Рейтинг
Порталус

ПОЗИЦИИ ИНДИИ В МИРОВОМ ЭКСПОРТЕ УСЛУГ

Дата публикации: 05 января 2024
Автор(ы): Н. В. ГАЛИЩЕВА
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ЭКОНОМИКА
Источник: (c) Азия и Африка сегодня, № 2, 28 февраля 2013 Страницы 27-32
Номер публикации: №1704472240


Н. В. ГАЛИЩЕВА, (c)

Ключевые слова: торговля услугамиэкспорт услугимпорт услугИндияЮжная Азия

Н. В. ГАЛИЩЕВА

Кандидат экономических наук

МГИМО (У) МИД России

Технологические изменения, все возрастающая мобильность трудовых ресурсов, снижение транспортных и коммуникационных издержек, а также рост мировой торговли товарами способствовали ускоренному развитию торговли услугами. В период с 1999 по 2011 гг. объем мировой торговли услугами увеличился практически в 3 раза - с $1,45 трлн до $4,17 трлн1.

Мировая экономика конца XX - начала XXI вв. превратилась в значительной степени в экономику услуг. По данным за 2011 г., объем мировой торговли услугами достиг 1 /4 торговли товарами2. При этом, по мнению индийского экономиста Супарна Кармакара, "революция в сфере услуг по всему миру изменила как географическую карту бизнеса, так и сами способы его ведения"3.

Одной из самых характерных черт экономического развития Индии с начала 1990-х гг. стал значительный рост ее внешней торговли услугами, что обусловливается, прежде всего, быстрым развитием сферы информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Производство программного обеспечения (ПО), аутсорсинг бизнес-процессов, е-торговля (электронная), телекоммуникационный сектор в Индии в 1990-е - 2000-е гг. росли беспрецедентными темпами, превышая в отдельные годы 50% и стабильно обгоняя прирост в торговле товарами.

БРЕНД "ОБСЛУЖИВАЕТСЯ ИЗ ИНДИИ"

В 2004 г. индийское правительство, подчеркнув важность участия страны в международной торговле услугами, обозначило во внешнеторговой политике 2004 - 2009 гг. (Foreign Trade Policy 2004 - 2009) основные направления развития торговли услугами. Так, в частности, ставилась задача закрепить на мировом рынке своеобразный бренд "Обслуживается из Индии" (Served from India) по аналогии с брендом "Сделано в Индии" (Made in India). Кроме того, наряду с внедрением схем по оказанию помощи индийским поставщикам услуг за рубеж в ноябре 2006 г. под эгидой министерства торговли и промышленности Индии был учрежден специальный Совет по экспортному стимулированию услуг (Services Export Promotion Council). В настоящее время совет выделяет перспективные направления деятельности в ключевых сферах на стратегически важных для Индии рынках, а также в сотрудничестве с ведущими индийскими компаниями разрабатывает программы их выхода на мировые рынки, включая механизм создания индийских брендов. Кроме того, это учреждение исследует состояние рынков услуг в иностранных государствах, предоставляет участникам необходимую коммерческую информацию о перспективных рынках услуг за рубежом, оказывает профессиональную консультативную помощь в технологическом обновлении оборудования, улучшении качества продукции в соответствии с мировыми стандартами и требованиями, способствует организации контактов заинтересованных индийских структур с иностранными партнерами. Оно также взаимодействует с торгово-промышленными палатами, торговыми ассоциациями и другими подобными структурами как в Индии, так и за границей для продвижения экспорта индийских услуг. В результате грамотной политики стимулирования развития сферы услуг и продвижения услуг за рубежом объем их экспорта в суммарном индийском экспорте товаров и услуг стабильно увеличивается и, по данным за 2011/12 ф.г. (апрель 2011 г. - март 2012 г.) достиг почти 33%4.

Структура индийской торговли услугами в соответствии с платежным балансом подразделяется на четыре основные группы: туристические, транспортные, страховые и прочие коммерческие услуги, в т.ч. производство

стр. 27

Таблица 1

Индийская торговля услугами в 2000-е гг. ($ млрд)

 

2007/08 ф.г.

2009/10 ф.г.

2010/11 ф.г.

201 1/12 ф.г.

Турист. услуги:

 

 

 

 

Экспорт

11,349

11,859

15,275

18,462

Импорт

9,258

9,342

11,108

13,762

Сальдо

2,091

2,517

4,167

4,700

Транспортн. усл.:

 

 

 

 

Экспорт

10,014

11,178

14,271

18,241

Импорт

11,514

11,934

13,880

16,382

Сальдо

-1,500

-0,756

0,391

1,859

Страхов. усл. :

 

 

 

 

Экспорт

1,639

1,591

1,948

2,632

Импорт

1,044

1,285

1,400

1,497

Сальдо

0,595

0,306

0,548

1,135

Прочие:

 

 

 

 

Экспорт

67,010

70,977

100,206

102,513

Импорт

29,298

36,944

56,856

45,806

Сальдо

37,667

34,033

43,350

56,707

Всего:

 

 

 

 

Экспорт

90,012

95,605

131,700

141,848

Импорт

51,114

59,505

83,244

77,447

Сальдо

38,898

36,100

48,456

64,401



Источник: Составлено автором по: Developments in India's Balance of Payments during the Third Quarter (October-December) of 2010/11 // RBI Monthly Bulletin. December 2010 - http://www.rbi.org.in/scripts/BS_Press ReleaseDisplay.aspx?prid=24155; Developments in India's Balance of Payments during the Fourth Quarter (January-March) of 2011/12 / RBI Monthly Bulletin. August 2012 - http://rbidocs.rbi.org.in/rdocs/Bulletin/PDFs/lDIBPA1008 12F.pdf

ПО, роялти*, лицензионное вознаграждение, финансовые услуги, строительство, коммуникационные и другие предпринимательские услуги.

Основу индийской торговли услугами составляют услуги, связанные с производством ПО и аутсорсингом бизнес-процессов, транспортные и туристические услуги.

В отличие от торговли товарами, торговля услугами традиционно (за исключением отдельных лет) сводится с профицитом. Так, в 2010/11 ф.г. Индия экспортировала услуг на $131,7 млрд, а импортировала их лишь на $83,2 млрд, а в 2011/12 ф.г. эти показатели составили $141,9 млрд. и $77,5 млрд, соответственно5.

При этом большое положительное сальдо в торговле услугами обеспечивается, прежде всего, благодаря услугам, связанным с производством ПО и аутсорсингом бизнес-процессов, готовый продукт которых не обременен в значительной мере инфраструктурной нагрузкой.

БУРНЫЙ РОСТ ЭКСПОРТА УСЛУГ

В последние десятилетия валовые поступления от экспорта услуг существенно увеличились -с $4,5 млрд. (19,7% общих доходов от экспорта товаров и услуг) в 1990/91 ф.г. до $20,3 млрд. (30%) в 2001/02 ф.г., 95,8 млрд. (34%) в 2009/10 ф.г. и $141,9 млрд. (31,4%) в 2011/12 ф.г.6 В результате, в последние годы Индия уверенно входит в число первых десяти мировых лидеров по экспорту услуг7. По данным International Trade Statistics, по объему экспортируемых услуг Индия в 2011 г. занимала 6-е место8.

В целом, доля Индии в мировом экспорте услуг за 1980 -2011 гг. увеличилась с 0,78% до 3,5%9.

Ежегодные темпы прироста экспорта услуг в 2000-е гг. составляли в среднем около 20%, что более чем в два раза превышало среднемировые показатели10. При этом высокой динамичностью отличаются как экспорт туристических, так и транспортных и прочих коммерческих услуг, среднегодовые темпы роста которых в календарные 2000 - 2011 гг. оценивались в 13%, 21% и 17%, соответственно. В то же время в разделе "прочие коммерческие услуги" особенно выделяются темпы роста компьютерных и информационных услуг (около 30%), финансовых (28%), страховых (около 20%) и услуг связи (15%)11. Особенно устойчивые темпы роста характерны для экспорта услуг, связанных с производством ПО, который даже в кризисные годы - 2008/09 ф.г. и 2009/10 ф.г. - демонстрировал положительную динамику в 7 - 10%. Определяющим фактором повышения конкурентоспособности страны в сфере услуг являются уровень и масштаб используемых технологий. Отрасли третичного сектора экономики (сервиса) значительно разнятся между собой в зависимости от соотношения используемых в них базисных и передовых факторов (труда, капитала, технологий и др.). Такие отрасли, как авиационный и железнодорожный транспорт, телекоммуникации,


* Роялти - периодическая компенсация, как правило денежная, за использование патентов, авторских прав, природных ресурсов и других видов собственности (прим. ред.).

стр. 28

Таблица 2

Темпы прироста индийского экспорта услуг в 1980 - 2009 гг. (%)

 

Дореформенный период (1980 - 1991 гг.)

Пореформенный докризисный период (1991 - 2007 гг.)

Пореформенный кризисный период (2008 - 2009 гг.)

Индия

Всего в мире

Индия

Всего в мире

Индия

Всего в мире

Транспортные услуги

8,39

5,80

12,49

6,92

10,0

-3,0

Туристические услуги

3,51

11,89

10,78

6,54

0,0

0,5

Прочие услуги

0,72

9,62

25,53

10,25

1,0

1,5

Всего (средние темпы прироста экспорта услуг)

2,49

9,08

19,34

8,27

-0,17

0,5



Источник: Составлено и рассчитано автором по: International Trade Statistics - http://www.wto.org/english/ res_e/statis_e/its201

услуги жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) и др., являются капиталоемкими, в то время как строительство и туризм - трудоемкими. Хотя у целого ряда формирующихся рыночных и развивающихся стран в последнее десятилетие отмечались значительные успехи в торговле услугами, лишь немногим из них удавалось демонстрировать значительный рост сферы услуг и наращивание ее конкурентоспособности в целом. Как и в торговле товарами, в торговле услугами Индия на начальном этапе развивала трудоемкие отрасли, а также те, где можно эффективно использовать имеющийся природно-ресурсный потенциал (строительство, туризм и др.). По мере же развития своего научно-технического потенциала Индия начала поставлять на мировой рынок более "продвинутые" и технически сложные товары и услуги.

Таким образом, за период 1980 - 2011 гг. отраслевая структура экспорта услуг Индии, в целом, претерпела кардинальные изменения (см. табл. 3). Прежде всего, произошло значительное (практически в 4 раза) сокращение доли туристических и увеличение "прочих коммерческих услуг".

ТРАНСПОРТ - ТОЖЕ УСЛУГА

Индийская статистика, ориентируясь на мировую классификацию, в транспортные услуги включает услуги по оказанию транспортных перевозок пассажиров, а также грузов. Безусловно, от того, насколько хорошо развит этот сегмент услуг, во многом зависит благополучное функционирование всей национальной экономики. При этом важная роль здесь отведена Плановой комиссии (The Planning Commission)12, которая индикативными методами синхронизирует развитие логистики в Индии с потребностями быстрорастущей экономики.

Доля транспортных услуг в отраслевой структуре индийского экспорта услуг, в целом, увеличивалась вплоть до 1996 г., когда был зафиксирован "исторический максимум" (27,7%)13. Во многом это повышение можно объяснить заметным увеличением экономической активности в стране в 1990-е гг. на фоне успешной либерализации и, как следствие, наращиванием объемов внешней торговли. Все это неизбежно повлекло за собой и ускоренное развитие транспортных перевозок как внутри страны, так и за ее пределами. Впоследствии же доля транспортных услуг в общем объеме услуг начала снижаться, прежде всего, из-за увеличения объемов экспорта ПО, что кардинально преобразовало "корзину" услуг, предоставляемых Индией. Кроме того, на этот процесс также повлияла и мировая тенденция снижения транспортной составляющей в стоимости перевозимых грузов. В настоящее время доля транспортных услуг в отраслевой структуре экспорта услуг составляет в среднем около 11%.

При этом, в мировом экспорте транспортных услуг доля Индии за 2000-е гг. возросла в 3,3 раза: с 0,6% в 2000 г. до 2,0% в 2011 г. Однако этот показатель в сравнении с другими странами - лидерами мирового хозяйства - пока невелик (для сравнения, у КНР этот показатель находится на уровне более 3%). Тем не менее, Индия входит в десятку крупнейших ми-

стр. 29

Таблица 3

Отраслевая структура индийского экспорта услуг в соответствии с классификацией МВФ (%)

 

1980/81 ф.г.

1990/91 ф.г.

2000/01 ф.г.

2010/11 ф.г.

2011/12 ф.г.

Всего

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

Туристические

54,2

33,8

21,5

11,6

13,0

Транспортные

15,6

20,8

12,6

10,8

12,9

Прочие

30,2

45,4

65,9

77,6

74,1



Источник: Составлено и рассчитано автором по: Developments in India's Balance of Payments during the Fourth Quarter (January-March) of 2011/12 / RBI Monthly Bulletin. August 2012 - http://rbidocs.rbi.org.in/rdocs/Bulletin/ PDFs/tDIBPA100812F.pd; Burange L.G., Chaddha SheetalJ., Kapoor Poonam. India's Trade in Services // University of Mumbai. Department of Economics. July 2009. P. 12 - http://www.mu.ac.in/arts/social_sience/eco/pdfs/ depart/dwp55.pdf; Economic Survey 2009/10/ Government of India. Ministry of Finance. Department of Economic Affairs. Economic Division. February 2010. P. 166.

ровых экспортеров транспортных услуг, заняв в 2009 г. 10-е место, а в 2011 г. - уже 8-е14.

БУМ ТУРИЗМА

Туризм стал одним из самых быстрорастущих секторов мировой экономики в целом, и индийской, в частности. По данным исполнительного директора Всемирной туристской организации (агентства ООН), в 2011 г. численность иностранных туристов в мире достигла 990 млн. чел., а в 2012 г., по предварительным данным, превысит 1 млрд. чел.15

Индийская туристическая отрасль базируется на ряде взаимодополняющих компонентов, включая: гостиничный бизнес; соответствующую торгово-развлекательную и транспортную инфраструктуру на местах (автомобильную, речную, авиационную, железнодорожную, различной сложности альпинистские и иные туристические маршруты); многочисленные туристические и рекламные агентства; систему обеспечения современными телекоммуникационными и коммунальными услугами; правительственные программы развития туризма разной продолжительности; средства законодательного регулирования туристической деятельности как на международном, так и на национальном уровнях; различные государственные и неправительственные структуры, в т.ч. международные, связанные с туристической сферой, и др.

Среди очевидных плюсов от развития туризма в Индии можно выделить: увеличение занятости работников различной квалификации; появление дополнительных возможностей для развития предпринимательства в целом ряде секторов экономики, смежных с туристическим; рост налоговых поступлений в бюджет от туристической и связанных с ней отраслей (налоги с продаж, с дохода, при выезде из страны, рентные платежи за использование земли, и др.); совершенствование инфраструктуры сельских и отдаленных регионов страны; стимулирование притока иностранной валюты; дальнейшее развитие сферы услуг в целом.

Особенно актуально развитие туризма для слаборазвитых в экономическом развитии штатов Индии, где, наряду с достаточно высоким уровнем безработицы, имеются и весьма значительные природно-рекреационные ресурсы. Примечательно, что свыше 70% международных путешественников представляют собой как раз т.н. рекреационный туризм.

Туристический сектор обеспечивает заметный вклад в ВВП Индии (в 2008 г. - свыше $100 млрд, или 8,2% ВВП по текущим ценам). Как ожидается, к 2018 г. этот показатель увеличится до $275,5 млрд. при ожидаемых темпах роста отрасли порядка 9,4% в год16. При этом в индийской туристической отрасли трудятся 8,78% всех занятых в экономике17.

За счет роста доходов от туризма соответственно растет и заработная плата работников, занятых как в этом, так и смежных секторах экономики Индии -транспорте, сельском хозяйстве, пищевой промышленности, кустарных промыслах и др. В результате, в определенной степени увеличивается потребление индийских домохозяйств, которые, со своей стороны, начинают расходовать больше средств на продукты питания, одежду, услуги и др., тем самым увеличивая собственное потребление. Соответственно начинают расти и доходы занятых в промышленности, сельском хозяйстве и сфере услуг, потребляющих, в свою очередь, большее количество благ.

Таким образом, потраченные туристами средства обладают мультипликативным, или множительным, эффектом, в результате чего создается целая цепочка последующих (вторичных, третичных и т.д.) потребительских расходов. В результате этого мультипликативного эффекта в

стр. 30

Таблица 4

Отраслевая структура индийского экспорта услуг в 2000-е гг. (%)

 

2000/01 ф.г.

2009/10 ф.г.

2011/12 ф.г.

Всего

100,0

100,0

100,0

Туристические услуги

21,5

12,4

13,0

Производство ПО

39,0

51,9

43,9

Транспортные услуги

12,6

11,7

12,9

Страховые услуги

1,7

1,7

1,9

Деловые услуги

2,1

11,9

18,3

Финансовые услуги

2,1

3,9

4,2

Услуги связи

7,0

1,3

1,1

Прочие услуги

14,0

5,2

4,7



Источник: Составлено и рассчитано автором по: Developments in India's Balance of Payments during the Fourth Quarter (January-March) of 2011/12 // RBI Monthly Bulletin, August 2012 - http://rbidocs.rbi.org.in/rdocs/Bulletin/ PDFs/1 DIBPA100812F.pdf ; Economic Survey 2009/10. Government of India. Ministry of Finance. Department of Economic Affairs. Economic Division. February 2010. P. 166.

экономике каждая единица валюты, потраченная в туристическом секторе на услуги и товары, стимулирует увеличение производства и потребления в Индии, а также позитивно влияет на совокупный спрос в экономике и величину ВВП. Международный туризм также стал важным фактором улучшения платежного баланса Индии.

С другой стороны, привлечение в Индию значительного числа туристов привносит и негативные моменты: в частности, приводит к увеличению вредного воздействия на окружающую среду, включая уникальные природные уголки, сохранившиеся до сих пор в первозданном виде в ряде регионов страны; загрязнению водоемов, воздуха от транспортных выхлопов и т.п.; сезонному увеличению нагрузки на экосистему в целом, а также на региональные и городские системы коммунального хозяйства и транспорт. Кроме этого, растет отрицательное воздействие и на физическое состояние памятников архитектуры и др. В настоящее время правительство страны и ряд НПО уделяют серьезное внимание решению этих проблем.

Туристические услуги, занимая в индийской экспортной корзине услуг свыше 1/10, являются одним из важнейших ее компонентов.

При этом темпы прироста экспорта туристических услуг в Индии в 1980-е гг. были ниже, чем в 1990-е гг. (3,51% и 10,78%, соответственно), что, с одной стороны, объясняется открытием индийской экономики в начале 1990-х гг., приведшим к росту деловых поездок, увеличению благосостояния населения, в целом, и росту среднего класса, в частности, а с другой - заметным развитием в этот период т.н. медицинского и спа-туризма (водолечения). Темпы прироста экспорта туристических услуг в 2000 - 2011 гг. еще более ускорились и составили в среднем 13%.

Доля Индии в мировом экспорте туристических услуг за 2000-е гг. увеличилась более чем в 2,2 раза: с 0,7% в 2000 г. до 1,6% в 2011 г. 18 Согласно The World Economic Forum, по конкурентоспособности в области туризма Индия среди 130 государств заняла 65-е место, при этом среди государств Азии - 11-е место. Кроме того, страна щедро наделена рекреационными ресурсами (13-е место в мире), природно-климатическим разнообразием, располагает множеством культурно-исторических памятников мирового наследия, привлекающих иностранных туристов19.

Имея значительный опыт в области оказания разнообразных туристических услуг - от пляжного отдыха и горного туризма, включая альпинизм, до паломничества к святым местам, а также медицинского и образовательного туризма - Индия, по мнению ряда аналитиков, наряду с этим также обладает ценовыми конкурентными преимуществами на туристический отдых (20-е место в мире). При этом в стране имеются обширная современная сеть воздушного сообщения (35-е место в мире) и развитая туристическая инфраструктура (39-е место в мире), включающая гостиницы, предприятия розничной торговли, культуры и спорта, а также весьма привлекательный по ценам внутренний транспорт20.

Все это во многом способствовало росту числа посещающих Индию, который в 2004 - 2011 гг. увеличился более чем в 1,8 раза. В 2011 г. се посетили 6,5 млн. иностранных туристов21.

При этом валютные доходы от туризма за этот же период возросли почти в 3 раза и по итогам 2011 г. составили $16,6 млрд22. В целом, в 2009 г. Индия находилась на 41-м месте среди наиболее посещаемых стран мира. При этом, успешное развитие туристических услуг благоприятно сказывается как на увеличении благосостояния индийского населения, занятого в туристической и смеж-

стр. 31

ных с ней отраслях, так и в целом на экономическом росте страны. Международный туризм является важным фактором улучшения платежного баланса Индии.

САМЫЕ ДИНАМИЧНЫЕ УСЛУГИ -ИНФОРМАЦИОННЫЕ

Именно сектор прочих коммерческих услуг позволил Индии достичь высоких темпов ежегодного прироста в экспорте услуг (в 1991 - 2007 гг. - 25,5%)23. Однако в условиях мирового финансово-экономического кризиса темпы прироста экспорта услуг упали до 14,4% в 2008 г. и 14,7% в 2009 г. в связи с серьезными экономическими проблемами в ряде развитых стран, прежде всего в США и Европейском Союзе.

В период с 2000/01 ф.г. по 2011/12 ф.г. также кардинальным образом была преобразована и отраслевая структура экспорта услуг, где доля деловых услуг возросла с 2,1% до 18,3%, а производства ПО - с 39,0% до 43,9% (в 2009/10 ф.г. - 51,9%), соответственно. В то же время доля туристических и услуг связи сократилась с 21,5% до 13,0% и с 7,0% до 1,1%. При этом доля транспортных и страховых услуг осталась практически неизменной (около 12% и 1,7%, соответственно)24.

В табл. 4 представлены данные об отраслевой структуре индийского экспорта услуг в соответствии с расширенной классификацией платежного баланса Индии, более детально раскрывающей раздел "прочие услуги".

Наиболее динамично развивающимся сегментом здесь является сектор информационных и компьютерных технологий. При этом факторами, обеспечившими успех Индии в экспорте ПО на международной арене, стали:

- относительно дешевая, но в то же время достаточно квалифицированная англоязычная рабочая сила. Имея значительные ресурсы специалистов в области ИТ, квалифицированных инженеров и техников различных специальностей, Индия, по некоторым зарубежным оценкам, находится на 4-м месте в мире по количеству квалифицированной рабочей силы, занятой в сфере ИТ. Качество же технического образования, предоставляемого в Индии в последние два десятилетия, заметно возросло и в целом находится на уровне передовых держав. В то же время заработная плата рядового индийского специалиста в среднем на порядок меньше, чем у его коллег в развитых странах25;

- разница в часовых поясах с ведущими европейскими и североамериканскими странами, являющимися основными потребителями индийских услуг, позволяет Индии успешно заниматься аутсорсингом;

- быстро совершенствующаяся инфраструктура телекоммуникационного сектора (в т.ч. благодаря грамотной приватизации, проведенной в 1990-х - 2000-х гг.);

- институциональные и законодательные меры индийского руководства, позволили превратить страну в динамично развивающийся технологический центр. Среди них особо выделяются постоянное расширение сети исследовательских университетов, инновационных кластеров, а также технологических парков; своевременное обновление юридической базы, обеспечивающей защиту авторских прав и передаваемых конфиденциальных данных, и др., что облегчает ведение Интернет-бизнеса и работу ИТ-компаний.

(Окончание следует)


1 International Trade Statistics. Various Issues http://www.wto.org/english/res_e/statis_e/its2012_e/itsl2_trade_cate gory_e.pdf

2 Ibidem.

3 Karmakar Supama. India - ASEAN Cooperation in Services - An Overview // Supama Karmakar. Indian Council for Research on International Economic Relations. Working Paper N 176. New Delhi. November 2005.

4 Рассчитано автором по: Developments in India's Balance of Payments during the Fourth Quarter (January-March) of 2011/12 / RBI Monthly Bulletin August 2012 - http://rbidocs.rbi.org.in/rdocs/ Bulletin/PDFs/lDIBPA100812F.pdf

5 Рассчитано автором no: Government of India. Economic Survey 2009/10. P. 126. Reserve Bank of India (RBI). Macroeconomic and Monetary Developments in 2010 - 11 - http://rbidocs.rbi.org.in/rdocs/ Publications/PDFs/MMD3004111 FL.pdf

6 Developments in India's Balance of Payments during the Fourth Quarter... // Economic Survey 1995/96 / Government of India. Ministry of Finance. Department of Economic Affairs. Economic Division. February 1996; Economic Survey 200.9/10. Government of India. Ministry of Finance. Department of Economic Affairs. Economic Division. February 2010. P. 166.

7 International Trade Statistics...

8 Ibid.

9 Ibid.

10 Burange L.G.. Chaddha SheetalJ., KapoorPoonam. India's Trade in Services. University of Mumbai, Department of Economics. July 2009. P. 12 - http://www.mu.ac.in/arts/social_science/eco/pdfs/depart/ dwp55.pdf

11 Рассчитано автором по: International Trade Statistics...

12 http://en.wikipedia.Org/wiki/Planning_Commission_(India)

13 Burange L.G., Chaddha SheetalJ., Kapoor Poonam. Op. cit. P. 13.

14 International Trade Statistics...

15 Dikshit Rajeev. 'Per foreign tourist spending maximum in India' // The Times of India, 11.10.2012.

16 http://www.trcollege.net/articles/100-impact-of-tourism-in-india; http://www.gdrc.org/uem/eco-tour/envi/index.html

17 Indian Tourism Statistics - http://scstsenvis.nic.in/tourinflow. html

18 Рассчитано автором по: International Trade Statistics...

19 Burange L.G., Chaddha Sheetal/., Kapoor Poonam. Op. cit. P. 15.

20 Ibid. P. 16.

21 Dikshit Rajeev. Op. cit.

22 Рассчитано автором по: Indian Tourism Statistics..; The Executive Times. February, 2006. P. 33.

23 International Trade Statistics...

24 Economic Survey 2009/10..; International Trade Statistics...

25 Ашмянская И. Индия и глобальный аутсорсинг, или "Бангалоризация" мировой экономики // Азия и Африка сегодня, 2007, N 1; Ашмянская И. Аутсорсинг: новые горизонты для глобальной экономики // Азия и Африка сегодня, 2008, N 1.

Опубликовано на Порталусе 05 января 2024 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама