Главная → ЭКОНОМИКА → КИТАЙ - РОССИЯ: ПОТЕНЦИАЛ ВЗАИМОДОПОЛНЯЕМОСТИ И ВЗАИМНОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ
Дата публикации: 18 апреля 2024
Автор(ы): С. УЯНАЕВ →
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ЭКОНОМИКА →
Источник: (c) Азия и Африка сегодня, № 10, 31 октября 2006 Страницы 22-26 →
Номер публикации: №1713460575
С. УЯНАЕВ, (c)
С. УЯНАЕВ
Кандидат исторических наук
На фоне сложных процессов, которые сопровождают формирование системы современных международных отношений и определяют параметры структурирования картины будущего мироустройства, экспертные исследования, посвященные анализу лежащих в этом русле тенденций, прогнозированию ситуации на ближайшие десятилетия, способны привлечь внимание специалистов (а часто и более широкого круга читателей) уже по определению. При этом те аспекты проблемы, которые связаны со столь общепризнанным фактором мирового развития последнего времени, как объективное возвышение Китая, часто и вполне справедливо вызывают повышенный интерес. Особую же важность подобного рода исследования и прогнозы приобретают тогда, когда их итоговые задачи тесно увязываются с перспективами выработки курса, который наиболее оптимально соответствовал бы эффективному обеспечению обращенных в будущее национальных интересов Российской Федерации.
К числу работ с такой постановкой целей относится вышедшая недавно совместная монография академика РАН М. Л. Титаренко и члена-корреспондента РАН Б. Н. Кузыка "Китай - Россия - 2050: стратегия соразвития" (М.: Институт экономических стратегий, 2006, 656 с), в подготовке которой, как отмечают авторы, самое активное участие приняли сотрудники возглавляемых ими академических коллективов - Института Дальнего Востока и Института экономических стратегий (ИНЭС).
Концептуальный лейтмотив работы, как представляется, обозначен авторами уже в предисловии, где подчеркивается, что Китай и Россия, как стратегические партнеры, решающие сходные задачи в условиях глобализации и общих вызовов, "только развивая и углубляя добрососедство, дружбу, стратегическое взаимодействие", способны "уверенно продвигаться по пути соразвития" (с. 6).
Перед рассмотрением основных положений исследования уместно оговориться, что ее методологическая основа не традиционна. Неординарный сплав научного авторского опыта сделал возможным вынести на суд читателя книгу, где собственно политологический и синологический анализ выполнен согласно методикам, разработанным коллективом ученых ИНЭС. При этом авторы, считая рост влияния КНР одним из ключевых факторов глобального и регионального прогнозирования, оценка которого, безусловно, важна для будущего РФ, ставят в центр внимания две группы вопросов. Первая касается "движущих сил" нынешнего прогресса КНР и их жизнеспособности в будущем, вторая - того воздействия, которое способен оказать на глобальную ситуацию, судьбы других стран, прежде всего на Россию, успешный или, напротив, неуспешный сценарий реализации Китаем своих задач, объективно нацеленных на достижение мирового уровня. Поиски же ответов на эти вопросы ученые видят в анализе девяти аспектов, которые составляют, по их мнению, "базис внутренней и международной стабильности Китая" и включают такие категории, как управление, территория, природные ресурсы, население, экономика, вооруженные силы, внешняя политика, культура и религия, а также наука и образование.
Первым в этом списке (и, судя по всему, далеко не последним по значению) авторы рассматривают управленческий аспект. Авторы анализируют его на разнообразном фактическом материале четверти века китайских реформ, стремятся показать всю сложность полемики внутри страны по узловым вопросам - о степени участия государства в рыночных преобразованиях и соотношении демократии и авторитаризма в процессах модернизации. В результате делается подкрепленный впечатляющими конкретными примерами вывод о том, что решающую роль для успешного продвижения Китая по пути наращивания экономического потенциала играет сильная государственная и партийная власть, причем сохранение этого фактора является "критическим условием" дальнейшего мирного восхождения страны (с. 6, 81).
Данный вывод делается с учетом целого ряда уже возникших проблем ("перегрев" экономики, масштабная коррупция, структурные диспропорции, разрыв между развитием регионов, социальная дифференциация и т.п.), а также на фоне связанной с ними весьма деликатной темы, которая неизбежно потребует своего решения - вопроса о политическом реформировании. В работе приводятся три возможных сценария эволюции политической сферы. Реализация двух из них, возможная под давлением в одном случае праворадикальных, в другом - леворадикальных сил, одинаково, по мнению авторов, неблагоприятна
стр. 22
как для развития самого Китая, так и с точки зрения интересов России.
Третий сценарий, условно названный центристским, был бы возможен при постепенной модификации нынешнего курса, дальнейшего расширения социальной базы действующей власти за счет учета интересов тех слоев, которые пока вдали от плодов экономического роста. Как отмечается в работе, есть достаточно оснований полагать, что к середине XXI в. модель управления, склоняясь к этому сценарию, станет адекватной "гармоничному обществу сяокан", достаточно дифференцированному с одной стороны, но лишенному взрывоопасных противоречий. Важным здесь представляется замечание, что в таком развитии событий, которое не только сохраняет управляемость страны, но и является предсказуемым и оптимальным для интересов России, Китай вправе рассчитывать на ее поддержку. Достоинством анализа данного аспекта является внимательный учет исторических, культурно-этических, традиционалистских особенностей китайского общества, норм и ценностей конфуцианских установок, делающих заимствование западных организационных образцов не только излишним, но и контрпродуктивным с позиций интересов стабильности и управляемости (с. 46 - 47).
Анализируя второй аспект, важный для оценки будущего развития Китая - комплекс вопросов, связанных с обеспечением территориальной целостности страны, авторы считают целесообразным обратиться, прежде всего, к историческому фону проблемы. В сжатой, но, одновременно, емкой форме в работе рассматривается широкий временной отрезок - с момента возникновения китайской государственности до наших дней, выявляются характерные тенденции в процессах образования национальных границ, что в целом позволяет воспринимать данный раздел как своего рода краткий очерк сложной истории формирования территории современного Китая.
В работе обращается внимание на то, что вплоть до захвата европейцами сопредельных с Китаем стран границы его территории носили "скорее символический, в известной мере условный характер и оказывались четко определенными лишь там, где они проходили по естественным рубежам" (с. 152). Необходимость их формального, договорного установления возникла в связи с политикой колониальных держав в регионе. Примечательным, по мнению авторов, выглядит при этом факт, что вопреки сложившимся, в частности среди китайских ученых, утверждениям о "слабости" страны того периода, Китай в ходе соответствующих переговоров не только успешно отстаивал свою территориальную целостность, но выдвигал собственные претензии, "жестко настаивал на их удовлетворении".
Во второй половине XX в. Китай восстановил свою юрисдикцию над рядом утраченных ранее территорий (Аомынь, Сянган), за период с 1960 г. до наших дней достиг договоренностей с сопредельными государствами о прохождении границы по абсолютно большей части их общего периметра. Характерно, что, выделяя в этом событийном ряду факт полного завершения (по Соглашению от октября 2004 г.) юридической делимитации российско-китайской границы, выходящий по своему значению за рамки двусторонних отношений, авторы считают уместным указать на возникновение в данной связи практической основы для заключения общего Договора о границе между РФ и КНР. Ведь речь идет о документе, который, во избежание каких-либо спекуляций в будущем, с международно-правовой точки зрения полностью закрыл бы пограничный вопрос в отношениях между двумя странами. На фоне бытующей в кругах китайских экспертов позиции относительно идентичности в китайском правовом толковании категорий "соглашение" и "договор" эта позиция авторов представляется весьма важной.
Процесс успешного договорно-правового оформления границ Китая с сопредельными государствами, хотя и не завершенный пока до конца, подводит авторов к выводу об "окончательном", в целом, "завершении формирования его национальной территории", что, в свою очередь, позволяет читателю рассматривать такую оценку как признак устранения конфликтного потенциала в приграничье страны.
Вместе с тем, очевидно, и это подчеркивается в работе, что с точки зрения обеспечения территориальной целостности Китая важнейшим направлением деятельности в предстоящие десятилетия остается воссоединение с Тайванем. Будут ждать своего решения и вопросы размежевания Китая с рядом соседних стран в акваториях Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей; объективно сложными для Пекина и Дели остаются проблемы пограничного урегулирования в ходе продолжающихся китайско-индийских переговоров. В прогнозах на этот счет авторы, как представляется, вполне обоснованно воздерживаются от алармистских сценариев, считая, что возможность силовых подходов здесь либо исключена, либо (в случае с Тайванем) достаточно маловероятна (с. 151).
В контексте разнообразия статистики и специального экспертного материала, приведенного в разделе, посвященном природным ресурсам, трудно не согласиться с высказываемым авторами мнением, что оценка статуса и прогноз будущего КНР по данному параметру относятся к задачам из числа наиболее сложных. Обладая достаточно полным и солидным в абсолютном измерении набором ископаемых, страна отстает по среднедушевым показателям, на фоне увеличения объемов потребления сырья испытывает растущую зависимость от импорта некоторых его видов, прежде всего нефти. По оценочным методикам авторов, сегодня Китай по параметру природных ресурсов занимает промежуточное положение между "сверхдержавой" и "великой державой" с перспективой эволюции этого статуса в сторону последней (самообеспеченность на уровне 50 - 80%). Отклонения от этого предполагаемого вектора, причем как в одну, так и в другую сторону, будут зависеть от того, в какой степени китайскому руководству удастся решить ряд непростых задач, к числу которых относится совершенствование структуры энергобаланса, энергосбережение, разработ-
стр. 23
ка новых технологии, диверсификация источников импорта углеводородов. Особняком здесь стоят проблемы оптимального преодоления естественных ограничений для развития, которые связаны с такой актуальной для Китая проблемой, как экология.
В любом случае в среднесрочной перспективе авторы прогнозируют "большую заинтересованность Китая в сотрудничестве с Россией, располагающей богатыми ресурсами сырья и энергии, остро необходимых Китаю" (с. 197). При этом оптимальным для России будет проведение политики "обусловленной поддержки", увязывающей российские поставки с инвестициями из КНР, с учетом со стороны Китая интересов РФ на своем рынке. Примечательно, что в контексте российских интересов, связанных с сотрудничеством с КНР в сфере энергетики, в работе обращается внимание на возможность его расширения за счет подключения Индии. Тем самым разделяется весьма обоснованная и достаточно распространенная ныне точка зрения, что кооперация трех стран в энергетике могла бы стать краеугольным камнем их стратегического партнерства, общего комплекса сотрудничества этих государств в трехстороннем формате (с. 186).
Необычайно важным для Китая является и аспект, связанный с комплексом мер по регулированию народонаселения. Авторы отмечают, что начатая в 70-х гг. прошлого века политика сдерживания роста населения, нацеленная на недопущение демографического кризиса, явилась одним из условий успеха реформ последних десятилетий; она положительно сказалась на модернизации и развитии страны, повышении жизненного уровня семей. В связи с этим "планирование рождаемости остается долгосрочной задачей, имеющей решающее значение для существования и развития китайской нации" (с. 229). В рамках такой политики население страны к 2010 г. должно составить 1,4 млрд., еще через 10 лет - 1,5 млрд., а к середине столетия - 1,6 млрд. человек. Послабления политике регулирования чреваты стремительным выходом численности населения за эти пределы, что способно серьезно затормозить развитие КНР, в том числе создать трудноразрешимые экологические проблемы.
В то же время осуществление мер сдерживания роста населения, ориентированных на достижение через 30 лет нулевого показателя естественного прироста, порождает ряд острых социально-демографических проблем, главные из которых - старение населения (по средневзвешенным прогнозам китайских ученых - около 350 млн. человек старше 65 лет к середине нынешнего века), сокращение его численности в рабочем возрасте. Вырастет нагрузка на трудоспособную часть населения, а при сохранении необходимых темпов роста ВВП жестким образом даст о себе знать проблема трудовых ресурсов. Поскольку данные факторы идут вразрез с задачами общего подъема страны столь же остро, как и неконтролируемое перенаселение, руководство КНР стоит перед сложной задачей поиска оптимума, которая имеет крайне непростые решения.
Авторы обращают внимание и на такую особенность развития демографической ситуации в Китае, как несколько больший удельный вес мужского населения, что к 2020 г. выразится в ситуации, когда "избыток" мужчин брачного возраста составит 15 - 18 млн. человек. Не случайно, при сопоставлении такой перспективы с численностью населения России за Уралом, в работе говорится о возможности "формирования существенной демографической нагрузки на соседние страны" (с. 263).
При всем обилии проблем, связанных с вопросами демографии, авторы, тем не менее, исходя из численности населения, позиционируют Китай по этому показателю как безусловную сверхдержаву середины столетия.
Характерной особенностью раздела, посвященного анализу экономического аспекта как условия дальнейшего развития КНР, является стремление представить картину во всей сложности составляющих ее компонентов, выдержать соответствующие оценки с учетом весьма многообразного спектра тенденций и факторов. В этой связи рассматривается исторический контекст становления экономики Китая в новейшее время, в том числе - факторы извилистого развития в первые 30 лет существования КНР, анализируется неоднозначное наследие этого периода, с которым на рубеже 70-х - 80-х гг. прошлого столетия руководство страны приступило к модернизации в ее сегодняшнем понимании; серьезное внимание уделено этапам (семь за период 1978 - 2005 гг.) формирования и эволюции концептуальных основ модернизации, подведению ее промежуточных итогов. К слову, эти итоги, когда страна к 2000 г. за 20 лет добилась, несомненно, ошеломительного, более чем 6-кратного увеличения ВВП, но пребывала на 149 месте по его среднедушевому исчислению (с. 321), испытывая при этом необходимость дальнейшего решения острых макроэкономических (пример - переход от экстенсивной к интенсивной модели развития), социальных (огромный разрыв в положении города и деревни) и целого ряда других проблем, лишний раз демонстрируют сложность попыток прогноза, требующих учета широкого спектра весьма противоречивых, порой, обстоятельств.
В работе приводится обстоятельный перечень как собственно китайских, так и зарубежных сценариев развития экономики Китая в предстоящие десятилетия, одни из которых предрекают, что ВВП КНР настигнет американский уже к 2030 г., другие говорят лишь о возможности вступления к концу столетия в первую мировую десятку по "уровню экономической модернизации". Сами авторы, похоже, склоняются к "умеренной" многовариантности прогноза. Под сценарием "резкого возвышения" при этом понимается сохранение в течение 30 лет устойчивых темпов роста на уровне 7% в год, увеличение объемов ВВП в 7,6 раза и выход Китая по данному показателю на второе место в мире. Менее оптимистичен сценарий "затухания" (снижение темпов роста после 2010 г. до 5 - 6%, а после 2020 г. - еще ниже); рассматриваются также, правда, больше в теоретическом плане, варианты "застоя" и даже "срыва". Авторы полагают, что основным аргументом в пользу пессимистичных сценариев явилась бы неспособность
стр. 24
властей справиться с обострением внутриполитической ситуации, которое потенциально может возникнуть в случае отсутствия улучшений в положении огромной армии крестьянства (с. 353). Не сняты с повестки дня и тенденции ползучей "декоммунизации".
Тем не менее, общий вывод авторов сводится к тому, что с позиций перспектив развития экономики Китай в ближайшие два десятилетия с большой долей вероятности будет представлять для России соседнюю страну, приверженную социалистическим ориентирам, более или менее поступательно наращивающую свою мощь, что объективно создает благоприятную почву развитию взаимовыгодного сотрудничества. Иные сценарии гораздо менее соответствуют российским интересам (с. 354).
С точки зрения развития культурной сферы, где в последние годы оформились свои, не лишенные противоречий, процессы, авторы в качестве самого реалистичного сценария прогнозируют умеренный прогресс на фоне продолжения экономического роста КНР.
В целом раздел обращает на себя внимание мыслью о серьезном значении культурного аспекта в деле обеспечения политической стабильности, необходимой для подъема страны. Политика открытости, коммерциализация разных сторон жизни оказали влияние и на данную сферу, где одной из сложных особенностей стал, в частности, "конфликт рыночных механизмов и идеологических запросов государства" (с. 411).
Власти в понятном стремлении сохранить контроль над столь важной областью предпринимают попытки разрешения этих противоречий на пути разделения пропагандистской и коммерческой (развлекательно-потребительской) ипостасей культуры, выдвигая, в частности, понятия соответственно "дело культуры" и "индустрия культуры".
В борьбе за "управляемость" и, одновременно, против "духовного загрязнения", часто вносимого извне, большие надежды возлагаются на модернизацию, адаптацию к реалиям дня ценностей конфуцианской этики и морали. При этом использование атрибутов традиционных морально-идеологических систем мыслится как внутри страны - с упором на нормы "честности", "добродетели", так и с позиций внешней направленности. Не случайно в работе подчеркивается, что национальная культура воспринимается в КНР как инструмент сохранения национальной идентичности в условиях глобализации. В этом смысле авторы обращают, в частности, внимание на интеграцию в современные китайские доктрины конфуцианского тезиса "единение без унификации", призванного идеологически подкрепить, а главное - в нужном свете "объяснить" внешнему миру лозунг "мирного возвышения" Китая, а заодно развенчать генерируемый Западом постулат о "китайской угрозе". Как полагают авторы, если в сфере идеологии КНР удастся избежать крайних националистических проявлений, сохранятся стабильность и экономический рост, "в ближайшие десятилетия в культурном отношении Китай имеет шанс достичь уровня влиятельной региональной державы и начать движение к обретению отдельных атрибутов великой державы" (с. 428).
Не менее, чем сферы, перечисленные выше, для общего прогресса страны важен аспект науки и образования. В его анализе авторы отталкиваются, в частности, от мировой практики оценки динамики развития данной сферы, согласно которой этап подъема характеризуется сочетанием двух показателей - объема финансирования на уровне не менее 1% от ВВП и его среднедушевой отметки в размере 1000 долл. и выше. Этого сочетания Китай достиг к 2002 г., причем заметная положительная динамика была продолжена. Имеются и серьезные достижения - к примеру, немалый в абсолютных объемах экспорт Китая в 2004 г. на четверть состоял из продукции новых и высоких технологий (с. 452). Тем не менее, отставание от мировых лидеров еще достаточно ощутимо. Однако именно это обстоятельство авторы считают фактором, дающим Китаю большое пространство для роста - двигаясь по пути сочетания привлеченных технологий извне с собственными разработками и экономя на технических исследованиях. Важным моментом считается также то, что государственным руководством разработаны и обеспечиваются соответствующим финансированием комплексные программы, система конкретных мер, нацеленных на инновационно-технологический прорыв; выделены его приоритетные направления (в т.ч. - энергетика, космос, информационные технологии). В соответствии с прогнозом, к 2030 г. наука и техника Китая предположительно достигнут уровня передовых государств начала XXI в. (расходы на НИОКР - 2,5% от ВВП), а к 2050 г., когда вклад науки и техники в прирост экономики достигнет 70%, страна в отдельных отраслях будет способна выйти на мировой уровень (с. 488).
Исследуя компонент "Вооруженные силы", авторы исходят из того, что роль армии в Китае определяется общими стратегическими установками в сфере безопасности, нацеленными на обеспечение благоприятных внешних условий для развития страны за счет превентивных мер политического, дипломатического, экономического и собственно военного характера (с. 492). При этом в стране полагают, что ряд событий (подрыв системы нераспространения и т.п.) привели ныне к росту международного значения военного фактора. Особенностью положения армии в КНР является также ее роль как инструмента внутриполитической стабильности.
С точки зрения сегодняшнего состояния, подчеркивается в работе, китайская армия, имея в своем составе все компоненты, в том числе ядерные, современных вооруженных сил, тем не менее, отстает по ряду существенных параметров (новейшие требования к оснащенности, мобильность, системы командования) от наиболее развитых в военном отношении стран. С другой стороны, как и в других сферах, имеющих базовое значение для реализации задач подъема страны, в деле развития военного комплекса Китаем разработаны и находятся в стадии реализации детализированные, структурированные по времени программы модернизации. В рамках таких программ к 2000 г. завершен
стр. 25
первый этап (из трех намеченных) - создание основ преобразований.
Главное перспективное ограничение в реализации дальнейших шагов состоит в том, что в стране сохраняется относительное технологическое отставание в целом, особенно чувствительное для военно-промышленного комплекса. Достижения, равно как высокие темпы роста, в этой сфере имеются, но, согласно приводимым авторами авторитетным экспертным оценкам, вероятность того, что в ближайшее десятилетие Китай сможет интегрировать общие успехи в ощутимые результаты в военной области, весьма проблематична (с. 505). В этих условиях неудачи в попытках прямого копирования лучших зарубежных образцов делают крайне важным зарубежные закупки, развитие военно-технического сотрудничества по совместному, либо лицензионному производству с другими странами, прежде всего с Россией, другими странами СНГ. "Догоняющая" модель развития, говорится в работе, позволяет сократить, но не ликвидировать военно-техническое отставание Китая.
Тем не менее, делается вывод, что опережающие, в сравнении с общим ростом экономики, темпы увеличения военных расходов (по их объему в ближайшие годы страна может стать второй в мире после США), а также последовательная реализация второго и третьего этапов программы военной модернизации способны к 2020 г. сделать армию КНР сильнейшей в Азии в качественном отношении, а к 2050 г. - "достичь передового уровня вооруженных сил большинства развитых государств" (с. 520). Однако и в этом случае, отмечается в работе, "достижение статуса военной державы, сопоставимой с США, является проблематичным".
Наконец, в разделе о внешнеполитическом аспекте развития КНР авторы, рассматривая международный курс китайского руководства со времени образования КНР, высказывают мнение, что уроки иррациональности отдельных его этапов вряд ли прошли даром. Поэтому в обозримой перспективе, как и в настоящее время, внешняя политика страны будет оставаться мирной, нацеленной на обеспечение благоприятных условий "для решения громадных внутренних проблем Китая". Основными ее принципами будут оставаться стремление к полной независимости, невступление в союзы, полное равноправие с партнерами, решительность в защите суверенитета (с. 578 - 579).
Точками, теоретически способными спровоцировать накопление конфликтного потенциала, является, прежде всего, проблема Тайваня, а также ряд исторических аспектов китайско-японских отношений и упоминавшиеся сюжеты, связанные с остающимися вопросами территориального размежевания. По мнению авторов, возможные обострения на этих направлениях все-таки не приведут, скорее всего, к широкомасштабным военным действиям.
К этим проблемам может добавиться острый вопрос нехватки энергоресурсов, способный, как отмечается в работе, "опрокинуть весь ход успешного развития Китая". Авторы не оценивают степень вероятности такого сценария, но справедливо указывают на необходимость для России, объективно заинтересованной в сотрудничестве с КНР, внимательно отслеживать то, в каком направлении будет действовать китайская сторона, твердо отстаивать свои позиции, минимизируя, тем самым, возможность давления и ущемления своих интересов.
В целом, авторы прогнозируют, что по мере "возвышения" Китай будет сталкиваться со все более сложным вызовом внешних факторов, который будет проистекать из пропорционально возрастающего противодействия определенных западных сил; но это же обстоятельство, по их мнению, будет предопределять рост заинтересованности КНР в стабильных отношениях с Россией.
Как итог комплексного рассмотрения всех девяти параметров перспективного развития КНР (выполненного на четком фоне фактора российских интересов) ученые делают вывод об огромном и пока не задействованном потенциале взаимодополняемости, взаимного стимулирования Китая и России. Делается упор на императиве их соразвития, понимаемого читателем как серьезная возможность наиболее эффективного решения стоящих перед каждой из двух стран задач, которая проистекает из перспектив долгосрочного и доверительного партнерского взаимодействия.
Как представляется, аргументы в пользу такого суждения подкрепляются не только анализом широкого спектра объективных факторов, но и тем, что авторы избегают соблазна упрощений, реально указывая на потенциальные "поля напряжений". К таковым, в частности, могут относиться консервирование разрыва между уровнями политических и торгово-экономических отношений КНР и РФ, элементы дисбаланса их интересов на региональном уровне, охлаждение как результат "размывающей" политики Запада.
Действенный путь реализации благоприятных потенций и устранения вызовов - крупномасштабное развитие торгово-экономических связей, способных удовлетворить вполне очевидные интересы и Китая (сырьевой дефицит, задачи подъема Северо-Востока и Запада КНР), и России, которая не вправе упустить шансы экономического и политического прорыва, связанного с ресурсным потенциалом Сибири и Дальнего Востока. Хороший знак в этом направлении - итоги российско-китайского саммита в марте 2006 г. в Пекине, завершившегося подписанием ряда экономических соглашений. Не случайно, что главными из них признаны совместные решения о сооружении двух линий газопроводов из Сибири в Китай и непосредственном начале строительства первого участка нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан, первая нефть по которому к концу 2008 г. пойдет в КНР.
Дальнейшее продвижение по этому пути, и это подчеркивается в работе, потребует от руководства обеих стран еще немало политической воли, что, говоря о России, означает потребность в последовательном проведении ею политики своей евразийской геополитической идентичности.
В осознание такой необходимости свой очевидный вклад вносят и научные разработки, в том числе - рецензируемое исследование.
Опубликовано на Порталусе 18 апреля 2024 года
Новинки на Порталусе:
Сегодня в трендах top-5
Ваше мнение ?
Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK