Рейтинг
Порталус

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Дата публикации: 20 октября 2014
Автор(ы): А. И. Санникова, К. Э. Безукладников
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
Источник: (c) Педагогическое образование и наука, № 9, 2010, C. 43-50
Номер публикации: №1413789192


А. И. Санникова, К. Э. Безукладников, (c)

А. И. Санникова

 

доктор педагогических наук, профессор, проректор по учебной работе, заведующая кафедрой социальной педагогики

 

Пермского государственного педагогического университета, академик Международной академии наук педагогического образования

 

E-mail: bkruze@gmail.com

 

К. Э. Безукладников

 

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой методики преподавания иностранных языков

 

Пермского государственного педагогического университета, руководитель Кадрово-ресурсного центра программ международного образования, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования

 

E-mail.: constantine@dom.raid.ru

 

Статья посвящена проблеме использования современных образовательных технологий в профессиональной подготовке будущего учителя иностранных языков в логике компетентностного подхода, направленных на формирование лингводидактических компетенций.

 

Ключевые слова: компетентностный подход, высшее профессиональное образование, подготовка учителя, образовательные технологии, развитие профессиональной компетентности, лингводидактические компетенции.

 

В настоящее время в развитии иноязычного педагогического образования наметился переход от предметно-центрированной модели подготовки работника с однозначно заданными когнитивными и деятельностными компонентами к личностно ориентированному развивающему профессиональному образованию в логике компетентностного подхода. Новые государственные образовательные стандарты ориентируют вузы на подготовку компетентного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, ответственного, свободно владеющего своей профессией, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности и удовлетворению потребностей личности в получении соответствующего образования.

 

С целью эффективного развития профессиональной компетентности будущего учителя иностранного языка в образовательном процессе факультета иностранных языков Пермского государственного педагогического университета используются образовательные технологии, отличительными признаками которых являются личностно-ориентированная, развивающая и деятельностная направленность; направленность на актуализацию профессионально-личностного потенциала, профессиональное развитие поликультурной языковой личности будущего учителя иностранного языка, обеспечение благоприятного психологического климата, свободной демократической атмосферы; предоставление всем участникам образовательного процесса субъектной позиции; использование стиля педагогического взаимодействия. Необходимость такого технологического обеспечения

 
стр. 43

 

учебного процесса объясняется несколькими причинами: противоречиями в самой методической науке (на фоне ее активного развития в последние годы), которые ведут к тому, что многие вопросы являются спорными, проблемными, и будущие учителя иностранного языка должны не только знать о проблеме, но и уметь ее решать; плюрализмом современной системы иноязычного образования, многообразием учебных программ, пособий, в которых нужно не просто ориентироваться, но и быть способным делать осознанный выбор в соответствии с реальными условиями обучения. Эти причины, а также необходимость сознательного, активного, творческого отношения будущего педагога к учебной и профессиональной деятельности обусловливают важность самообразования студентов, формирования у них культуры самостоятельной деятельности.

 

Самостоятельная деятельность требует особых условий и сопряжена с необходимостью смещения акцента в организации учебного процесса с заучивания информации на ее активный поиск, развитие инициативы, творчества и личной ответственности студентов за собственную учебную деятельность. К наиболее важным условиям такой организации учебного процесса относятся рациональное управление со стороны преподавателя и специально разработанные средства обучения. Процесс обучения строится как практико-ориентированная научно-исследовательская деятельность комплексного характера. Студенты имеют возможность не только познакомиться с приоритетными технологиями ("Портфолио", "Обучение в сотрудничестве", "Проектный метод" и др.), но и участвовать в самостоятельно создаваемых проектах. Они активно используют их на занятиях по дисциплинам предметного блока, для работы в период педагогической практики и в будущей профессиональной деятельности учителя иностранного языка. Самостоятельная учебная деятельность детерминирует способность языковой личности будущего учителя иностранного языка практически преобразовывать собственную жизнедеятельность, что приводит ее к высшей форме жизнедеятельности полилингвальной, поликультурной языковой личности - творческой самореализации. Потребность в развитии себя как личности обусловливает продуктивное формирование лингводидактических компетенций. Процесс формирования учебной и научно-исследовательской самостоятельности студентов начинается с подражательных действий на ступени совместной деятельности с преподавателем, проходит через стадию осознания собственных психических процессов, стадию воспроизведения усвоенных действий к стадии творческой деятельности.

 

Мы выделяем три ступени, которые преодолевает студент в процессе формирования самостоятельности: репродуктивно-подражательную, поисково-исполнительскую и творческую [1].

 

Наиболее важной является низшая ступень формирования самостоятельности, так как она служит основой ее развития и совершенствования. Самостоятельность студентов формируется посредством:

 

- самообучения как особого вида естественной самоорганизующейся познавательной деятельности личности, нацеленной на автономное овладение дисциплинами учебного плана путем самостоятельного развития лингводидактических компетенций будущего учителя иностранного языка и создания индивидуальной модели самообучения на базе приобретенного речевого, социокультурного (межкультурного) и методического опыта разного вида;

 

- четко организованной самостоятельной работы студентов, способствующей развитию операционно-деятельностной стороны процесса обучения и вооружающей будущего учителя инструментарием, средствами и способами самоконтроля уровня сформированности своих лингводидактических компетенций, что, в свою очередь, способствует в дальнейшем продуктивному профессиональному становлению.

 

Формирование репродуктивно-подражательной самостоятельности предполагает активизацию элементарных психических функций: наблюдения, осмысления, анализа и сравнения, включающих операции распознавания, сличения, вычленения, выделения

 
стр. 44

 

и запоминания существенных признаков объекта. В результате самостоятельной работы на этом этапе студенты приобретают умения принять учебную цель, уяснить последовательность выполнения задания, накопить опорные факты и способы деятельности, выполнить задание рациональным способом, адекватно оценить результаты своей деятельности.

 

Главное назначение самостоятельной работы на первом этапе - содействовать накоплению опорных фактов и способов деятельности, навыков и умений и их прочному закреплению.

 

Формирование поисково-исполнительской самостоятельности предполагает актуализацию таких психических функций, как анализ и синтез, операции выбора, набора (составление целого из частей), комбинирования, что возможно через принятие студентом поставленной перед ним задачи и отыскивание путей ее решения. В ходе выполнения самостоятельной работы на втором этапе полная ориентировочная основа действий уступает место широкому использованию ориентиров и опор, которые постепенно приобретают все более свернутый характер. Студенты приобретают умения произвести операции выбора, набора (составление целого из частей), комбинирования, принять учебную задачу и отыскать пути ее решения.

 

Настоящая творческая учебная и научно-исследовательская самостоятельность наступает тогда, когда студент способен самостоятельно поставить себе учебную или научно-исследовательскую задачу и отыскать пути ее решения [1].

 

Самостоятельная работа студентов носит ярко выраженный интерактивный и целостный характер. В содержании курсов предусмотрены задания, направленные на групповые виды самостоятельной работы, способствующие развитию диалогового интерактивного взаимодействия в процессе овладения новыми образовательными технологиями.

 

Развитию творческой учебной и научно-исследовательской самостоятельности будущих учителей иностранного языка, обеспечению автономизации процесса развития лингводидактических компетенций способствует технология модульного обучения, используемая при овладении дисциплинами психолого-педагогического блока. В основе модульного обучения лежит компетентностный подход. Технология характеризуется замкнутым типом управления благодаря модульной программе и модулям и является высокотехнологичной. Главная цель модульного обучения - создание гибких образовательных структур как по содержанию, так и по организации обучения, способствующих развитию лингводидактических компетенций будущих учителей иностранного языка, формированию их готовности и способности к профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию. В учебном плане факультета иностранных языков Пермского государственного педагогического университета предусмотрены следующие модули: "Технические и аудиовизуальные средства обучения в региональной образовательной системе", "Теория и методика обучения иностранным языкам", "Актуальные проблемы обучения иностранным языкам", "Раннее обучение иностранным языкам", "Развивающее иноязычное образование", "Профильное обучение иностранному языку" и др.

 

В учебном процессе факультета иностранных языков предусмотрено широкое внедрение активных форм проведения лекций, семинарско-практических и лабораторных занятий. Под активными формами обучения понимается комплексная социально-дидактическая технология, реализующая такие виды социально-психологического тренинга, как деловые и ролевые игры, групповые дискуссии, коллективное решение проблемных ситуаций, игровое проектирование. Использование развивающих, активизирующих способов организации методической подготовки студентов способствует формированию поликультурной, полилингвальной языковой личности будущего учителя иностранного языка, готового в своей будущей педагогической и методической деятельности к внедрению инновационных методов и приемов обучения. Описанные формы подготовки

 
стр. 45

 

будущего учителя иностранного языка ставят студента в ситуацию активного участника учебного процесса, получающего новые знания и развивающего свои лингводидактические компетенции не в результате педагогической трансляции, а в процессе реализации проективной деятельности, обучения в сотрудничестве. Большое внимание уделяется интерактивному обучению - это, прежде всего, диалоговое обучение, т. е. обучение, погруженное в общение, в ходе которого как нельзя лучше активизируется речемыслительная деятельность студентов, актуализируются их личностные смыслы. Интерактивное обучение невозможно без творческого взаимодействия всех субъектов образовательного процесса. Студентам не навязывается стратегия учения - пробуждаются их инициатива, социальная активность, создается атмосфера эмоционально-интеллектуального поиска. Процесс освоения технологий актуализирует в профессионально-личностном становлении такие качества, как открытость, коммуникативность, умение сотрудничать, выполнять групповые задания, стремление к инициативе, активность.

 

Компетентностный подход предполагает необходимость становления рефлексивного сознания будущего специалиста по межкультурной коммуникации, основу которого составляют умения анализировать собственную деятельность, осуществлять самоконтроль своих действий, производить личностную самооценку. Рефлексия подготавливает новые замыслы, новые планомерные действия.

 

Рефлексия, включенная в учебную деятельность, является показателем субъектности и позволяет личности регулировать собственную активность, влиять на систему норм и стандартов, управлять учебной и практической деятельностью [4].

 

Цели рефлексии - вспомнить, выявить, осознать основные компоненты деятельности, ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты, отношения обучающихся друг к другу, педагога и студентов, отношение к деятельности.

 

Сформированная рефлексивная компонента учебной деятельности позволяет будущему учителю иностранного языка анализировать свои действия и поступки, критически и объективно оценивать себя и свои возможности.

 

Рефлексивная деятельность побуждает к самостоятельному творчеству, изобретательности, прогнозированию своего пути образования. С помощью рефлексии осуществляется осмысление как минимум трех сторон деятельности субъектов обучения: практической (что сделано; что является главным результатом), технологической (каким способом это сделано; этапы, алгоритмы деятельности и др.) и мировоззренческой (зачем я это делаю; соответствует ли полученный результат поставленным целям; кто я в этой работе, процессе; какие изменения в результате этого со мной происходят или могут произойти и т. д.).

 

В качестве инструментов рефлексии используются анкеты, опросники, рефлексивные карты, денотатные графы. Достаточно эффективными являются такие приемы, как "песочные часы", эссе, читательские дневники, дидактические стихи (синквейн, даймонд, контраст и др.) [3, с. 114].

 

В процессе обучения почти у каждого обучающегося возникают проблемы, снять которые помогает педагогическая поддержка. Педагогическая поддержка является нормой взаимодействия педагога и обучающегося и предполагает содействие студенту в преодолении трудностей в процессе усвоения знаний и освоения ценностей. В нем отражается деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи обучающимся в решении их индивидуальных проблем, связанных с общением, успешным продвижением в обучении, жизненным и профессиональным самоопределением. Поддержка выступает, таким образом, в качестве регулятора и руководства взаимодействия педагога и студента.

 

Реализация названных технологий означает, что в центре обучения находится обучающийся как субъект учебно-научной и исследовательской деятельности, а система обучения предполагает максимальное использование проблемных задач, решаемых

 
стр. 46

 

в процессе группового взаимодействия с учетом индивидуально-психологических особенностей личности каждого студента, его интересов и личного опыта творческой деятельности.

 

Этому же способствует одна из современных технологий, направленных на формирование лингводидактических компетенций будущего учителя иностранного языка, - сетевой электронный портфолио [1; 2]. Технология разработана на кафедре методики преподавания иностранных языков Пермского государственного педагогического университета под нашим руководством.

 

Профессиональный портфолио состоит из 7 частей: введения, новостной ленты, портрета, паспорта уровня сформированности лингводидактических компетенций, профессиональной биографии, досье и предполагаемого профиля дальнейшего профессионального саморазвития и карьерного роста. Работа студентов над личным профессиональным портфолио начинается в самом начале обучения в педагогическом вузе, когда они на специальных занятиях знакомятся с целями и задачами использования, функциями портфолио и технологией работы с ним. На этом этапе они имеют возможность получить обозримую программу своего профессионального становления, увидеть ступени формирования необходимых для учителя лингводидактических компетенций и критерии их оценки, что должно настроить их на серьезную работу для достижения успехов в учебной деятельности и стремление к постоянному самосовершенствованию.

 

Получив личный логин и пароль, студенты приступают к созданию личного портфолио с работы над разделом "Портрет", где в свободной форме в специальном текстовом поле рассказывают о себе, обосновывают выбор профессии, излагают свои представления о качествах, необходимых, по их мнению, для успешной деятельности в выбранной ими профессии. Студенты также формулируют свои личные задачи в подготовке к профессиональной деятельности, разумеется, в доступной им терминологии. "Портрет" сохраняется в портфолио, и в дальнейшем студент имеет возможность сравнить свои исходные представления о профессии с полученными за годы обучения, отметить осуществление своих ожиданий, пронаблюдать свой профессиональный рост. Раздел "Портрет" предоставляет преподавателям информацию о личности студента, его интересах и предпочтениях, дающую возможность предложить ему индивидуальную "траекторию" в учебной деятельности, темы для научно-исследовательских работ.

 

В дальнейшем студенты работают с разделом "Биография", где они фиксируют свои личные достижения и успехи в учебных дисциплинах, педагогических практиках, написании научно-исследовательских и методических работ, участии в студенческих конференциях, семинарах, форумах и т. п., оценивая уровень сформированное™ соответствующих этапу обучения лингводидактичеких компетенций. Раздел "Досье" электронного профессионального портфолио является своего рода личной медиотекой студентов. Здесь они хранят результаты своей творческой учебной, научно-исследовательской и профессиональной деятельности, которые в любой момент могут предъявить для доказательства и иллюстрации своих достижений, а также использовать в будущем в своей работе. Электронный профессиональный портфолио, размещенный на сервере вуза, доступен с любого компьютера с выходом в Интернет, что дает возможность внедрения дистанционной формы контакта обучаемого и обучающего и предлагает наряду с групповой и индивидуальные формы работы преподавателей со студентами, что позволяет разгрузить учебное расписание и учебные помещения.

 

Управление электронным портфолио осуществляется преподавателем-редактором, ответственным за внесение официальных отметок о сдаче студентами текущих экзаменов и зачетов и правильное использование данной технологии студентами, а также веб-мастером, следящим за бесперебойным функционированием платформы электронного портфолио на сервере вуза.

 
стр. 47

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ АТТЕСТАЦИЯ

 

КАРТА ИНДИВИДУАЛЬНОГО КРИТЕРИАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

 

Ф. И. О. _________________________________________________________________ ___

 

гр. ____________

 

Параметры Баллы

Критерии оценки

 

 

 

Всего

3

2

1

0

 

1

2

3

4

5

6

Портфолио

1. Содержательность; наличие медиаресурсов, подтверждающих уровень заявленной компетентности

Подтверждают полностью

Подтверждают в основном

Подтверждают частично

Не подтверждают

 

2. Адекватность самооценки

Адекватна

Занижена

Завышена

-

 

3. Перспектива профессионального саморазвития и выстраивание дальнейшей траектории индивидуального профессионального перепрофилирования

Датально и ясно представляет перспективу

В основном представляет

Частично представляет

Не представляет перспективу

 

4. Бонус

Наличие одной из компетенций, развитой на достаточно высоком уровне и проявляющейся в различных ситуациях

Наличие одной из компетенций, хорошо развитой и проявляющейся в большинстве ситуаций (4 уровень)

Все компетенции развиты не ниже 3 уровня (не достаточно, проявляются не во всех случаях)

-

 

5. Языковая и речевая компетенции (беседа на английском языке)

Речь абсолютно грамотна. Демонстрирует свободное владение репертуаром речевых жанров

Речь грамотна; демонстрирует хороший уровень дискурсивных умений

Речь в целом грамотна; иногда есть ошибки; испытывает некоторые затруднения в аргументации, дискуссии и т.д.

Речь не грамотна; общение не развивается; испытывает затруднения в форме изложения мысли

 

6. Социокультурная компетенция (интерпретация художественного текста)

Прекрасно знает мировую и родную культуру, а также культуру стран изучаемого языка

Хорошо знает не только родную культуру и культуру стран изучаемого языка, но и мировую культуру

Знаком с культурой родной страны, стран изучаемого языка; допускает ошибки социолингвистического характера

Демонстрирует значительные пробелы в социокульутрном тезаурусе, не воспринимает текст как результат межкультурной компетенции

 

7. Бонус

Профессионально-языковая, профессионально-коммуникативная и социолингвистическая компетенции развиты на достаточно высоком уровне (3 балла)

 

 
 
 
 
 
стр. 48

 

1

2

3

4

5

6

Презентация

8. Наличие определенного объема теоретических знаний как результат обучения (эссе по теме)

Эссе 1

Эссе 2

Эссе 3

Эссе 4

 

9. Тест по "Принципам и технологиям обучения"

Оценка 5

Оценка 4

Оценка 3

Оценка 2

 

1. Соответствие содержания заявленной цели, информационная полнота материала

Полностью соответствует

Соответствует в основном

Нуждается в доработке

Не соответствует

 

2. Структурирование материала: логическая последовательность, аргументированность, значимость

Убедительно, доказательно, аргументировано

Имеются отдельные нарушения

Нарушена логика и аргументация

Полностью нарушена логика и аргументация

 

3. Владение категориальным аппаратом

Владеет специальной терминологией, достаточной для полного и точного описания объекта

Владеет специальной терминологией; встречаются редкие случаи неверного употребления терминов

Владеет специальной терминологией в объеме, недостаточном для полного и точного описания объекта

Не владеет категориальным аппаратом

 

4. Оформление слайдов: стиль, фон, цвет, анимация, шрифт

Максимально соответствует

Имеются отдельные нарушения

Минимально соответствует

Не соответствует

 

5. Способ подачи материала: текст, диаграмма, таблица, mind-map, видео, аудио, рисунок, фото

Разнообразный

Не достаточно разнообразный

Только текст

-

 

6. Техническое оформление презентации (языковая грамотность, гиперссылки)

Максимально соответствует

Имеются отдельные нарушения

Минимально соответствует

Не соответствует

 

7. Адекватность речевого поведения

Эффективное взаимодействие аудио и видео рядов

Частичное дублирование аудио видео рядов

Дублирование аудио видео рядов

-

 

8. Рефлексия

Готов и способен критично относиться к своей деятельности и предлагать конструктивные альтернативы

Готов и способен провести самоанализ и дать оценку своей профессиональной деятельности; не нуждается в наводящих вопросах

Готов и способен провести самоанализ и дать оценку своей профессиональной деятельности; нуждается в наводящих вопросах

Не готов и не способен провести самоанализ и дать оценку своей профессиональной деятельности

 

Критерии оценки: неудовлетворительно - 37 баллов и меньше (49% и меньше); удовлетворительно - 38-47 баллов (61-50%); хорошо - 48-62 баллов (80-62%); отлично - 63-75 баллов (100-81%)

 
 
 
 
 

Рис. 1. Карта индивидуального критериального оценивания

 
стр. 49

 

Студенты заканчивают работу с профессиональным портфолио его защитой на заседании Государственной аттестационной комиссии, где представляют мультимедийную презентацию, выстраивая свой профессиональный профиль [1; 2]. Они анализируют, какие у них возникали проблемы во время стажерской профессиональной деятельности и то, как они их преодолевали, недостаток в развитии каких компетенций испытывали. Выпускники также оценивают свои профессиональные перспективы в будущем (в частности, надежность трудоустройства, развития лингводидактических компетенций в контексте непрерывного образования и возможности профессионального перепрофилирования).

 

Свое решение Государственная аттестационная комиссия принимает на основании заполнения соответствующей карты критериального оценивания (см. рис. 1).

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Безукладников К. Э. Формирование лингводидактических компетенций будущего учителя иностранного языка: Монография. - Пермь, 2008.

 

2. Безукладников К. Э. Профессиональный портфолио как средство формирования профессиональной компетенции будущего учителя // Иностранные языки в школе. -2008. - N8. - С. 66-71.

 

3. Белогрудова В. П., Мосина М. А. Организация рефлексивной деятельности студентов технического вуза в рамках дистанционного курса обучения английскому языку // Иностранные языки в дистанционном обучении: Матер. III Междунар. науч.-практ. конф. (Пермь, 23-25 апреля 2009 г.). - Пермь: Изд-во ПГТУ, 2009. - С. 105-115.

 

4. Хуторской А. В. Современная дидактика. - СПб.: Питер, 2001.

 

TECHNOLOGICAL MAINTENANCE OF COMPETENCE APPROACH TO VOCATIONAL TRAINING OF FUTURE TEACHERS OF FOREIGN LANGUAGE

 

A.I. Sannikova

 

doctor of pedagogical sciences, professor, pro-rector on study, head of Social Pedagogical Department of the Perm State Pedagogical University, academician of the International Teacher's Training Academy of Science

 

K.E. Bezukladnikov

 

doctor of pedagogical sciences, professor, head of Teaching Technique of Foreign Languages Department of the Perm State Pedagogical University

 

The article is devoted to problem of modern educational technologies use in vocational training of future teachers of foreign languages using competence approach, directed on formation of linguistic and didactic competences.

 

Keywords: competence approach, higher vocational training, development of professional competence, linguistic and didactic competence, preparation of teachers, educational technologies.

Опубликовано на Порталусе 20 октября 2014 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама