Поиск
Рейтинг
Порталус
база публикаций

ЭКОНОМИКА есть новые публикации за сегодня \\ 25.02.20


Ф. Аматори, А. Колли. ИСТОРИЯ БИЗНЕСА: ПРОБЛЕМЫ И СОПОСТАВЛЕНИЯ

Дата публикации: 07 февраля 2020
Автор: Б. М. Шпотов
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ЭКОНОМИКА
Источник: (c) Новая и новейшая история, № 1, 2014, C. 243-246
Номер публикации: №1581067293 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Б. М. Шпотов, (c)

найти другие работы автора

F. Amatori, A. Colli. BUSINESS HISTORY: COMLEXITIES AND COMPARISONS. New York - London: Routledge, 2011, IX, 262 p.

 

Ф. Аматори, А. Колли. ИСТОРИЯ БИЗНЕСА: ПРОБЛЕМЫ И СОПОСТАВЛЕНИЯ. Нью-Йорк - Лондон, 2011, IX, 262 с.

 

Рецензируемая книга итальянских историков экономики и бизнеса - профессоров Университета Боккони (Милан) Ф. Аматори и А. Колли посвящена развитию бизнеса как частной экономической деятельности в тех странах Европы, Америки и Азии, где она стала динамичным фактором их развития. На протяжении веков бизнес приобрел характерные черты и особенности - как общие, так и национальные. Хронологические рамки работы - от доиндустриальной экономики Средневековья до глобализации в конце XX - начале XXI в. В центре внимания - бизнес индустриальной эпохи и в период перехода к постин-

 
стр. 243

 

дустриальной (информационной) экономике. Анализируя эволюцию бизнеса и его основного института - фирмы в ряде стран, авторы уделяют большое внимание теоретическим и методологическим аспектам.

 

Из малоценных в научном отношении произведений публицистов, выступавших либо против, либо за "баронов-разбойников", как называли в США появившиеся в последней трети XIX в. гигантские корпорации, бизнес стал объектом исследований экономистов лишь в 1930-е годы. Й. Шумпетер исследовал феномен предпринимательства (entrepreneurship) как экономической деятельности, основанной на новаторских подходах и решениях, связанных с финансовым риском, Р. Коуз - фирму как организацию частного капитала1. Впоследствии Э. Пенроуз разработала теорию роста фирмы, А. Чандлер детально изучил роль и функции менеджмента. Из неакадемического предмета история бизнеса постепенно превратилась в неотъемлемую часть экономической истории.

 

Свою книгу Ф. Аматори и А. Колли начинают с разъяснения ряда ключевых положений и понятий. Например, о тесной связи макрои микроэкономики в лице крупной фирмы, о культурном факторе как об отношении общества к бизнесу, роли рынка, значении государства как института, регулирующего бизнес и способного выступать в роли его партнера, заказчика и даже предпринимателя, и др. Особое внимание они уделили таким новым явлениям, как сетевые отношения самостоятельных фирм, приходящие на смену крупным интегрированным компаниям, которые ранее исследовал Чандлер, взяв за основу менеджмент и возведя это в абсолют. Нынешним исследователям его выводы о доминировании "большого бизнеса" представляются верными лишь для определенного времени и индустриальной эпохи. Но для историков крупные фирмы пока представляют основной интерес, поскольку постиндустриальная экономика еще только формируется (с. 19).

 

История фирмы междисциплинарна. В наши дни ее исследуют с экономической, юридической и социологической позиций, с точки зрения социально-ценностных ориентиров и "человеческого капитала", связей с внешним окружением, организационного построения, кадровой политики и т.д. Одно из доминирующих направлений - изучение факторов роста, развития и перспектив фирмы. Останавливаясь на классической и неоклассической теориях, авторы переходят к современным, появившимся в 70 - 80-х годах XX в. Это, например, теория трансакционных издержек (transaction costs). Речь идет о затратах времени и средств на поиски партнеров, ведение переговоров о коммерческой сделке, ее заключение и контроль за ходом выполнения.

 

Необходимость сокращения этих затрат, осознанная еще с времен первой (английской) промышленной революции, стимулировала создание многофункциональной организации, со своим снабжением и сбытом, транспортными средствами, энергоресурсами и т.д., чтобы не иметь дело с множеством посторонних фирм, включая посредников. Такая интеграция вела к росту компаний, что и повышало роль менеджмента. В последние десятилетия развитие информационных технологий понизило риски и неопределенность, уменьшило необходимость сосредоточения многих функций в одной организации и повысило роль рынка благодаря стандартизации продукции, унификации правил торговли, операционных систем для компьютеров и др.

 

Пространное теоретическое вступление (с. 3 - 28) авторы завершили попыткой определить роль предпринимателя в современных условиях. Чандлер называл предпринимателями тех, кто совмещал функции собственника и управляющего, но такое было возможно, считал он, в небольшой фирме старого образца, зависящей от колебаний рынка. В крупной компании собственность и управление разделены - владельцев капитала представляет директорат, а текущим управлением занимаются менеджеры. Если менеджер - должностное лицо, администратор или специалист, то предприниматель - неопределенная, "ускользающая" фигура. Состоит ли он в штате фирмы?

 

Аматори и Колли не написали его законченный "словесный портрет", но, говоря о нем, максимально приблизились к образу, созданному Шумпетером - креативная личность, новатор, способный не только выдвинуть, но и реализовать свои идеи. Классическая политэкономия не признавала роли субъективного, поведенческого фактора в экономических процессах, в "Капитале" К. Маркса ключевая фигура - владелец капитала, а в более поздних работах, не сводящих экономику к игре рыночных сил, фактор предприимчивости и новаторства присутствует в различных своих проявлениях. Предприниматель - это не должность, а прежде всего личность. Если в фирме кто-то способен принимать эффективные решения и увлекать за собой остальных, таких людей можно считать предпринимателями.

 

Авторы сосредоточились на промышленном производстве, оставив в стороне другие виды частной экономической деятельности - финансовой, торговой и в сфере услуг. Уместить

 

 

1 В 1991 г. Р. Коуз стал лауреатом Нобелевской премии по экономике.

 
стр. 244

 

их все в одной книге едва ли было возможно. Доиндустриальная экономика с абсолютным преобладанием сельского хозяйства (80 - 90% ВНП), дополнялась ремесленным трудом -как индивидуальным, так и организованном на дому торговцами в форме раздачи сырья и скупки готовых изделий (putting out system), или "рассеянной мануфактуры". Небольшое количество централизованных мануфактур, основанных на разделении ручного труда, работали на государство или на крупных заказчиков. Переход к индустриальной экономике начался с индустриальной революции в отдельно взятой стране - Англии, но охватил ряд стран европейского континента и США.

 

Промышленный сектор, когда в нем появилась машинная техника, давал самые большие возможности для создания фирмы, реализации основных функций и предпринимательских инициатив. Промышленники континентальной Европы и США обращались к британскому опыту. Но, характеризуя развитие британской фирмы, авторы обошли такой важный момент, как предпосылки промышленной революции: почему она произошла именно в Англии? На этой счет существуют разные мнения.

 

Не ограничиваясь изучением фирмы, ученые уделили внимание фабричной системе и ее влиянию на общество в середине XIX в., рассмотрели предпосылки второй индустриальной революции и создание "большого бизнеса" - гигантских интегрированных промышленных компаний с менеджментом, характерных для конца XIX и всего XX столетия. Предпосылками стали такие технические новшества, как паровой транспорт, телеграф, затем телефон. Они способствовали установлению связи между отдаленными и ранее разобщенными рынками, во много раз ускорили доставку грузов, получение деловой информации и заключение коммерческих сделок. Система почтово-телеграфных заказов продвигала товары в сельскую местность, а универмаги и сети розничных магазинов расширяли географию торговли в городах. Железные дороги как самые капиталоемкие предприятия стали первыми в истории корпоративными гигантами с акционерной формой капитала и разветвленным менеджментом. Стали применяться высококалорийные виды минерального топлива - каменный уголь и нефтепродукты, и новый энергоресурс - электричество. Все эти новации в самом широком масштабе и опережающими темпами внедрялись прежде всего в США частными компаниями.

 

"Технологии и организации" - одна из центральных тем истории бизнеса индустриального общества. Развитие торговли и транспорта расширяли возможности для выхода промышленности на новые рубежи. Главными объектами капиталовложений в компаниях стали производство, продажи и управление (менеджмент), а отрасли производства, в которых развивался "большой бизнес", были примерно одними и теми же в начале XX в. и в 1970-е годы. Это пищевая, химическая, нефтяная индустрия, металлургия и машиностроение, включая транспортное (авиация и автомобилестроение). Конкурентные преимущества в данных отраслях давал эффект масштаба: чем больший объем продукции выпускало предприятие за счет применения технологий, ускорявших процесс, тем меньше были затраты на выпуск единицы продукции, и при массовом производстве себестоимость изделий снижались. Сфера торговли настраивалась на реализацию больших масс товара путем ускорения доставки, снижения розничных цен, развития рекламы, системы скидок, продажи в кредит, и т.д. Интеграция производства и сбыта в одной организации могла дать большой объем прибыли.

 

Конкуренция при этом не прекращалась, но из свободнорыночной трансформировалась в олигопольную, когда на главных отраслевых рынках стали господствовать немногочисленные крупные фирмы, а малые и средние, не создававшие эффект масштаба, объединялись в сети.

 

Рассматривая национальные экономики начала индустриальной эры, Аматори и Колли выделяют в качестве лидеров США, Германию и Великобританию, а Францию, Россию, Италию и Японию, где крупные компании, имевшие свою специфику, начали создаваться несколько позже, относят к странам "второго эшелона". В царской России, подчеркнули они, значительную роль государства в экономике -протекционизм, переход железных дорог в собственность правительства, приток иностранного капитала в промышленность, появление крупных передовых предприятий на фоне отставания архаичного сельского хозяйства и торговли. СССР был антагонистом миру капитала, и для успешного противостояния ему государство построило немало крупных предприятий с заимствованием западных технологий. В довоенный период, годы войны с нацизмом и реконверсии это обеспечивало быстрый рост производства, однако централизованное директивное планирование лишило предприятия хозяйственной самостоятельности, что в перспективе сделало советскую экономику неконкурентоспособной и изолированной от мировых тенденций развития.

 

Для довоенного периода характерно относительное отставание организации европейского бизнеса от американского. Это редкие случаи

 
стр. 245

 

слияний и поглощений, меньший размер компаний и рынков сбыта, участие владельцев капитала в управлении фирмами. После Второй мировой войны установилась экономическая гегемония США, которая выражалась в широком распространении американских товаров, капиталов, технологий и организации фирмы. Ее дополнило "японское чудо", основанное на доминировании исторически сложившихся финансово-промышленных кланов - "дзай-бацу", которые при поддержке государства и общества, опираясь на национально-культурные особенности - природное трудолюбие, тягу к образованию, почитание авторитетов, восприимчивость к новому и передовому у других наций, при минимизации военных расходов и разработок обспечили японской экономике взлет. Ее менеджеры внедрили ряд собственных инновационных приемов и стали конкурировать даже с американцами, причем в тех областях, где позиции последних были особенно сильны - автомобилестроении и электронике. Индустриальный мир вступил в высшую фазу развития, которая предшествовала кардинальным переменам.

 

То, что Аматори и Колли называют "третьей промышленной революцией", в СССР 1960 - 1970-х годах называли научно-технической, что, конечно, звучит конкретнее. Но к каким сдвигам в мировой экономике она привела, наши обществоведы и экономисты поняли слишком поздно, когда процесс глобализации и информатизации, в котором доминировали транснациональные компании (ТНК), оттеснил не вписавшуюся в него экономику бывшего СССР и других социалистических стран на обочину развития. Трансформации мировых экономических связей и бизнеса в конце XX - начале XXI в. посвящен завершающий раздел книги (с. 207 - 255).

 

Соединенные Штаты Америки, ставшие с помощью ТНК творцом нового экономического порядка, сохранили положение лидера, а казавшиеся незыблемыми позиции "менеджерских" фирм с их разросшимися управленческими структурами поколебали усиление рынка как глобального распределительного механизма и питательной среды ТНК и предпринимательство как креативное поведение. Многие развивающиеся страны успешно вписались в постиндустриальную экономику благодаря своевременной переориентации на развитие собственных импортозамещающих технологий и экспорта высокотехнологичной продукции. Важнейшие из них - Аргентина и Южная Корея, а в последнем десятилетии -Китай и Индия. Стратегии их успеха были разными, они не копировали западную модель и должным образом отражены в книге.

 

Труд Аматори и Колли - превосходно выполненный обобщающий очерк многовековой истории бизнеса, написанный с учетом меняющихся точек зрения. Излагаемый материал подкрепляется данными более 50 статистических таблиц и графических изображений. Книга может служить пособием для исследователей истории бизнеса - науки, еще довольно молодой для нашей страны.

 

Б. М. Шпотов, доктор исторических наук, профессор Институт всеобщей истории РАН

Опубликовано 07 февраля 2020 года



Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.

Загрузка...

О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама