Рейтинг
Порталус

Предприниматели Прохоровы: традиции и проблемы благотворения

Дата публикации: 25 марта 2021
Автор(ы): В. Л. Прохоров
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ЭКОНОМИКА
Номер публикации: №1616692962


В. Л. Прохоров, (c)

С именем предпринимательской династии Прохоровых, состоящей из пяти поколений промышленников России, вышедших из монастырских крестьян Троице-Сергиевой Лавры, связано такое известное название промышленного предприятия страны XIX - начала XX веков, как "Трехгорка" или "Прохоровка". Так называлась до 1918 года Прохоровская Трехгорная мануфактура, которая была основана в 1799 г. Василием Ивановичем Прохоровым, сыном монастырского крестьянина, служителя Троице-Сергиевой Лавры, и его шурином Федором Резановым. Однако не сразу первый Прохоров занялся выпуском тканей. Когда семья перебралась в Москву, он служил приказчиком у пивовара. В 1771 г. основал собственное дело - "пивоваренный торг в Хамовниках". Был он для своего времени человеком грамотным, набожным, умным и рассудительным. За это его многие годы избирали словесным судьей. Жена его, Екатерина Никифоровна, фактически определила отраслевую ориентацию дела знаменитой семьи, предложив мужу по нравственным соображениям отказаться от пивоварения и заняться текстильным производством.

Со смертного одра основатель династии советовал детям держаться в жизни тех правил, которые и ему самому служили основой во всех его поступках: "Любите благочестие и удаляйтесь от худых обществ, никого не оскорбляйте и не исчисляйте чужих пороков; а замечайте свои, живите не для богатства, а для Бога, не в пышности, а в смирении; всех и, кольми паче, брат брата любите" 1 .

После смерти отца 18-летний Тимофей остался полным хозяином. Он прекрасно знал производство и торговлю, красильное дело. В это же время его избрали словесным судьей в своем округе. Ему-то во многом обязана мануфактура своей славой и своим именем. Став в 19-летнем возрасте основоположником ремесленного обучения в России, он сам написал для него программу, следил за занятиями, вечерами проводил чтения с рабочими фабрики. В 1820 г. он и его брат Константин подали в комитет по образованию проект организации профессионально-технического училища.

После эпидемии холеры в 1830 г. ремесленная школа значительно расширилась. Прохоровы взяли в свой приют, который действовал с 1815 г., сто детей - сирот, оставшихся без родителей. Здесь обеспечивали их будущее, давая им профессиональное образование. Многие из них остались на фабрике, став кадровыми рабочими, служащими. Известный деятель народного образования России С.А. Маслов после посещения "Трехгорки" отмечал: "Мы с благодарностью к г. г. Прохоровым оставили их фабрику, повторяя неоднократно между собою: вот настоящий фабричный приют для беднейших детей. ...Если бы при больших московских фабриках учредились подобные школы для беднейших детей, с приютом, как мы это видели у г. г. Прохоровых..., какое бы это было благодеяние!" 2 .


Прохоров Владимир Львович - доктор исторических наук. Московский государственный социальный университет.

стр. 149


С целью усовершенствования своего предприятия Тимофей Васильевич посетил Францию, Германию, где изучал текстильное дело и слушал лекции по химии. Немецким языком он владел столь успешно, что свободно участвовал в научных дискуссиях. Он же добился создания попечительского комитета над тюрьмами, построил школу и храм. В 1833 г. Т. В. Прохоров исполнил давнюю свою мечту: отделившись от братьев, открыл на свои средства техническое училище.

Просветительская деятельность Тимофея Васильевича с братьями привлекла внимание государя Николая Павловича, который лично удостоил братьев Прохоровых своей благодарности за попечение о нравственности рабочих на фабрике. Он пригласил в Николаевский дворец купцов, принимавших участие в выставке мануфактурных изделий в Москве в 1835 г., благодарил их за усовершенствование в русской промышленности; при этом вызвал братьев Прохоровых и еще раз, "удостоил всемилостивейшей благодарности в самых лестных выражениях, поставил их в пример всему обществу говоря, что должно заботиться не о своих только выгодах, но и о благосостоянии и доброй нравственности народа" 3 .

Среди коллег предпринимателей Тимофея Васильевича отличали пытливый ум и наблюдательность, жажда знаний и основательность в изучении, решении актуальных вопросов, человечность и милосердие. Все лучшее, новое он хотел познать и перенять. Он был намного просвещеннее своего отца: в кругу его чтения, кроме литературы религиозной, отводилось много места и литературе светской - он читал Посошкова, французских и немецких экономистов, интересовался философскими проблемами. Познания его были обширны и разносторонни. Но при этом Тимофей Васильевич оставался глубоко религиозным человеком, строго хранившим веру и заветы своего отца, предков.

В деле духовно-нравственного просвещения народа он старался использовать все пути, к тому ведущие: призывал духовенство к проповеди Слова Божия с церковной кафедры, устраивал школы для народа, учреждал библиотеки, читальни, народные чтения-собеседования и, наконец, стал первым в России устроителем фабричного народного театра. Вот как об этой инициативе писал современник: "Как человек просвещенный, Прохоров не мог не понимать великого значения театра, как средства для "улучшения народной нравственности". "Из этого желания укрепить в фабричных нравственное начало и просветить их и исходило, без сомнения, намерение Прохорова устроить фабричные спектакли...".

Начало спектаклей на Прохоровской фабрике, организованных Тимофеем Васильевичем, относится к 1820-м годам. Сцена была приспособлена в одном из фабричных помещений, исполнителями выступали ученики из фабричной школы. Душой этого дела был сам Прохоров. Он, по рассказам очевидцев, сам следил за подготовкой актеров к представлению. Один из участников тогдашних спектаклей вспоминал, как хозяин, когда разыгрывали "Недоросля", указывал ему на ошибки в его игре и все говорил: "логики, логики у тебя нет". Мать Прохорова также принимала посильное участие в устройстве спектаклей и шила костюмы для актеров. Спектакли продолжились и в 1830-х и в 1840-х годах 4 .

Умер Тимофей Васильевич - представитель второго поколения предпринимателей Прохоровых - в 1854 г., оставив после себя отличающиеся глубиной мысли философские трактаты "О богатении" и "О бедности". Их он посвятил наиболее близкому ему по духу брату Константину Васильевичу. Исходя из этики православия и собственного опыта хозяйствования, в рассуждении "О богатении" он обосновал благотворительную деятельность как составную часть дальновидной стратегии предпринимателя в условиях экономического роста. Он подчеркивал: "Человеку нужно стремиться к тому, чтобы иметь лишь необходимое в жизни; раз это достигнуто, то оно может быть и увеличено, но увеличено не с целью наживы, - богатства для богатства, - а ради упрочения нажитого и ради ближнего. Благотворительность совершенно необходима человеку, но она должна быть непременно целесообразна, серьезна. Нужно знать, кому дать, сколько нужно дать. В виду этого необходимо посещать жилища бедных, помогать каждому, в чем он нуждается: работой, советом, деньгами, лекарствами, больницей и пр. и пр. Наградою делающему добро человеку должно служить нравственное удовлетворение от сознания, что он живет "в Боге" 5 .

В некрологе о Т.В. Прохорове, напечатанном по случаю его кончины в "Северной Пчеле", говорилось: "В Москве 14 июня нынешнего года скончался известный ситцевый фабрикант и неутомимый соревнователь образования детей промышленного и ремесленного класса, мануфактур - советник и кавалер святой Анны 3-ей степени, Тимофей Васильевич Прохоров на 57 году от рождения. Он был первый учредитель при фабрике с братьями ремесленной школы для бедных детей. ...Сверх того Тимофей Васильевич Прохоров имел обширные познания и в посторонних пред-

стр. 150


метах и всегда горел пламенной любовью к пользам отечества. ... Движимый постоянно благородной ревностью ко благу ближнего, он, несмотря на расстроенное здоровье, до конца своей жизни с честью проходил возложенные на него обязанности по званиям: члена московского отделения мануфактурного Совета, попечительного о тюрьмах комитета и многих ученых обществ. По влечению сердца, он искал повсюду случая подать помощь ближнему и словом и делом, являясь всегда разумным и опытным собеседником в обществе просвещенных мужей, другом-наставником малолетних и утешителем несчастных" 6 .

Представители последующих поколений династии стали пионерами в разработке торфяников и бурого угля под Москвой. Уже в 1840-х годах они целиком перевели мануфактуру на торфяное, а потом и угольное отопление. В 1870-х годах, купленная на юге России угольная шахта, снабжала их "Товарищество" и находившуюся на территории мануфактуры электростанцию антрацитом. Сергей Иванович Прохоров, будучи специалистом-химиком, поднял вопрос об очистке сточных вод, став тем самым одним из первых инициаторов борьбы за экологию.

С 1829 г. Прохоровская фабрика неоднократно принимала участие в промышленных выставках. Ее успехи отмечались и в России, и за границей. Экспертная комиссия Нижегородской выставки, присуждая мануфактуре в пятый раз государственный герб, в своем дипломе так отмечала ее заслуги: "За изящество и оригинальность в рисунках и за отличное исполнение в отношении гравировки, печати и красок в товарах, сработанных по различным узорчатым тканям высокого достоинства и, преимущественно, своего ткачества; за отличное исполнение платков и ручного саксонского товара по бумажному полубархату; за постоянное совершенствование техники производства; за особое попечение об улучшении положения рабочих и за устройство ремесленной школы при фабриках" 7 .

Оснащение фабричного производства новейшим оборудованием, организация научной химико-аналитической и химико-технической лабораторий, к работе которых привлекались профессора Московского государственного университета, способствовали тому, что вступление Трехгорной мануфактуры в новое столетие ознаменовалось новыми большими достижениями, признанными на Всемирной Парижской выставке 1900 года.

За успехи в работе "Товариществу" была присуждена высшая награда - "Гран-при". "За заботу о быте рабочих и по санитарному делу" "Товарищество" получило золотую медаль; по учебному отделу выставки золотую медаль присудили школе ремесленных учеников, а владелец мануфактуры Николай Иванович Прохоров был удостоен ордена Почетного легиона.

К действовавшим на фабрике ремесленным школам и училищу, курсам по химии, математике и технологическому черчению, он дополнительно организовал работу вечерних классов, расширил существовавшие с 1820-х годов приют для бедных рабочих, ясли, детский сад, больницу, амбулатории и богадельни, усовершенствовал пенсионное обеспечение работников. В селах Никольском и Покровском-Глебове открыл летний санаторий, где обслуживание, включая медикаменты, было бесплатным.

В это же время Товариществом были созданы публичная библиотека, классы оркестровой музыки и хорового пения, которыми руководил профессор Московской консерватории. Продолжала действовать химическая лаборатория - филиал Московского университета, а также рабочий театр со зрительным залом на 1300 мест.

В 1912 г. "во внимание к выдающейся благотворительной и общественной деятельности Почетный гражданин мануфактур - советник Николай Прохоров возводится в потомственное дворянское достоинство" 8 . В Российском государственном военно-историческом архиве хранится редкий документ - адрес рабочих ткацкой и прядильной фабрик Прохоровской Трехгорной мануфактуры, преподнесенный Николаю Ивановичу Прохорову в августе 1905 г. в присутствии всех рабочих на ежегодном молебне. В нем передано отношение рабочих к предпринимателю:

"Глубокоуважаемый наш хозяин Николай Иванович! Просим принять от нас, рабочих Ткацкой и Прядильной фабрик, эту икону Нерукотворного Образа Господня и хлеб-соль, в благодарность за Вашу постоянную заботу и отзывчивость к нашим нуждам. Надеясь, что и впредь Вы будете к нам также доброжелательны, мы молим Бога, чтобы Он послал Вам здоровья со всем Вашим семейством на многие лета" 9 .

В ЦИАМе в личном фонде Константина Васильевича Прохорова обнаружены новые документальные свидетельства его милосердного отношения к людям. В письмах служителей церкви слова признания за его добросердечие, благотворительность. Вот некоторые из них. "Милостивому Благотворителю нашему Константину Васильевичу. Соблагословенным семейством Благости вашей мы Богопоследнии ожмозерской пустыни нижайше сироты имеем незабвенный долг благодарить вашу благость

стр. 151


ибо получили... десять рублей да наградит вас Всевышний творец за ваше Благотворительство стократными Благими Воздаяниями... При сем... просим Ваше Благотворительство... не оставьте... нашего Общества... Многогрешный инок Ферапонтий подписуюсь и низко кланяюсь" 10 .

"Высокопочтенный господин Константин Васильевич!

...Присем за нуждное признаю принести Вам моему Благотворителю достодолжную Благодарность, за Ваше щедрое и милостивое благотворение - но я вам истинною признаюсь, что я сего пред вами никогда не заслуживал, да и не стою сего. Многогрешный иеромонах Анатолий" 11 .

Благотворительная деятельность Прохоровых была хорошо известна и за пределами Москвы и Московской губернии. Во время русско-японской войны в Омске действовал большой лазарет и питательный пункт для раненых, больных, нуждающихся. Им с успехом заведовала Анна Александровна Прохорова (жена Ивана Яковлевича Прохорова), бывшая там и представительницей Красного Креста.

В голод, разразившийся в 1892 г., Екатерина Ивановна Беклемишева, урожденная Прохорова (дочь Ивана Яковлевича Прохорова и Анны Александровны), открыла в Черниговском уезде столовую для голодающих и больницу для тифозных. Истратив на это большие средства, сама заразилась от больных сыпным тифом. Она являлась талантливым скульптором: ее творения имелись в музеях и многих частных коллекциях. Ее талант перешел к дочери, Клеопатре Владимировне Беклемишевой, одного из самых талантливых и известных скульпторов русской эмиграции 12 .

Все мужчины семьи Прохоровых с детства готовились к труду на своем производстве. Не стали исключением и дети Николая Ивановича. Его старший сын Иван, окончивший Московский университет и работавший на фабрике с 18 лет, стал специалистом по текстильному производству и технологии. В 1917 г. он не оставил Трехгорку, как не оставил ее его прадед Василий Иванович в 1812 г. во время нашествия французов, как не оставил ее в 1905 г. его отец Николай Иванович. После революции он оставался при фабрике консультантом, несмотря на аресты и угрозу расстрела, поскольку без его участия в то время фабрика не могла нормально функционировать. Ивана Николаевича Прохорова в 1918 г. революционное правительство приговорило к расстрелу. Причиной стало то, что в год нищеты и голода, отсутствия денежных средств он решился выплатить рабочим зарплату натурой - тканями. И сами рабочие его же и отстояли.

Умер последний предприниматель из династии Прохоровых в 1927 году. Рабочие Трехгорки, не испугавшиеся ни угроз, ни конной милиции, несли гроб с его телом до Ваганькова. И еще долго, до самой войны, фабричные рабочие и работницы тайком подкармливали семью бывшего фабриканта.

Известный русский просветитель, писатель, гуманист А.Ф. Бестужев (1761-1810 гг.), отец декабристов Бестужевых, писал: "Вот купец Прохоров, которого я и лица не знаю, но которого почитаю и уважаю выше всех вельмож на свете, он есть истинный сын Отечества, умеющий употреблять достояние свое в истинное благо. Он купец по рождению, но в душе выше всякого вельможи... Прими дань от меня, почтеннейший человек Прохоров, ты помирил еще меня с любезным моим Отечеством: я первого еще из соотечественников моих вижу такого человека и не знаю лица его. Ты краса русского народа... друг человека, соотечественников" 13 .

В нашей современной истории важно сохранение и приумножение тех принципов, лучших социальных традиций, на которых базировалась деятельность предшествовавших поколений; та нравственность и духовность, из которых и произросли "Прохоровские традиции".

Примечания

1. Прохоровы. Материалы к истории Прохоровской Трехгорной мануфактуры и торгово-промышленной деятельности семьи Прохоровых. 1799-1915 гг. М. 1996, с. 35.

2. Прохоровы. Ук. соч., с. 171-172.

3. Прохоровы. Ук. соч., с. 70.

4. Прохоровы. Ук. соч., с. 70-71.

5. Прохоровы. Ук. соч., с. 82-83.

6. Северная пчела. - 1854, N 280, с. 2.

7. Прохоровы. Ук. соч., с. 121, 122, 220.

8. Купцы и промышленники России. - Календарь, М. 1996-1997 гг.

9. Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА), ф 2584, oп. 1, д. 2691, л. 7.

10. Центральный исторический архив Москвы (ЦИАМ), ф. 1864, oп. 1, д. 1, л. 27.

11. Там же, л. 15, 16.

12. БУРЫШКИН П.Л. Прохоровы. - 1000 лет русского предпринимательства. Из истории купеческих родов. М. 1995, с. 207-208; фамильный архив Прохоровых за 1892-1905 гг.

13. Прохоровы. Ук. соч., с. 172-173.

 

Опубликовано на Порталусе 25 марта 2021 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама