Рейтинг
Порталус

КОМПАРАТИВИСТСКИЙ АНАЛИЗ СТАТУСА НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ США И ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Дата публикации: 26 октября 2014
Автор(ы): Ю. Н. Куликова, Е. В. Козлова
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
Источник: (c) Педагогическое образование и наука, № 1, 2012, C. 100-102
Номер публикации: №1414353429


Ю. Н. Куликова, Е. В. Козлова, (c)

Ю. Н. Куликова

 

аспирант Пензенской государственной технологической академии

 

Тел.: 8-902-206-11-79; e-mail: djuliania@rambler.ru

 

Е. В. Козлова

 

аспирант Пензенской государственной технологической академии

 

Тел.: 8-927-287-06-95; e-mail: real12345@inbox.ru

 

В статье представлена эволюция карьеры научно-педагогических кадров высшей школы США и Великобритании, осуществлен сравнительный анализ их статуса в академическом мире.

 

Ключевые слова: научно-педагогические кадры, высшая школа, статус.

 

Осуществив анализ справочно-энциклопедической литературы и научных трудов известных американских, британских и отечественных специалистов в области образования (М. Шеймоса, В. Бергквеста, В. Ли, А. Вочтела, П. Гордона, Д. Лаутона, Т. М. Ковалевой, Л. М. Долговой, С. В. Сергеевой, О. А. Вагаевой, Т. А. Питерсковой и др.), мы считаем целесообразным показать иерархическую лестницу научно-педагогических кадров высшей школы США и Великобритании. В этой связи рассмотрим общие и особенные черты, присущие статусу научно-педагогических кадров каждой из рассматриваемых стран.

 

Одним из ключевых понятий высшей школы США и Великобритании является понятие "статус" (rank) профессорско-преподавательского состава. На основе анализа ряда источников (нормативно-правовых до-

 
стр. 100

 

кументов университетов, руководств по академическим должностям, справочно-энциклопедическим изданиям США и Великобритании), самое емкое определение понятия "статус" дано в "Руководстве по Академическим должностям" М. Шеймоса. Под "статусом" он понимает категорию, разряд, класс, которым приписывается та или иная роль, функция(и) [1]. Статус научно-педагогических кадров и в США, и в Великобритании определяется наличием ученой степени, а также опытом педагогической, общественной и научной работы.

 

Образовательные системы США и Великобритании имеют общую основу и относительное сходство. В данной статье основным критерием для анализа общих и специфических черт в статусе различных категорий научно-педагогических кадров является содержание их деятельности и положение на иерархической лестнице.

 

Согласно иерархии, на верхней ступени для старшего преподавательского состава вузов и в США, и в Великобритании стоит профессор. Профессор в словаре британского образования определяется как "преподаватель высшего ранга. Он традиционно занимает административную должность заведующего кафедрой университета" [2].

 

В отличие от Великобритании, в США звание профессора имеет четыре отличающиеся по статусу разновидности. Заслуженный профессор (Distinguished Professor). Статус данной категории преподавателей определяется: деятельностью преподавателя, которая имеет международное значение и признание; участием в государственном управлении; успешной научной деятельностью; наличием ученой степени доктора наук. Профессором (Professor или Full Professor) может стать образцовый преподаватель, имеющий высокие достижения в своей профессии на национальном и/или международном уровне, имеющий высокие достижения в научно-исследовательской работе и всеобщее признание среди ученых в той же области [3, р. 20]. Статус, соответствующий категории Адъюнкт-профессор (Associate Professor), характеризует преподавателя, который внес значимый вклад в преподавание той или иной учебной дисциплины, показывает высокие результаты в научной деятельности. Старший преподаватель (Assistant Professor) - это успешный педагог-методист, имеющий определенный опыт учебно-методической работы. Им может быть как доктор, так и кандидат наук.

 

Ниже по иерархической лестнице научно-педагогических кадров высшей школы занимают ридеры (доценты). Это понятие представлено в словаре британского образования как университетское звание, правовое положение которого является промежуточным между званием профессора и старшего лектора (преподавателя) [2].

 

Ниже по статусу среди преподавательского состава вузов США и Великобритании лекторы (преподаватели). В Великобритании лекторы обычно занимаются преподаванием какого-либо предмета, но нередко их назначают на различные административные должности. В последние годы от них требуются высокие результаты и в научных исследованиях как в преподавании, так и в администрировании. Их работа включает в себя как преподавательскую, так и исследовательскую деятельность. Статус данной категории педагогов в США делегируется также преподавателю, показывающему высокие результаты в процессе преподавания той или иной учебной дисциплины, участвующему в разработке учебных планов, программ, а также дидактических материалов. В статусе данного преподавателя может пребывать как кандидат наук, так и аспирант или магистр [4, р. 2].

 

Далее рассмотрим специфические черты, присущие статусу преподавателя с США с Великобритании.

 

Научно-педагогические кадры США в отличие от Великобритании по статусу условно делятся на две группы. Первая группа включает в себя следующую категорию педагогов: заслуженный профессор, профессор, адъюнкт-профессор, старший преподаватель (ридер), лектор. Вторая группа преподавателей формируется путем добавления перед научным званием так называемых "спецификаторов". Согласно нормативно-правовому руководству Университета Ноуфистерн, наличие спецификаторов обозначает "временные" должности: "служба в любом из этих званий не может засчитываться как часть испытательного срока при переходе в штатные сотрудники". Согласно документу, эти внештатные назначения выполняют специализированные функции и, как правило, назначения на эти должности рассматриваются ежегодно [3, р. 18]. К "спецификаторам" относятся следующие по статусу педагоги: помощники ("Adjunct"), приходящие ("Visiting"), исследователи ("Research"), практикующие ("Clinical" или "of Practice")

 
стр. 101

 

[4, p. 3]. Наличие таких спецификаторов является уникальной особенностью статуса научно-педагогических кадров США.

 

В Великобритании также существует должность, которая отдаленно по своему статусу похожа на статус должности Ученого-исследователя, образуемого с помощью "спецификатора" "Research" в США. К такому званию в Великобритании относится "научный сотрудник" (Research Fellow/Associate/Assistant). Изучение англоязычных источников показало, что звание "научный сотрудник" (Research Fellow) используется в университетах или подобных учреждениях обычно по отношению к преподавателям, большая часть которых занимается научными исследованиями. По отношению к педагогам, осуществляющим исследования вместе с научными руководителями, в британских вузах используется звание Research Associate. А по отношению к педагогам, нанятым университетом по временному контракту с целью оказания помощи в научном исследовании, используется звание Research Assistant [5].

 

Особая роль в британских университетах принадлежит наставникам (tutor). В словаре британского образования tutor определяется как "человек, ответственный за академические успехи студентов". Вообще, под тьютерством в Великобритании понимают исторически сложившуюся форму университетского наставничества [6].

 

Таким образом, сравнительный анализ статуса научно-педагогических кадров высшей школы США и Великобритании показывает, что данное понятие трактуется во всех университетах одинаково. В некоторых документах встречаются специфические уточнения, что, однако, не несет в себе отклонений от общепринятой градации научно-педагогических кадров высшей школы США и Великобритании, а также их статуса. В Великобритании иерархическая лестница статусов научно-педагогических кадров является исторически и традиционно сложившейся. В США данная система была оформлена сравнительно недавно. Вобрав в себя европейский опыт, иерархическая лестница современных педагогов высшей школы США стала более четкой и структурированной, чем в Великобритании. Основываясь на вышесказанном, можно заключить, что изучение данной проблематики является актуальным для современной педагогической практики высшей школы в связи с ее модернизацией и дальнейшей разработкой проблем развития научно-педагогических кадров.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Handbook of Academic Titles by Michael I. Shamos, Ph.D., J.D. Distinguished Career Professor, School of Computer Science Carnegie Mellon University Pittsburgh, 2002 // http://euro.ecom.cmu.edu/titles/titlebook.htm

 

2. Gordon P., Lawton D. Dictionary of British Education. - Lnd, 2003.

 

3. Northwestern University Faculty Handbook by Andrew Wachtel, Lawrence B. Dumas. Produced by University Relations, 2001.

 

4. Health Science Center Handbook of Operating Procedures. Chapter 3 Faculty Policies and Procedures. Section 3.1 Academic Titles. The University of Texas Health Science Center at San Antonio, 2008.

 

5. European Business School (11 May 2010). Research Assistant - Supply Chain Management Institute.

 

6. Ковалева Т. М., Долгова Л. М. и др. Сборник АПКиППРО. - М., 2009.

 

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE STATUS OF SCIENTIFIC-PEDAGOGICAL STAFF OF HIGHER SCHOOL OF THE USA AND GREAT BRITAIN

 

Yu.N. Kulikova

 

post-graduate student of the Penza State Technological Academy

 

E.V. Kozlova

 

post-graduate student of the Penza State Technological Academy

 

The article presents the career evolution of scientific-pedagogical staff of higher schools of the USA and the UK; comparative analysis of their status in the academic world is presented.

 

Key words: scientific-pedagogical staff higher school status.

Опубликовано на Порталусе 26 октября 2014 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама