Рейтинг
Порталус


Размышления о теории и практике реформы в Китае

Дата публикации: 23 января 2021
Автор(ы): Ху Дэпин
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ЭКОНОМИКА
Номер публикации: №1611391159


Ху Дэпин, (c)

С 1978 г. история нашей страны неотделима от истории осуществления политики реформ и открытости миру. По мере развития и углубления процесса реформ ряд наших экономистов сформулировали новое научное направление в экономической науке - "теория экономической реформы".

Предметом исследований на этом направлении должны стать те страны бывшего социалистического лагеря, в которых существовала система высокоцентрализованной плановой экономики и перед которыми стоит проблема: как осуществить переход к системе рыночной экономики. В их числе находится и наша страна. Подобный переход сопряжен с преодолением множества невиданных ранее трудностей и вызовов, в том числе в идеологии, в опыте и уроках ведения социалистического хозяйства, внедрения частного хозяйства, в политике открытости доступа к капиталистическому рынку, в вопросах соотношения принципов справедливости и эффективности в экономике и т.д. Здесь мне хотелось бы высказать свои соображения по этим проблемам.

I. Невозможность построения социализма в отдельно взятой стране

1957 г. был чрезвычайно важным в истории Китайской Народной Республики. Начиная с этого года и вплоть до окончания так называемой "культурной революции" линия нашей партии все больше отклонялась "влево". В статье товарища Мао Цзэдуна "Обстановка летом 1957 г.", опубликованной в июле того же года, говорилось: "Подобная дискуссия имела место в Советском Союзе в 20-х годах (дискуссия с Троцким и другими о возможности построения социализма в одной стране). У нас в стране она возникла в 50-х годах, а именно в нынешнем году. Если в этой дискуссии мы не добьемся полной победы, то не сможем продолжать наше движение вперед" 1 . Он считал


Ху Дэпин, заместитель заведующего отделом по работе Единого фронта ЦК КПК, член Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей, заместитель председателя Комитета славного дела. Настоящая статья - выступление Ху Дэпина 28 октября 2002 г. на Ученом совете ИДВ РАН в связи с вручением ему дипломов доктора экономических наук (Honoris causa) и "Почетный доктор ИДВ РАН" и избранием членом Международного научного совета по проблемам мира, безопасности и развития в Восточной Азии.

(c) 2003

стр. 79


также, что после побед, одержанных в том году, потребуется еще десять- пятнадцать лет, чтобы социализм можно было считать в основном построенным. Еще десять-пятнадцать лет понадобится для того, чтобы создать необходимые условия для перехода к коммунизму. Догнать и перегнать США в экономическом отношении, в соответствии с намеченными планами, предполагалось приблизительно к 2000 г.

Очевидно, что и Сталин, и Мао Цзэдун считали возможным построение социализма в отдельной стране, однако реальные результаты были либо полностью противоположны их благим замыслам, либо народное хозяйство оказывалось почти на грани краха. Сегодня, когда международное коммунистическое движение переживает спад, жизненно важное значение имеет серьезный и добросовестный критический анализ теоретических ошибок в концепции "построения социализма в отдельной стране", необходимый нам, чтобы глубже понять поэтапный характер процесса становления социализма, его долговременность, а также его обязательную неразрывную взаимосвязь с миром.

В стране с древней историей и культурой, которая, находясь на этапе развития традиционного аграрного общества, подвергалась давлению со стороны нарождающегося в ее недрах капитализма или внешней агрессии иностранного капитала, должны были неизбежно возникать решительные настроения революционного сопротивления со стороны народных масс. При отсутствии в таких случаях твердого руководства со стороны политической партии марксистской ориентации, ведущее положение могут занять различного рода ошибочные идеологические течения. Классическим примером таких идеологических течений было российское народничество.

Одним из источников возникновения российского народничества явилась система крестьянских общин, долгое время существовавшая на обширных сельских просторах России. Каждая община представляла собою отдельный мир, изолированное и закрытое сообщество, члены которых слышат, как говорится, крики петухов и лай собак у соседей, но люди между собой никогда не общаются. Это была тихая, спокойная, своего рода идиллическая жизнь: люди сообща владели общинной землей, сообща трудились, поровну платили налог зерном; вели натуральное хозяйство объединяясь по родам. Они были против разделения труда, товарного обмена, применения крупных механизмов и оборудования. Им не нравился капитализм и они ненавидели все атрибуты капиталистической цивилизации. Это подготовило почву для того, чтобы сталинская концепция построения социализма в отдельно взятой стране имела, так сказать, свой рынок и влияние среди широких масс кадровых работников. Идеи народничества и ленинская новая экономическая политика (НЭП) были диаметрально противоположны. В такой ситуации необходимо проявлять бдительность во избежание влияния народнических идей.

Сталинская теория построения социализма в отдельной стране на деле была выдвинута в противовес ленинской концепции НЭПа. Суть ленинской концепции состояла в том, что НЭП не изменяет сущности рабочего государства, но в корне меняет способ и формы строительства социализма, потому что НЭП разрешает, чтобы социализм в период своего строительства и капитализм, пытающийся возрождаться, могли соревноваться в экономике на основании рынка для удовлетворения потребностей миллионов крестьян. НЭП означал признание понятия товара, товарообмена, рынка, соревнования между строящимся социализмом и капитализмом, звал коммунистов учиться торговать и побеждать стихию рынка с помощью чудодейственных методов свободной торговли, реформаторским способом строить социализм. Однако Сталин лично исходил из того, что "капитализм нам не нравится", что "капиталистическая система нерациональна в экономическом плане", поэтому

стр. 80


"для развития существует только один путь", который был сформулирован в учебнике истории ВКП(б), а именно: партия должна ликвидировать кулачество точно так же, как она экспроприировала, ликвидировала капиталистов в 1918 г. Таким образом, осуществление ленинской НЭП было фактически приостановлено и в авантюрном порядке с помощью административных указов были упразднены товарные отношения и рыночный обмен.

История подтвердила полную несостоятельность попыток обособления отдельного государства от мировой экономики и культуры, его самоизоляции и замкнутости, существования в мире двух параллельных рынков, а также теории построения социализма в одной, отдельно взятой стране. Эти ошибки в области познания и теории коренятся в попытках игнорировать естественные законы экономики при строительстве и развитии нового общества. В предисловии к первому изданию "Капитала" К. Маркс писал: "Всякая нация может и должна учиться у других. Правда, общество, если даже оно напало на след естественного закона своего развития, - а конечной целью моего сочинения является открытие экономического закона движения современного общества, - не может ни перескочить через естественные фазы развития, ни отменить последние декретами. Но оно может сократить и смягчить муки родов." "Моя точка зрения состоит в том, что я смотрю на развитие экономической общественной формации как на естественно-исторический процесс" 2 .

Когда в партии царит высокий подъем революционных настроений, когда совершается революция, радикально меняющая лицо общества, естественный ход истории может восприниматься как скучный и прозаический, и существует соблазн совершать скачкообразное движение вперед, осуществлять "революционные" социальные эксперименты. Глубокой проницательностью в этом отношении обладал Ф. Энгельс, соображения которого могут служить отправной точкой при разработке теории реформы экономики в социалистических странах.

В 1853 г. в письме к И. Ведемейеру он пояснял: "Мне думается, что в одно прекрасное утро наша партия вследствие беспомощности и вялости всех остальных партий вынуждена будет стать у власти... В таком случае под давлением пролетарских масс, связанные своими собственными, в известной мере ложно истолкованными и выдвинутыми в порыве партийной борьбы печатными заявлениями и планами, мы будем вынуждены производить коммунистические опыты и делать скачки, о которых мы сами отлично знаем, насколько они несвоевременны. При этом мы потеряем головы, - надо надеяться, только в физическом смысле, - наступит реакция и, прежде чем мир будет в состоянии дать историческую (здесь и далее подчеркнуто Ф. Энгельсом) оценку подобным событиям, нас станут считать не только чудовищами, на что нам было бы наплевать, но и дураками, что уже гораздо хуже. Трудно представить себе другую перспективу. В такой отсталой стране, как Германия, в которой имеется передовая партия и которая втянута в передовую революцию вместе с такой страной, как Франция, - при первом же серьезном конфликте, как только будет угрожать действительная опасность, наступит черед этой передовой партии действовать, а это было бы во всяком случае преждевременным. Однако все это не важно, и самое лучшее, что можно сделать, - это уже заранее подготовить в нашей партийной литературе историческое оправдание нашей партии на тот случай, если это действительно произойдет." 3

II. Построение социализма методами рыночной экономики

Теоретический фундамент экономической науки, существующей уже на протяжении двух веков, был заложен в трудах классиков политэкономической науки А. Смита и Д. Рикардо, которые стали идейным источником политэко-

стр. 81


номии марксизма. Различные экономические понятия и определения, которыми оперировали А. Смит и Д. Рикардо, такие, как "капитал", "товар", "прибыль", "заработная плата", "земельная рента", "проценты", "стоимость", "труд", "рабочая сила" и т.д. - являются понятиями и формами мышления, признанными различными современными экономическими школами. Эти понятия базируются на представлении о первичности объективных экономических процессов и имеют под собой материалистическую основу. Всякий, кто игнорирует их, будь то отдельный человек, партия или целое государство, - вынужден будет платить за это высокую историческую цену.

Коммунистическая партия Китая с момента основания рассматривала марксизм в качестве идейно-теоретической основы своей деятельности. На протяжении длительного времени она неуклонно отстаивала тезис о неизбежности прихода социализма на смену капитализму, раскрывала блестящие перспективы социализма, проповедовала высокие гуманистические идеалы. В правильности этого не может быть никаких сомнений, иначе она не была бы революционной партией. Однако, будучи правящей компартией более полувека, она была бы обречена на поражение и потерю статуса правящей партии, если бы трезво не осознавала степень отсталости производительных сил в стране, не знала о повседневной экономической жизни сотен миллионов ее населения, не видела противоречий между надстройкой и экономическим базисом и, забыв о реальном положении в стране, погрязла в разглагольствованиях об общественных идеалах. Что такое социализм? Как его строить? На протяжении долгого времени у нашей партии не было ясного ответа на эти вопросы. Возможно ли применение в социалистической стране экономических категорий, которые упоминались выше? Полагаю, что постепенное осознание этого нашей партией произошло в ходе осуществления исторического процесса реформ и расширения внешних связей. Необходимо осознавать, что с помощью научных понятий и категорий, применяемых в разнообразных сферах, можно выстраивать теории, создавать учения и школы, руководствоваться ими в практической деятельности. Совершенно недопустимо, однако, в рамках единого временного и пространственного измерения изобретать какие-то другие, противоречащие им "категории", вести бесконечную полемику, жонглируя словами. Безусловно, категории и понятия совершенствуются по мере развития объективной действительности, изменяются с изменением логики ее развития. Одним из примеров таких изменений является трактовка концепции развития акционерных обществ в "Капитале" К. Маркса.

Возникает вопрос: если наша страна по своей идеологии, социальной системе и образу жизни отличается от капиталистического общества, обосновано ли в таком случае использование понятий, идущих вразрез с общепризнанными экономическими категориями? Нелепость состоит в том, что мы, отрицая рыночную экономику, не признавали также те понятия и категории, которыми оперирует экономическая наука. Была ли необходимость в том, чтобы в политэкономии вместо, скажем, понятия "капитал" вводить понятие "денежные средства", вместо "товар" - "продукт производства", вместо "прибыль" - "доходность", вместо "зарплата" - "трудовой доход"? В 50-е годы в нашей стране даже нашлись люди, которые категории "необходимый труд" и "прибавочный труд" предлагали заменить понятиями "труд на себя" и "труд на общество". Субъективные стремления, лежавшие в основе таких нововведений, преследовали цель провести четкую грань между социализмом и капитализмом и показать преимущества первого перед вторым. Приверженность таким теоретическим постулатам отразилась на экономической жизни. Реальными результатами этого подхода стали значительный ущерб и бедствия. Если государственные капиталовложения не являются капиталом, то как

стр. 82


производить хозяйственный расчет по вложенным средствам? Потому-то в нашей стране и возникла теория, в соответствии с которой сначала необходимо было учитывать политическую составляющую и только потом делать экономические расчеты или же вовсе не делать таких расчетов. Именно так рассчитывались успехи и потери в ходе "большого скачка" в 1958 г. Поскольку производимые предприятиями материальные ценности не считались товаром, их сбыт, естественно, не был предметом заботы предприятий. Таким образом, в конце каждого года наша страна рапортовала об успехах в промышленности, а в сфере торговли итоги были неутешительными. Поскольку банк был просто кассиром государства, процентные ставки оставались неизменными. В результате отношения между банками и предприятиями формировались и регулировались правительственными указами и не было возможности установить между ними нормальные кредитные отношения. Если эффективность предприятия не зависит от прибыли и не связана с рынком, зарплата гарантируется, но на протяжении длительного периода остается без изменений, как бы "замораживается". В результате активность работников не может быть постоянной. Поэтому в нашей стране наблюдалась такая ситуация, когда рабочие и крестьяне на работу выходили, но не прилагали особых усилий, а если и прилагали, впечатляющих результатов не было видно.

Одним из первых в нашей партии обратил внимание на эти пороки товарищ Чжан Вэньтянь 4 . В начале 60-х гг. прошлого века он уже понимал, что "экономические категории Маркса отражают не только характер производственных отношений, но и уровень развития производительных сил, что они проявляются в неразрывном единстве двух этих аспектов. Поэтому даже учитывая, что сущность этих категорий претерпела коренные измерения, их по-прежнему можно и нужно использовать в социалистическом производстве". "Как можно преобразовать и наследовать экономические категории, разработанные в "Капитале"? К ним нельзя подходить механически, но наследие марксизма в этой области необходимо использовать в полной мере" 5 . Даже при определенной ограниченности идей Чжан Вэньтяня свет их не погас под нажимом политических ударов, и они оставались ярко горящим факелом, освещавшим нам путь к выходу из мрака ошибок и заблуждений. Поскольку Коммунистическая партия Китая искренне стремилась к построению социализма, ей необходимо было использовать различные экономические категории, содержавшиеся в "Капитале", те, которые являются общепризнанными в экономической науке.

Практическое осуществление реформ и политики расширения внешних связей поломало все запреты. Вопросы рыночной экономики были поставлены на повестку дня. В 1984 г. наша партия, обобщив исторический опыт, выдвинула задачу создания плановой товарной экономики. Так был совершен первый прорыв. На своем XIV съезде партия поставила задачу создания системы социалистической рыночной экономики, решительно признала и стала использовать целый ряд общепризнанных экономических категорий, таких как капитал, рынок, рабочая сила, фондовая биржа, прибыль и т.п. Были разработаны различные установки, политика и законы, стимулирующие производство, признана роль рынка в оптимальном распределении государственных ресурсов, важность механизма распределения с учетом различных необходимых факторов производства. Таким образом, эти решения помогли экономике нашей страны расстаться с системой высокоцентрализованного планирования, встать на путь здорового экономического развития в интересах всего народа. Практика последних двадцати с лишним лет убедительно показала, что рыночная экономика может служить делу строительства социализма, что методом рыночной экономики можно строить социализм.

стр. 83


III. Результаты осуществления китайской концепции экономических реформ

С 1840 г. Китай представлял собой полуфеодальное полуколониальное общество. После образования КНР он встал на путь социалистического развития, но и по сей день в нашей стране все еще весьма заметен экономический разрыв между двумя общественными полюсами: традиционное аграрное производство и современное промышленное производство сосуществуют параллельно. В обширных сельских районах, особенно в центральной и западной частях Китая, способ производства остается традиционным - на уровне семьи и крестьянского двора. И если сегодня структура производства в целом имеет биполярный характер, то в середине 50-х годов прошлого века, к примеру, в Тибете, в округе Сишуан Баньна 6 провинции Юньнань и в южной части Синьцзянского автономного района еще существовал феодально-рабовладельческий строй, а в пограничных районах, расположенных между провинциями Сычуань и Юньнань, в районах Большого и Малого горных хребтов Ляньшань сохранялось рабовладельческое общество. Более того, некоторые национальности страны все еще находились на последней стадии первобытного патриархального общества, между тем как в Гонконге и Макао уже давно господствовал классический капитализм.

Практика осуществления реформ и политики открытости дала нашей партии возможность еще глубже осознать, сколь многослойными и невысокими по уровню развития остаются производительные силы нашей страны, насколько неравномерным является ее социально-экономическое и культурное развитие. И хотя считалось, что наша страна уже вступила в период социализма, она все еще находилась на низшей стадии его первоначального этапа, причем - социализма незрелого. Всесторонняя модернизация общественного производства, науки и культуры в основном будет осуществлена в Китае к середине нынешнего века. На первоначальном этапе социализма центральной задачей партии и народа нашей страны по-прежнему остается интенсивное развитие общественных производительных сил, поэтому ни в коем случае не следует предаваться излишней амбициозности и разглагольствовать о переходе к коммунизму.

Практика осуществления реформ и политики открытости дала нашей партии возможность осознать, что цель социалистического производства заключается в интенсивном развитии общественных производительных сил, в удовлетворении постоянно возрастающих материальных и культурных потребностей народных масс. К 2000 г. наша страна в основном решила проблему обеспечения одеждой и продовольствием своего 1,3-миллиардного населения. В 2000 г. чистый душевой доход крестьянина в Китае составил 2235 юаней, т.е. меньше одного доллара США в день. Поэтому проблема бедности по-прежнему остается острой, и жизнь населения далека от зажиточной. Целью борьбы нашего народа является в настоящее время всестороннее обеспечение уровня средней зажиточности. Все определеннее в центре внимания оказываются такие проблемы, как средние доходы на человека, объем ВВП на душу населения, постоянное увеличение внутренних потребностей страны, девятилетнее обязательное образование и повышение общеобразовательного уровня населения, социальное страхование трудящихся, размер средней жилой площади на душу населения, организация досуга в праздники и выходные дни. В наньянском музее, носящем имя китайского мудреца - целителя Чжан Чжунцзиня, вывешены парные надписи, которые гласят: "Взаимодействие женского и мужского начал творит третье; диагностировать необходимо диалектически" и "Лечение должно быть лишено двойственности: жизнеспособность государства

стр. 84


- в жизнеспособности его людей". Величие китайской культуры и сущность социализма дают нам более четкое представление о целях социалистического производства.

Практика реформ и политика открытости также обеспечили нашей стране возможность успешного решения проблем мирного возвращения Гонконга и Макао под юрисдикцию КНР на основе концепции "одна страна - две системы". Этот регион, в особенности Гонконг, является одним из мировых транспортных, финансовых и информационных центров, в котором в чистом виде сохраняется капитализм. После возвращения Гонконга под эгиду Китая все прежние общественные институты в нем сохранились в первоначальном виде. Мы признаем различия между материковым Китаем и регионом Гонконга и Макао в социальных системах, идеологии и образе жизни. Мы лишь восстановили свой суверенитет над этим регионом и, успокоив таким образом общественные настроения, добились того, чтобы этот анклав капитализма мог более активно участвовать в экономическом строительстве нашей родины. Весьма позитивные результаты принесло то, что привлеченные нашей страной из Гонконга, Макао и Тайваня инвестиции составили 60 - 70% всех внешних инвестиций.

Практика реформ и политика открытости дали нашей стране возможность проводить масштабную политику расширения связей с внешним миром. В старом Китае такие связи носили вынужденный характер, их история начиналась с разрешения на ведение торговли через пять открытых портов и закончилась проведением "политики открытых дверей". А ныне инициатива активного осуществления курса открытости целиком и полностью принадлежит нашей стране, поскольку ее суверенитет находится в наших собственных руках. Осуществляется активное привлечение зарубежного капитала, с тем чтобы иностранные предприятия инвестировали средства и открывали производства в Китае. Инициативно изучается и заимствуется зарубежный передовой опыт и теория управления, концепции различных экономических школ. Поощряется привлечение в страну иностранных интеллектуалов и проведение в отношении обучающихся заграницей студентов политики "поощряем учебу за рубежом, выезд и возвращение свободны". В конце 2001 г. Китай официально вступил в ВТО, руководствуясь принципом: "польза велика, если выгода обоюдна". Великий китайский реформатор Ван Аньши говорил в XI веке: "Когда отец и сын торгуют между собой за закрытой дверью, не допуская никого из посторонних, даже если отец приобретет все имущество сына, семья богаче не станет".

Практика реформ и политика открытости дали нашей стране возможность создания такой экономической структуры, главенствующую роль в которой играет сектор общественной собственности, находящийся в совместном развитии с различными другими экономическими компонентами. Мы называем такую структуру основным экономическим строем нашей страны. Под "различными другими экономическими компонентами" подразумеваются иностранные предприятия, предприятия, созданные на средства Гонконга, Макао и Тайваня, а также предприятия, созданные этническими китайцами разных стран мира, акционерные общества и предприятия с преобладанием капитала населения, частные предприятия и индивидуальные лица, занимающиеся промышленно-торговой деятельностью. Особое внимание в самом Китае и за его пределами привлекают проблемы частного капитала и частных предприятий. Было бы крайне несправедливым, если бы трудящиеся социалистической страны могли заниматься только сельским хозяйством, быть рабочими или служащими, заниматься умственным трудом, но не могли бы заняться торговлей и предпринимательством. Государство не в состоянии взять на себя задачу полного обеспечения более чем миллиардного населения страны одеждой, пи-

стр. 85


танием, жильем и транспортными услугами. Оно не в силах также решить проблему трудоустройства сотен миллионов людей. Поскольку труд, работа в социалистическом общества остаются средством существования человека, необходимо развязать ему руки, спокойно и смело поощрять людей к самостоятельному поиску путей и способов обеспечения такого существования, поощрять их к занятиям торговлей и предпринимательством. Только масштабное развитие предпринимательства может гарантировать широкую занятость. Возникновение экономического сектора необщественной собственности вначале было связано с появлением специализированных дворов, не занятых в сельскохозяйственном производстве, индивидуальных мелких торгово-промышленных предприятий в городах и сельских районах, людей, занятых коммерцией и транспортировкой товаров и грузов. Благодаря исследованиям российского ученого Б. Славина 7 выяснилось, что использование в русском и китайском переводах "Манифеста коммунистической партии" К. Маркса и Ф. Энгельса словосочетания "уничтожение частной собственности" было ошибочным. Более точным было бы употребление вместо слова "уничтожение" слова "снятие". Хотя переводческая ошибка могла носить чисто технический характер, я считаю, что вероятнее всего ее происхождение объясняется недостаточным пониманием некоторых положений марксизма и его конкретной практики. Такой взгляд уже получил распространение среди наших ученых. Число рабочих и служащих, занятых на государственных предприятиях Китая, ныне сократилось до 50 миллионов человек, а количество работающих в экономических секторах необщественной собственности достигло уже 120 млн. С начала реформ число новых рабочих мест увеличилось до 330 млн. Ныне никто не может недооценивать размах и значение развития в Китае частных предприятий. Такова отличительная особенность основы экономического строя нашей страны.

Практика реформ и политика открытости дали возможность нашей стране внедрять систему рыночной экономики. До 1978 г. в Китае господствовала высокоцентрализованная система плановой экономики. В 1982 г. произошли перемены: популярными стали концепции, главенствующая роль в которых по- прежнему отводилась плановой экономике, а второстепенная - рыночному регулированию. В 1984 г. произошли новые перемены, и упор был сделан на товарную экономику с элементами планового регулирования. В результате очередных изменений в 1992 г. главенствующую роль стала играть система социалистической рыночной экономики. Сложилась достаточно гармоничная ситуация, при которой государство занимается мобилизацией ресурсов, рынок их распределяет, а предприятия, относящиеся к различным экономическим секторам, пользуются ими. И хотя эта экономическая система находится в процессе становления и развивается в направлении оздоровления, стандартизации и упорядочения, хотя все еще немало проблем, связанных с изменением функций правительственных ведомств, углублением реформы государственных предприятий и финансовых органов, обеспечением занятости рабочих и служащих, уволенных с госпредприятий, перемещением излишков сельской рабочей силы, одинаковым отношением граждан к предприятиям различных категорий, использованием финансовых средств населения, социальным страхованием и т.п., тем не менее в конечном итоге наш народ уже использует методы рыночной экономики в интересах строительства социализма.

Практика реформ и политика открытости привели к серьезному пересмотру народом нашей страны категории ценностей, изменению отношения к понятиям конкуренции, духа демократии, свободы жизненного пространства, культуры производства. Это подтверждают идеи, выдвинутые Всекитайским комитетом содействия славному делу, к числу которых относятся концепции об общественном и частном интересе, об эффективности и справедливости, о до-

стр. 86


верии и кредитоспособности. А на практике деятельность комитета состоит в том, чтобы, опираясь на законы рынка, развернуть работу по ликвидации бедности.

Перечисленные выше примеры являются конкретными результатами теории и практики строительства социализма с китайской спецификой. Именно на этой основе возникла теория экономической реформы, которая требует дальнейшего глубокого совершенствования. В отдельно взятой стране невозможно построить социализм. Только при условии последовательного отстаивания важнейшей идеи о "трех представительствах" и полного учета коренных интересов народных масс можно обеспечить строительство социализма с использованием методов рыночной экономики.

Перевод с китайского языка Цао Чжундэ и А. С. Давыдова.

1. Мао Цзэдун. Избранные произведения. Т. V. Пекин, 1977. С. 581.

2. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 23. С. 10.

3. Ф. Энгельс - Иосифу Ведемейеру. 12 апреля 1853 г. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Т. 28. М, 1962. С. 490, 491.

4. Чжан Вэньтянь (1900 - 1976), один из руководителей КПК. В 1931 - 1956 гг. член Политбюро ЦК КПК, в 1935 - 1938 гг. - генеральный секретарь ЦК КПК, после 1956 г. - кандидат в члены Политбюро, зам. министра иностранных дел КНР. В 1959 г. за критику политики "большого скачка" на пленуме ЦК КПК вместе с Пэн Дэхуаем был отстранен от руководящей работы и направлен в Институт экономики АН Китая. Подвергался преследованиям в период "культурной революции". Умер в изгнании. Реабилитирован в 1979 г. - Прим. ред.

5. Чжан Вэньтянь. "Ду Сунь Ефан тунчжиди "Лунь цзячжи" (Читая статью товарища Сунь Ефана "О [категории] стоимости"). "Дан дэ вэньсянь" (Документы партии). Пекин, 1988. N 3. С. 24 - 25. - Прим. ред.

6. Сишуан Баньна - название округа в южной части провинции Юньнань, преобладающее население которого составляют тайцы. - Прим. ред.

7. Б. Славин. После социализма. М., 1997. С. 55, 61. - Прим. ред.

Опубликовано на Порталусе 23 января 2021 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?




О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама