Рейтинг
Порталус

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ

Дата публикации: 10 октября 2014
Автор(ы): И. В. Волгина
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
Источник: (c) Педагогическое образование и наука, № 3, 2010, C. 35-38
Номер публикации: №1412940905


И. В. Волгина, (c)

И. В. Волгина, ассистент кафедры иностранных языков Уральской государственной медицинской академии (г. Екатеринбург)

 

Тел.: +7 (343) 242 - 18 - 90; +7 - 922 - 101 - 61 - 84; e-mail: volgina7@gmail.com

 

Статья посвящена проблемам формирования коммуникативного компонента профессиональной компетенции социальных педагогов и обучению их иностранному языку. В статье рассмотрены современная система обучения иностранным языкам и факторы, определяющие ее развитие: социально-экономические, социально-педагогические, социально-культурные, методические и индивидуальные, а также их применение в учебном пособии, разработанным автором статьи.

 

Ключевые слова: социальные педагоги, профессиональная подготовка, профессиональная компетентность.

 

Современная система профессиональной подготовки специалистов РФ характеризуется переходом к инновационным моделям обучения, интернационализации содержания обучения. Первостепенное значение приобретает качество, эффективность и соответствие подготовки специалистов требованиям общества на современном этапе и международным показателям. Участие вузов России в интегративных процессах мирового масштаба в связи с подписанием Россией Болонской декларации "позволит лучше понять собственные традиции, достижения, обогащать ими других и обогащаться самим за счет вдумчивого освоения приемлемого опыта других стран" [1]. В современных условиях ни одно развитое государство не может обойтись без социальных педагогов, профессионально помогающих нуждающимся решать социальные проблемы, которые возникают в их повседневной жизни, и в первую очередь тем, кто не защищен в социальном плане (дети, лишенные нормального семейного воспитания; дети из "группы риска"; дети с девиантным поведением; дети, страдающие от наркотической и алкогольной зависимости и т. д.).

 

Профессиональная подготовка социальных педагогов в России началась в 1990 г. после введения института социальной педагогики и новой специальности, а также включения такой должности в нормативные документы, определяющие функциональные обязанности и требования к квалификации специалистов. Вначале подготовка социальных педагогов носила преимущественно характер курсовой переподготовки кадров. Но по мере решения организационных, кадровых и других проблем учебные заведения страны перешли на профессиональную подготовку социальных педагогов. В настоящее время перед современным образованием встает задача совершенствования системы подготовки будущих социальных педагогов.

 

В современных условиях стала актуальной задача практического владения иностранным языком, что нашло свое отражение в новых формулировках целей и содержании профессионально ориентированного обучения в программах для неязыковых вузов. Однако следует отметить, что данная задача не является полностью реализованной, особенно на заключительных уровнях подготовки специалистов. Высокий уровень профессиональной компетентности специалиста дости-

 
стр. 35

 

гается наличием у него профессиональных знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе изучения специальных, социально-экономических, медико-биологических, социально-экономических и гуманитарных дисциплин во время обучения в вузе. Иноязычные умения и навыки реализуются в составе компетентности (коммуникативный компонент), лишь в том случае, если они соответствуют профессиональным умениям и навыкам, определенным квалификационными характеристиками специалистов определенного профиля, зафиксированным Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Под коммуникативным компонентом профессиональной компетентности специалиста, владеющего иностранным языком, понимается его потенциальная способность реализовать обмен информацией профессиональной сферы на иностранном языке в устной и письменной формах, самостоятельно осуществить поиск, накопление и расширение объема профессионально значимых знаний в процессе естественного (прямого и опосредованного) общения с носителями языка, то есть в ходе межнациональной коммуникации.

 

Современная система обучения иностранным языкам для профессионального общения обуславливается рядом факторов, среди которых можно условно выделить пять групп: социально-экономические, социально-педагогические, социально-культурные, методические и индивидуальные.

 

Социально-экономические факторы связаны с тесным взаимодействием экономики страны и образования. В условиях подготовки социальных педагогов эти факторы являются во многом определяющими, так как и в нашей стране, и за рубежом чрезвычайно велик спрос на специалистов в области социальной работы, владеющих иностранным языком, что связано с постоянными международными контактами и наличием иноязычного материала, отражающего богатый зарубежный опыт в данной профессиональной области.

 

Социально-педагогические факторы отражают уровень осознания теми, кто занимается образовательной политикой в области обучения иностранному языку, значимости иностранного языка как учебного предмета в общем контексте образовательной политики. Это выражается в определении места и статуса учебного предмета иностранного языка в общей образовательной системе и в конкретном типе учебного заведения, а также в количестве отводимых на изучение предмета учебных часов.

 

Методические факторы воплощают социальный заказ общества по отношению к иностранному языку в категориях методической науки. Принимаются во внимание как традиции в обучении предмету, так и реальные материально-технические возможности, которыми обладает учебный процесс. К сожалению, в большинстве вузов еще не достаточно широко используются новые технологии обучения в связи с плохой материально-технической базой.

 

Социокультурные факторы предполагают учет социокультурного контекста обучения иностранному языку, всю систему культурных и социальных отношений, принятую в обществе. Эти факторы имеют большое значение в свете гуманитаризации образования, а также возможности студентов непосредственно изучать культуру и социальные отношения в зарубежных странах, сравнивать и анализировать их в процессе контакта с зарубежными специалистами в области социальной работы.

 

В достижении эффективных результатов при обучении иностранному языку огромную роль играют индивидуальные особенности (индивидуальный фактор) всех субъектов образовательного процесса (как обучаемых, так и обучающих), непосредственно воплощающих в жизнь программные установки. Поэтому методические вопросы обучения должны всегда рассматриваться с учетом особенностей контингента обучаемых и профессионального мастерства преподавателя, а также их взаимодействия как субъектов обучения.

 
стр. 36

 

Все эти факторы мы принимали во внимание при создании учебного пособия курса английского языка для социальных педагогов. Учебные модели и задания курса определяют мотив и направленность каждого учебного действия на удовлетворение профессиональных потребностей студентов и ориентированы на будущую профессию студентов, которая и определяет содержание обучения иностранному языку. По окончании курса иностранного языка студент должен уметь:

 

- читать аутентичные тексты общепрофессионального содержания, актуальные материалы иноязычной прессы, оригинальную литературу по своей специальности;

 

- оформлять извлеченную из иностранных источников информацию в виде переводов;

 

- участвовать в устно-речевом общении на иностранном языке в рамках культурно-бытовой и специальной тематики, определенной программой курса;

 

- делать сообщения на иностранном языке на основе прочитанных текстов по общепрофессиональной и узкопрофессиональной тематике.

 

На первом этапе обучения иностранному языку на протяжении коррективно-подготовительного курса происходит дальнейшее совершенствование знаний, умений и навыков студентов, приобретенных студентами в средней школе. Осуществляется подготовка студентов к чтению оригинальной литературы на иностранном языке. Уже первый семестр обучения иностранному языку характеризуется ориентацией на профессию. Ранняя профессионализация проявляется в направленности тематики текстов. На данном этапе предлагаются тексты трех уровней сложности: короткие юмористические истории; анекдоты на бытовую тематику; интервью, короткие репортажи по актуальным проблемам современной молодежи в разных странах мира и по проблеме профессиональной подготовки специалистов социальной сферы за рубежом.

 

На втором этапе обучения иностранному языку на материале молодежной прессы (короткие сообщения по тематике, связанной со специальностью студентов) следует развивать у студентов умения реферирования. Студенты должны стремиться к выражению собственного мнения по поводу прочитанного и к элементарному сопоставительному анализу данной проблемной ситуации в разных странах мира и в России. При передаче содержания каждого текста студент выражает свое мнение.

 

Тексты третьего этапа предназначены для чтения со словарем. Серия текстов заимствована из материалов конгрессов Международной Ассоциации социальных педагогов, которые представляют собой короткие обзоры по социальным проблемам [2]. Эти материалы преследуют цель обучения студентов чтению литературы по их основной специальности, значительного обогащения словарного запаса студентов лексикой специальности благодаря тематическому отбору разноуровневых текстов. На основе текстов происходит дальнейшее совершенствование навыка чтения со словарем, смыслового перевода, реферирования, обсуждения актуальной проблематики из профессиональной области.

 

Таким образом, постепенное усложнение текстов и определенная система упражнений позволяет студентам уже с первого семестра обучения в вузе знакомиться на материалах оригинальной литературы с проблемами основной профессиональной деятельности. В курсе обучения иностранному языку студенты получают возможность не только изучить иностранный язык в объеме, необходимом для их профессиональной деятельности, но и углубить свои профессиональные знания в процессе чтения оригинальных иноязычных источников по специальности.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Байденко В. И., Док. ван Зантворт Модернизация профессионального образования: современный этап // Европейский фонд образования. - М., 2003.

 

2. www.aieji.net.

 
стр. 37

 

FOREIGN LANGUAGE AS A MEANS OF SOCIAL TEACHER'S VOCATIONAL TRAINING PERFECTION

 

I.V. Volgina, assistant to head of Foreign Languages Department of the Ural state Medical Academy (Yekaterinburg)

 

The article is devoted to the problem of forming the communicative component of the social teachers' professional competency and their mastering foreign language. In the article the modern system of foreign language teaching and the factors determining its development are reviewed. The factors described are: social-economic, social-pedagogic, social-cultural, methodical and individual, and their application in the text book, composed by the author of the article.

 

Keywords: social educators, professional training, professional competency.

 
 

Опубликовано на Порталусе 10 октября 2014 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама