Рейтинг
Порталус

Торговая организация ордена немецких крестоносцев в XIII - начале XV в.

Дата публикации: 21 октября 2020
Автор(ы): Т. А. Булатников
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ЭКОНОМИКА
Источник: (c) Вопросы истории, № 5, Май 2009, C. 157-161
Номер публикации: №1603303462


Т. А. Булатников, (c)

Для осуществления своей миссии на Ближнем Востоке, а позже в Венгрии и Пруссии, ордену требовались крупные средства. Кроме этого, братству необходимо было содержать своих представителей при дворах многих европейских владык, одаривать их дорогими подарками для решения своих внешнеполитических задач. По этим причинам орден немецких крестоносцев (Тевтонский орден) включился в торговлю. Этому способствовало то обстоятельство, что монашеские братства и монастыри имели привилегию в торговле - беспошлинную транспортировку товаров, при условии, что продукты собственного производства, известно их количество и они продаются для удовлетворения собственных нужд религиозной общины. В этом отношении Тевтонский орден также не стал исключением. В 1219 г. император Фридрих II даровал братству право беспошлинной торговли и транспортировки товаров, как по суше, так и по морю. Орден освобождался также от рыночных поборов - "plateaticum". Согласно привилегии, тевтонцы имели право осуществлять закупки и продажу любых товаров по своему усмотрению. Однако, первоначально действие имперского указа распространялось лишь на территорию Сицилийского королевства, где орден владел городами Палермо и Бриндизи, игравшими важную роль в средиземноморской торговле 1. С 1226 г. данная привилегия охватывала все владения ордена, расположенные в Священной Римской империи.

 

Наравне с императорской привилегией, определявшей право торговли тевтонцев в империи, орден во второй половине XIII в. получил папские буллы. Благодаря этим буллам, рыцари-монахи обрели универсальную, общеевропейскую торговую хартию. Первая булла была издана папой Александром IV 6 августа 1257 года 2. Ее появление было неслучайным. В это время орден вел борьбу с прусскими язычниками и остро нуждался в средствах, необходимых для содержания многочисленных гарнизонов, строительства укреплений и проведения колониальной политики. Согласно папской булле орден в любой стране и месте, где считал нужным, используя специальных людей для ведения торговли, мог осуществлять коммерческие операции. Позднее, 1 октября 1263 г., папа Урбан IV подтвердил торговую привилегию ордена, выданную его предшественником 3.

 

Процесс формирования внутри ордена института должностных лиц, ответственных за ведение торговых операций, занял длительный период времени. В XIII в. в братстве функции такого рода выполняли старшие орденских домов или их помощники, в обязанности которых, согласно Статутам, входило следить за обеспечением

 

 

Булатников Тимур Александрович - аспирант Московского педагогического государственного университета.

 
стр. 157

 

всем необходимым своих подчиненных 4. Такое положение объясняется тем, что в указанный период процесс развития орденской должностной структуры был далек от своего завершения, это в свою очередь привело, на раннем этапе, к совмещению ряда функций главами орденских домов. Немаловажную роль сыграло и то, что в этот период Немецкий орден еще не располагал столь обширными излишками продукции, которые позволили бы рыцарям стать активными участниками международной торговли, ведение которой потребовало бы учреждения торгового ведомства внутри братства. Ситуация изменилась в первой трети XIV в., когда орден создал в Пруссии государство, ставшее важнейшим торговым партнером стран средневековой Европы и Руси.

 

Правовым основанием для организации торгового ведомства и формирования института торговых представителей (schafferei - экономов) в орденской должностной структуре послужили положения Статута и папская булла 1257 года. Так, в Уставе ордена было предусмотрено наличие должностного лица при гроссмейстере - интенданта для обеспечения главы братства всем необходимым, что подразумевало и ведение торговых операций 5. О том же говорит и булла Александра IV, предписывающая ордену иметь лиц, выполнявших неспецифическую для военно-монашеского ордена деятельность - торговую 6.

 

Таким образом, благоприятные условия, сложившиеся в первой трети XIV в. - возникновение государства ордена в Пруссии и стремительный рост городов, повлекшие включение орденского государства в международную торговлю; необходимая правовая база; завершение процесса формирования орденской структуры и потребность в организации отдельного ведомства, чьи представители были бы заняты в торгово-финансовой сфере, - привели к учреждению такового внутри Тевтонского ордена.

 

Возникновение института орденских экономов следует связывать с изданием соответствующих законов двумя гроссмейстерами - Вернером фон Орзелем (1324- 1330) и Дитрихом фон Альтенбургом (1335 - 1341)7. Впервые именно в этих законах был употреблен новый термин - "scheffer", обозначавший должностное лицо ордена, в компетенцию которого входила торгово-финансовая деятельность братства. В законах говорилось, что лишь экономам разрешалось без санкции старших орденских домов ездить в расположенные поблизости города и осуществлять коммерческие сделки. Такая формулировка свидетельствует о том, что указанные должностные лица появились в орденских домах в Пруссии намного раньше. О том, что орденские экономы существовали еще в первом десятилетии XIV в., свидетельствует упоминание этих должностных лиц в документах братства. Так, например, к 1312 г. относится самое раннее свидетельство об экономах в Пруссии, связанное с упоминанием орденского дома, расположенного в комтурстве Христбург 8. С 1324 г. по первую половину XV в. упоминания об экономах ордена в Пруссии встречаются все чаще 9. Помимо Пруссии о них говорится в документах этого периода Германской и Ливонской провинций ордена 10.

 

Однако, на появлении института экономов процесс развития орденской торговой организации не закончился. В течение XIV столетия из числа прусских экономов ордена выделились трое - мариенбургский, кёнигсбергский и гроссмейстерский экономы, что обусловлено их специализацией на более крупной международной торговле. По этой причине они именовались по иному, "GroBschafferei", за исключением эконома гроссмейстера, и имели особые ведомственные печати 11.

 

Эконом являлся членом ордена, что явствует из законов Орзеля-Альтенбурга 12. Первоначально эту должность занимали орденские полубратья - фамилиары, из числа городского патрициата 13. Для ордена это было выгодным по нескольким позициям: во-первых, фамилиар, согласно Уставу, обязан был передать свое имущество братству; во-вторых, представители патрицианских родов, вступая в орден, ставили на службу военно-монашескому братству не только свое состояние, но и свои торговые связи 14. Наравне с фамилиарами указанную должность занимали представители третьего класса ордена - братья-сержанты, что отвечало требованиям Устава 15. Кроме того, братья-сержанты традиционно занимали в ордене должности, связанные с выполнением различных хозяйственных функций. Со второй половины XIV столетия и особенно с 1410 г., когда Тевтонский орден стал прибежищем для немецкой знати, данный пост все чаще стали занимать представители рыцарского класса 16.

 
стр. 158

 

В орденской должностной структуре пост эконома, в том числе и гроссшеффера, занимал низшее положение по отношению к комтуру и хаус-комтуру, находясь между фогтом и пфлегером. Такой низкий должностной статус может быть объяснен следующим: во-первых, согласно Уставу на этот пост назначались представители низших классов орденской структуры (фамилиары и братья-сержанты). Во-вторых, согласно законам Вернера фон Орзеля и Дитриха фон Альтенбурга, пост эконома учреждался внутри конвентов, в помощь комтурам, а не как отдельная административная единица орденской структуры 17. По этой причине, среди экономов не существовало субординации, каждый из них подчинялся комтуру того орденского дома, в конвенте которого состоял. Тоже в полной мере относилось и к гроссшефферам Кенигсберга и Мариенбурга. Первый подчинялся великому маршалу ордена, являвшемуся одновременно комтуром Кенигсберга, второй, - великому комтуру. Срок их полномочий, согласно орденской традиции, обычно ограничивался годом, после чего они были обязаны предоставить полный отчет о своей работе руководству ордена 18.

 

Кроме экономов в орденской торговой организации состояли так называемые "lieger", "diener" и "wirten". Lieger - крупное немецкое купечество, являвшееся членом Ганзы и сотрудничавшее с Тевтонским орденом. По мнению немецких исследователей Э. Машке и Х. Бокмана, этот термин рыцари-монахи переняли от фландрских купцов, с которыми имели тесные торговые связи 19. Во Фландрии lieger - купцы, имевшие свои торговые представительства в различных городах средневековой Западной Европы, что позволяло им вести крупную внешнюю торговлю. Орден использовал налаженные торговые каналы, как северо-германских, так и прусских ганзейских купцов в собственных коммерческих интересах, предоставляя им полномочия вести торговые операции от имени братства 20. Наиболее важные канторы орденских купцов за рубежом находились в следующих городах: Лондон, Брюгге (Фландрия), Любек, Варшава и Люблин (Польша), Львов и Новгород (Русь); Торн (Торунь), Эльбинг (Эльблонг) и Данциг (Гданьск) - в Пруссии 21.

 

Под термином "diener" следует понимать не дословный перевод - "слуга", а лицо, облеченное определенными полномочиями, необходимыми для выполнения поручений той организации, с которой указанное лицо вступило в партнерские отношения. Ими чаще всего становились местные прусские или ливонские купцы, члены Ганзы, занимавшиеся не только международной торговлей, но и внутренней 22.

 

Замыкали группу орденских торговых представителей хозяева трактиров или постоялых дворов (wirten), одновременно являвшиеся купцами, специализирующимися на внутренней либо на транзитной торговле с польско-русско-литовскими городами, расположенными недалеко от границ Пруссии. Наиболее известные купцы из данной категории находились в следующих прусских городах: Диршау, Грауденц, Мариенвердер, Тухель, Ноймаркт, Кнейпхоф, Мариенбург и Львов (Русь) 23.

 

Перечисленные три категории торговых агентов Тевтонского ордена не являлись членами братства. Прусско-ливонские и северо- германские ганзейские купцы вступали в партнерские отношения с орденом из-за выгодных для обеих сторон условий сотрудничества. Во-первых, являясь представителями церковного института, купцы были неподсудны светским властям тех земель, где они осуществляли свою торговую деятельность. Это обстоятельство способствовало продвижению купцов, агентов ордена, на рынки стран католической Европы 24, а следовательно расширяло экономические связи и самого братства. Во-вторых, торговые агенты ордена получали от братства ежегодное фиксированное жалование, а также выгодные, беспроцентные ссуды деньгами или товарами на длительное время 25.

 

В роли замыкающего звена в торговой организации ордена выступали слуги, использовавшиеся в качестве посыльных или грузчиков.

 

Схематически торговая организация ордена в Пруссии выглядела следующим образом: 1) орденские экономы (из них выделялись гроссшефферы Кенигсберга, Мариенбурга и эконом гроссмейстеры, занятые в крупной международной торговле); 2) lieger и diener - немецкие купцы, члены Ганзы, сотрудничавшие с орденом и представлявшие его торговые интересы на европейских рынках; 3) wirten - средние и мелкие торговцы, владельцы постоялых дворов, игравшие роль связующего звена между орденом и населенными пунктами, удаленными от крупных торговых городов и путей; 4) слуги.

 
стр. 159

 

Особенностью такой торговой организации ордена, и в Пруссии в частности, было: во-первых, отсутствие должностной вертикали среди экономов, по причине отсутствия торгового ведомства в административной структуре братства. Каждый из них подчинялся главе конвента, в котором он состоял. Во-вторых, о торговых агентах ордена нельзя говорить, как о служащих, в привычном для нас смысле этого слова, так как их отношения с экономами ордена строились на началах взаимовыгодного торгового товарищества. В-третьих, торговая организация ордена была характерна для всех провинций, за исключением некоторых моментов. Так, например, в Германской и Ливонской ветвях братства отсутствовали должности гроссшефферов. В отличие от Пруссии, ливонские ландмейстеры были более связаны с wirten, чем с diener, состоявшими в таком же торговом товариществе с орденом в Ливонии, как и в Пруссии. Такое смещение акцентов в Ливонии возможно объясняется тем, что ландмейстеры были сильнее вовлечены во внутреннюю торговлю 26. В-четвертых, торговая организация ордена в Пруссии, в отличие от его административной системы, не решала государственных задач, а служила лишь интересам самого ордена.

 

Примечания

 

1. Codex diplomaticus Ordinis Sanctae Mariae Theutonicorum. Mainz. 1845 - 1861; Bd. I, S. 39, N 36.

 

2. Preussisches Urkundenbuch: Politische Abteilung. Hrsg. von Philippi und Woelky. Bd. I, H. I. Königsberg. 1882; Bd. I, H. 2. Hrsg. von M. Heim und E. Maschke. Königsberg. 1932; Bd. II, Lief. 1 (1309 - 1324), 1935; Bd. 11, Lief. 2 (1324 - 1331), 1937; Bd. [1. Lief. 3 (1331 - 1335), 1944; Bd. III, Lief. 1 (1335 - 1341). Hrsg. von M. Koeppen. Marburg. 1958; Bd. Ill, Lief. 2 (1342 - 1346); Bd. III. Nachträge. 1961; Bd. IV (1346 - 1351), 1960. 1, 2, N 22. (PUB).

 

3. PUB. 1, 2, N 210.

 

4. PERLBACH M. Die Statuten des Deutschen Ordens nach den altesten Handschriften. Halle. 1890. Gewohnheiten. Кар. 8, S. 97 (Statuten). Statuten. S. 32, § 6; Gesetze. S* 64, 65, § 2, 4; Gewohnheiten. S. 108 - 109, § 35.

 

5. Statuten. Gewohnheiten, S. 98 - 99, § 11.

 

6. PUB. 1,2, N 60.

 

7. Statuten. Gesetze Werners von Orseln, S. 147, P. 10. Gesetze Dietrichs von Altenburg, S. 150 - 151, P. 14, 22.

 

8. PUB. 2, N 60, S. 37.

 

9. SATTLER С Handelsrechnungen des Deutschen Ordens. Leipzig. 1887. (HRDO), S. 118, 216, 220; PUB. 2, N 486, S. 333; N 497, S. 338; N 767, S. 509, N 807, S. 540. С сентября 1329 г. известно о существовании эконома в Кенигсберге. PUB. 2, N 660.

 

10. В орденских домах Кёльна, Кобленца и Утрехта в Германии. Regesta historico-diplomatica Ordinis S. Mariae Theutonicorum 1198 - 1525. Pars I. Gottingen. 1948 - 1950. Bd. 3, N 8755, 8986, 8306. В конвентах Вендена и Риги - Ливония. Bunge F. Liv-, Est- und Kurländisches Urkundenbuch. I. Abteilung. Bd. I - XII, Reval, Riga. 1853 - 1873 (LUB). Bd. VIII, N 969, S. 606; N 994, S. 649; Bd. IX, N 345, S. 225; N 811, S. 557; N 981, S. 649; Bd. X, N 100, S. 66.

 

11. На их печатях была изображена торговая марка.

 

12. Statuten. Gesetze Werners von Orseln, S. 147, P. 10. Gesetze Dietrichs von Altenburg, S. 150 - 151, P. 14, 22.

 

13. MASCHKE E. Deutschordensbriider aus dem städtischen Patriziat Domus Hospitalis Theutonicorum. Europäische Verbindungslinien der Deutschordensgeschichte. Gesammelte Aufsätze aus den Jahren - 1931 - 1963 (QSGDO. Bd. 10). Bonn. Godesherg. 1970, S. 60 - 68.

 

14. Statuten. Regel, Kap. 32.

 

15. Statuten. Gewohnheiten, S. 98 - 99, § 11.

 

16. PUB. 2 (1324 - 1333), N 486, 497, 767, 807; Annalista Thoruniensis. SRP, Bd. Ill, S. 120; VOIGT J. Namen-Codex der Deutschen Ordens-Beamten. Königsberg. 1843, S. 31; HRDO, S. 128, 145, 269, 285, 319, 325; Hanserecesse. Die Recesse und andere Akten der Hansetage. Erste Abteilung von 1256 - 1430, Bd. I - VIII. Leipzig-München-Weimar. 1897 - 1941, Bd. III, S. 138, N 162.

 

17. Statuten. Gewohnheiten, S. 98 - 99; Gesetze Werners von Orselne, S. 147, P. 10. Gesetze Dietrichs von Altenburg, S. 150 - 151; MASCHKE E. Die Schäffer und Lieger des Deutschen Ordens in Preußen. Domus..., S. 78; SCHUMACHER B. Geschichte Ost- und Westpreußens. Würzburg. 1957, S. 67; TUMLER M. Der Deutsche Orden im Werden, Wachsen und Wirken bis 1400 mit einem Abriß der Geschichte des Ordens von 1400 bis zur neuesten Zeit. Wien. 1955, S. 432.

 

18. Statuten. Gewohnheiten, S. 98 - 99; Gesetze Werners von Orseln, S. 147.

 

19. БОКМАН Х. Немецкий орден. Двенадцать глав из его истории. М. 2004, с. 163.

 
стр. 160

 

20. SATTLER C. Der Handel des Deutschen Ordens in Preußen zur Zeit seiner Bliite. Hansische Geschichtsblätter. Bd. 3. 1877, S. 59 - 85; HRDO, S. IX; RENKEN F. Der Handel der Königsberger Großschäfferei des Deutschen Ordens mit Flandern um 1400 (Abhandlungen zur Handels- und Seegeschichte. Bd. 5). Weimar. 1937, S. 27.

 

21. HRDO, S. XI, XX, 93, 197, 261, 265, 279; BÖHNKE W. Der Binnenhandel des Deutschenordens in Preußen und seine Beziehungen zum Außenhandel um 1400. Hansische Geschichtsblätter. 1962, Bd. 80, S. 26 - 95; БОКМАН Х. Ук. соч., с. 163; ЛЕСНИКОВ М. П. Торговые сношения Великого Новгорода с Тевтонским орденом в конце XIV - начале XV веков. Исторические записки. 1952, с. 259 - 278.

 

22. HRDO, Register, S. 93.

 

23. Ibid., S. 114, 118, 120, 121, 132, 136, 182 - 183, 185, 216.

 

24. KEYSER E. Die kirchenrechtliche Stellung der Deutschordensgemeinden Altpreussische Forschungen. 1925, H. I, S. 15, 22, 31 - 32.

 

25. HRDO, Register, S. 103, 113, 209, 599.

 

26. Такая особенность торговой организации в Ливонском филиале братства может объясняться следующим: в Ливонии орден в отличие от Пруссии не был хозяином всего края, что в свою очередь сокращало число крупных и средних городов, подвластных ему. Это обстоятельство привело к тому, что важную роль в торговле на орденской территории стали играть небольшие населенные пункты - местечки (Kleinstadte und Flecken). В такой ситуации сотрудничество орденских чинов с wirten было экономически более оправданным, нежели с diener, так как в роли первых выступали жители этих местечек - трактирщики, которым не было нужды создавать свои торговые представительства, что вело бы к удорожанию их услуг.

 

 

Опубликовано на Порталусе 21 октября 2020 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама