Рейтинг
Порталус

Французский банк в руках 200 семей. Париж. 1936.

Дата публикации: 02 сентября 2022
Автор(ы): Е. ТАРЛЕ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ЭКОНОМИКА
Источник: (c) Историк-марксист, № 5(057), 1936, C. 173-174
Номер публикации: №1662122815


Е. ТАРЛЕ, (c)

DELAISI, FRANCOIS. La Banque de France aux mains des 200 families. Paris. 1936.

 

ДЕЛЭЗИ, ФРАНСУА. Французский банк в руках 200 семей. Париж. 1936.

 

Книга Делэзи вышла в мае 1936 года, в разгар предвыборной борьбы, и посвящена жгучему, злободневному вопросу - борьбе против одной из самых могучих цитаделей французского финансового капитала. "Французский банк", сыгравший крупную роль в консолидации реакционных политических сил при Третьей республике, привлекает сейчас к себе самое упорное внимание со стороны руководящих партий народного фронта, и его коренная реформа, стоит, по-видимому, на очереди дня. Небольшая, но очень содержательная книжка Делэзи интересна, впрочем, не только с чисто политической точки зрения, но и полезна для ознакомления широкой читающей массы с некоторыми моментами истории этого могущественного учреждения.

 

Автор книги справедливо указывает на огромную политическую роль подобных грандиозных финансовых объединений в создании фашизма.

 

В самом деле, как известно, Муссолини в 1923 г. получил все средства для своего "похода на Рим" от "Главной конфедерации итальянских промышленников", председатель которой Оливетти и передал ему нужные денежные средства для организации этого предприятия. В Германии долго боролись два влияния: Тиссена - главы треста рейнско-вестфальских металлургов, поддерживавшего Гитлера, и Круппа-фон-Болена, поддерживавшего "стальной шлем", - и только соглашение этих двух магнатов германской промышленности дало Гитлеру возможность достигнуть власти. По убеждению Делэзи, во Франции "экономический фашизм" уже существует именно ввиде "Французского банка", деспотически вмешивающегося во все хозяйственные отношения в стране. Этот "экономический фашизм" является предпосылкой к водворению в стране фашизма политического, если народный фронт, победивший на выборах 1936 года, не решится, наконец, сломить экономическую диктатуру "Французского банка", круто изменив его организацию. Такова основная мысль книжки Делэзи.

 

Но как создалось это могущество?

 

10 января 1800 г. группа банкиров, финансировавшая переворот 18 - 19 брюмера, представила первому консулу-Наполеону Бонапарту - проект создания нового банка, под названием "Французский банк". Этот банк должен был управляться двумястами наиболее крупных акционеров, которые выбирали из своей среды правление. Спустя некоторое время (в 1806 году) Наполеон заменил это выборное правление назначаемым от правительства губернатором банка с его двумя помощниками. При них состоял избираемый акционерами "совет пятнадцати регентов" банка.

 

Банк получит ценную привилегию эмиссии государственных кредитных билетов - всякий рае по приказу со стороны правительства, но с огромными выгодами для акционеров от этой операции. Двести крупнейших акционеров оказались наследственными владыками колоссальных капиталов. Их влияние на все прочие банки и было огромно, так как репутация любого банка зависела и зависит от кредита, который ему дает "Французский банк". И наибольшей удачей для любого байка или промышленного предприятия считается заполучить в свои директора кого-нибудь из этих двухсот капиталистов, державших в руках акции "Французского банка".

 

Нечего и говорить, что политическое влияние (конечно, всегда реакционное) "Французского банка" было и осталось также колоссальным. За несколько недель до июньских дней 1848 года министр финансов Гарнье-Пажес просит у "Французского банка" кредита: ему нужны деньги, чтобы поддержать национальные мастерские.

 

Регенты банка тянут дело: им казалось предпочтительнее ускорить закрытие национальных мастерских и таким способом спровоцировать рабочее восстание, наперед осужденное на неудачу. Спустя шесть дней после того, как это восстание было потоплено в крови парижских рабочих, регенты с полной готовностью вручили диктатору - генералу Казеньяку - 150 миллионов франков.

 

Велика была роль "Французского банка" и в финансировании государственного переворота Луи-Наполеона. Переворот произошел 2 декабря 1851 г., а уже 8 декабря регенты банка предоставили правительству 25 миллионов франков золотом "на расходы по расстрелам" и вообще по организации репрессий в 7 мятежных департаментах (репрессии распространились вскоре не на 7, а на 32 департамента). За это Наполеон III осыпал милостями "Французский банк", созданный его дядей и оказавший такие услуги племяннику.

 

Во время войны 1870 - 1871 годов "Французский банк", как и вся крупная

 
стр. 173

 

буржуазия Франции, боялся затяжной войны и систематически отказывал в кредитах Гамбетте, стремившемуся к организации новых армий. В дни Коммуны коммунары, как известно, отказались от мысли выпустить собственные бумажные деньги, так как знали, что эти деньга не будут иметь хождения нигде, кроме Парижа, и получать за них, например, провиант из окрестных деревень даже контрабандой не удастся, так как крестьяне не будут продавать свой товар. С другой стороны, наложить руку на колоссальные богатства "Французского банка" Коммуна не решилась, хотя это было бы незаменимым подспорьем для революции. А в подвалах "Французского банка" в Париже в это время находилось: 1) на 77 миллионов франков золотой монеты; 2) на 11 миллионов франков золотых слитков; 3) 166 миллионов кредитными билетами; 4) около 2 миллиардов разных реальнейших ценностей в акциях, облигациях, векселях и т. д.

 

И всего этого Коммуна и, пальцем не тронула! Плутоватые регенты "Французского банка" ловко убедили делегатов Коммуны Белэ и Журда, будто Коммуне выгоднее всего получать на свои текущие расходы по 300000 франков в день от "Французского банка" и больше никаким образом не касаться ни дел, ни средств этого учреждения. Даже все служащие банка остались на своих местах. " Коммунары были так доверчивы, и настолько у них не было времени, финансовых навыков и даже простой бухгалтерской опытности, что они даже не заметили, что "Французский банк" был должен Парижу около 9 1/2 миллионов франков, и так и не взыскали этих денег с банка! Эти 9 1/2 миллионов были уже впоследствии списаны правительством Тьера из той суммы в 16765000 франков, которую в общем за время Коммуны "Французский банк" выдал коммунарам. Остальное же казна возместила банку.

 

Благополучно сохранив свои миллиарды при революционной буре, при Третьей республике "Французский банк" не только сохранил свое значение и влияние, но и очень значительно их приумножил. Теперь это в полном смысле слова столп финансового капитала, видимая, осязательная, так сказать, объединяющая и сосредоточивающая сила всей экономической жизни страны.

 

Последним но времени крупнейшим политическим вмешательством "Французского банка" в политику является деятельность регентов банка с 1934 по 1936 годы. Они систематически препятствовали всем кабинетам осуществлять какие бы то ни было реформы, клонящиеся к улучшению участи служащих и рабочих, и, искусно сея панику, грозя "бегством капиталов" из Франции и в самом деле организуя исподтишка это бегство, регенты банка низвергали одно правительство за другим, пока не нашли покорного исполнителя своей воли в лице Лаваля.

 

Что такое была политика "дефляции", "политика экономии", проводимая Лавалем? Это были те знаменитые "пятьсот декретов", которыми Лаваль в 1934 - 1935 годах выбросил на улицу десятки тысяч служащих и рабочих и, отчасти уничтожив, отчасти сильно уменьшив пенсии, обездолил массы тех, кто и до того еле спасался от голода, но зато вполне удовлетворил "Французский банк", его двести заправил и тысячи его клиентов и паразитов.

 

Книжка Делэзи очень толково вскрывает механизм, посредством которого "Французский банк" организует свой систематический шантаж и держит (по крайней мере, до сих пор держал) в руках французское правительство и французский парламент.

 

К недостаткам книжки следует отнести некоторую беглость и поверхностность ее исторической части. Правда, документация не может не быть скудна: "Французский банк" меньше расположен пускать любопытствующих исследователей в свой архив, чем римский папа - в знаменитый "архив пропаганды святой веры". И подобно тому как когда-нибудь, несомненно, придется очень много переделывать в истории XVI - XVIII вв., когда документы архива пропаганды веры станут доступны, точно так же немало сюрпризов ждет будущего историка XIX - XX вв., когда в его руки попадут подлинные секретные документы "Французского банка".

 

Автор рецензируемой книги, конечно, увлекается, когда на регентов банка сваливает даже то, в чем они явно неповинны (например таинственная смерть Гамбетты). Это уже совершенно лишнее! Ибо к "Французскому банку" вполне приложимы старые русские стихи: "Я правду о тебе порасскажу такую, что хуже всякой лжи".

 

Часть этой правды читатель найдет в книжке Делэзи, которая дает главное из того, что можно установить без помощи архивов банка, хотя, к сожалению, и представляет читателю этот интересный материал в слишком уже беглом, даже местами просто поверхностном виде.

Опубликовано на Порталусе 02 сентября 2022 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама