уже шагаю по сокровищам. Свободно и открыто. Без малейшего риска оказаться в цепких лапах саблезубых тигров, злых джиннов и прочих неподкупных чудищ. Тех самых, что в старых восточных сказках были хорошими стражами и в случае чего в темпе рвали на куски всех подозрительных или тихо превращали их в камни придорожные...
Теперь же здесь, в одном из пунктов, овеянных сказками и легендами, -на грузовом дворе железнодорожной станции Душанбе-2 - никаких стражей и в помине нет. Их даже по штату не положено!
Между тем место это (уж совсем не зря!) окрестили в народе двором сокровищ. Тут видимо-невидимо красавцев автомобилей (всевозможных марок, каких только угодно твоей душе), дорогих запасных частей, моторов больших и малых, удобных автокаров, редких насосов, новейших сварочных аппаратов, совершенных автоматических линии, дефицитных металлов, ценного оборудования из зарубежных стран, а также внушительных цистерн с винным спиртом - хоть закуски подавай!
Такого за миллионы рублей не купишь, в тайниках самого таинственного острова не отыщешь! Да и по знакомству не достанешь. А на грузовом дворе - пожалуйста, сокровища на поверхности. От недоброго глаза они укрыты лишь куполом неба восточного. И ничего, лежат. Как всегда, в общих кучах. Месяцами, иногда годами. В любую погоду. Их складывают по испытанной методике "вали кулем - потом разберем!"
Ну а "потом" бывает всякое, Многие ценности не доходят до своего хозяина. Превращаются в ничейные. Ничейные - реализуются. А попросту говоря, продаются. По сходной цене. Всем желающим, если к моменту реализации ценности эти не успели еще, как в сказке, просто-напросто украсть...
Весь этот художественный беспорядок открытого хранения народного добра мы впервые наблюдали еще прошлым летом. Тогда начальник станции Александр Петрович Шаповал, шагавший вместе с нами по сокровищам, сообщил, что если бывать тут чаще, то и не такое еще увидишь.
Прогноз подтвердился полностью. За минувшие месяцы сказочное подворье стало еще масштабнее: просто глаза разбегаются! Настоящий девятый вал сокровищ!
Пророческие способности А. П. Шаповала вызывали невольное восхищение. И нам от души хотелось пожать Александру Петровичу руку. Да сделать этого не удалось. То ли неудержимая транспортная стихия вытеснила начальника из его кресла, то ли сам он сбежал от неуправляемого грузового потока. Но в гостях на сей раз мы очутились у нового начальника станции - Семена Юрьевича Калемдарева.
- Ничейные сокровища? - переспросил он, - Сколько хотите! Только минувшей ночью пришло семь вагонов. Пытаемся разгадать три загадки: кому адресованы? Кто отправитель? Где виновники безадресной отправки? Вагоны опять без документов...
И вот вместе с Ю. А. Бахаревской, заведующей актовым столом станции, идем знакомым маршрутом. Она и семь ее сотружениц постоянно, день за днем, шагают по богатствам. И с утра до позднего вечера гадают. На картах географических, на туманных цифрах вагонных номеров, на заколдованных ящиках, на контейнерах безадресных и прочих дорогих вещах. И если повезет в гада или, то сотруженицы актового стола соединяют так называемые разъединения.
Что же разъединилось? Грузы и документы к ним.
Но это если только повезет... А день нашего очередного хождения (как и большинство дней) не был отмечен везением. В тот день под руководством Ю. Бахаревской все мы дружно гадали на насосе. Пневматическом, однокамерном. Он хорошо упакован и никому не адресован. Угадали, что без документов был доставлен на станцию Термез, а потом его забросили сюда, на Душанбе-2. И так он лежит тут, на дворе, с апреля 1980 года, как следствие печального разъединения. Чтобы совершить соединение, вскрыли упаковку. Обнаружили технический паспорт и адрес производителя насоса: город Красногорск Московской области, завод цементного машиностроения. На завод послали телеграмму с запросом: кому вручить? И коллектив актового стола начал новое гадание; ответит - не ответит, ответит - не ответит...
В это время тепловоз вкатил на грузовой двор вагон-платформу N 4601528. То была платформа-загадка с погруженными на нее двумя сооружениями из металла типа одноэтажных домиков. То ли гаражи, то ли мастерские, то ли просто сюрпризы с непонятными пломбами. К ним нет ни одного документа. Куда их и кому? Значит, надо гадать и искать, искать и снова гадать. На то заведены актовые столы.
А вот срочная депеша, присланная из Термеза: "Просим разыскать решетку, отгруженную 7 марта 1980 года из Тбилиси по железнодорожной накладной 177181. Директор Душанбинского арматурного завода Ю. Журавлев". Актовый стол объявляет розыск.
Пока тот розыск продолжается, еще один грузополучатель забил тревогу: пропали тельферы. Начали искать и установили: вес груза десять тонн. Отправлен из Одессы объединением "Одесснабмашимпорт". Обнаружили и адрес получателя: Душанбе, "Таджикмашснаб". Письмо с этими документами имеет последний почтовый штемпель станции Шумилове (под Ташкентом). Определили, что тельферы были погружены в открытый полувагон. Словом, по поступившим документам почти все стало ясно. Теперь актовому столу остается лишь выяснить два маленьких вопроса: что такое тельферы и где находится пропажа?
Но пропажа на профессиональном языке называется, как мы теперь знаем, просто разъединением. Так, к примеру, полторы тонны шестерен, отправленных из Карпинска, где-то разъединились с грузовым документом. А в "Таджикмашснабе", видимо, думают, что шестерни пропали. Пока еще нет, не пропали. Разъединились. Их пытается найти актовый стол станции Душанбе-2 и Центральный розыскной отдел Министерства путей сообщения. Рано или поздно разъединение найдут. Или не найдут и прекратят розыск.
Жизнь на транспорте полна неожиданностей. Все двигается-качается, погружается- разгружается. И при движении случаются всякие потери. Теряются даже получатели ценностей. Таких, как бульдозеры, передвижные электростанции, строительные материалы, двигатели, станки... И народное добро, разъединенное с хозяином, превращается в бесхозное. Его отправляют в Ташкент, на склад реализации и продают, кому придется. Иногда разные дефициты или передаются местным предприятиям, или сдаются им же безвозвратно под так называемую "сохранную" расписку.
Сколь ни странно, именно это такое подручное использование грузов служит оправданием многочисленным разъединениям. Ведь не пропадает же! Ведь идет в дело - пусть не у истинного хозяина, но тоже у нас же!
Но порядок нельзя строить на зыбучем песке беспорядка. И как бы ни росла численность актовых столов, сколько бы новых канцелярских столов ни появлялось в этих службах - все равно контора не заменит охрану. Потому что лучший способ находить - это не терять.
Это не просто лучший способ. Он самый дешевы!!.
ДУШАНБЕ.
Опубликовано на Порталусе 06 апреля 2016 года

Новинки на Порталусе:
Сегодня в трендах top-5
Ваше мнение ?
Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK