Поиск
Рейтинг
Порталус
база публикаций

ЭКОНОМИКА есть новые публикации за сегодня \\ 25.02.20


КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ИСТОРИИ БИЗНЕСА В ГЛАЗГО

Дата публикации: 27 января 2020
Автор: Б. М. Шпотов
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ЭКОНОМИКА
Источник: (c) Новая и новейшая история, № 1, 2011, C. 245-247
Номер публикации: №1580123057 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Б. М. Шпотов, (c)

найти другие работы автора

14-я ежегодная конференция Европейской ассоциации истории бизнеса (European Business History Association, EBHA) 26 - 28 августа 2010 г. была организована Шотландским центром истории бизнеса в университете г. Глазго. На повестке дня - "Бизнес за пределами фирмы". Менеджмент, технологии, управление персоналом, другие внутренние составляющие изучаются давно, тогда как "внешняя политика" компаний исследована меньше.

 

Для участия в конференции зарегистрировалось 218 ученых из Великобритании, Германии, Италии, Японии, Франции, Испании, США, Греции, Польши, Португалии и других стран. Участвовали два российских специалиста - д.и.н. И. В. Поткина (Институт российской истории РАН) и д.и.н. Б. М. Шпотов (Институт всеобщей истории РАН). В приветственном обращении к ученым, собравшимся в зале приемов Городского совета Глазго, Россия была указана в числе стран, представленных на форуме.

 

Среди делегатов были как "звезды первой величины" - Ф. Аматори (Италия), Д. Баржо и Ю. Бонэн (Франция), А. Каррерас (Испания), И. Кассис (Швейцария), Т. Слейвен и Р. Стокс (Великобритания), Х. Шрётер (Норвегия), так и

 
стр. 245

 

молодые, начинающие исследователи. "Бизнес вне фирмы" показан также на примерах США, России, Японии. О родстве истории бизнеса с экономической историей говорит участие одних и тех же специалистов в международных конгрессах по экономической истории и конференциях ЕВНА.

 

Программа была насыщенной. Более 160 докладов-презентаций, сгруппированных по 47 секциям, шли параллельно в разных аудиториях, в каждой выступило от 2 до 6 человек. Хронологические рамки докладов - в основном XIX и XX вв. Обсуждались поведение компаний в картелях, в конкурентной среде и транснациональном пространстве; отношения с государством; проблема разграничения бизнеса и фирмы; пути и методы влияния на потребителей и общество; корпоративное лоббирование и изменение институциональной среды; моды в музыке и одежде как объект бизнеса. Следует упомянуть доклады о роли женщин в бизнесе, развитии банковских услуг, месте купеческих компаний в морской торговле, роли бизнеса в европейской интеграции, об эволюции универмагов в Западной Германии и Японии, сотрудничестве фирм и университетов в сфере технологий и выработке экономических прогнозов, об инвестициях компании "Фиат" в СССР.

 

На секции 1G рассматривался теоретический аспект "встраивания" фирмы в гражданское общество. И. Нун и Т. Юнгкинд из Германии на примере Bayer AG Leverkusen показали, что современным компаниям следует идти в ногу с обществом, развивать социальную ответственность и "корпоративное гражданство", становиться полноценными членами общества. Это означает всё более широкое участие частного капитала в решении социально значимых проблем, например, экологической. От развития экономики зависит прогресс всего общества, и компаниям в XXI в. уже недостаточно ограничиваться повышением благосостояния своих сотрудников, необходимы широкий социальный кругозор, взаимное доверие и диалог.

 

Обратила на себя внимание секция 5F "Альтернативные формы организации бизнеса", где рассматривались вопросы кооперации. Отвечало ли "Кооперативное оптовое общество Великобритании" в 1863 - 1990 гг. модели бизнеса? Являлись ли кооперативы корпорациями, и насколько близки законы о тех и о других в Испании? На секции 5D - "Связь бизнеса и образования" был представлен доклад "Невероятно, но факт: модели университетского бизнеса в исторической перспективе" (докладчик К. Покариер, университет Васеда, Япония). Вопрос о том, по каким причинам и у каких организаций больше или меньше ресурсов и инноваций - у частных, некоммерческих или у государственных, обсуждался на "круглом столе" (секция ЗС).

 

Совместный доклад на секции 2C трех британских исследователей - Ч. Харви, М. Маклин и Дж. Гордон озаглавлен "Эндрю Карнеги, сотворение мира и логика современной предпринимательской филантропии". Речь идет о крупнейшем предпринимателе США последней трети XIX в., деятельность которого докладчики уподобили "сотворению мира", причислив его к бизнесменам масштаба Б. Гейтса, Б. Хилтона и других богатейших людей XX в., которые выделялись размахом не только деловой активности, но и филантропических акций. На примере Карнеги докладчики представили формирование предпринимательской модели взаимосвязи богатства и филантропии, когда основатель, руководитель и собственник компании - одно лицо, самостоятельно принимающее решения.

 

Успех таких предпринимателей ученые объясняют систематическим приумножением четырех видов капитала - экономического (активы фирмы), культурного (знания, умения и способности), символического (репутация, заслуги) и социального (связи, знакомства, отношения, от которых зависит положение в обществе). Одного экономического капитала недостаточно для успеха филантропических акций. Карнеги умело пользовался всеми четырьмя, а деньги, которые с 1873 г. жертвовал на благотворительность, шли на различные гуманитарные цели (их перечень и пожертвованные суммы указаны в приложении к докладу)1.

 

Таким образом, оценка деятельности предпринимателя не ограничивается периодом активного руководства фирмой, но касается и времени после его ухода в отставку. Филантропические акции приносят выгоду, повышая общественный статус бизнесмена и его фирмы, что настраивает потребителей в его пользу.

 

На секции 4G рассматривались различные формы и различные аспекты патернализма -экономической и социальной опеки нижестоящих и подчиненных для установления хороших отношений с ними. Доклад И. В. Поткиной "От патернализма к социально ориентированному предприятию: "Товарищество Никольской мануфактуры Саввы Морозова сын и Ко" и "Новороссийское общество""2 основан на

 

 

1 В 1901 г. Карнеги продал свою сталелитейную компанию банкиру Дж.П. Моргану и до 1914 г. продолжал заниматься филантропией (умер в 1919 г., дожив до 83 лет), почти раздав громадное личное состояние, превышавшее 350 млн. долл. Наследникам досталось около 25 млн. В 1910 г. он создал Фонд Карнеги во имя укрепления мира и для проведения исследований в области международного права, экономики и истории с целью улучшения взаимопонимания между народами.

 

2 "Новороссийское общество" - крупнейшая в Российской империи металлургическая компания, созданная в 1869 г. английским предпринимателем

 
стр. 246

 

документальных данных о благоустройстве жизни рабочих (больницы с рентгеновским, офтальмологическим и зубоврачебным кабинетами, отвечающие санитарным нормам рабочие поселки, страхование здоровья, школы для детей рабочих, церкви и др.) за счет бюджетов этих крупных, высокорентабельных фирм. Эти факты дают основания говорить о переходе от патернализма к гораздо более сложным, комплексным программам. Патернализм, считает автор, - это вспомоществование рабочим из личных средств предпринимателя, а долговременные социально-ориентированные программы финансировались из бюджета фирмы и отражались в бухгалтерских балансах. Так, Товарищество Никольской мануфактуры за 1873 - 1916 гг. отчисляло на нужды рабочих 9,8% чистой прибыли (почти каждый десятый рубль), а владельцы капитала жертвовали и свои деньги - около 1,5 млн. руб.

 

П. Томас (Аахенский университет, Германия) высказал мнение, что патернализм является доминирующей идеологией предпринимателей при переходе к индустриальному обществу. Это позиция или политика, вытекающая из иерархического, патриархального типа построения фирмы, которое ущемляет индивидуальные свободы, уменьшает ответственность подчиненных и лишь номинально обслуживает их интересы. Социально ориентированный бизнес инициирует устойчивые социально-экономические перемены, основанные на принципах демократии и человеческого достоинства и сфокусированные на создании благ (социальный капитал, охрана окружающей среды и др.), что не мешает получению прибыли.

 

По нашему мнению, патернализм предполагает личные расходы предпринимателя на социальные нужды рабочих и целевые программы, финансируемые от его имени и по его указанию из бюджета фирмы. Главное - мотивированное добровольное решение первого лица компании, не продиктованное законом или каким-либо принуждением. Оно и создает ему репутацию "отца и благодетеля", а отношения в организации напоминают патриархальную семью с непререкаемым авторитетом отца. Патернализм возникает в так называемых предпринимательских фирмах, где владельцы капитала - одновременно и высшие управляющие. Социальные программы правительства нередко называют государственным патернализмом. Общие черты патернализма - добровольное попечительство, воспитание чувства принадлежности к "семье", снятие социального напряжения, а оборотная сторона - пассивность, иждивенчество, чрезмерные льготы и привилегии у чиновников.

 

Если частный патернализм проявлялся в предоставлении рабочим школ, больниц, жилья, дешевых магазинов и столовых, в заботе об их досуге и просвещении, то предприниматель точно не знал, насколько окупятся эти затраты и всем ли рабочим они нужны. В презентации Б. М. Шпотова "Новый подход к патернализму Генри Форда I" показан уникальный социальный эксперимент: удвоение с 1914 г. заработков рабочих до 5 долл. в день из прибылей компании при соблюдении ими ряда требований. Это - наличие банковского счета, рациональное расходование заработков, улучшение быта и др., но под контролем компании. Этот "расчетливый" патернализм походил на измерение отдачи от инвестиций. Пособия и подаяния, считал он, бесполезны, надо давать людям работу, а главное - приучать их обеспечивать себя. Форд экспериментировал в области социальной адаптации инвалидов, черных американцев и иммигрантов, пытался поднять благосостояние фермеров путем создания малых предприятий в сельской местности, проводил в жизнь проекты, говорившие о созидательных возможностях крупного бизнеса.

 

На конкурсе диссертаций приз получила работа А. Монти из Кёльнского университета, Германия - "Стоимость "белого золота"". Ценообразование и стратегия в эпоху меркантилизма: Мейсенская фарфоровая мануфактура, 1710 - 1830". Испанские ученые М. Лопес-Морелья (университет г. Мурсия) и Х. М. О'Кин (университет Пабло де Олавида, г. Севилья) выиграли приз за совместный доклад "Добиваясь создания монополий: стратегии Ротшильдов на международных рынках цветных металлов (1830 - 1940)".

 

Доклады не содержали широких обобщений или подведения итогов, но так называемые частные случаи и микроисследования увеличили диапазон и вариативность подходов, даже если выступавшие ограничивались презентациями и черновыми текстами в Интернет-сайте, которые нельзя цитировать без разрешения автора. Не полностью оформленные, но оригинальные идеи - это творческий процесс в развитии. Издание сборников докладов и чтение рукописей ушли в прошлое. Побывать на нескольких одновременно и параллельно идущих секциях невозможно, и полное ознакомление с докладами - до или после конференции, наступает по мере их размещения на сайте3.

 

 

Дж. Хьюзом (в русском произношении - Юзом) на Украине. На месте заводского поселка Юзовка вырос теперешний г. Донецк.

 

3 Присланные на веб-сайт конференции тексты докладов отмечены подчеркиванием. См.: http://www.gla.ac.uk/ebha2010/conference papers/

 

 

Опубликовано 27 января 2020 года



Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.

Загрузка...

О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама