Рейтинг
Порталус

КИТАЙ. ФИНАНСОВАЯ БОМБА ЗАМЕДЛЕННОГО ДЕЙСТВИЯ

Дата публикации: 01 апреля 2023
Автор(ы): В. КУЗНЕЦОВА
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ЭКОНОМИКА
Источник: (c) Азия и Африка сегодня 2002 № 10
Номер публикации: №1680298422


В. КУЗНЕЦОВА, (c)

РОСТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА - ОДНА ИЗ ГЛАВНЫХ ПРОБЛЕМ ЭКОНОМИКИ КНР

В. КУЗНЕЦОВА, Доктор экономических наук

За годы экономической реформы КНР смогла сформировать в глазах мирового сообщества представление о себе, как о стране, где складывается один из наиболее привлекательных и перспективных рынков в мире. Действительно, даже с учетом того факта, что темпы экономического роста в КНР несколько завышены (по расчетам экспертов Всемирного банка, на 2 - 3 процента) 1 , за последние десятилетия экономика КНР демонстрировала одни из наиболее высоких темпов роста в мире. Спрос и предложение со стороны КНР стали определять положение дел на мировых рынках отдельных товаров. Страна вышла на второе место в мире по объему прямых иностранных инвестиций. На протяжении 1990-х годов поведение зарубежных инвесторов отличала "китаемания". Однако периодические бумы внешних капиталовложений из опасения "опоздать на поезд" зачастую не выражались в сколько-нибудь существенном улучшении перспектив иностранного бизнеса в КНР.

У зарубежных экспертов вызывают немало вопросов причины неудач многих известных в мире крупных компаний в КНР как перспективы развития китайской экономики в целом. И главный из них - источники финансирования экономического роста в Китае. Именно вопрос о формах и масштабах внешней задолженности КНР привлекает особое внимание, поскольку реально объем государственного долга является важнейшим показателем, определяющим риск инвестирования.

"ДИВЕРСИФИКАЦИЯ" ИЛИ СОКРЫТИЕ?

КНР - страна, где действуют серьезные валютные ограничения. Более того, вступление страны во Всемирную торговую организацию (ВТО) 1 января 2002 года ничего в этом плане на ближайшие несколько лет не меняет: Пекин оговорил возможность поэтапного открытия внутреннего финансового рынка и введения полной конвертируемости юаня. Наличие жестких административных барьеров между национальной финансовой системой и внешними рынками позволяет КНР формально разграничивать внутренний и внешний государственный долг. В то же время постепенный, хотя и медленный, процесс разгосударствления отдельных сегментов национального финансового рынка ведет к большему проникновению иностранных инвесторов, в том числе и на рынок внутренних государственных заимствований. Барьеры между ними разрушаются.

В Китае широко используются различные методы для "диверсификации" заимствований на внутреннем рынке. Выявление всех возможных способов сокрытия действительных масштабов внутреннего долгового финансирования, равно как и реальных их объемов, привлекает пристальное внимание международных экспертов. Все большее их число включает в состав государственного долга КНР, помимо официальных данных об объемах внешнего и внутреннего долга, и другие компоненты - долги, накопленные государственными коммерческими банками и предприятиями, задолженность по пенсиям, заимствования местных бюджетов.

Значение для экономического развития КНР различных источников долгового финансирования менялось по мере изменения экономической ситуации в стране и в мире. Так, если в первые годы экономической реформы большую роль сыграли внешние источники финансирования, в последующем их доля в общем объеме привлекаемых ресурсов заметно сократилась.

Однако точное определение объемов как внутреннего, так и внешнего долга в КНР затруднено несколькими обстоятельствами. Во-первых, китайская статистическая служба в ходе реформы несколько раз меняла методики расчета основных показателей, что осложняет сопоставление данных. Так, в 2001 году вновь была изменена методика расчета государственного внешнего долга. Во- вторых, публикуемые в КНР статистические данные не отличаются точностью (возможны как приписки, так и сокрытие информации), что признано и в самом Китае. С 2000 года в стране проводится реформа статистической службы, но пока ее результаты довольно скромны. В-третьих, статистика стран-доноров несколько отличается от данных китайской статистики. По этим причинам оценки фактических масштабов задолженности неизбежно носят приблизительный характер.

ДВА КРИЗИСА

На первом этапе экономической реформы важнейшим источником финансирования преобразований стали внешние заимствования (см. табл. 1). Довольно беспорядочные внешние заимствования первой половины 1980-х годов привели к первому кризису обслуживания внешнего долга в 1984 - 1985 годах. В 1986 году в стране было создано Главное управление валютного регулирования и контроля, у которого более года ушло на выверку внешних обязательств и ограничение круга субъектов, обладающих правом обращаться за внешними заимствованиями, на регламентацию порядка заимствований. Но и после определенной централизации этого процесса сохранились некоторые способы децентрализованного получения кредитов и займов. Так, для получения кредита в размере менее 30 миллионов долларов не требовалось разрешения регулирующих органов.

Второй кризис обслуживания внешнего долга имел место в 1994 году. Он был обусловлен, с одной стороны, пиком текущих платежей, пришедшихся на этот год, а с другой - существенной девальвацией юаня - более чем на 60 процентов. В 1994 году страна отказалась от множест-

стр. 47


венности внутренних валютных курсов, был установлен единый фиксированный курс 8,3 юаня (жэньминьби) за 1 доллар. За его основу был принят курс, сложившийся на "сером" валютном рынке. С тех пор официальный обменный курс юаня практически не менялся.

Трудности с обслуживанием текущих платежей по внешнему долгу вызвали внутри страны оживленное обсуждение таких вопросов, как приемлемый для развивающейся страны объем внешнего долга, структура внешнего долга, способа обеспечения его сбалансированности по срокам, валютам и т.п. В КНР возобладала точка зрения, что принятый в мировой практике основной показатель обремененности страны внешним долгом (отношение внешних обязательств государства к валовому внутреннему продукту не должно превышать 30 процентов) разрабатывался применительно к развитым странам. А для развивающихся стран данный показатель должен быть не более 15 процентов. Со второй половины 1990-х годов китайское руководство стремилось удержаться на этом уровне.

Для оценки обремененности страны внешними заимствованиями в международной практике используются еще три показателя. Первый - отношение расходов на обслуживание внешнего долга к экспорту, его значение не должно превышать 12 - 15 процентов. Второй - отношение внешнего долга к инвалютным доходам по счету текущих операций; когда значение данного показателя приближается к 150 процентам, страна может столкнуться с долговым кризисом. Третий показатель: расходы на обслуживание внешнего долга не должны превышать стоимость полугодового импорта. В годы 9-й пятилетки (1996 - 2000), несмотря на значительное увеличение экспорта, положительное сальдо внешней торговли в силу более высоких темпов роста импорта постепенно сокращалось. Быстро росли и расходы на иностранные услуги и репатриацию прибыли предприятиями, созданными с участием иностранного капитала. Так, в 1999 году, по данным ГСУ КНР, при положительном сальдо внешнеторгового баланса в 36,2 миллиарда долларов, превышение по текущим внешним финансовым операциям составляло только 15,7 миллиарда долларов, а по данным МВФ, эти показатели соответственно равнялись 35,98 и 16,17, а в 2000 году - 34,47 и 14,23 миллиарда долларов. 3

Значения дополнительных показателей оценки уровня "безопасности" внешнего долга раскрывают наличие у КНР определенных проблем по обслуживанию текущих внешних обязательств. Так, в годы 9-й пятилетки (1996 - 2000) доходы от привлечения внешних заимствований были меньше, чем расходы на обслуживание внешнего долга. По этой причине в КНР предпочитают значения дополнительных показателей не рассчитывать.

Данные таблицы 2 показывают, что в структуре внешнего госдолга КНР во второй половине 1990-х годов полностью преобладали коммерческие средне- и долгосрочные кредиты. С одной стороны, это удорожало обслуживание внешнего долга, но, с другой стороны, позволяло более эффективно управлять этим процессом.

По итогам 2001 года внешний госдолг КНР составлял 170,11 миллиарда долларов, то есть вырос на 16,7 процента. По сравнению с 1995 годом он увеличился на 59,6 процента. По критерию срочности в его структуре по- прежнему преобладали средне- и долгосрочные заимствования, но их доля резко сократилась, до 70,3 процента. Краткосрочные же обязательства выросли почти в четыре раза, что, безусловно, свидетельствует об ухудшении структуры долга.

Возможно, существенное увеличение удельного веса краткосрочных заимствований было нацелено на стимулирование китайского экспорта в условиях спада мировой экономики. Для этого также был увеличен возврат налогов экспортирующим предприятиям.

На середину 2001 года внешний долг Госсовета КНР (центрального правительства) составлял 49,7 миллиарда долларов (29,1 процента), внешние заимствования китайских финансовых институтов - 33,76 (19,84), задолженность предприятий, созданных с участием иностранного капитала, - 34,7 (20,4) 5 . Изменение методики расчета внешнего долга в 2001 году позволило КНР не включать в его величину примерно 12,4 миллиарда долларов. 6 Фактически же в прошлом году внешний долг составлял 15,8 процента ВВП.

Однако и эта цифра не раскрывает реальных объемов накопленных долговых обязательств перед зарубежными субъектами. Российский опыт показывает, что в условиях полуоткрытых финансовых рынков разграничение государственного долга на внешний и внутренний не вполне корректно. После дефолта по внутреннему государственному долгу 1998 года Россия до сих пор не может окончательно урегулировать отношения с внешними кредиторами. Аналогичное развитие ситуации в КНР весьма вероятно.

ВНУТРЕННИЕ ЗАИМСТВОВАНИЯ

К заимствованиям на внутреннем рынке КНР стала прибегать с начала 1980-х годов. Поначалу практика выпуска внутрен-

Таблица 1

Динамика внешнего государственного долга КНР 2 (миллиардов юаней)

&nbps;

Внешний долг (поступления)

Внешний долг (обслуживание)

Доля внешнего долга в госдолге (%)

1981 - 1985

21,5

19,9

47,57

1906 - 1990

643

24,3

45,41

1991 - 1995

93,3

42,8

20,30

1996 - 2000

28,9

32,7

1,85

стр. 48


Таблица 2

Структура государственного внешнего долга КНР 4

&nbps;

1995

1996

1997

1998

1999

2000

Всего (млрд. долл.)

106,59

116,28

130,96

146,04

151,83

145,73

в % к 1995

100,0

116,28

122,9

137,0

142,4

136,7

В том числе по категориям кредиторов (%)

Иностранные правительства

20,7

19,0

15,9

15,3

17,5

16,9

Международные финансовые институты

13,9

14,4

14,7

15,7

16,5

18,1

Международные коммерческие кредиты

49,4

49,0

49,4

46,7

43,1

65,0

Другие

16,0

17,6

20,0

22,2

22,9

-

в том числе по срокам (%)

Средне- и долгосрочные кредиты

88,8

87,9

86,1

88,1

90,0

91,0

Краткосрочные кредиты

11,2

12,1

13,9

11,9

10,0

9,0

Таблица 3

Динамика внутреннего государственного долга КНР 7 (в миллиардах юаней)

&nbps;

1981 - 1985

1986 - 1990

1991 - 1905

1996 - 2000

Госдолг, всего

45,2

141,6

459,5

1565,0

Обслуживание госдолга

22,9

45,9

240,4

911,7

Внутренний долг (поступления)

23,7

77,2

366,3

1536,0

Внутренний долг (обслуживание)

*

19,2

187,2

867,7

Примечание: * В 1981 -1985 годах выплаты по внутреннему долгу не производились.

них облигаций носила довольно осторожный характер (см. табл. 3), объемы привлечения средств на внешнем и внутреннем рынке были примерно одинаковыми. В 1990-е годы размещение государственных облигационных займов стало расти быстрыми темпами.

Как следует из данных таблицы 3, в настоящее время в структуре официального госдолга КНР преобладают внутренние заимствования, на которые приходится 98,2 процента обязательств центрального правительства. Особенно быстрыми темпами внутренний долг нарастал в годы 9-й пятилетки, увеличившись в 3,4 раза. Расходы на обслуживание внутреннего госдолга превысили половину доходов от размещения внутренних заимствований.

Доходы от размещения государственных облигаций используются для покрытия дефицита центрального бюджета, кассовых разрывов в исполнении бюджета и для финансирования крупномасштабных государственных программ капиталовложений.

По итогам 2001 года дефицит центрального бюджета составил 247,3 миллиарда юаней, или 2,59 процента ВВП, а без учета перечислений профицитов провинциальных бюджетов в центральный - 2,79 процента ВВП. Доходы от размещения государственных облигационных займов составили 460,4 миллиарда юаней, то есть 28 процентов центрального бюджета, или 4,8 процента ВВП 8 .

Эти данные были полностью использованы на обслуживание задолженностей центрального правительства: на погашение внутреннего долга - 199,9 миллиарда юаней, на покрытие бюджетного дефицита - 259,8 и еще 0,7 миллиарда юаней - на пополнение фондов центрального правительства по возмещению долгов. Еще на 150 миллиардов юаней центральное правительство выпустило гособлигации для финансирования инфраструктурных объектов. Практика выпуска специальных облигационных займов для финансирования государственных программ капстроительства была начата в КНР в 1997 году. Всего за прошедшие годы их было выпущено на 511 миллиардов юаней. В КНР признают, что политика фискальной экспансии представляет определенные опасности для финансового состояния страны, но полагают, что в краткосрочном периоде ее применение оправдано. По расчетам китайских ведомств, долговое финансирование инфраструктурных объектов позволило в условиях дефляции поддерживать высокие темпы экономического роста, увеличивая их ежегодно на несколько процентов: в 1998 году - на 1,8 процента, в 1999-м - на 2,0, в 2000-м - на 1,5, в 2001-м - на 1,7. 9 Хотя первоначально проведение политики фискальной экспансии предполагалось ограничить одним - двумя годами, как следует из планов социально- экономического развития в 10-й пятилетке, пока она будет продолжена 10 .

На конец 2001 года объем непогашенных государственных займов достиг 16,4 процента, а с учетом уже выпущенных специальных облигационных займов - 21,73 процента ВВП.

В настоящее время продолжается наращивание долгового финансирования. В течение года предполагается выпустить облигационных займов на 567,9 миллиарда юаней, из которых 309,8 миллиарда будет использовано на покрытие дефицита центрального бюджета, 258,1 - на выплаты по внутреннему и внешнему долгу, 25 - на трансферты местным правительствам. В 2002 году, как и в 2001 году, запланирован выпуск специальных облигационных займов на финансирование государственных программ в объеме 150 миллиардов юаней. Таким обра-

стр. 49


зом, в бюджет текущего года заложено увеличение бюджетного дефицита (на 19,2 процента) и расходов на обслуживание государственного долга (на 29,1 процента). Такие темпы существенно превышают прогнозируемый темп экономического роста в 7 - 8 процентов.

В сумме официальный внешний и внутренний долг КНР составляет 31,2 процента ВВП, а с учетом отмеченных выше статистических манипуляций - 37,53 процента. Хотя такой уровень задолженности формально остается на относительно безопасном уровне, в Китае уже сформировалась "пирамида" государственного долга. Масштабные и постоянно растущие процентные расходы центрального бюджета вынуждают правительство передавать социально значимые бюджетные обязательства нижестоящим органам. Так, в 2001 году часть выплат, ранее бывших обязательствами центрального правительства (расходы на капитальное строительство, геологическую разведку, культуру, просвещение, науку, здравоохранение), были переданы для исполнения на места.

Перечисленные компоненты государственного долга КНР представляют собой лишь видимую часть айсберга. А его скрытая часть включает долги государственных предприятий, "плохие" долги и неработающие активы государственных коммерческих банков, задолженность по пенсиям и заимствования местных органов власти.

РЕФОРМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ БУКСУЕТ

Государственные предприятия в ходе первого этапа финансовых преобразований середины 1980-х годов были переведены с бюджетного финансирования на банковское кредитование. Официально предполагалось, что это заставит предприятия нести ответственность за собственные прибыли и убытки. Ранее Народный Банк Китая (НБК) через механизм государственного кредитного плана, по сути, осуществлял централизованное распределение капиталовложений, но уже в форме банковского кредита. При этом государственные коммерческие банки не оценивали реальную кредитоспособность заемщиков, равно как и риски невозврата кредита. Госпредприятия не сталкивались с жесткой необходимостью возвращать банковские кредиты, при осложнении финансового положения в госсекторе частично просроченные кредиты списывались, пролонгировались и т.д. Невозвращенные кредиты накапливались на банковских счетах.

Переломным стал 1995 год, когда совокупный объем убытков госпредприятий превысил полученную ими прибыль. Очевидной стала насущная необходимость реформы этих предприятий. Однако до настоящего момента попытки такой реформы не привели к коренному изменению ситуации. На конец 2000 года долги госпредприятий превышали годовой объем выручки, а процентные платежи - прибыль. Эти долги включают прямые убытки, кредиторскую задолженность, неплатежи, в том числе по заработной плате, стоимость забракованной и нереализованной продукции, задолженность перед бюджетами различных уровней и фондами.

Данные таблицы 4, по сути, отражают динамику двух важнейших показателей, используемых при оценке финансового состояния предприятия: в первом столбце - доходность капитала, во втором - коэффициент задолженности. Низкие значения первого показателя свидетельствуют о неэффективном использовании собственных средств госпредприятиями, об их неспособности генерировать достаточный денежный поток. Максимально безопасное значение второго показателя составляет 50 процентов, более высокие значения говорят о чрезмерной зависимости предприятия от заемных средств и о высокой вероятности банкротства. По расчетам американских экспертов, слишком малый денежный поток позволяет зарегистрированным на бирже китайским компаниям обслуживать только примерно 20 - 30 процентов накопленных ими обязательств. В результате, даже при незначительном повышении процентных ставок или небольшом сокращении объемов реализации они не в состоянии обслуживать большую часть своих обязательств 12 .

В последние годы произошло в целом снижение коэффициента задолженности госпредприятий, но, во-первых, этот процесс не носил устойчивого характера, при ухудшении рыночной конъюнктуры показатель вновь рос. Во-вторых, в стране происходила реформа системы госпредприятий, в ходе которой убыточные предприятия банкротились, а их долги списывались, присоединялись к прибыльным предприятиям, включались в состав холдингов и т.п. Китайская статистика не показывает, какие объемы средств в результате подобных организационных преобразований "зависли". Правда, в печати были обнародованы сведения по отдельным отраслям. Они свидетельствуют о том, что, к примеру, в ходе создания групп крупных предприятий в угольной отрасли была закрыта 31 тысяча добывающих шахт и списано 84 миллиарда юаней их долгов.

В целом, можно предположить, что общий объем долгов госпредприятий составляет, как минимум, ту же величину, что и официально признанные долги государственных коммерческих банков, или около 18,9 процента ВВП.

Решение проблемы долгов госпредприятий - очень трудная комплексная проблема. Реализуемые в КНР до настоящего времени мероприятия носили по большей части косметический характер, не устраняя основы

Таблица 4

Динамика прибыльности я задолженности собственного капитала госпредприятий, 1993 - 2000 11 (в расчете на одно предприятие, %)

Годы

Отношение годовой прибыли к общему объему капитала

Отношение общей задолженности к общему объему капитала

1993

10,16

91,1

1994

9,77

88,7

1995

8,00

86,7

1996

6,54

82,0

1997

6,27

82,7

1998

0,77

70,2

1999

1,56

77,5

2000

3,52

74,1

Примечания: 1. Общая сумма задолженности - сумма задолженности по оборотному и основному капиталу; 2. Общий объем капитала - сумма среднегодового объема оборотного капитала и среднегодовой стоимости основного капитала.

стр. 50


экономической неэффективности госсектора. Поэтому долги госпредприятий будут и в дальнейшем расти.

ХУЖЕ, ЧЕМ В РОССИИ

Экономическая неэффективность большей части госпредприятий не могла не породить кризисные явления в китайской банковской системе. Наличие данной проблемы было признано в КНР только в 1998 году на Всекитайской конференции, посвященной финансовым вопросам. На ней дважды выступал премьер Госсовета КНР Чжу Жунцзи, который подчеркнул, что положение в китайском банковском секторе в десять, даже в сто раз хуже, чем в российском после дефолта. 13

Кризисная ситуация возникла в силу того, что государственные коммерческие банки ("большая четверка") следовали политике кредитной экспансии НБК, осуществляя практически безграничное кредитование предприятий госсектора. Пролонгированные, неработающие, безнадежные и т.п. долги предприятий госсектора в течение длительного времени накапливались на банковских балансах.

Точной оценки объема накопленных банками "большой четверки" "плохих" долгов в КНР не существует, доступны лишь отдельные, фрагментарные официальные данные, которые отличаются на порядок от оценок западных экспертов. Китайские официальные показатели за последние годы претерпели серьезные изменения. Во-первых, теперь безнадежные долги "большой четверки" разделены на чистые убытки, "плохие" долги и неработающие активы. Во-вторых, их числовые значения постоянно меняются. Если ориентироваться на данные, приводимые председателем НБК Дай Сянлуном, то на начало 2000 года неработающие активы составляли 25 процентов совокупных активов "большой четверки", или 1,34 триллиона юаней, а на конец 2001 года - 26,2 процента, то есть 1,8 триллиона юаней, или 18,9 процентов ВВП. А это 220 миллиардов долларов против 212 миллионов золотовалютных резервов КНР.

Денежные власти Китая признают, что часть выданных госпредприятиям кредитов безвозвратно потеряна. Ежегодно определенная доля "плохих" долгов списывается по графе "чистые убытки", в 2001 году, например, таким образом было списано 475 миллиардов юаней. Выступая в прошлом году на международном форуме, посвященном проблемам неработающих банковских активов, Дай Сянлун отметил, что в КНР семь процентов неработающих активов относится к чистым убыткам.

Результаты расчетов западных специалистов показывают, что объем накопленных банками "большой четверки" безнадежных долгов значительно выше официально объявленного уровня. Так, по данным Н. Ларди 14 и Дж. Уолкера, этот показатель на конец 1990-х годов достигал 40 - 50 процентов активов "большой четверки". Более того, за 2001 год не только не удалось снизить их бремя, но оно еще выросло, по меньшей мере, на 405 миллиардов юаней. Согласно их оценкам, объем "плохих" банковских долгов в прошлом году вырос до 40 - 50 процентов ВВП. Оценка американской компании "Эрнст энд Янг" (Ernst & Young) столь же пессимистична: 44 процента ВВП 15 . Данные этой компании близки к реальности, поскольку ее специалисты имели доступ к закрытой информации. Китайское правительство привлекало их для оценки активов предприятий-должников, которые выставлялись в 2001 году на аукционы для зарубежных инвесторов, которые проводились компаниями по управлению активами, созданными для расчистки балансов банков "большой четверки".

ПЕНСИОННЫЙ ДЕФИЦИТ

Задолженность по пенсионным выплатам относительно новое для КНР явление.

До начала реформы системы госпредприятий пенсионное обеспечение было гарантировано в Китае лишь ограниченному числу работников государственных предприятий и учреждений. Они получали деньги непосредственно от своих предприятий или министерств. В ходе реформы системы госпредприятий еще в 1997 году формально социальная сфера была отделена от хозяйственной деятельности. Но централизованный пенсионный фонд пока не сформирован. 16 Сейчас все работники госпредприятий, имеющие постоянный контракт, уже охвачены системой пенсионного страхования. В пенсионные фонды делают отчисления как предприятия (20 процентов от фонда заработной платы), так и работники (8 процентов от заработной платы), чьи средства накапливаются на индивидуальных счетах. Соответственно, пенсия будет состоять из двух частей - базовой и накопительной.

Сложнее обстоят дела с нынешними пенсионерами, которым государство обязалось производить выплаты, как и тем, кто вышел на пенсию в течение переходного периода, то есть бывшим работникам госпредприятий, которые в последние годы были акционированы, реорганизованы или ликвидированы.

На деле пенсии фактически выплачивались из средств вновь созданных пенсионных фондов. В результате образовался огромный долг центрального правительства перед пенсионными фондами, который, по оценкам китайских экспертов, в 2000 году достиг 1,8 триллиона юаней, или 18,9 процента ВВП. И это наиболее "оптимистическая" оценка, как пишет китайская печать 17 .

Огромный пенсионный дефицит вынуждает министерство труда и социальной защиты направлять на выплату текущих пенсий средства с индивидуальных накопительных счетов. Так, в 1999 году с них было изъято около 100 миллиардов юаней. Как показывают отчеты с мест за 2001 год, не все провинции могли своевременно проводить текущие пенсионные выплаты.

Китайская печать подчеркивает, что наращивание долга может привести к краху только формирующейся пенсионной системы страны. Обсуждаются возможные варианты погашения этого долга. Однако вряд ли в ближайшее время будут использованы предлагаемые источники покрытия задолженности - распродажа государственных долей в листинговых на бирже компаниях, введение платы за землепользование, увеличение бюджетных отчислений на поддержку пенсионной системы. Все три варианта имеют серьезные практические ограничения. Только объявление правительственными чиновниками в конце 2001 года о намерении продать доли государства в этих компаниях привело к существенному снижению цен на фондовых рынках страны. Взимаемые налоги, сборы, платежи крестьян уже часто превышают 40 процентов среднедушевого годового дохода крестьян, а центральное правительство проводит очередную кампанию снижения "чрезмерного бремени" крестьянства. Хотя отчисления государства на поддержку пенсионной системы ежегодно повышаются, они лишь компенсируют увеличение пенсий, а большее вряд ли по силам центральному бюджету из-за постоянного роста его дефицита.

На конец 2001 года пенсионным страхованием было охваче-

стр. 51


Таблица 5

Государственный долг КНР по отношению к объему ВВП (%)

Компоненты госдолга

Китайские данные

Оценки экспертов

Внешний долг

14,8

15,8

Внутренний долг

16,4

21,73

Долги госпредприятий

-

18

Долги государственных коммерческих банков

18,9

44

Долги перед пенсионными фондами

18,9

52

Долги местных правительств

-

31,5

Госдолг, всего

69

183,03

но только 108,02 миллиона человек, а пенсии сейчас получают 33,81 миллиона человек, или менее трети представителей соответствующей возрастной группы. Банкротство, ликвидация, слияния и поглощения госпредприятий оставили многих работников без положенных им пенсий.

В годы 9-й пятилетки центральное правительство неоднократно направляло средства пенсионных фондов на финансирование текущих расходов. Образовались огромные пенсионные долги, на нужды правительства по- прежнему использовались средства, размещенные на индивидуальных накопительных счетах (по оценкам западных специалистов, на конец прошлого года они достигали 600 миллиардов долларов, или 52 процента ВВП) 18 .

ЕСЛИ ЛОПНЕТ "МЫЛЬНЫЙ ПУЗЫРЬ"...

Задолженность местных правительств - для Китая наиболее болезненный и наименее освещенный вопрос. Наличие этой проблемы официально не признается.

Выступая перед депутатами ВСНП в марте нынешнего года, министр финансов КНР отметил "общую мощь местных финансов" и быстрый рост их доходов в 2001 году. Но в то же время вынужден был признать, бюджеты ряда уездов и волостей не в состоянии своевременно и полностью выплачивать заработную плату даже штатным работникам 19 . Последнее косвенно подтверждает наличие серьезных проблем в местных финансах.

Как показали проведенные в 1999 - 2000 годах Институтом развития сельского хозяйства Академии общественных наук Китая выборочные обследования в 14 провинциях страны, 60 - 90 процентов местных правительств обременено долгами. Особенно большие долги были накоплены местными правительствами в районах, где сельское хозяйство остается основным видом производственной деятельности. В 2000 - 2001 годах долги местных правительств продолжали расти в связи с переносом ряда крупных финансовых обязательств на расходы бюджетов низовых органов власти, официальным повышением заработной платы их штатным работникам, проведением региональных выборов. О значительном увеличении "нагрузки" на местные бюджеты, которые они не в состоянии нести в полном объеме, могут косвенно свидетельствовать, например, публикации о повышении в школах платы за обучение, взимаемой с родителей, продолжительных задержках выплат заработной платы не только учителям и врачам, но и низовым чиновникам.

В мае 2002 года министр финансов КНР Сян Хуайчэн вынужден был выступить с опровержением сообщений в зарубежных средствах массовой информации о том, что местные правительства находятся на грани банкротства из-за накопленных долгов, превышающих три триллиона юаней 20 , то есть 31,5 процента ВВП.

Проведенный анализ позволяет составить следующее представление о величине китайского государственного долга (см. табл. 5).

Данные таблицы 5 показывают, что с учетом даже признанных центральным правительством заимствований, задолженность КНР, как минимум, в два раза превосходит тот уровень, который принимается в расчет при определении кредитного рейтинга страны. По оценкам же зарубежных экспертов, фактический уровень госдолга Китая значительно больше - 183 процента ВВП - против 130 процентов в Японии. Рейтинговое агентство "Стэндард энд Пурз" (Standard & Poor's) определяет финансовые системы обеих стран как "технических банкротов". "Мыльный пузырь" японской экономики во многом был связан с накоплением в банках огромных сумм безнадежных долгов. С тех пор, как он лопнул более десяти лет тому назад, Япония не может преодолеть длительную полосу экономического застоя, оказывая негативное воздействие на мировое хозяйство.

Что же ожидает мировую экономику, если лопнет китайский "мыльный пузырь"?

1 2000 Annual Survey. World Bank, 2001.

2 Чжунго тунцзи ияньцзянь, 2001 (Китайский статистический ежегодник, 2001). - Пекин: Чжунго тунцзи чубаньшэ, 2001. - Е. 249, 256.

3 Ibid., р. 192.

4 Чжунго тунцзи чжайяо, 2001 (Краткий китайский статистический справочник, 2001). - Пекин: Чжунго тунцзи чубаньшэ, 2001. - Е. 76.

5 www.chinaonline. 2001.12.11.

6 Изменяя методику расчета внешнего долга, КНР ссылалась на принятые международные стандарты. Действительно, страна не должна нести ответственность по долгам частных компаний. Но в КНР в ходе проводимой реформы системы государственных предприятий зачастую меняется вывеска компании, но не характер отношений собственности.

7 Чжунго тунцзи няньцзянь, 2001. - Е. 249, 256.

8 С 2000 года процентные выплаты по госзаймам отделены от самих госзаймов.

9 Program Brief. A publication of the Nixon center // John Hopkins SAIS. - Washington, 2002. - Vol. 8, N 7. - p. 4.

10 См., напр., доклад Чжу Жунцзи на весенней сессии ВСНП (2002). - Жэньминь жибао. 2002.05.03.

11 Рассчитано по: Чжунго тунцзи няньцзянь, 2001. - Е. 72.

12 Reforming China's banking system // FRBSF Economic letter. - www.frbsf.org/publications. - 2002. 31.05.

13 How much debt exists in mainland China? // Inside China mainland. - Taibei, 1999. - Vol. 21, N 1. - p. 44 - 49.

14 Подробный анализ положения в китайском банковском секторе представлен в: Lardy N. R. China's unfinished economic revolution. - Wash., Brookings institution press, 1998. - XI, 304 p. Последние данные - в: Lardy N. R. China's worsening debts // The Financial Times. - 2001.22.06.

15 Chandler C. Trying to make good on bad-debt reform // Washington Post Foreign Service. - 2002.15.01. - p. E01.

16 Подробно цели пенсионной реформы описаны в: Labor and social security in China // Government White Papers. - www. china.org.cn. 2002.22.04.

17 www.xinhua.org.com.cn.2000.16.04.

18 Clifford M. Commentary: China's deficit is the least of its financial worries // Business week on line. 2002.05.06.

19 www. xinhua.org.com.cn. 2002.06.03.

20 www.chinaonline.com. 2002.05.06.

Опубликовано на Порталусе 01 апреля 2023 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама