Рейтинг
Порталус

СКЛАДСКИЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА: СТАРЫЙ ИНСТРУМЕНТ НА НОВЫЙ ЛАД

Дата публикации: 01 сентября 2016
Автор(ы): К. ИВАНОВ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ЭКОНОМИКА
Источник: (c) Экономика и жизнь, 05-12-2001
Номер публикации: №1472745938


К. ИВАНОВ, (c)


За последние два года отмечен рост платежей полноценными деньгами, прежде всего у крупнейших налогоплательщиков и организаций-монополистов. Подавляющее же большинство остальных предприятий по-прежнему широко использует эрзацы, что приводит к нарушению хода и сроков реализации продукции реального сектора. Торговым компаниям по той же причине приходится долго ждать возврата активов, вложенных в покупку товаров. Привычные схемы работы с векселями, зачетами и бартером во многом обостряют наболевшие проблемы. Нужны иные механизмы с внедрением, например, складских свидетельств, которые в принципе могут найти широкое применение.

Благоприятные предпосылки для развития перспективных платежных инструментов все же складываются с большим трудом.

Во-первых, кредиторская задолженность предприятий и организаций с середины 1999 года росла медленнее ВВП и тем более промышленного производства. Уже сам этот факт подтверждает, хотя и косвенно, относительное сужение масштабов неплатежей в экономике в целом.

Во-вторых, резкое уменьшение разрыва между кредиторской и дебиторской задолженностью с почти 80 до 35 процентов прежде всего означает, что в будущем возможно установление "паритета". К тому же снижение чистой кредиторской задолженности объясняется заметным ростом налоговых платежей, а также уплатой штрафов и пеней. Фактически возникла четкая тенденция к стабилизации погашения обязательств предприятий перед федеральным бюджетом. Для полноты картины нужно оценить положение с просроченной задолженностью, особенно покупателей производителям и производителей поставщикам.

В-третьих, в ее составе долги перед бюджетом отступают на второй план, а главной причиной становятся неплатежи предприятий и организаций между собой. Сразу же привлекает внимание то, что превышение просроченной кредиторской задолженности над дебиторской увеличивается, хотя покупатели быстро выплачивают свои долги за отгруженную продукцию, подходя к "паритету" с поставщиками.

В-четвертых, - и это важнейшее обстоятельство - происходит падение доли неденежных платежных инструментов в текущих взаиморасчетах предприятий.

ЭРЗАЦЫ МЕДЛЕННО ОТСТУПАЮТ

Видно, что начался процесс вытеснения суррогатных средств расчетов, так как их доля всего за год с лишним упала в 2,1 раза. Но в абсолютных размерах неденежный компонент сократился лишь на 8 процентов.

В этом противоречивом процессе сложилась, так сказать, специализация по двум направлениям. Первое из них состоит в том, что в текущих расчетах между средними и малыми предприятиями господствует стремление загнать в себестоимость максимум затрат в рамках бартерных и зачетных схем, как правило, по искусственно или искусно завышенным (но иногда и заниженным) ценам. Соответственно возникают фиктивные объемы реализации и прибыли, разбухает налогооблагаемая база (особенно с оборотных налогов).

Напротив, у крупнейших налогоплательщиков и организаций - монополистов в промышленности в расчетах между собой преобладают денежные средства и почти нет прямого товарообмена и векселей. Зато взаимный зачет требований, расчеты ценными бумагами и переуступка прав требований по денежным обязательствам занимают до 20 процентов от общего объема оплаченной продукции.

Второе направление, связанное с накопленной задолженностью по налогам, предполагает развитие таких форм взаимных расчетов между предприятиями, при которых выручка не попадает на текущие, а проходит через транзитные счета, чтобы полученные суммы не списывались автоматически в погашение налогового долга. Здесь речь идет в первую очередь об отношениях с федеральным бюджетом, где господствуют только денежные расчеты.

Использование заменителей "живых" денег получило распространение при выполнении текущих обязательств перед бюджетами регионального и муниципального уровней, а также при погашении предприятиями кредиторской задолженности.

В итоге выясняется, что главным камнем преткновения остаются текущие платежи и просроченная дебиторская задолженность покупателей, которые не в состоянии реализовать за денежные средства продукцию, приобретенную прежде всего по бартеру и зачетам.

ВЫХОД ИЗ "МЕДВЕЖЬЕЙ" СПЯЧКИ

Совершенно очевидно, что назрела необходимость в новом платежном инструменте, который сочетает в себе, с одной стороны, надежное товарное покрытие и с другой - высокую ликвидность ценной бумаги. В условиях низкой степени доверия к обращающимся на фондовом рынке государственным облигациям, корпоративным акциям и необеспеченным финансовым векселям эту роль могут выполнить простые и двойные складские свидетельства.

На мировых оптовых товарных рынках их аналоги считаются инструментами противодействия неоправданному росту цен. Они обычно входят в арсенал действий "медведей" на товарных биржах. В России их чаще используют на внебиржевых первичных рынках. Вторичное обращение практически отсутствует. Разбудить и направить в нужное русло их дремлющие силы - задача очень нелегкая, но сулящая большую отдачу.

Антиинфляционное предназначение складских свидетельств (СС) в любой экономике проявляется в том, что в условиях насыщенности рынка наличие на складах запасов готовой нереализованной продукции оказывает дополнительное давление избыточного предложения на цены в сторону их понижения. Для нынешнего этапа развития российского рынка, как отмечалось в Послании Президента, инфляция становится проблемой номер один. И всемерное внедрение СС может способствовать смягчению остроты данной проблемы.

Показательно, что в первую очередь интерес к их использованию проявляют регионы. В десяти субъектах Федерации (республики Татарстан, Марий Эл, Чувашия, Свердловская, Челябинская, Пензенская, Нижегородская, Самарская, Калининградская области и Ставропольский край) приняты нормативно-правовые акты, регламентирующие выдачу, обращение, учет и погашение складских свидетельств. Причем это было сделано еще до утверждения 21 декабря 2000 года Госдумой во втором чтении проекта закона "О двойных и простых складских свидетельствах", который, вероятно, будет принят в конце этого года.

В целом уже сейчас выпущены сотни тысяч простых и десятки тысяч двойных свидетельств, по экспертным оценкам, общим объемом около 3 млрд руб. Так что это уже опробованный на практике инструмент, хотя и пока получивший ограниченное хождение.

В названных регионах уже отчетливо осознали, что созрела почва для отказа или по крайней мере сокращения сфер применения суррогатов. Ведь бартерный обмен создает "виртуальные" издержки и квазиприбыль, раздувая прежде всего налоговые платежи, чаще всего из-за завышения отпускных цен. Ныне обращающиеся финансовые векселя на практике не имеют во многих случаях денежного покрытия и являются не более чем квитанциями на возможную, но негарантированную оплату за поставленный товар. Взаимный зачет требований позволяет экономить наличную денежную массу, не устраняя разбухания налогооблагаемой базы.

Но хуже всего то, что все три вида расчетов носят однобокий характер. В бартере участвуют только товары в натуре, и нет денег как средства платежа, а отпускная цена выступает как счетная категория. Его доля в расчетах предприятий резко снизилась. Векселя и зачеты оперируют лишь стоимостными величинами, полностью оторванными от товарного обмена. Их роль в платежах несколько ослабла. Получается, что товарные и денежные потоки в значительной мере отделены, и даже часто полностью отделены, друг от друга. Естественным связующим звеном или перекидным мостиком между ними выступают складские свидетельства.

Согласно ГК РФ (ст. 886-918) и последней редакции упомянутого проекта закона они являются товарораспорядительными ценными бумагами. Их включение в оборот начинается с заключения договора хранения товара. По нему владелец помещает товар на специальный склад, работающий по лицензии как самостоятельное юридическое лицо, обязуется забрать его в установленные сроки и вознаградить хранителя за услуги по установленным расценкам. Взамен склад выдает владельцу складское свидетельство, неэмиссионную ценную бумагу на защищенном бланке, для которой, однако, не требуется ни государственная регистрация, ни выпуск проспекта эмиссии. Этим гарантируются сохранность качественных и неизменность количественных параметров товара.

ОЩУТИМЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА

Пока товар лежит на складе, его владелец (поклажедатель) вправе распоряжаться им по своему усмотрению путем переуступки этих ценных бумаг. Благодаря такому экономико-правовому статусу их отличают некоторые выигрышные моменты:

* большая защищенность с точки зрения процедуры взыскания, так как это товаронаполненные инструменты с реальным обеспечением;

* возможность включать продукцию в оборот без ее физической реализации, что может дать экономию на транспортных издержках; причем в посреднических операциях хозяйственного оборота они фактически отсутствуют;

* облегчение доступа к кредитным ресурсам ввиду наличия товара в качестве залога.

По многим причинам внедрение складских свидетельств позволяет избежать пока еще типичных недостатков зачетно-бартерных схем. И прежде всего потому, что эти ценные бумаги не являются денежным суррогатом, так как несут реальное товарное обеспечение. Наибольшие шансы на их успешное внедрение имеются по следующим трем направлениям: "расшивка" неплатежей между предприятиями, реструктуризация кредиторской задолженности, в основном перед региональными и местными бюджетами, привлечение кредитов.

Однако уже имеющаяся практика использования СС выявляет некоторые ошибочные подходы к созданию надежной системы защиты интересов всех участников. Так, в Свердловской области СС выпускались непосредственно предприятием-недоимщиком и передавались в Фонд имущества области. Получалось, что хранитель и поклажедатель были соединены в одном лице, что противоречит гражданскому законодательству, требующему, чтобы товарный склад был самостоятельной коммерческой единицей. Иначе предприятие-изготовитель становится и оценщиком, и распорядителем складированных товаров.

Грубым нарушением ГК РФ стал выпуск складских свидетельств под еще не произведенную продукцию Чебоксарского ликероводочного завода, хотя выдача этих ценных бумаг под "будущий товар" законодательно запрещена. Есть и другие примеры "творчества на местах", но в целом они немногочисленны.

Складские свидетельства согласно законодательству бывают двойные и простые. Простое складское свидетельство (ПСС) представляет собой ценную бумагу на предъявителя, то есть обезличенную. Оно во многом сходно с товарным векселем, свободно переуступаемым, но в отличие от биржевого контракта нестандартизированным. В перспективе ПСС может превратиться в очень ходовой инструмент в случае обслуживания типовых партий достаточно однородных товаров.

Но сейчас наибольшие надежды можно связывать с активным применением двойных складских свидетельств (ДСС). Это ордерные (оборотные) ценные бумаги, которые переходят из рук в руки через передаточные надписи (индоссаменты). Особое удобство ДСС заключается в наличии двух составных частей - складской и залоговой (варрант), каждая из которых обращается отдельно друг от друга.

ДСС и прежде всего его залоговая часть - вполне пригодный "строительный" материал для формирования вторичного внебиржевого рынка уже в нынешних условиях. Практика их использования в регионах, в первую очередь в Свердловской, Нижегородской областях, подтверждает реалистичность таких намерений.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ РЕКВИЗИТЫ ДСС И ПСС

ПО ГРАЖДАНСКОМУ КОДЕКСУ РФ

В каждой части ДСС должны быть одинаково указаны:

1. Наименование и местонахождение товарного склада, принявшего товар на хранение.

2. Текущий номер СС по реестру склада.

3. Наименование юридического лица или имя гражданина, от которого товар принят на хранение, а также местонахождение (место жительства) владельца.

4. Наименование и количество принятого на хранение товара, в частности число единиц и (или) товарных мест и (или) мера (вес, объем) товара.

5. Срок, на который товар принят на хранение, если таковой устанавливается, либо отметка, что товар принят на хранение до востребования.

6. Размер вознаграждения за хранение либо тарифы, на основании которых он исчисляется, и порядок оплаты хранения.

7. Дата выдачи СС.

Обе части ДСС должны иметь идентичные подписи уполномоченного лица и печати товарного склада. ПСС должно содержать те же обязательные сведения, что и ДСС, за исключением пункта 3. Вместо него указывается, что ПСС выдается на предъявителя.

СООТНОШЕНИЕ КРЕДИТОРСКОЙ

И ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ, МЛРД РУБ.

Деби-

Кре-

Чистая

Превышение

тор-

дитор-

креди-

кредиторской над

ская

ская

торская

дебиторской, в %

июнь 1999

1826,5

3283,1

1456,6

79,7

октябрь 1999

1973,4

2905,4

932,0

47,2

май 2000

2307,0

3331,8

1024,8

44,4

февраль 2001

2902,4

3919,5

1017,1

35,0

ДИНАМИКА РАСЧЕТОВ ЗА ОТГРУЖЕННУЮ

ПРОДУКЦИЮ КРУПНЕЙШИХ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ

ОПЛАЧЕННАЯ ПРОДУКЦИЯ

итого

дене-

неде-

в том числе:

средства

средства

век-

взаимо-

бар-

проч.

селя

зачет

тер

сентябрь 1999 г.

млрд руб.

%

138,9

71,0

67,9

18,6

31,8

9,4

8,1

100,0

51,1

48,9

13,4

22,9

6,7

5,9

май 2000 г.

млрд руб.

241,9

162,2

79,7

18,8

40,7

8,8

11,4

%

100,0

67,1

32,9

7,8

16,8

3,6

4,7

декабрь 2000 г.

млрд руб.

381,6

273,8

107,8

31,8

53,9

10,0 12,1

%

100,0

71,7

28,3

8,4

14,1

2,6 3,2

февраль 2001 г.

млрд руб.

271,0

208,5

62,5

21,5

25,3

8,4 7,3

%

100,0

76,9

23,1

7,9

9,4

3,1 2,7

ПРОСРОЧЕННАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ, МЛРД РУБ.

Дебиторская

Кредиторская

Чистая

Превышение

Превышение задол-

итого

в т. ч.

итого

в т. ч.

тор-

над дебитор-

лей над задолженно-

покупа-

постав-

ская

ской в %

стью поставщикам

телей

щикам

октябрь 1999

889,7

750,3

1435,1

665,0

545,3

61,3

85,3

май 2000

959,2

783,2

1602,2

747,8

643

67,0

35,4

февраль 2001

1018,4

832,7

1634

739,9

615,6

60,4

92,8

Опубликовано на Порталусе 01 сентября 2016 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама