Поиск
Рейтинг
Порталус
база публикаций

ЭКОНОМИКА есть новые публикации за сегодня \\ 08.07.20


К вопросу о первом российском торговом корабле в США

Дата публикации: 26 февраля 2020
Автор: В. В. Ишутин
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ЭКОНОМИКА
Источник: (c) Вопросы истории, № 6, Июнь 2014, C. 126-130
Номер публикации: №1582714741 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


В. В. Ишутин, (c)

найти другие работы автора

В российско-советской историографии дата первой трансатлантической торговой экспедиции из России в США издавна считается устоявшейся - 1806 год. Известно также имя купца-пионера, чьи два корабля покорили Атлантику - архангельский "слободской купец" Ксенофонт Алексеевич Анфилатов (1761 - 1820). Этот факт подтвержден первой профессиональной газетой империи "Санкт-Петербургские коммерческие ведомости" (начала выходить в 1802 г.). Ее заметку об одном из двух кораблей, отправившихся за океан и более-менее благополучно вернувшихся на родину 1, продублировала (более чем через полтора месяца) газета "Санкт-Петербургские ведомости" (издавалась с 1728 г.): "В прошлом 1806 году Архангельского строения корабль, св. Иоанн Бабтист, принадлежащий Слободскому купцу Анфилатову, отправясь из Архангельска в Новый Иорк (что в Северной Америке) 2 с разными Российскими товарами, которые там проданы с желаемою прибылью, сего Октября 8го приехал оттуда в Кронштадт благополучно с полным грузом Американских товаров.

 

Поход свой в означенное место совершил он в 107 дней, а на обратном пути из Нового Иорка до Христиан-Занда, что в Норвегии, пробыл 41, от сего же последнего порта до Кронштадского 22 дня. Весь экипаж оного, состоящий в 22 человеках, возвратился в полном здоровье" 3.

 

Собственно, это и есть, образно говоря, тот газетный причал, от которого и пошла в плавание небольшая "флотилия" научной и популярной литературы о первом русском купеческом корабле в Америку. Кроме работы Т.С. Минаевой, это книга Г.А. Замятина 1910 г. 4, пара скромных заметок в научном (1946 г.) и профессиональном (1956 г.) журналах СССР 5, глава "Установление и развитие торговых связей между Россией и США (1778 - 1807 гг.) в монографии 1966 г. Н. Н. Болховитинова б, небольшая статья популярного характера М. Чекурова в журнале "Вокруг света" 7, кандидатская диссертация Е.А. Полиновской 1990 г. 8, коллективная монография по истории русского морского торгового флота 9 и, конечно, современные интернет-ресурсы 10...

 

Процитированным газетным "ведомостям" 1807 г. о российском купеческом десанте в Нью-Йорке предшествовала публикация рескрипта императора Алексанра I в первом номере "Санкт-Петербургских коммерческих ведомостей" за 1806 г., где излагалась величайте облаговоленная инициатива "слободского купца" о торговле с Америкой (с ней, как оказалось, еще "в начале декабря 1805 г." Анфилатов обратился к министру коммерции Н.П. Румянцеву 11: "В 29 й день Декабря истекшаго 1805 года Министр Коммерции, Граф Николай Петрович Румянцев, получил Высочайший рескрипт следующего содержания: Граф Николай Петрович! Усматривая из

 

 

Ишутин Вадим Валерьевич - научный сотрудник Института научной информации по общественным наукам РАН.

 
стр. 126

 

поданнаго вам письма от Слободского купца Ксенофонта Анфилатова, что виды Российского торгующего сословия начинают распространятся, и примечая с особенным удовольствием, что сей купец первый предпринял отправить на своих кораблях российские товары в порты Американских Соединенных Штатов, Я поручаю вам объявить ему МОЕ благоволение, и принять меры, чтобы первые три корабля, в России построенные и ему Анфилатову принадлежащие, и отправляемые от него из здешнего или Архангельскаго порта с российскими товарами в Соединенные Штаты, отпущены были без взимания тарифных пошлин, и равным образом, коль скоро помянутые три корабля с Американскими товарами прибудут в которые либо порты НАШИ, пошлин с привозимых на тех кораблях товаров не брать; но предварительно обязать его Анфилатова подпискою, чтобы приходящие его из Америки корабли непременно подвержены были карантинному очищению в Христианзанде 12, без чего и изъятия в пошлинах ему не чинить. Разумеется, что сия милость даруется ему Анфилатову на одно токмо каждаго корабля отправление как в Америку, так и обратно. В прочем пребываю к вам благосклонный. На подлинном подписано собственнаго ЕГО ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА рукою; АЛЕКСАНДР" 13.

 

Следует заметить, что купеческая инициатива объявилась весьма во время: примерно за год с небольшим до газетного сообщения об императорском купцу благоволении обозначились письменные контакты глав США и России, или, другими словами, началась президентско-императорская переписка. Инициатором ее стал 60-летний Томас Джефферсон (1743 - 1825), автор Декларации независимости и третий президент США (1801 - 1809 гг.). Он обратился с письмом к Александру I (1777 - 1825), три с половиной года назад сменившему на российском троне отца, императора Павла I. Письмо президента из Вашингтона датировано 15 июня 1804 г. и хорошо известно в России по неоднократным публикациям с начала XX века 14. Отправка его в Петербург было вызвано событием, суть которого Джефферсон четко изложил в первом же предложении послания: "Недавно мне стало известно о вашем дружеском заступничестве в целях освобождения экипажа американского фрегата, потерпевшего крушение у берегов Триполи" 15. Но, пожалуй, неожиданно большее значение это письмо президента имело не как гуманитарно-политическая акция благодарности, а как своего рода руководство к развитию межгосударственных отношений США и России в области прямой торговли посредством моря:

 

"Торговые связи как в межгосударственной, так и в частной сфере могут приобретать, по-видимому, большую широту принципов тогда, когда они свободно устанавливаются, а не определяются в точности буквой договора, который, становясь обременительным, получает различные толкования, начинает означать либо все что угодно, либо ничего, порождает споры и ведет к войне. Но ваш флаг встретит в наших гаванях гостеприимство, свободу, покровительство, и ваши подданные будут пользоваться всеми привилегиями наиболее благоприятствуемой нации" .

 

Будущее время президентского глагола "встретит" в этом фрагменте является почти прямым доказательством того, что парусов российского торгового флота к тому времени - середина 1804 г. - в североамериканских портах не видали. По-крайней мере, главе государства на четвертом году руководства страной об этом не было известно. Да, собственно, и на сегодняшний день научная литература по этому вопросу, вкупе с разного рода статистическими материалами 17, а также опубликованными газетными портовыми хрониками того периода, не опровергают утверждение, что российские торговцы до Северной Америки со стороны Атлантики не добирались. И, следовательно, получается, что в контексте джефферсоновского предложения о развитии торговых связей, инициатива купца Анфилатова об отправке своих судов к еще неведомым берегам США оказалась весьма своевременной.

 

Но, оказывается, у купца Анфилатова был предшественник из России. В той же газете, где был напечатан рескрипт о монаршей милости архангельскому купцу, через месяц с небольшим опубликовано короткое сообщение из Филадельфии от 18 октября 1805 г.: "Недавно пришел сюда Российский купеческий корабль; судно сие, сколько известно, есть первое, под сим флагом здесь явившееся" 18.

 

Мало того, оказалось, что на предыдущей полосе того же номера газеты напечатано в другой, прямо-таки телеграфной редакции - семь слов с двумя предлогами,

 
стр. 127

 

но со ссылкой уже на Лондон от 9 января 1806 г.: "В Ноябре прибыл в Филадельфию первый российской купеческий корабль" 19.

 

Через два дня, 10 февраля 1806 г., вторая газета империи "Московские ведомости" (издавалась с 1756 г.) сообщила о прибытии российского торгового судна на филадельфийский берег. Газета ссылалась на информацию из Лондона от 20 января 1806 г.:

 

"В Ноябре месяце прошлого года прибыл в Филадельфию первый Российский купеческий корабль, пришедший в тамошние воды" 20.

 

Наконец, 20 февраля 1806 г., и первая газета империи процитировала это сообщение в известном уже "телеграфном" варианте (со ссылкой на Лондон от 22 января): "В Ноябре прибыл в Филадельфию первый Российской купеческий корабль" 21.

 

Трудно объяснить, как или почему эта информация в трех газетах о "первом российском купеческом корабле" оказалась не только без комментария в историографии, но, полагаю, даже незамеченной: ни в одной из выше перечисленных исследовательских работ, так или иначе связанных либо с купцом Анфилатовым, либо с историей морской торговли России с США, сюжет о российском корабле из 1805 г. не упоминается. Причем, в пользу существования неопознанного пока пионера-"американца" с российским паспортом говорит даже факт незначительного разночтения в датах поступления информации (октябрь-ноябрь 1805 г.) из двух городов - американской Филадельфии и европейского Лондона.

 

Еще большее удивление вызывает тот факт, что в диссертации Полиновской среди "Опубликованных источников" под N 8 значится как раз газета "С. -Петербургские коммерческие ведомости. -... 1806. N 6", то есть тот номер, в котором "филадельфийская новость" о первом русском торговом судне в США публиковалась дважды. В диссертации нет никакого объяснения этому факту, а лишь повторено: "Это предприятие К. Анфилатова было первым успешным опытом прямых плаваний русских" 22. Кстати, газета "Санкт-Петербургские коммерческие ведомости" перечислена и в монографии Н. Н. Болховитинова "Становление русско-американских отношений. 1775 - 1815" (М. 1966) в разделе "Источники и основная литература". Здесь, в отличие от диссертации Полиновской (1990 г.), нет указания на конкретно использованные номера, но информация о первом российском торговом корабле в Америке в 1805 г., увы, также отсутствует. Нет ссылки на нее и в работе Болховитинова 1980 г., посвященной этой же теме - статье "У истоков первых контактов" 23.

 

Интерес к четырехкратному газетному сюжету о безвестном трансатлантическом российском Одиссее с некоторых пор подогревает и то обстоятельство, что в нашей историографии оказалась неиспользованной большая статья Павла Петровича Свиньина (1787 - 1839) "Торговые сношения России с Соединенными Американскими Областями и взгляд на генеральную торговлю последних" в основанном им журнале "Отечественные записки" 24. А в ней-то как раз есть фрагмент, в котором хронология посещения США российскими торговыми судами смещается "вглубь истории" по крайней мере, еще на год - до 1804: "Ныне в коммерции с нами Американцы употребляют ежегодно более ста кораблей, подымающих от 40 до 50 тысяч ластов 25. Вот наоборот записка Российских ластовых судов, посещавших Американские порты. Ласты: в 1804 - 216; 1805 - 368; 1806 - 849; 1807 - 293; 1810 - 230;..." 26.

 

Особого внимания заслуживает тот факт, что П. П. Свиньин являлся переводчиком российской миссии в Вашингтоне в 1809 - 1811 гг., секретарем консульства в Филадельфии в 1811 - 1813 гг. (а на службе в российском МИДе находился в 1806 - 1824 гг.). Кроме того, он был литератором (правда, с нелестный характеристикой прототипа Хлестакова в гоголевском "Ревизоре"), художником (хорошо известны карандашные рисунки и акварели, сделанные, в частности, в США), и журналистом (за основание журнала "Отечественные записки" Свиньин даже получил титул "дедушки русских исторических журналов" 27).

 

Незамеченная историками-американистами работа Свиньина сопровождена коротким примечанием автора: "Статья сия заимствована из Живописного путешествия издателя по сему краю, которое дополнено им позднейшими сведениями, простирающимися до 1817 года" 28. Однако в похожем по названию издании Свиньина "Опыт живописного путешествия по Северной Америке", выходившем в те годы дважды 29, этого труда не обнаружено. И в научной литературе, с которой мне пришлось

 
стр. 128

 

работать, ссылок на "Торговые сношения России..." Свиньина встретить не довелось. Лишь в публикации обзорного характера, относящейся к позднему периоду печатного наследия академика Болховитинова, есть глухое, хотя и, похоже, положительное, упоминание о ней: "Заслуживают внимания также очерк Свиньина о русско-американских торговых связях, "Письма русского путешественника по Северной Америке", и особенно его "Взгляд на свободные художества в Соединенных Американских Штатах", в котором давался подробный квалифицированный обзор американской живописи, скульптуры, архитектуры и инженерных сооружений 30.

 

Вероятно, в поиске пропавших торговых судов, вроде бы вышедших из России в североамериканском направлении в 1804 - 1805 гг., может помочь либо работа с архивами российских морских портов того времени, либо зарубежная печать, в частности, американская, уже в то время многочисленная и разноликая. В одной только Филадельфии, согласно справочнику "History and Bibliography of American Newspapers. 1690 - 1820" хронологически девять газет подходят для поиска этого судна (или этих судов). На отечественные газеты надежды, увы, нет - их в ту пору было всего три, и они процитированы здесь, что называется, в полном объеме.

 

Примечания

 

1. МИНАЕВА Т.С. К.А. Анфилатов и начало торговых связей с Америкой. Ломоносовские чтения. Тезисы докладов. Архангельск. 1992, с. 46.

 

2. В начале XIX в. упоминание Нью-Йорка в России еще требовало географического комментария.

 

3. Санкт-Петербургские коммерческие ведомости. 1807, 17 октября, N 42, с. 165; Санкт-Петербургские ведомости. 1807, 10 декабря, N 99, с. 1242.

 

4. ЗАМЯТИН Г.А. Ксенофонт Алексеевич Анфилатов: Очерк его жизни и деятельности. СПб. 1910.

 

5. ОКУНЬ С. Научный бюллетень Ленинградского гос. университета. 1946, N 8, с. 19 - 20; Первые русские торговые корабли в Америке (1805 - 1955) - Речной транспорт. 1955, N 10, с. 30 - 31.

 

6. БОЛХОВИТИНОВ Н.Н. Становление русско-американских отношений. 1775 - 1815. М. 1966, с. 165 - 182. Об Анфилатове К. А. см.: Там же, с. 213 - 219.

 

7. ЧЕКУРОВ М. Негоциация Ксенафонта Анфилатова - Вокруг света. 1977, N 10, с. 43 - 44.

 

8. ПОЛИНОВСКАЯ Е.А. Русско-американские торговые связи в XVIII - начале XIX века. Автореф. дис. к.и.н. Новосибирск. 1990, с. 17 - 18.

 

9. Под флагом России: История зарождения и развития морского торгового флота. М. 1995, с. 7. Автором предисловия (Н. П. Пах), на которое дается сноска, либо допущена ошибка, либо вкралась банальная опечатка: "первое плавание в американские порты Нью-Йорк и Бостон из Архангельска и Санкт-Петербурга", предпринятое по инициативе "предпринимателя К.А. Анфилатова", датировано в нем 1807, а не 1806 годом. Об Анфилатове и его деятельности на ниве морского торгового судоходства см.: Там же, гл. III, с. 153 - 156.

 

10. http://sloblib.ru/slobodskoy/famous-countryman/179-anfflatov-ksenofont-alekseevich; http://www.vcci.ru/vtpp/adinf/detail.php?ID=3416 ; http://www.vk-smi.ru/2006/sept06/vksep061803.htm.

 

11. БОЛХОВИТИНОВ Н.Н. Ук. соч., с. 213. Вероятно, достаточно скорое императорское "добро" Анфилатову было обусловлено и тем обстоятельством, что у архангельского купца был уже опыт в международной торговле: например, торговые контакты купца с Оттоманской Портой в начале 1805 года. См.: ЗАМЯТИН Г.А. Ук. соч., с. 74 - 75.

 

12. Город и порт в Норвегии.

 

13. Санкт-Петербургские коммерческие ведомости. 1806, 4 января, N 1, с. 1.

 

14. КОЗЛОВСКИЙ В.М. Император Александр I и Джефферсон. (По архивным данным). - Русская мысль. М. 1910, N 10, с. 87 - 88; БОЛХОВИТИНОВ Н.Н. К истории установления дипломатических отношений между Россией и США (1808 - 1809 гг.) - Новая и новейшая история. 1959, N 2, с. 189; Россия и США: становление отношений. 1765 - 1815. М. 1980, с. 260 - 262.

 

15. Стоит обратить внимание на советский комментарий "дружеского заступничества" при публикации этого письма в 1959 г.: "Поводом для переписки (президента и императора. - В.И.)послужило в общем довольно малозначительное обстоятельство. Речь идет о предпринятом по просьбе американского консула в С. -Петербурге Л. Гарриса посредничестве русского правительства в начале 1804 г. с целью освобождения из плена команды американского военного судна "Филадельфия", потерпевшего крушение у берегов Северной

 
стр. 129

 

Африки". См.: БОЛХОВИТИНОВ Н.Н. К истории установления дипломатических отношений..., с. 152. Из комментария следует, что спасение людей, оказавшихся в беде (в данном случае это американские моряки, попавшие в пиратский плен) квалифицируется всего лишь как "в общем довольно малозначительное обстоятельство", в то время как на самом деле такая реакция, думается, является первейшей обязанностью главы любого государства.

 

16. Там же, с. 261.

 

17. НЕБОЛЬСИН Г. Статистические записки о внешней торговле России. СПб. 1835, ч. 1- 2; ЕГО ЖЕ: Статистическое обозрение внешней торговли России. СПб. 1850, ч. 1 - 2; ГУЛИШАМБАРОВ С.О. Всемирная торговля в XIX веке и участие в ней России. СПб. 1898; Сборник сведений по истории и статистике внешней торговли России. Т. 1. СПб. 1902; ВИТЧЕВСКИЙ В. Торговля, таможенная и промышленная политика России со времен Петра Великого до наших дней. СПб. 1909. В приведенной выше отечественной литературе об Анфилатове, напоминаю, также нет и намека на такие прецеденты.

 

18. Санкт-Петербургские коммерческие ведомости. 1806, 8 февраля, N 6, с. 22.

 

19. Санкт-Петербургские ведомости. 1806, 8 февраля, N 6, с. 22.

 

20. Московские ведомости. 1806, 10 февраля, N.12, с. 227.

 

21. Санкт-Петербургские ведомости. 1806, 20 февраля, N 15, с. 150.

 

22. ПОЛИНОВСКАЯ Е.А. Русско-американские торговые связи в XVIII - начале XIX вв. Диссертация канд. ист. наук. Новосибирск. 1990, с. 141. В разделе "Опубликованные источники" называются следующие номера "Санкт-Петербургских коммерческих ведомостей": 3, 29, 45, 51 за 1803 г.; 6 за 1806 г.; 30 за 1807 год. Но в тексте работы я обнаружил сноски только на NN 29 и 45 за 1803 год.

 

23. БОЛХОВИТИНОВ Н.Н. У истоков первых контактов. - США: экономика, политика, идеология. М. 1980, N 11, с. 51 - 61.

 

24. Отечественные записки. (ОЗ). 1820, N 7, с. 89 - 107; N 8, с. 264 - 276; 1821, N9, с. 87 - 93. Эта публикация упомянута в работе: РЕЙТБЛАТ А. И., при участии БОЧКОВА В.Н. Свиньин Павел Петрович. Русские писатели. 1800 - 1917. Биографический словарь. Т. 5. М. 2007, с. 520. Здесь же дана, думаю, наиболее полная на сегодняшний день библиография о П.П. Свиньине (с. 524).

 

25. Ласт - 40 куб. футов неотесанного леса. Русская мера веса, массы, объема сыпучих тел, вместимости торговых судов.

 

26. ОЗ. 1820, N 7, с. 96.

 

27. ДАНИЛОВ В.В. Дедушка русских исторических журналов ("Отечественные записки" П.П. Свиньина). - Исторический вестник. Т. CXLI. Пг. 1915, N 7, с. 109 - 129.

 

28. ОЗ. 1820, N 7, с. 89.

 

29. СВИНЬИН П. Опыт живописного путешествия по Северной Америке Павла Свиньина. СПб. 1815, 1818 (второе издание).

 

30. БОЛХОВИТИНОВ Н.Н. Российская американистика, 1814 - 1999. Исторические записки, 3 (121). М. 2000, с. 48, 61. Приведенная цитата с незначительными изменениями взята автором из 1-го тома "Истории США. 1607 - 1877", изданного издательством "Наука" в 1987 г. под его же редакцией (с. 621).

Опубликовано 26 февраля 2020 года



Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.

Загрузка...

О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама