Рейтинг
Порталус

ДЕЛИ СТАНОВИТСЯ ОСНОВНЫМ ПАРТНЕРОМ ОПК РОССИИ

Дата публикации: 24 марта 2023
Автор(ы): А. МАЗИН
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ЭКОНОМИКА
Источник: (c) Азия и Африка сегодня 2002 № 11
Номер публикации: №1679685700


А. МАЗИН, (c)

А. МАЗИН, кандидат экономических наук

Еще в начале 2002 года появились экспертные прогнозы о том, что рост российского экспорта оборонного назначения в нынешнем году выведет Дели на первое место в качестве зарубежных получателей продукции отечественного оборонно-промышленного комплекса (ОПК). В феврале нынешнего года в Дели проходила крупнейшая в Юго-Восточной Азии международная выставка вооружений "Defexpo-2002", на которой российская экспозиция была одной из крупнейших (под эгидой "Рособоронэкспорта" на ней были представлены 330 образцов военной техники 29 основных российских производителей) 1 .

Военно-техническое сотрудничество России (СССР) и Индии продолжается несколько десятилетий. Начало его относится к 60-м годам. Тогда начались крупномасштабные поставки советского оружия, прекрасно зарекомендовавшего себя в ходе индо-пакистанских конфликтов в 1965-м и 1971 годах. К началу 90-х годов доля советской боевой техники составляла не менее 70 процентов вооружения индийской армии.

ОБОСТРЕНИЕ КОНКУРЕНЦИИ

В начале 90-х годов доля советских систем оружия существенно превышала долю их западных аналогов, закупленных Индией или произведенных ею по английским и французским технологиям. Так, соотношение советских танков Т-54/55 и Т-72 (в Индии последние производятся под названием "Аджея") к английским "Виккерс" Мк1 (одноименной фирмы, производились с 1965 года в Великобритании и собирались из готовых узлов в городе Авади, Индия) и разработанным на его основе "Виджаянта" составило примерно 1:0,7 (1900 и 1250 единиц соответственно). Начиная со второй половины 70-х годов на авиасборочном предприятии в городе Насик индийская корпорация "Хиндустан аэронотикос Лтд." (ХАЛ) наладила лицензионное производство и ремонт советских МиГ-21, а затем и МиГ-27. Количество тактических истребителей МиГ-23 БН и МиГ-27 (значительная часть последних была произведена по лицензии компанией ХАЛ) превысило более чем в четыре раза англо-французские "Ягуары" - (330 и 80). Всего же в Индию было поставлено или изготовлено непосредственно в этой стране 596 боевых самолетов российской разработки против 180 западноевропейских 2 .

В конце 80-х - начале 90-х годов в военно-техническом сотрудничестве Москвы и Дели наступил некоторый спад. Причиной послужили неурегулированность финансово- экономических отношений и отказ российской стороны от бартера во взаимных расчетах после распада СССР.

Превратно истолковав итоги войны в Персидском заливе, индийские военные, ранее весьма прохладно относившиеся к США, обратились к новейшим американским технологиям. Так, на опытных образцах перспективного легкого индийского истребителя LCA были установлены двигатели фирмы "Дженерал электрик", а их испытания проводились на американских полигонах. Опытный образец комплекса авионики для самолета также был изготовлен американской фирмой "Локхид-Мартин". Впрочем, на LCA нашла применение и российская пушка ГШ-23. Американские газотурбинные двигатели предполагалось установить на перспективном индийском фрегате водоизмещением 4 тысячи тонн, разрабатываемом с использованием технологии "стеле". Активно расширялись и чисто военные контакты. В 1991 году были проведены первые совместные военно-морские учения флотов США и Индии, затем - американских и индийских воздушно-десантных войск на одном из индийских полигонов в джунглях. В 1992 году индийская сторона обратилась к США с просьбой предоставить ей новейшие военные технологии в области электроники (радиоэлектронной борьбы), систем управления и связи, радаров дальнего обнаружения, а также зенитные ракетные комплексы (ЗРК) 3 . Вашингтон резко отреагировал на планы поставок из России в Индию криогенных ракетных двигателей. Эти двигатели мало пригодны для военного использования - время для их подготовки к запуску измеряется часами вместо необходимых для эффективного сдерживания потенциального противника нескольких минут. В то же время Индия и без них смогла к середине 90-х годов успешно испытать и принять на вооружение оперативно-тактические ракеты "Притхви" (дальность действия до 250 километров) и баллистические ракеты среднего радиуса действия "Агни" (2,5 тысячи километров). С самого начала было известно и перспективное назначение криогенных дви-

стр. 30


гателей - создание национальной космической системы многоразового использования, позволявшей снизить стоимость 1 килограмма выводимого на околоземную орбиту полезного груза с 350 тысяч рупий до 17,5 тысячи (1 доллар США - 63 рупии). Несмотря на все проблемы, уже к середине 1996 года Индия запустила в производство криогенные двигатели и активно вела разработку перспективных кислородо-водородных двигателей.

Не менее активно на индийский рынок оружия устремились компании третьих стран. В частности, израильская авиастроительная фирма ИАИ предложила широкомасштабный план модернизации индийских истребителей МиГ-21. Франция выразила готовность продать Индии на льготных условиях новейшие истребители "Мираж- 2000-5", способные нести ядерное оружие. Нидерланды предложили свои услуги в качестве поставщика композиционных материалов с использованием элементов технологии "стеле" для истребителя LCA, а также электронику для перспективного танка "Арджун". В Сирии и Египте были закуплены запасные части для российских истребителей МиГ- 21 на сумму 30 миллионов долларов. Подписаны контракты и с бывшими членами Варшавского договора - только Румыния поставила в Индию 100 тысяч автоматов Калашникова на сумму 85 миллионов долларов. Позднее аналогичное соглашение о закупке АК было заключено с Болгарией. Все эти контракты, без сомнения, следует признать упущением российских внешнеторговых организаций, поскольку лишь фирмы-разработчики способны наиболее эффективно осуществить поставки, обслуживание и модернизацию своих образцов.

Тем не менее, взаимная заинтересованность в военном сотрудничестве сохранялась, что привело к смягчению позиций российской стороны в финансовых вопросах. Интенсификации российско-индийских экономических и военно-технических взаимоотношений в значительной степени способствовал визит российского премьера В. Черномырдина в Дели в ноябре 1994 года. В ходе его был подписан блок соглашений, в том числе о защите инвестиций, торговле, космических исследованиях и т.д. С российской стороны для оплаты поставок военной техники и технологий были снова открыты кредитные линии и частично возобновлена система расчетов по бартеру.

Немаловажное значение имел визит в Дели представительной российской делегации в январе 1998 года. В ходе переговоров обсуждался и блок вопросов военно-технического сотрудничества. В частности, было достигнуто соглашение о поставках в Индию зенитно-ракетных комплексов производства Ульяновского механического завода. Индийская сторона проявила также интерес к новейшим российским танкам Т-90 "Черный орел".

Характерной особенностью нового этапа военного сотрудничества стали не только прямые поставки отечественного вооружения и военной техники или продажа лицензий, но и взаимодействие в области оборонных прикладных исследований, а также совместного производства вооружения и техники для продажи в третьи страны. Последнее крайне важно для Индии, ибо, несмотря на быстрый рост экспорта национальной оборонной продукции (только с 1992-го по 1994 год он увеличился вдвое), в стоимостном выражении он к концу 90-х годов составлял всего около 50 миллионов долларов.

Для России и ее ОПК немало-

стр. 31


важно, что в отличие от ряда других, рынок оружия Индии расширяется. Так, бюджет индийского министерства обороны в 2001 году составил 15,6 миллиарда долларов, из них на закупку вооружений было отпущено около половины этих средств. Рост оборонных расходов за последнее время составлял от 10 до 20 процентов в год. Нельзя не отметить, что Индия располагает собственным развитым военно- промышленным комплексом, насчитывающим 39 государственных предприятий и 8 частных концернов, выпускающих оборонную продукцию на 2,65 миллиарда долларов в год, однако он не в состоянии пока полностью обеспечить потребности национальных вооруженных сил, прежде всего в отношении высокотехнологических изделий. Пробуксовывает и ряд перспективных НИОКР - в частности, собственный основной боевой танк "Арджун" разрабатывается с начала 80-х годов, однако дальше опытных образцов дело до сих пор так и не пошло. Сходная ситуация складывается с легким истребителем LCA и некоторыми другими разработками. Намного лучше обстоят дела с созданием ракетного оружия - баллистических и зенитных ракет, а также ПТУР, однако и здесь Индия не собирается отказываться от закупок иностранных образцов и технологий.

Как неоднократно заявляла российская сторона, Россия и Индия являются стратегическими партнерами. С экономической точки зрения военные поставки в Индию означают сохранение нескольких тысяч рабочих мест и поддержание в рабочем состоянии оборудования ряда российских оборонных предприятий. Существенно и то, что во внешней политике Россия и Индия традиционно придерживаются совпадающих или сходных позиций.

СКОЛЬКО СТОИТ ЧИСТОЕ НЕБО НАД ИНДОСТАНОМ

Сегмент истребительной авиации на мировом рынке оружия является, пожалуй, наиболее дорогостоящим. Так, по оценкам зарубежных специалистов, до 2005 года его объем составит не менее 88 миллиардов долларов, причем на долю семейства российских Су-27/30 придется до 16 процентов продаж. Не менее выигрышными выглядят и шансы МиГ- 29СМТ. Значительная часть экспортных поставок российских истребителей пойдет в Индию.

Одним из значительных контрактов между Россией и Индией стал заключенный в 1995 году договор с фирмой МИГ-МАПО о поставках 10 модернизированных истребителей МиГ-29М, составляющих основу индийской ПВО 4 . Оплата будет осуществляться в счет части государственного кредита России Индии на общую сумму 890 миллионов долларов. Соглашение предусматривает дополнительную продажу еще 20 самолетов, однако расчеты за них предусматриваются в свободно конвертируемой валюте, а также бартерными поставками товаров производственного и потребительского назначения. Кстати, в ходе проведенных в 1995 году на полигоне в городе Покхаран показательных учениях ранее поставленные МиГ-29 были наиболее эффективны в боевых стрельбах по сравнению с другими состоящими на вооружении индийских ВВС самолетами, включая новейшие "Мираж-2000". В результате выполнения соглашений на вооружении индийских ВВС сейчас состоит уже 73 МиГ-29 разных модификаций, составляющих пока основу истребительной авиации ПВО страны.

Крупнейшим контрактом за последнее время стала договоренность, достигнутая в 1996 году, о поставках в Индию многоцелевых тактических истребителей Су-30МКИ (АВПК "Сухой", Иркутское авиационное производственное объединение - ИАПО) 5 . Поставки самолетов начались в 2001 году, на настоящее время в составе ВВС Ин-

стр. 32


дни их насчитывается свыше 10 единиц.

По мнению экспертов, принятию данного решения способствовал ряд факторов, в том числе стремление командования ВВС Индии не отстать от своих потенциальных противников - Китая и Пакистана.

Как известно, обе страны активно модернизируют свой парк авиационной техники. В частности, КНР закупила в России и налаживает дополнительное лицензионное производство истребителей Су-27, а Пакистан получает из Франции новейшие самолеты "Мираж-2000 - 5". Су-30МКИ по всем параметрам превосходят французские истребители и не уступают модели Су-27.

Выбор Су-30МКИ связан и с хорошо отлаженным сервисным обслуживанием самолетов АВПК "Сухой". В частности, лишь эта корпорация предоставляет гарантийное обслуживание на срок до 36 месяцев. Кроме того, на предприятии большое внимание уделяется обучению иностранного инженерно- технического персонала, комплексным поставкам запасных частей и инструментов. Для сборки, облета и гарантийного обслуживания объединение направляет к заказчику бригаду высококвалифицированных специалистов, включая представителей предприятий-смежников. По желанию заказчика на его территории можно создать постоянно действующие техцентры по обслуживанию и модернизации самолетов. Нельзя не отметить и то, что, используя одну базовую модель (Су-27), АВПК "Сухой" создало на его основе большое число его различных модификаций 6 .

На Су-30МКИ совершил полет главнокомандующий ВВС Индии маршал авиации Анель Типнис, который после выполнения на истребителе ряда фигур высшего пилотажа высоко оценил его летные качества. Всего же Дели будет поставлено 48 Су-30МКИ на сумму 1,8 миллиарда долларов 7 .

Объединение АВПК "Сухой" достигло принципиального соглашения на лицензионное производство корпорацией ХАЛ самолетов Су-30МКИ, сулящее значительные средства на поддержание российского ОПК. В соответствии с этим соглашением до 2015 года планируется производство 150 истребителей Су-30, их поэтапную модернизацию, а также изготовление двигателей

АЛ-31ФЛ на сумму 3,3 миллиарда долларов. Предполагается, что первый из лицензионных Су-30 будет собран в 2004 году из российских комплектующих, а после 2006 года темпы их производства достигнут 10 единиц в год по полному циклу производства на национальных предприятиях. Так, на предприятиях ХАЛ в Насике будут выпускаться планеры, в Карапуте - двигатели, Хайдарабаде и Корве - авионика. Сервисное обслуживание на первом этапе возьмет на себя российская сторона, причем доставка запчастей и производство необходимых работ будут осуществляться не более чем за двое-трое суток, что соответствует принятым в АВПК "Сухой" стандартам. Межправительственное соглашение по этой сделке было подписано во время визита президента В. Путина. Контракт сроком на 20 лет не предусматривает предоставление Индии права реэкспорта этих истребителей. Кроме этого, Иркутское авиационное производственное объединение должно модернизировать ранее поставленные самолеты СУ-30К, не оснащенные перспективным бортовым оборудованием и двигателями в варианте Су-30МКИ после 2003 года. Эти работы могут также осуществляться на одном из заводов индийской компании ХАЛ, которая начнет выпускать эти самолеты по лицензии после 2004 года 8 .

Таким образом, российские истребители МиГ-29М (в качестве перехватчиков ПВО) и Су-30МКИ (как истребители завоевания превосходства в воздухе и ударные самолеты) на ближайшие 20-25 лет станут ядром ВВС Индии. Собственно индийские истребители LCA, которые начнут поступать на вооружение с 2003 года, предназначены лишь для замены части истребителей МиГ-21 и "Ягуар". Вместе с тем очевидно, что практически при той же цене, что и новейший МиГ-29М (стоимость индийского самолета на данный момент составляет 22 миллиона долларов, российского - около 25) LCA будет существенно уступать российским истребителям по ряду параметров.

Взаимовыгодными обещают быть и работы по модернизации 125 самолетов МиГ-21 индийских ВВС. Отмечается, что при стоимости работ всего в 10 процентов от стоимости этих машин их боевая эффективность возрастет не менее чем в шесть раз. Полный цикл испытаний модернизированного истребителя, получившего обозначение МиГ-21-93 "Копье", завершился в 2000 году, что было связано с задержкой поставок ряда комплектующих со стороны предприятий Индии, Израиля и Франции. В качестве разработчиков и производителей выступили АНПК (ныне РСК) "МиГ", Нижегородское авиастроительное объединение "Сокол", "Фазотрон-НИИР" (разработчик новой

стр. 33


бортовой РЛС "Копье"), ПО "Вымпел" и другие предприятия.

Основным элементом модернизации стала установка РЛС "Копье", чьи характеристики сравнимы с лучшими нынешними отечественными и зарубежными аналогами. Она, в частности, позволяет поражать одновременно две цели на дальности до 50 километров с использованием новейших российских ракет Р-73Э и РВВ-АЕ, поражать морские цели противокорабельными ракетами Х-31 на дальности до 100 километров, применять корректируемые авиабомбы и другое высокоточное оружие для поражения наземных целей, использовать нашлемную систему целеуказания в ближнем воздушном бою (ближайший аналог в США еще только разрабатывается), работать в режиме картографирования. Кроме того, в комплект оборудования войдут новые инерциальная и спутниковая навигационные системы, современное, основанное на дисплейных индикаторах обстановки оборудование кабины пилота, средства радиоэлектронной борьбы.

Ряд технических разработок РСК "МиГ" и завода "Сокол" позволят продлить службу МиГ-21-93 до 40 лет, а летный ресурс - до 4000 часов, то есть модернизированный до уровня истребителей 4-го поколения самолет сможет оставаться в строю до 2012-2015 годов 9 . Работы будут организованы индийской корпорацией ХАЛ на своих военных заводах в городе Насике с использованием российского оборудования и комплектующих, первые самолеты вошли в строй в 2001 году.

Борьба за контракт проходила в острой конкуренции. Основным соперником российских авиастроителей выступили израильские фирмы ELBIT и IAI. Однако их разработки повышали эффективность МиГ-21 всего на 30 процентов, не позволяли самолетам вести бой на дальних дистанциях и ориентировались на использование ракет "воздух-воздух", морально устаревших образцов. Кроме этого, проводимые израильтянами работы приводили к ухудшению аэродинамических характеристик. Тем не менее, проиграв борьбу в Индии, ELBIT удалось выиграть контракт на модернизацию 110 румынских "МиГов", что было вызвано, прежде всего, чисто экономическим фактором - израильтяне были в состоянии предоставить Румынии долгосрочный льготный кредит на проведение этих работ, а российские авиастроители из-за хронического отсутствия оборотных средств - нет. На наш взгляд, этот случай в очередной раз показал, что без государственной поддержки отечественные высокотехнологичные предприятия постоянно оказываются в весьма невыгодном положении.

Сейчас ОАО "Фазотрон-НИИР" предлагает схожие с МиГ-21-93 планы модернизации истребителей МиГ-23 (МиГ-23-98). На вооружении ВВС Индии содержится 79 самолетов этого типа, есть они и в составе авиации еще 24 стран мира. Кроме того, аналогичные работы могут существенно повысить боевые возможности схожих МиГ-27, производимых корпорацией ХАЛ по лицензии (всего изготовлено около 150 машин). Планы модернизации разработаны в трех вариантах, включая замену старой РЛС на новую "Москит-23", использование дополнительной подвесной или модернизация старой радиолокационной станции. Все три варианта, различающиеся по стоимости, позволяют использовать новейшие управляемые ракеты класса "воздух-воздух" как малой, так и большой (до 50 километров) дальности. Сопутствующий комплекс технических мероприятий позволяет продлить ресурс службы самолета как минимум до 2010 года.

В рамках отдельного контракта Индия недавно получила первые четыре из 40 заказанных транспортных вертолетов Ми-17-IV. Сделка стоимостью 170 миллионов долларов была заключена в 2000 году. Казанский вертолетный завод завершил поставки оставшихся вертолетов к концу 2001 года, после чего все 40 машин по программе модернизации оснащены 12 ракетами "Вихрь-М" (ракета среднего радиуса действия класса "воздух-поверхность"). Эти ракеты с лазерным наведением имеют максимальную дальность действия около 10 километров и используются для поражения наземных и воздушных целей. На вооружении индийских ВВС сейчас находятся 69 старых Ми-8 и 58 Ми-17.

Важной составляющей российско-индийского сотрудничества стало созданное усилиями индийской ХАЛ и российским МАПО-МИГ совместное предприятие ХАЛ-МИГ-МАПО. Накопленный за долгие годы опыт взаимодействия ХАЛ с российскими авиастроителями по сборке, лицензионному производству и обслуживанию истребителей МиГ-21/27 будет реализован в масштабах всего региона, например, при сервисном обслуживании малайзийских МиГ-29. Кроме того, на предприятии ХАЛ в городе Карапут продолжается лицензионный выпуск российских авиадвигателей Р-29Б для истребителей-бомбардировщиков МиГ-27М.

В ближайшее время будет подписано соглашение и о поставках в Индию 66 учебно-тренировочных самолетов МИГ- AT, что явится логическим продолжением контракта на поставки истребителей МИГ-29 и Су-30МКИ. В печати подчеркивалось, что российский самолет (как ожидается, его экспортный вариант будет оснащен высокоэкономичными французскими двигателями фирмы СНЕКМА) по своим параметрам не уступает английскому учебно-боевому самолету "Хок" и французскому "Альфа Джет", однако существенно дешевле благодаря применению новейших технологий. Привлекательна для индийской стороны и возможность совместного производства МИГ-АТ, чтобы экспортировать их в третьи страны.

Предполагаются лизинговые поставки четырех дальних бомбардировщиков Ту-22МЗ (знаменитых "Бэкфайров") - первой сделке подобного рода. В условия контракта входят обучение индийских экипажей и поставка комплектов вооружения самолетов. Как известно, Ту-22МЗ с радиусом действия 2200 километров способны решать и стратегические задачи, поэтому их лизинг с возможной последующей продажей существенно усилят ВВС Индии, где самолетов такого класса до сих пор не было.

Несмотря на уже поставленные в ВВС Индии четыре английских самолета ВАе-748, оснащенных аппаратурой дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) немецкой фирмы "Дойче аэроспейс", проблема поставок более мощных систем данного класса остается для страны с ее протяженными воздушными и морскими границами крайне актуальной. Национальные разработки по этой тематике (соответствующие образцы предполагалось создать к 1993 году) оказались сорванными. В связи с этим

стр. 34


на стадии обсуждения находится контракт на поставку Индии 4-5 самолетов дальнего радиолокационного обнаружения А-50 на базе Ил-76. Два таких самолета с российской радиоэлектроникой уже сданы в аренду Индии и служат по сути учебной базой для национальных кадров. Первоначально предполагалось, что те самолеты, которые будут уже непосредственно поставлены индийским ВВС, будут оснащаться израильской электроникой, однако, как и в случае с Китаем, под нажимом США Израиль может отказаться от участия в этой сделке, при этом поступления в российскую казну могут составить до 1 миллиарда долларов 10 .

При участии России разрабатывается и легкий 14-местный военно-транспортный самолет LTA (для замены давно устаревших АН-2), который будет использоваться и в гражданской авиации. Головными организациями при его создании выступают индийская Национальная аэрокосмическая лаборатория и КБ им. Мясищева, при этом стоимость разработки, по оценке, не превысит 33 миллиона долларов. Самолет будет оснащен двумя российскими турбовинтовыми двигателями ТВД-20М, производимыми в Индии по лицензии. Это решение принято после проведения конкурса с участием американской фирмы "Пратт энд Уитни", представившей собственную силовую установку РТ-6А-66. Первые два опытных самолета будут изготовлены в России с последующим серийным производством на индийских предприятиях, объем заказов на ближайшие пять лет оценивается в 120 единиц.

Среди прочих соглашений можно выделить контракт на сумму в 108 миллионов долларов на поставку в Индию палубных вертолетов дальнего радиолокационного обнаружения Ка-31 для оснащения национальных авианосных сил. Также предполагается закупить от двух до шести самолетов- заправщиков Ил-78 Ташкентского АПО (Россия готова реализовать этот контракт и самостоятельно) 11 .

НА ПРОСТОРАХ ИНДИЙСКОГО ОКЕАНА

Сотрудничество России и Индии в области военно-морских вооружений имеет давние традиции. В 60-80 годы индийской стороне было поставлено значительное количество современных по тем временам кораблей и катеров, в том числе 5 больших противолодочных кораблей проекта 61МЭ (водоизмещение - 5 тысяч тонн, оснащены противокорабельными ракетами П-20 и ЗРК "Волна", были переданы Индии в 1980-1988 годах). В Индию также были проданы и построены по лицензии 3 малых ракетных корабля (корвета) типа "Нанучка" (по терминологии НАТО) водоизмещением 660 тонн, вооруженными противокорабельными и зенитно-ракетными комплексами. Поставки начались с 1980 года: 10 единиц - типа "Петя II" (разработки начала 60-х годов), водоизмещением свыше одной тысячи тонн, оснащены артиллерийско-торпедным вооружением), 8 - типа "Тарантул I" (580 тонн, имеют 4 ПКР, ЗРК и артиллерийское вооружение, поставки ведутся с 1987 года) 12 . Строительство корветов последнего типа на национальных верфях продолжается, и их общее число предполагается довести до 35. На вооружении индийских ВМС состоят также российские ракетные катера "Оса I/II" (10 единиц).

Минно-тральные силы также в основном представлены кораблями советских проектов. Уже во времена перестройки в 1988 году Индии была сдана в аренду ракетная подводная лодка (проект 670 "Скат" или "Чарли-1" - по терминологии НАТО, - оснащенная ПКР "Аметист") с ядерной силовой установкой, которая, как предполагалось, должна была стать, прежде всего, учебной базой в преддверии оснащения индийских ВМС собственными атомными субмаринами.

Впрочем, и дизель-электрические подводные лодки далеко не утратили своего значения. Из 17 находящихся в строю субмарин 13 построены по советским проектам. Из них три типа "Фокстрот" (разработки 50-х годов, всего было поставлено восемь единиц), 10 - проект 877 ЭКМ "Варшавянка" (или "Кило", называемых за свою малошумность на Западе "черными дырами" в океане).

Российские специалисты участвуют в проектировании и строительстве кораблей и судов нового поколения для индийского флота. Большое значение при этом придается их оснащению не имеющими аналогов в мире отечественными системами оружия, такими как ПКР "Москит", зенитными комплексами и т.д. Российские "ноу хау" применяются при создании эскадренных миноносцев УРО "Дели" (три строятся на верфях "Мэзэгаон док", в Мумбаи, еще три предполагается построить), фрегатов УРО "Годавари" (разработаны на основе английских кораблей "Линдер", но оснащены российским вооружением, включая ПКРК и ЗРК "Оса"; строятся на предприятиях "Гарден рич шипбилдинг энд энджиниринг", в Калькутте; общий заказ составляет 7 кораблей) и более мелких кораблей и катеров (верфи Гоа и Вишакапатнам).

Еще один немаловажный контракт - продажа Индии авианесущего крейсера "Адмирал Горшков". По прогнозам, индийская сторона может заплатить за капитальный ремонт крейсера и его переоборудование до 1,5 миллиарда долларов, а закупка на его вооружение 30 МиГ-29К и учебно-боевых МиГ- 29КУБ сулит РСК "МиГ" немалые средства.

Не исключено, что сумма контракта может возрасти до 2,2 миллиарда долларов при условии увеличения закупок палубных МиГов до 60-90 единиц, в том числе и для оснащения ими второго индийского авианосца. Для микояновцев это тем более существенно, поскольку в настоящее время их корпорация, хоть и выходит из кризиса, однако положение ее пока что далеко от устойчивого 13 .

Успешно ведутся работы еще по одному крупному заказу индийских ВМС - строительству новейших фрегатов проекта 1135.6, оснащенных противокорабельными ракетами и зенитными комплексами нового поколения. Головным предприятием выступает ОАО "Балтийский завод" (Санкт- Петербург), а всего в выполнении контракта участвует 146 предприятий-смежников. Работы ведутся с опережением графика - головной корабль проекта "Тришул" ("Трезубец") уже спущен на воду и находится на плаву у достроечной стенки завода. В мае 2001 года состоялись его швартовочные испытания, а заказчику сдан в середине 2002 года. Спуск на воду второго корабля серии состоялся в ноябре 2001 года, третьего - в мае 2002 года. Заявленная сумма контракта составляет 35,4 миллиарда рупий. Кроме этого, российские кораблестроители и оружейники активно участвуют в строительстве на индийских национальных вер-

стр. 35


фях эскадренных миноносцев проекта 16 "Дели" - для них поставляется радиоэлектронное оборудование, радары, противокорабельные ракеты Х-35 "Уран".

Ожидается тендер на закупку 24 новейших дизель- электрических подводных лодок. Сделка должна включать как и закупку, так и лицензионное производство на индийских верфях и их техобслуживание и модернизацию. В качестве основных претендентов выступают российская "Амур-1650" (две головные из них сейчас строятся в Санкт-Петербурге) и испано-французская "Скорпен". Сильной стороной отечественных "Амуров" является возможность залпового пуска с них противокорабельных ракет "Клаб-С", что существенно повышает вероятность поражения надводных целей, уникальный гидроакустический комплекс и возможность последующей врезки отсека с анаэробной установкой, вплотную приближающих их к атомным субмаринам. В случае подписания контракта это обеспечит питерских корабелов работой минимум на пару десятков лет 14 .

При рассмотрении перспектив экспорта российских кораблей и военно-морских технологий нельзя не учитывать и то, что оборонительная доктрина Индии предусматривает существенное увеличение ее военного присутствия в Аравийском море. Освоение нового морского театра военных действий потребует третьего авианесущего корабля (индийские же судоверфи на строительство столь крупных судов не рассчитаны), а также как минимум одной атомной подводной лодки. Своевременное предложение соответствующих услуг российской стороной способно принести ей не менее 1,5-2 миллиардов долларов.

В ДЖУНГЛЯХ, В ПЕСКАХ И В ГОРАХ

Индия осуществляет широкую программу переоснащения сухопутных войск ракетным оружием национального производства. К ним прежде всего относятся ПТУР третьего поколения "Наг" (при использовании инфракрасной головки самонаведения и современной процессорной техники он станет одним из первых в мире серийных комплексов, в котором реализован принцип "выстрелил - забыл") и зенитные ракеты "Тришул" ближнего и "Акаш" среднего радиуса действия (последние начали поступать в армию с середины 90-х годов). На вооружении армейской ПВО и ПВО страны остаются российские ЗРК "Оса-АКМ", "Печора" и "Квадрат" (всего было поставлено или произведено по лицензии около 370 комплексов этих типов).

Вместе с тем индийская сторона проявила большой интерес к российским мобильным зенитным ракетно-артиллерийским комплексам "Тунгуска", предназначенным для ПВО передовых соединений. Предполагается, что ими будут прежде всего перевооружены бронетанковые соединения, имевшие ранее на вооружении советские 23-мм ЗСУ "Шилка". В дальнейшем возможно перевооружение этими системами и подразделении корпусного звена, оснащенных российскими комплексами "Квадрат" (СА-6). Всего будет поставлено примерно 70 зенитных ракетно-пушечных самоходных комплексов "Тунгуска" стоимостью около 8 миллионов долларов каждый.

На основе последних российских разработок планируются к изготовлению и переносные зенитно-ракетные комплексы, предназначенные для замены ПЗРК "Стрела-2" и "Стрела-10". С использованием отечественных технологий разрабатывается также индийский ЗРК "Акаш". Предполагается, что после их принятия на вооружение в сочетании с новыми радарами система ПВО Индии выйдет на мировой уровень. Но и после этого не будет окончательно решена проблема разработки зенитных ракет большого радиуса действия, обладающих противоракетными возможностями. В этом отношении наиболее предпочтительно выглядят российские комплексы семейства С-300, вероятность поражения которыми баллистических ракет составляет 98 процентов.

На оснащении армии остается большое число советских (российских) противотанковых ракетных комплексов "Малютка" и "Фагот". В настоящее время проводится их модернизация для продления срока службы и сопряжения с западными образцами (в частности, проводились эксперименты по определению возможности пуска российских ПТУР "Фагот" из установок французского комплекса "Милан"). На заводах "Бхарат дайнэмикс" (БДЛ) с 1989 года производятся по лицензии современные российские ПТРК "Конкурс".

По российским лицензиям в Индии было налажено и производство артиллерийских орудий, в частности 125-мм танковых и 130-мм самоходных пушек с увеличенной дальностью стрельбы. Большой интерес у индийских специалистов вызвали и самоходные гаубицы "Мета-С" на базе российских танков Т-72, лицензионное производство которых давно налажено в стране. Потребность армии исчисляется примерно в 600 машин данного класса, однако при этом, видимо, потребуется перейти с российского стандартного калибра 152 мм на западный 155 мм. В качестве вероятных конкурентов отечественной технике при этом высту-

стр. 36


пают, прежде всего, подлежащие сокращению в Европе американские гаубицы М109А5 (всего до 450 единиц).

На вооружении сухопутных войск к настоящему времени состоят 80 российских реактивных систем залпового огня БМ- 21 "Град" и 240-мм БМ-24 "Ураган". В 1995 году индийские специалисты провели серию огневых испытаний национальной РСЗО "Пинака" с дальностью действия 40 километров, что, однако, не снимает интереса Индии к более мощным российским системам "Смерч" (70 - 80 километров) производства Мотовилихинского ПО (Пермь), входящего в группу "Сплав". Эти системы прочно удерживают мировое первенство в своем классе и в жесткой конкуренции с американскими MLRS выиграли конкурс на поставки в армию Кувейта после войны в Заливе. Уже в 2002 году было объявлено о намерении Дели приобрести модернизированный "Смерч" с дальностью действия до 90 километров, несмотря на его высокую стоимость (цена только одной ракеты к нему составляет несколько десятков тысяч долларов) 15 . Его испытания в Индии прошли летом нынешнего года, а начало поставок планируется в 2004 году.

К началу 90-х годов в Индию было поставлено или произведено по лицензии свыше двух тысяч танков Т-55 и Т- 72М. После 1994 года выпуск последних по финансовым соображениям был временно прекращен, однако после 1996 года продолжен. В нынешнем году ожидается объявление тендера на их модернизацию, в котором примет участие и Россия. Конкурентная борьба, прежде всего со стороны Украины, Словакии, Польши и Израиля обещает быть весьма жесткой 16 .

15 февраля 2001 года был подписан контракт на поставку индийской армии 310 боевых танков российского производства Т-90С в качестве противовеса поставкам 300 украинских Т-80У Пакистану. Первоначально Дели рассчитывал на собственные разработки - танк "Арджун" с германской силовой частью и подвеской, однако последние оказались слишком ненадежными в сравнении с российскими образцами. Результатом стало подписание контракта на 750 - 800 миллионов долларов о поставке 124 готовых (в период 2001-2003 годов) и 186 лицензионных ОБТ Т-90С. Последние будут собираться на военном предприятии в городе Авади. Кроме того, Индия получит лицензию на производство танковых дизелей В-31 к ним. Решению многих проблем и удешевлению производства Т-90С в Индии будет способствовать тот факт, что этот танк является результатом совершенствования ОБТ Т-72, строившихся по лицензии в Индии. Машинам пришлось пройти более 2 000 километров в пустынях, горах, субтропиках прежде чем наши танкостроители доказали свое право на столь крупный контракт. По желанию индийской стороны на поставляемые Т- 90С будет установлено дополнительное оборудование, в частности, тепловизоры франко-белорусского производства.

Танки Т-90С будут производится ОАО "Уралвагонзавод" из Нижнего Тагила, что обеспечит загрузку его производственных мощностей и позволит сохранить коллектив этого мощнейшего в отечественном танкостроении объединения в условиях мизерного госзаказа (с момента разработки Т-90С российской армии было поставлено всего лишь около 100 этих машин). Кроме того, часть от вырученных средств пойдет на разработку российского ОБТ нового, четвертого поколения. В августе нынешнего года "Уралвагонзавод" полностью выполнил первую часть контракта о поставках 124 танков. Большое значение имеет контракт и для Индии - так, по словам ее министра обороны Джорджа Фернандеса, индийские танковые войска имеют второе по сдерживающему потенциалу значение после ракетно-ядерного оружия.

* * *

Еще в начале 80-х годов перед индийским ОПК, основу которого составляли и составляют государственные предприятия, была поставлена задача добиться максимального самообеспечения вооруженных сил страны национальными образцами вооружения и военной техники. Однако уже к началу 90-х стало понятно, что добиться этого не удастся прежде всего из-за необходимости жестко экономить государственные средства для общего повышения эффективности национального хозяйства, укрепления его конкурентоспособности на мировых рынках и внедрения новых высоких технологии гражданского назначения. Негативное влияние на проведение НИОКР в интересах вооруженных сил оказало и значительное превышение их реальной стоимости над плановой. Так, истинная стоимость программы разработки основного боевого танка "Арджун" оказалась выше предполагаемой почти в 13 раз, новых ракетных комплексов - вдвое, истребителя LCA - почти в 4 раза. В результате общее число проектов разработки собственных новых военных технологий уже к началу 90-х годов было сокращено почти втрое - с 989 до 373. Для преодоления создавшегося положения предполагается постепенно увеличивать долю оборонного бюджета, расходуемую на НИОКР - с 5 до 10 процентов в 2000 году и 15-20 процентов в 2005 году.

На долю иностранных образцов вооружений и военной техники приходится подавляющая часть боевых самолетов индийских вооруженных сил, до 50 процентов танков, БМП и ЗРК, 60 процентов артиллерийских систем, до 90 процентов боевых кораблей основных классов. Вероятнее всего, подобное соотношение сохранится еще достаточно долго. Возможно, это не вполне устраивает индийскую сторону, но с учетом взаимодополняемости национальных хозяйств наших двух стран создает хорошие предпосылки для их военно- технического и экономического сотрудничества, сохранения рабочих мест и повышения темпов технологического развития российской и индийской экономик.


1 "Независимое военное обозрение", 2002 N 6.

2 "Military technology", vol. XV issue 1. 1991, p. 233-235.

3 "Зарубежное военное обозрение", 1997, N 6, с. 27-28.

4 SIPRI Yearbook, 1997, p. 309.

5 www.tst/vpk.ru.

6 "Военный парад", 1997, N 5, с. 49-58.

7 SIPRI Yearbook, 1997, p. 309.

8 www.tst/vpk.ru.

9 Aerospace International, p. 53-54.

10 "Независимое военное обозрение", 2001. N 30.

11 www.tst/vpk.ru.

12 SIPRI Yearbook, 1997, p. 309, "Советский ВМФ, 1945- 1995", M., 1995.

13 www.tst/vpk.ru.

14 "Независимое военное обозрение", 2002. N 7.

15 Там же.

16 Там же, 2002, N 18.

Опубликовано на Порталусе 24 марта 2023 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама