Рейтинг
Порталус


ЧЕЧЕНСКАЯ РЕСПУБЛИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ ВОССТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

Дата публикации: 26 января 2021
Автор(ы): С. А. ЛИПИНА
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ЭКОНОМИКА
Источник: (c) ЭКО. Всероссийский экономический журнал, № 3, Март 2007, C. 92-103
Номер публикации: №1611652065


С. А. ЛИПИНА, (c)

С. А. ЛИПИНА, кандидат экономических наук, ГНИУ СОПС Минэкономразвития и РАН

Сегодня перед федеральным центром встает ряд общегосударственных по значимости социальных проблем Северокавказского региона. Чеченская Республика не является исключением. Над разработкой программы и стратегии ее социально-экономического развития трудятся специалисты Министерства экономического развития и торговли Чеченской Республики, Центра стратегического развития Чеченской Республики, ГНИУ Совета по изучению производительных сил Минэкономразвития и РАН, Министерства экономического развития и торговли, Министерства регионального развития РФ.

Автор статьи, являясь одним из разработчиков программы, дает развернутую оценку ситуации в регионе.

Сегодня Чеченская Республика является одним из наиболее экономически отсталых субъектов РФ. За годы военных действий в ней практически полностью разрушен экономический потенциал, включая промышленные предприятия, социальную инфраструктуру и жилищно-коммунальное хозяйство, объекты транспортной инфраструктуры и инженерные сети. Фактически потерян имевшийся в начале 1990-х годов кадровый состав республики, в результате вынужденной миграции из нее абсолютного большинства квалифицированных специалистов. В результате крайне низкого образовательного уровня значительной части незанятых в экономике и не имеющих какого-либо опыта трудовой деятельности чрезвычайно высок уровень безработицы трудоспособного населения.

На сегодняшний день в последовательной поддержке развития отраслей и секторов экономики со стороны федерального центра нуждаются такие важные составляющие рыночной экономики, как:

стр. 92


малый бизнес, развитие которого находится на крайне низком уровне, что препятствует решению большинства социальных проблем, прежде всего в сфере занятости;

неразвитый региональный рынок, сдерживающий развитие ориентированных на него отраслей потребительского рынка, включая сферу рыночных услуг;

сложившаяся узкоспециализированная промышленная структура республики с резким преобладанием доли отраслей нефтяного комплекса;

более высокий, чем в среднем по России, удельный вес ненаблюдаемой экономики в структуре ВРП. В промышленности ее доля, по экспертной оценке, составляет 11 - 13%, сельском хозяйстве - 70 - 80%, строительстве - 15 - 20%, сфере услуг - 35 - 45%, в том числе транспорте и связи -45 - 55%, в торговле и общественном питании - 70 - 80%;

самый высокий по стране уровень безработицы, составляющий около 80% трудоспособного населения.

Экономическая отсталость усугубляется слабым развитием рыночных отношений, низкой платежеспособностью населения и значительными рисками предпринимательской деятельности, которые сводят на нет инвестиционную привлекательность республики, что в свою очередь усиливает негативные составляющие в экономике и рост социальной напряженности. На протяжении последних лет по уровню социально-экономического положения Чеченская Республика стабильно находится в самом конце списка регионов России.

Проблемы в значительной степени обостряются в условиях позитивной динамики демографических процессов в республике, связанных с увеличением рождаемости, а также возвращением беженцев и вынужденных переселенцев.

Рынок труда

Повышенная острота социально-экономических проблем наблюдается во всем Северокавказском регионе. Уровень регистрируемой безработицы составляет от 3% в Карачаево-Черкесской Республике до 31,5% в Республике Ингушетия (в среднем по России - 2,5%). По данным статистики, доля населения с доходами ниже прожиточного минимума составляет от 22% в Республике Северная Осетия-Алания до 76% в Республике Ингушетия (в среднем по России - 20,6%).

стр. 93


В Северокавказском регионе темпы роста числа рабочих мест традиционно отставали от темпов роста трудовых ресурсов. Незанятость трудом населения не ощущалась остро до экономических преобразований 1980-х годов за счет маятниковой миграции из районов в города, в другие регионы страны, в том числе и в регионы Севера, а также за счет организации надомного труда. Несоответствие структуры народного хозяйства структуре трудовых ресурсов по профессионально-квалификационному признаку и их территориальному размещению также способствовало тому, что значительное число работающих было занято за пределами своего населенного пункта или региона.

Государственный сектор окончательно лишился статуса основного работодателя. Процветающая коррупция, характерная для экономических взаимоотношений по всей России, препятствует развитию свободного предпринимательства и, следовательно, созданию новых рабочих мест. Государственные учреждения, где квалифицированный специалист может рассчитывать только на низкую зарплату, с трудом удерживаются на рынке, и о расширении штата сотрудников не может идти и речи. Около 60% занятого населения Чеченской Республики работает в частном секторе, причем занятость в нем постоянно растет.

Основные работодатели - предприятия строительства, промышленности, транспорта и сельского хозяйства. Наибольший темп роста числа занятых отмечается в строительном комплексе. Несмотря на значительное сокращение сельскохозяйственного производства, ситуация в сельской местности сохраняет некоторую стабильность за счет растущей занятости на подсобных и личных приусадебных хозяйствах. Наиболее значимыми факторами, определяющими сложившуюся критическую ситуацию на региональном рынке труда, являются:

* высокие темпы роста численности трудоспособного населения, обеспечивающие стабильное увеличение числа выходящих на рынок труда при снижающейся занятости и сокращении количества вакансий и темпов прироста вновь создаваемых рабочих мест;

стр. 94


* возрастная структура трудоспособного населения. Ее молодежный характер способствует росту рынка рабочей силы;

* деформированная мотивация труда;

* значительное количество небольших сельских населенных пунктов с локальными замкнутыми рынками труда, которые слабо взаимодействуют в рамках единого регионального рынка;

* недостаточная развитость транспортной инфраструктуры, низкая информированность жителей из-за отсутствия или труднодоступности услуг службы занятости делают мобильный поиск работы для значительной части незанятого населения практически невозможным, создавая почву для роста нелегальной или неформальной занятости;

* высокий неудовлетворенный спрос на рабочие места;

* низкое качество предлагаемых рабочих мест.

Сложившаяся негативная ситуация на рынке труда республики является серьезной угрозой стабильному восстановлению экономики, а также основным сдерживающим фактором устойчивого общественно-политического развития региона, в котором сохраняется выраженная внутренняя напряженность.

Для увеличения уровня занятости целесообразно создать систему социальной защиты незанятых граждан, стимулирующую их к поиску подходящей работы, развитию предпринимательской деятельности, надомному труду, самозанятости. Особое внимание необходимо уделить защите интересов женщин, особенно одиноких матерей, а также работе с молодежью. Необходимо наладить информационное и консультационное обеспечение населения по вопросам трудового законодательства, организовать социально-психологическую поддержку безработных. Большую роль в этом может сыграть создание альтернативных некоммерческих организаций по содействию занятости.

Целесообразно развивать инфраструктуру общественных работ (в сфере мелиорации, расчистки завалов, благоустройства территорий и др.) - это, несомненно, будет давать непосредственные результаты не только трудового характера и занятости, но и повысит морально-нравственные качества молодежи. Ведь, передавая из поколения в поколение традиционные нормы народного поведения, основы вайнахского

стр. 95


этикета, надо помнить, что всегда одной из основных форм общения молодежи являлся традиционный институт взаимопомощи ("белхи") - обычай, в центре которого был совместный неоплачиваемый труд. Хотелось бы, чтобы государственные структуры повысили уровень финансирования общественных работ (с точки зрения обеспечения питанием и инвентарем). Необходимо активизировать проведение профессиональной подготовки по востребованным в рыночных условиях специальностям, способствующим развитию предпринимательства (бухучет, маркетинг, менеджмент организаций и др.).

Восстановление экономики республики требует значительного числа высококвалифицированных специалистов: инженеров, техников, рабочих. В настоящее время образовался значительный их дефицит практически во всех сферах деятельности. Количество специалистов, ежегодно выпускаемое вузами, не в состоянии удовлетворить спрос.

Следовательно, необходимо существенно увеличить подготовку специалистов востребованных специальностей. В первую очередь это относится к здравоохранению, образованию, сельскому хозяйству и строительному комплексу. Такая подготовка должна осуществляться без увеличения общей численности студентов, за счет сокращения выпускников по другим специальностям, в основном на базе среднего специального образования, организации курсов профессиональной подготовки, высшего образования, с учетом того, что 92,5% студентов обучается за счет бюджетных средств.

Образование

В Чеченской Республике разрушены многие образовательные учреждения. Не работают многие учреждения профессионального образования (в том числе шесть профессиональных училищ и лицеев и четыре среднеспециальных учебных заведения в Грозном), большинство дошкольных учреждений.

Тяжелый урон нанесен гуманитарной составляющей процессов образования. Снизился общий уровень образованности

стр. 96


населения. По официальным данным, детей, находящихся до 2007 г. в детских домах Чеченской Республики, было около 300 человек. Общее число детей школьного возраста (6 - 16 лет) в республике составляет 240 тыс., или 24% от всего населения. Из них школу посещают более 200 тыс. учащихся. В республике функционируют около 460 средних школ, что соответствует довоенному уровню только в количественном исчислении, но не по техническому состоянию; в результате 13 тыс. учителей работают в экстремальных условиях.

Нуждаются в проведении капитального ремонта 310 общеобразовательных учреждений. Наиболее сложная ситуация сохраняется в Ачхой-Мартановском, Урус-Мартановском, Грозненском, Шалинском, Гудермесском и Курчалоевском районах. К примеру, в Гойтинской средней школе N 3 на 270 посадочных мест - 1300 детей. В арендованных помещениях занимаются более 40 школ. Более 152 школ работают на временных площадях.

Из 460 школ республики 170 отапливаются печами-буржуйками на газе, 86 - печами на твердом топливе, только в 177 школах имеются автономные котельные. Не до конца решен вопрос питания учащихся: только в 141 школе имеются столовые и в 196 школах - буфеты. Централизованная система водоснабжения имеется в 204 школах, из них 43 школы - в г. Грозный, децентрализованная - в 17, из них 3 - в г. Грозный. Остальные школы обеспечиваются привозной водой. Централизованная система канализации имеется в 117 школах, функционирует - только в 48.

Вопрос медицинского обслуживания учащихся также решен недостаточно. Выделены помещения для медицинских кабинетов только в 92 школах, из них 15 - в г. Грозный. Уроки физической культуры проходят в неприспособленных помещениях, далеко не в каждом из них есть санитарно-гигиеническая комната. Только в 148 школах имеются спортивные залы, из них не оборудованы спортивным инвентарем - 83. В 66 школах республики недостаточно решен вопрос искусственного освещения.

стр. 97


В некоторых районах обеспеченность учащихся необходимым комплектом учебников составляет около 10%. Более 152 школ работают на временных площадях. Удельный вес учащихся, занимающихся во вторую смену, почти в 3 раза превышает среднероссийский уровень.

В настоящее время нехватка преподавательского состава - примерно 2000 человек. На 1000 учащихся приходится 62 учителя (в г. Грозный - 45), тогда как в среднем по России - 77. Поэтому необходимо организовать ускоренную подготовку педагогических кадров для общеобразовательных школ. В ряде районов ощущается нехватка преподавателей иностранных языков, чеченского языка и литературы, русского языка и литературы, математики, физики.

Книжный фонд сократился как минимум в десять раз, число действующих библиотек - на 1/3. В системе Министерства культуры Чеченской Республики их в настоящее время всего 258, в основном в сельской местности.

В республике функционируют 15 учреждений начального профессионального образования с 20 филиалами, на базе которых необходимо создавать учебные центры с краткосрочной подготовкой квалифицированных рабочих и специалистов, потребность в которых ощущается наиболее остро. Имеется семь учреждений среднего профессионального образования (СПО) с шестью филиалами. Кроме того, следует расширить учебные площади функционирующих техникумов в 1,5 раза, обеспечить их учебно-методическими материалами и оборудованием.

Для обучения и подготовки рабочих кадров необходимо создание гибких учебно-производственных систем в структурах действующих вузов и средних учебных заведений. С этой целью должны быть разработаны экспресс-программы уже в ближайшее время. Учебные площади вузов необходимо расширить примерно на 120 тыс. м2.

* Необходимо привести деятельность образовательных учреждений в соответствие с потребностями республики в количественном и качественном составе трудовых ресурсов.

* Разработать механизм государственного и муниципального заказа на подготовку, переподготовку и

стр. 98


повышение квалификации рабочих и специалистов, наладить взаимодействие с крупным бизнесом по целевой подготовке специалистов.

* Например, по заявке ГУП "Чеченсвязь" в ПУ N 2 набрана группа связистов-монтажников. В 2006 г. республиканское Министерство образования и науки получило заявку от Министерства промышленности Чеченской Республики на подготовку специалистов для восстановления и развития экономики ряда отраслей. Грозненский педагогический колледж и Чеченский государственный пединститут апробировали схему непрерывного ускорения процесса обучения.

* Создать систему дистанционного образования, интернет-центров, позволяющих преодолеть информационную изолированность образовательных учреждений в республике, создать сети бизнес-центров для подготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов малых предприятий.

* На государственном уровне оказать поддержку в кадровом обеспечении среднего и малого бизнеса (включая сферу социальных услуг).

* Рассмотреть возможность повышения оплаты труда профессорско-преподавательского состава и инженерно-педагогических кадров.

* Разработать комплекс специальных мер по закреплению молодых специалистов в системе профессионального образования и привлечения на основе совместительства специалистов из различных отраслей экономики.

В ходе реализации этих мер необходимо создать условия для осуществления научных разработок прикладного характера и обеспечение их внедрения на предприятиях республики и за ее пределами.

Здравоохранение

В здравоохранении республики работает 15,2 тыс. чел., или 10,6% от общего числа занятых в экономике. Однако этого явно недостаточно для предоставления населению своевременной и качественной медицинской помощи. Многие

стр. 99


медицинские учреждения работают в полуразрушенных зданиях, ощущается недостаток в диагностической аппаратуре, во многих поликлиниках и больницах нет проточной воды, электричества, канализации.

По данным Министерства здравоохранения Чеченской Республики, на сегодняшний день работает всего 288 участковых врачей, педиатров и терапевтов, а также около 800 медсестер. Министерством разработан план подготовки врачей первичного медицинского звена - терапевтов, педиатров, врачей общей практики. В 2006 г. проведена переподготовка 18 врачей общей (семейной) практики, 38 терапевтов, 19 педиатров. Дальнейшая их переподготовка будет проходить в Ростовском государственном медицинском университете. Сформирован регистр персонала фельдшерско-акушерских пунктов, врачей, фельдшеров и медсестер скорой медицинской помощи - около 700 чел.

В рамках реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" с начала 2006 г. для медицинских учреждений Чечни поступило 17 кольпоскопов, 30 лабораторий и четыре аппарата УЗИ. В ближайшее время больницы и поликлиники будут оснащены электрокардиографами. Началось постепенное оснащение медоборудованием 9-й клинической больницы г. Грозный, 2-го родильного дома и др. Ожидается открытие больницы в г. Аргуне. Врачи и медперсонал начали получать надбавки к зарплатам, в республику поступают медпрепараты.

Сейчас в среднем по России на 10 тыс. населения приходится 47,2 врача и 108 работников среднего медперсонала, в республике - только 19,8 и 52 соответственно. В сельской местности проживает более 65% населения. С учетом этой специфики должны преобладать сельские врачебные амбулатории и фельдшерско-акушерские пункты. Последних сегодня явно недостаточно.

Решению проблемы должно способствовать создание на базе участковых больниц и сельских врачебных амбулаторий филиалов (отделений) скорой и неотложной медицинской помощи с круглосуточным закреплением за ними санитарного транспорта. Ведущая роль в развитии сельского

стр. 100


здравоохранения должна принадлежать районным и межрайонным больницам, которые обеспечат оказание высококвалифицированной и специализированной медицинской помощи сельскому населению, а также выполнят функции консультативного характера.

Соцзащита

В связи с большим количеством детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, имеющих одного родителя в семье или живущих у родственников, правительством республики приняты меры к укреплению институтов усыновления, опеки и попечительства, в том числе с оказанием существенной материальной поддержки. Сегодня в республике реализуется подготовленная ее правительством специальная программа по материальному стимулированию, устройству на воспитание в семьях сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Суть принятой программы заключается в том, что сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, исходя из менталитета и ситуации, будут определяться в семьи ближайших родственников. При этом детские приюты будут реорганизованы в центры социальной помощи семье и детям. Центры, в свою очередь, будут оказывать комплексную социальную помощь семьям, взявшим на воспитание или под опеку и попечительство сирот или детей, оставшихся без попечения родителей.

Реабилитация детей, восстановление их жизненной активности возможны при условии создания сети социально-реабилитационных центров. На сегодняшний день видится необходимым создание девяти центров.

Значительная часть населения нуждается в социально-психологической, психоневрологической помощи. Для социально-психологической реабилитации необходимо расширить сеть кабинетов психологической помощи, обеспечить населению доступность санаторного лечения. Работу кабинетов психологической помощи следует организовать во всех школах, средних специальных, высших учебных заведениях, крупных предприятиях, поликлиниках и иных медицинских заведениях.

стр. 101


В республике нет ни одного санатория или профилактория. Потребность в их услугах составляет до 50 тыс. чел. ежегодно. Республика богата целебными источниками и другими благоприятными для восстановления здоровья природными ресурсами. Целесообразно до 2010 г. построить четыре санатория на 2000 мест. В настоящее время необходимо использовать возможности санаториев Северного Кавказа и других регионов России. Можно рекомендовать приобретение республикой 2 - 3 санаториев и (или) использование на правах аренды 4 - 5 санаториев в прилегающих к республике субъектах РФ.

В Чеченской Республике нет ни одного психоневрологического интерната. Существовавший ранее в г. Шали на 430 мест разрушен. В учреждениях данного типа нуждается более 2000 больных. Предполагается до 2010 г. восстановить указанный объект и построить здание в г. Грозный на 300 мест.

В республике действует только одно учреждение для престарелых и инвалидов. И хотя в настоящее время проводится восстановление трех домов-интернатов в целом на 670 мест, необходимо построить еще пять объектов данного назначения общей вместимостью 800 чел. Есть острая необходимость восстановить и построить также здания для 19 районных комплексных центров обслуживания населения. В них нуждаются 20 тыс. чел. из категории престарелых и инвалидов. Кроме того, необходимо обеспечить данные центры оборудованием и лекарственными препаратами.

Обеспеченность инвалидов протезами и медикаментами составляет 30 - 40% от необходимого. Имеется острая потребность в стационарах для протезно-ортопедического лечения. В республике проживает 15683 детей-инвалидов, в том числе 840 получили инвалидность в результате военных действий. Видится необходимым размещение в г. Грозный трех протезно-ортопедических предприятий с двумя стационарами.

Для эффективного выполнения функций социальной защиты необходимо расширять структуру ее органов пропорционально росту уровня нагрузки, создавать им необходимые условия для работы.

стр. 102


В республике действует 20 отделов труда и социального развития. Все подразделения располагаются в арендуемых помещениях. Необходимо восстановить 20 зданий для размещения отделов труда и социального развития.

Необходимо выработать более совершенные механизмы учета доходов населения. Наряду с постоянными источниками дохода семьи (зарплата, пенсия и пособия), важно учитывать доходы от личного подсобного хозяйства, денежные вклады в различные финансовые структуры, сдачу в аренду недвижимости и др. То есть дифференцировать потенциальных получателей социальной поддержки с учетом совокупного дохода, а не по принципу принадлежности к какой-либо социально-демографической группе без учета материально-бытового положения конкретного получателя. В результате можно обеспечить существенное повышение пособий семьям с низким уровнем доходов.

Необходимо соблюдать основные критерии и положения для отнесения граждан к категории нуждающихся в социальной помощи:

* отсутствие дохода, обеспечивающего установленный в регионе прожиточный минимум;

* одиночество и неспособность к самообслуживанию;

* невозможность получения трудового дохода вследствие несовершеннолетнего или престарелого возраста, наличие инвалидности, необходимость ухода за нетрудоспособными членами семьи;

* экстремальные ситуации.

* * *

Падение уровня жизни в республике продолжается, и лишь в силах федерального центра совместно с действиями правительства республики приостановить его и перейти от восстановления экономики и социальной сферы к дальнейшему устойчивому развитию, а потому проводимые реформы должны стать средством формирования новой, эффективно работающей экономической системы, ориентированной на оптимальное удовлетворение потребностей всего населения Чеченской Республики.

Опубликовано на Порталусе 26 января 2021 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?




О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама