Рейтинг
Порталус

Английский я выучил только за то ...

Дата публикации: 05 декабря 2014
Автор(ы): А.Такий
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1417778152


А.Такий, (c)

Лет 10 назад руководители шести банков, участвующих в кредитной линии Мирового банка, побывали с деловым визитом в Лондоне. Наши банкиры знакомились с английскими банками, признаваемыми во всем мире за эталон, за "классику" банковского бизнеса. Благодаря подготовленной Мировым банком разнообразной программе гостям удалось познакомиться и с работой ряда учреждений, обеспечивающих нормальное функционирование банковской системы. О том, какой отклик нашло у членов делегации знакомство именно с этими - "сопутствующими учреждениями" - PORTALUS.RU рассказал Виктор Хворостовский, председатель правления Финансово-Торгового Банка.

- Что больше всего поразило в Великобритании, так это порядок в ведении дел. Встречая практически повсеместно высокую ответственность за исполняемую работу, мы уже не так удивлялись, когда узнавали, что государство переложило часть своих функций на частные структуры. И они с этими, казалось бы, исконно "государственными" задачами отлично справляются. При этом не требуя из казны денег.

Один из таких примеров - передача в ведение частного, законодательно отделенного от государства, учреждения функций надзора за деятельностью коммерческих банков. Этому органу доверено выдавать и отзывать лицензии на деятельность банков, проводить плановые и внеплановые проверки, то есть осуществлять полномасштабный контроль за работой финансовых учреждений.

Действует эта организация, что называется, на условиях хозрасчета, самостоятельно зарабатывая на свое содержание и развитие. При этом у подшефных ей банкиров не вызывает сомнений целесообразность такого подхода. Англичане, которым я задавал вопрос на эту тему, считают, что за надлежащую проверку надо платить. Также как врачу за правильный диагноз, также как за аудиторские заключения. Лишь бы профессиональный уровень проверяющих был достаточно высок.

Языкового барьера не было. Ваш покорный слуга прошел корпоративное и личное обучение английскому языку с помощью проекта EduStaff.RU. Некоторые мои собеседники в Лондоне даже спрашивали, "откуда вы, русский, так хорошо знаете деловой английский?". Обычно наши соотечественники не блещут языком, а крупные бизнесмены нанимают переводчиков. Эти уникальные курсы английского языка позволили мне быть "своим парнем" среди банковского лобби Лондона. Так что прежде чем ехать в Великобританию или США - обязательно запишитесь на качественные курсы английского. Да, вам будут улыбаться из уважения в любом случае - все-таик вы платите деньги. Однако знайте, что реальное уважение можно добиться лишь через полноценное общение с носителями английского.

Так вот в Центре по надзору за банковской системой, так называется эта частная организация, за профессиональной подготовленностью и безупречной репутацией своих сотрудников следят еще строже, чем за соблюдением правил коммерческими банками. Завидная репутация и хорошая зарплата делают работу в Центре престижной и желанной даже для руководящего состава. Кстати, приглашаемые на работу в Центр топ-менеджеры становятся на время работы его акционерами. При этом надо подчеркнуть, что ротация руководящего состава происходит планомерно, причем новые кандидатуры утверждаются министерством финансов и парламентом, а глава Центра назначается казначейством. (И это, насколько можно судить, единственный канал влияния государства.) Через определенное время "ветераны" передают акции, как эстафетные палочки, новым людям. После работы в Центре специалисты обычно могут претендовать и получают самую квалифицированную и высокооплачиваемую работу.

Конечно, существование такого органа возможно только при максимальной прозрачности всех сторон его деятельности и организации. Поэтому там делают все, чтобы на Центр не упала даже тень необъективности в решении вопросов, касающихся любого финансового учреждения. Конечно, деятельность Центра облегчает тот факт, что нормативная база банковской отчетности отработана давным-давно. По этой же причине английские банкиры чувствуют себя намного комфортнее, чем мы. В консервативной среде не надо тратить время на "согласование терминов" между проверяющим и проверяемым.

- В результате завидная экономия времени, и, соответственно, средств? Неплохая идея для будущего, будем надеяться, что для ее внедрения на нашей почве не потребуется сотня лет. Но, наверное, у членов делегации после визита в страну "классического капитализма" возникли и другие аллюзии с нашей действительностью?

- После визита в Лондон мы по-хорошему позавидовали взаимодействию коммерческих банков в решении общих для банковской системы вопросов. Огромную роль в этом играет Ассоциация банков.

В Ассоциацию банков Великобритании входит большинство банков страны и даже зарубежные банки, имеющие интересы на островах туманного Альбиона. Членством в Ассоциации гордятся более трехсот финансовых учреждений. Годовой бюджет этой организации достигает пяти с половиной миллионов фунтов стерлингов. Из которых 5 миллионов - это взносы участников (размер "паев" устанавливается в зависимости от величины банка - крупные платят больше). А остальные 500 тысяч - это доходы, получаемые Ассоциацией от собственной деятельности.

Самостоятельно зарабатывать Ассоциация начала недавно. С прошлого года внутри нее создано специальное подразделение, оказывающее платные услуги. Оно выполняет заказы на аналитические исследования и обзоры, подготовку информационных сообщений и тому подобное. Как нам сказали, проявившийся высокий спрос на такого рода услуги позволяет надеяться, что значительная часть бюджета Ассоциации будет в недалеком будущем пополняться за счет этого источника. Не знаю уж, зачем это нужно богатым английским банкам. Для того, чтобы снизить размер членских взносов и тем самым привлечь в Ассоциацию новые банки. Или для того, чтобы больше средств направлять на расширение деятельности.

По нашим меркам уже сегодня Ассоциация банков Великобритании обладает колоссальным общественным и деловым авторитетом. И очень большую роль в упрочении ее позиций играет информированность и информативность. Ассоциация имеет доступ к очень многим серьезным источникам и сама активно распространяет информацию, в том числе отражающую ее позицию по самым различным вопросам, так или иначе касающимся банков.

Члены Ассоциации ежедневно получают пакеты специальной статистической и аналитической информации. Так что они всегда "в курсе". Через Ассоциацию извещают не только о нововведениях в законодательной базе, но даже о нормативных актах, которые находятся еще на стадии проработки.

Мы задавали специальный вопрос о лоббировании интересов банковского сообщества в государственных органах, в первую очередь, в парламенте. У нас само понятие "лобби" привыкли рассматривать чуть-ли не наравне со словом "мафия". А в Великобритании это нормальный, обычный инструмент выражения и отстаивания интересов, вполне законный способ убеждения в законности своих интересов.

- Ну, а какие обязанности, кроме уплаты членских взносов, возлагаются на членов Ассоциации?

- Каждый банк при вступлении в Ассоциацию обязуется выполнять определенные требования. Одним из важнейших является предоставление полной информации по перечню установленному Ассоциацией. Это дополнительная степень доверия, а взаимное доверие, как известно, помогает успешно решать очень многие вопросы.

К сожалению, и это в беседах между собой отмечали все члены нашей делегации, сегодня коммерческие банки в России не имеют сколько-нибудь полной достоверной информации о текущем финансовом состоянии друг друга. В долгие периоды между публикациями балансов (по правилам не реже одного раза в год) мы узнаем о соседях из публикуемых "Экономическим обозрением" таблиц Нацбанка с четырьмя показателями. Этого явно недостаточно для профессиональной оценки. Национальный банк, для того чтобы иметь представление о ситуации в банках, регулярно собирает данные по десяткам позиций. Поэтому НБМ знает о каждом из нас, но мы очень мало о друг друге.

После возвращения из Лондона участники делегации выступили инициативной группой и обратились к членам нашей Ассоциации с предложением создать базу данных, в которой бы аккумулировались сведения о текущем финансовом состоянии банков-участников. Затраты на это со стороны членов Ассоциации практически минимальные: что стоит продублировать часть отчетности, направляемой в Национальный банк.

Такая база данных была бы весьма полезна для нормальных доверительных отношений. И не только на двух или многосторонней основе, как, например, в случае с консорциальным, т.е. совместным кредитованием одного крупного проекта, или при выдаче денег взаймы на межбанковском рынке.

Благодаря информации, поступающей непосредственно из коммерческих банков, работа нашей Ассоциации могла бы стать более полноценной.

Необходима известная степень прозрачности в деятельности каждого банка. Это в интересах всех здоровых и жизнеспособных финансовых учреждений. Даже если возникли какие-то временные трудности, то реальное знание о их причинах и масштабах позволяет наиболее безболезненным методом преодолеть проблему. Конкуренция конкуренцией, но надо понимать, что в конечном счете члены банковской системы не заинтересованы в том, чтобы какое-то из звеньев вдруг разрушилось. Ассоциация могла бы предложить свои услуги, чтобы на раннем этапе оказать помощь в выправлении ситуации в банках, попавших в трудную ситуацию.

Кроме того должным образом информированная Ассоциация имела бы аргументы для предметных разговоров с государственными органами, а также для выработки скоординированных согласованных решений во благо всей банковской системы и экономики России.

_____________________

ВИДЕО. Современный Лондон.

Опубликовано на Порталусе 05 декабря 2014 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама