Полная версия публикации №1627481963

PORTALUS.RU АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК ВТОРАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ "БРИТАНИЯ: ИСТОРИЯ, КУЛЬТУРА, ОБРАЗОВАНИЕ" → Версия для печати

Постоянный адрес публикации (для научного и интернет-цитирования)

По общепринятым международным научным стандартам и по ГОСТу РФ 2003 г. (ГОСТ 7.1-2003, "Библиографическая запись")

Ю. Е. Барлова, ВТОРАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ "БРИТАНИЯ: ИСТОРИЯ, КУЛЬТУРА, ОБРАЗОВАНИЕ" [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 28 июля 2021. - Режим доступа: https://portalus.ru/modules/english/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1627481963&archive=&start_from=&ucat=& (свободный доступ). – Дата доступа: 19.10.2021.

По ГОСТу РФ 2008 г. (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка")

Ю. Е. Барлова, ВТОРАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ "БРИТАНИЯ: ИСТОРИЯ, КУЛЬТУРА, ОБРАЗОВАНИЕ" // Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU. Дата обновления: 28 июля 2021. URL: https://portalus.ru/modules/english/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1627481963&archive=&start_from=&ucat=& (дата обращения: 19.10.2021).

Найденный поисковой машиной PORTALUS.RU оригинал публикации (предполагаемый источник):

Ю. Е. Барлова, ВТОРАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ "БРИТАНИЯ: ИСТОРИЯ, КУЛЬТУРА, ОБРАЗОВАНИЕ" / Новая и новейшая история, № 1, 2013, C. 240-243.



публикация №1627481963, версия для печати

ВТОРАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ "БРИТАНИЯ: ИСТОРИЯ, КУЛЬТУРА, ОБРАЗОВАНИЕ"


Дата публикации: 28 июля 2021
Автор: Ю. Е. Барлова
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
Источник: (c) Новая и новейшая история, № 1, 2013, C. 240-243
Номер публикации: №1627481963 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


24 - 25 сентября 2012 г. в Ярославском государственном педагогическом университете им. К. Д. Ушинского (ЯГПУ) состоялась вторая научно-практическая конференция "Британия: история, культура, образование". Более ста отечественных и зарубежных специалистов, чья сфера научных интересов связана с туманным Альбионом, вновь собрались в Ярославле, чтобы поделиться друг с другом исследовательскими наработками, результатами изысканий и достижений в области истории, историографии, культурологии, лингвистики, дидактики и методики преподавания.

 

Напомним, международный научный проект "Британия: история, культура, образование" с успехом стартовал на базе ЯГПУ в мае 2008 г., став дискуссионной площадкой для представителей научных сообществ более 20 российских городов и 6 зарубежных стран 1. Нынешняя конференция собрала не меньшее количество участников из 37 городов России, а также из Англии, нескольких земель ФРГ, Голландии, Белоруссии, Казахстана.

 

Проведение конференции совпало с важной вехой в истории международных научных связей. Ровно 20 лет назад с проекта "История"

 

 

1 Новикова Н. В. Международная научная конференция "Британия: история, культура, образование". - Новая и новейшая история, 2009, N 1.

 
стр. 240

 

программы TEMPUS/TASIS Европейского Союза началась эпоха тесного научно-образовательного сотрудничества исторического факультета ЯГПУ с университетами г. Эксетера (Великобритания) и г. Билефельда (Германия). Символично, что спустя 20 лет в Ярославль смогли приехать зарубежные исследователи, стоявшие у истоков этих многолетних связей -проф., д-р Ш. Мерль (Университет Билефельда), д-р Дж. Никол (Историческая ассоциация, Англия) и проф. М. Ньюитт (Лондонский университет).

 

Основные векторы работы конференции были намечены на вступительном пленарном заседании. Академик А. Б. Давидсон, президент Ассоциации британских исследований, посвятил доклад сообществу историков-англоведов и роли специалистов, изучающих историю Британии, в научно-исследовательском и научно-коммуникативном пространстве. Председатель оргкомитета конференции д.и.н., проф. А. Б. Соколов обозначил основные вехи международного сотрудничества исторического факультета ЯГПУ: участие в программах TEMPUS/TASIS, проекте "История в начальной школе" фонда Наффилда, программе "Александр Герцен" Германской службы академических обменов. Среди направлений научного взаимодействия были отмечены академическая мобильность (программы обмена, участниками которых стали более 250 исследователей из десятка западноевропейских и российских университетов), публикация научной литературы, проведение международных конференций и семинаров. А. Б. Соколов упомянул и о той роли, которую сыграли на ранних этапах сотрудничества известнейшие в нашей стране историки В. Г. Сироткин и Т. А. Павлова. М. Ньюитт и проректор Лондонской школы экономики проф. Дж. Хартли представили "британский взгляд" на вопросы международной политики нового времени, остающиеся дискуссионными и сегодня, такие, как роль Британии в наполеоновских войнах и Полтавской битве. Оживленную дискуссию вызвал доклад к.и.н. А. В. Васильченко, который предложил по-новому взглянуть на роль английской Московской компании в формировании народного ополчения для борьбы с польской интервенцией в 1612 г. и в этом контексте переосмыслить роль Ярославля в преодолении смуты.

 

Тон методическому направлению в работе конференции был задан в выступлении д-ра Дж. Никола об эволюции подходов к изучению истории в Британской национальной образовательной программе и перспективах исторического образования в Великобритании.

 

Дальнейшая научная работа конференции строилась в форматах двух дополнительных пленарных заседаний, пятнадцати научных секций и двух "круглых столов" - журнала "Российская история" под руководством проф. С. С. Секиринского и журнала "Преподавание истории и обществознания в школе" под руководством проф. Е. Е. Вяземского.

 

На пленарном заседании "Британия до конца XIX в." были заслушаны доклады о мифологических представлениях о Британии до римского завоевания (проф. Т. Шмитт, Университет Бремена), о межкультурных параллелях и пересечениях в документах "Engla Lond" Кнута Великого и "Русская Земля" Рюриковичей (проф. Г. Ю. Филипповский), о влиянии истории английских гражданских войн XVII в. на коммуникативное пространство нового времени (д-р М. Гризе, Университет Билефельда), а также о роли британской государственно-политической системы в формировании европейского конституционализма XIX в. (д.и.н. М. П. Айзенштат).

 

Докладчики пленарного заседания "Британия в XX-XXI вв." сосредоточили внимание на социокультурных аспектах новейшей истории Великобритании (проф. О. Ю. Стрелова), на сопоставлении культур и дискурсов Ирландии и России посредством сравнительного анализа сельских жилых домов (д-р К. Ноак, Университет Амстердама), а также на ряде актуальных проблем внешней и колониальной политики Британии (проф. Е. Ю. Сергеев, к.и.н. А. Ю. Прокопов).

 

"Классической" для англоведения темой традиционно считается политическая история, и как ее часть история политических идей и течений. В рамках этого направления на конференции работало несколько секций. Темами для обсуждения стали идентичность и символика власти в разные периоды британской истории (доклады В. И. Золотова, Н. В. Карначук, Д. В. Кирюхина, Ю. И. Соусовой), история политических элит (доклады С. С. Ходячих, А. Г. Праздникова, В. А. Стасевича), история британских политических партий и общественно-политической коммуникации (сообщения Е. О. Науменковой, И. В. Якубовской, А. В. Ражева, Е. А. Суслопаровой, А. А. Тихонова). Различные аспекты истории идей и интеллектуальной истории Британии нашли отражение в докладах Н. Ю. Гвоздецкой, Л.. В. Софроновой, В. В. Высоковой, А. А. Киселева, Н. А. Потеминой, М. И. Романовой.

 

Социокультурные аспекты истории, история повседневности - эти исследовательские направления позволяют историку-англоведу использовать все богатство и разнообразие исторических источников и продемонстрировать нетрадиционные методы работы с ними. Вторая англоведческая конференция в этом отношении стала достойным продолжением конференции 2008 г., на которой социокуль-

 
стр. 241

 

турный блок был широко представлен такими "нестандартными" темами, как история организации питейного дела, история паровых экипажей в контексте изучения промышленной революции, яхт-клубы начала прошлого столетия как социокультурное явление и др.

 

В этот раз интерес аудитории вызвали сообщения, располагающиеся на стыке истории, культуры и таких аспектов повседневности, как врачебная практика при королевском дворе XV в. (доклад Е. В. Бакалдиной), средневековая кулинария (доклад М. В. Третьяковой), изучение повседневной жизни средневекового города англоязычной урбанистикой (доклад П. Г. Аграфонова), дисциплинирование английской бедноты в специальных нравоучительных сочинениях (доклад Ю. Е. Барловой), проблемы детского труда в XIX в. (доклад М. С. Осиповой), а также продовольственный рынок, аграрная и торговая политика в средние века и раннее новое время (В. П. Митрофанов, О. В. Яблонская). Три доклада были посвящены социокультурным аспектам истории религии и богословия - анализу английских Библий (Т. Г. Чугунова), взаимоотношениям англосаксов в IX-X вв. с папством (А. Г. Глебов) и ожиданиям Апокалипсиса в раннесредневековой Англии (А. Ю. Золотарев).

 

Устойчивой традицией международных конференций в Ярославле стал сильный научный блок по женской и гендерной истории. Гендерные аспекты истории Британии были затронуты в шести докладах: А. В. Стогова размышляла над особенностями мужского эпистолярного общения в XVII в.; О. Ю. Солодянкина и В.С. Трофимова транспонировали историю женщин на сферу восприятий и влияния британского социокультурного опыта на Россию. И. М. Эрлихсон, А. Носкова сосредоточили внимание на истории определенных категорий женщин: в первом случае рассматривались репрезентации куртизанок нового времени, во втором - судьбы женщин-аристократок в годы Второй мировой войны; Н. В. Новикова представила анализ британского женского движения в контексте имперской культуры.

 

Показательно, что самой широко представленной на конференции оказалась проблематика международных отношений, имперской и колониальной политики в контексте британской истории. Более 60 докладов напрямую или косвенно касались этого пласта исторического знания о Британии.

 

Имперская история Британии в новое и новейшее время, действительно, очень многогранная область исследования, что и было продемонстрировано множеством подходов и направлений изучения этого феномена. Так, часть имперского дискурса - это образ "колониального другого"; под этим углом зрения имперское сознание британцев проанализировала Т. Т. Далаева и, отчасти, А. В. Воеводский. Доклад А. Э. Афанасьевой был посвящен "колониальному знанию" как важному элементу конструирования британского имперского дискурса. А. В. Сагимбаев представил попытку осмысления начала кризиса британской "имперской идеи" после Первой мировой войны.

 

Проблемы восприятия "колониального другого" напрямую связаны с историческими судьбами "имперских окраин" Британии -Шотландии и Ирландии. На секции, посвященной истории Ирландии, были подняты дискуссионные вопросы англо-ирландских отношений в разные исторические эпохи - от раннего нового и нового времени (Е. В. Лежнина, Е. Ю. Колышевская) до совсем недавней, практически современной, истории (М. С. Гуреев). "Ирландская проблема" в XX в. составила проблематику докладов В. И. Дурова и Е. Ю. Поляковой. "Шотландское" направление было представлено докладами Г. Ю. Магакова, Н. В. Ласковой, С. Г. Малкова. Исследователи ирландской и шотландской истории сошлись на том, что повышение научного интереса к "кельтской" тематике в рамках изучения истории Британии не только очевидно, но и наводит на мысль о необходимости формирования отдельного "кельтского" направления в рамках следующей британской конференции.

 

Внешняя политика Великобритании в новое время (XVII-XIX вв.) стала темой сообщений Д. О. Гордиенко, Е. В. Иерусалимской, И. М. Нохрина, К. В. Барсова, М. В. Жолудова, А. А. Ивановой. Новейшая история британской дипломатии и внешней политики (XX - XXI вв.) была освещена в сообщениях М. Ю. Бородиной, И. Д. Комарова, И. В. Рыжова, А. В. Шандры, Д. А. Белащенко, А. А. Калинина. На неоднозначности роли Британии в международных организациях новейшего времени сосредоточили внимание А. С. Ходнев, Б. В. Петелин, Д. С. Сизарев и Р.Р. Валеева. Участие Британии в двух мировых войнах, в том числе вопросы исторической памяти, конструирование межкультурных стереотипов и интерпретаций этих эпохальных событий новейшей истории, послужили предметом анализа и осмысления в докладах М. Е. Ерина, А.М. Ермакова, Т. А. Смирновой.

 

История англо-русских и англо-советских отношений - еще одно исследовательское измерение, которое, вполне предсказуемо, оказалось широко представленным на конференции в Ярославле. Продолжая тему англо-русских отношений в новое время, поднятую на пленарном заседании проф. Дж. Хартли, Т. Л. Лабутина осветила деятельность британской разведки в петровской России. Взаимные стереотипы, образы и интерпретации, конструировавшиеся

 
стр. 242

 

русскими и англичанами друг о друге в сочинениях и воспоминаниях дипломатов и общественных деятелей, а также на страницах прессы в XVIII - начале XX в., составили значительный пласт исторических изысканий, представленных на конференции. Эти вопросы нашли отражение в докладах Я. Г. Каудовой, П. В. Акулынина, А. И. Минаева, И. Э. Фраша, И. Р. Чикаловой, Л. М. Архиповой, А. В. Шаровой, С. Н. Ланцева. Интересные и малоизвестные аспекты англо-советских отношений в период между двумя мировыми войнами представили И. Н. Гребенкин и Ю. В. Савосина. Историографические доклады С. А. Доманиной и Г. Н. Кочешкова затронули, соответственно, российскую историографию Римской Британии и британскую историографию русской революции.

 

Обсуждение проблем истории британской культуры и системы образования стало логичным продолжением доклада Дж. Никола на пленарном заседании и, можно сказать, проходило как в теоретическом, так и в практическом ключе.

 

Тематика этого направления оказалась очень разнообразной. "Культурный" блок открыло сообщение Е. М. Кирюхиной об особенностях интерпретации исторического времени художниками-прерафаэлитами. "Образовательная тематика" затронула вопросы, актуальные не только для Британии, но и для современной России: национальные стандарты в области гуманитарного образования (Е. Е. Вяземский), эволюция специального образования и практики активного обучения в британских школах (Л. Архипова, К. А. Котусенко).

 

Практическая часть конференции была сориентирована прежде всего на школьных учителей истории. Для них был организован специальный "круглый стол", собравший почти 30 участников и посвященный сравнению особенностей школьного исторического образования в Англии и России, обмену мнениями и выработка новых подходов. С российской стороны в работе "круглого стола" участвовали видные дидакты О. Ю. Стрелова и Е. Е. Вяземский. С британской стороны - ведущие методисты: автор знаменитой книги "Ремесло учителя истории" Дж. Никол, ведущий специалист по вопросам гражданского образования М. Митчелл (Университет Плимута), ведущий специалист по обучению истории в начальной школе Х. Купер (Университет Кумбрии).

 

"Молодая" часть англоведческого сообщества - студенты, аспиранты и магистранты - также получили возможность напрямую проконсультироваться с ведущими британскими специалистами по вопросам дидактики истории и поучаствовать в дидактических тренингах М. Митчелла, Х. Купер и Дж. Никола. Отличительным знаком мастер-классов британских дидактов является полное погружение участников в самостоятельное, активное "сотворение" истории, в креативное конструирование индивидуальных исторических интерпретаций. Такой опыт "оживления" уроков истории д-р Дж. Никол считает специфическим английским ноу-хау, которое отличает британскую систему обучения истории в школах от континентально-европейской.

 

Итоги конференции были подведены на заключительном заседании. Присутствующие и выступавшие сошлись во мнении, что конференция в Ярославле стала хорошей демонстрацией не только возможности, но и реальности сохранения славных традиций отечественного англоведения, которые необходимо продолжать и развивать. Более того, представленное участниками конференции разнообразие перспектив и парадигм изучения прошлого и настоящего Британии наглядно продемонстрировало, что современное англоведение развивается путем преодоления своей традиционной узости и "рамочности" (впрочем, они характерны для изучения истории в страноведческом ключе в принципе) и, подобно древнему английскому дубу, обрастает ветвистой кроной новых исследовательских подходов, обогащающих его междисциплинарностью и кросскультурностью.

Опубликовано 28 июля 2021 года

Картинка к публикации:





Полная версия публикации №1627481963

© Portalus.ru

Главная АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК ВТОРАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ "БРИТАНИЯ: ИСТОРИЯ, КУЛЬТУРА, ОБРАЗОВАНИЕ"

При перепечатке индексируемая активная ссылка на PORTALUS.RU обязательна!



Проект для детей старше 12 лет International Library Network Реклама на Portalus.RU