Полная версия публикации №1447840220

PORTALUS.RU МЕМУАРЫ, ЖИЗНЕОПИСАНИЯ Памяти Ем. Ярославского. БОЛЬШЕВИСТСКИЙ ИСТОРИК Е. М. ЯРОСЛАВСКИЙ → Версия для печати

Постоянный адрес публикации (для научного и интернет-цитирования)

По общепринятым международным научным стандартам и по ГОСТу РФ 2003 г. (ГОСТ 7.1-2003, "Библиографическая запись")

А. Панкратова, Памяти Ем. Ярославского. БОЛЬШЕВИСТСКИЙ ИСТОРИК Е. М. ЯРОСЛАВСКИЙ [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 18 ноября 2015. - Режим доступа: https://portalus.ru/modules/historical_memoirs/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1447840220&archive=&start_from=&ucat=& (свободный доступ). – Дата доступа: 16.04.2024.

По ГОСТу РФ 2008 г. (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка")

А. Панкратова, Памяти Ем. Ярославского. БОЛЬШЕВИСТСКИЙ ИСТОРИК Е. М. ЯРОСЛАВСКИЙ // Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU. Дата обновления: 18 ноября 2015. URL: https://portalus.ru/modules/historical_memoirs/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1447840220&archive=&start_from=&ucat=& (дата обращения: 16.04.2024).

Найденный поисковой машиной PORTALUS.RU оригинал публикации (предполагаемый источник):

А. Панкратова, Памяти Ем. Ярославского. БОЛЬШЕВИСТСКИЙ ИСТОРИК Е. М. ЯРОСЛАВСКИЙ / Исторический журнал, № 4, Апрель 1944, C. 77-88.



публикация №1447840220, версия для печати

Памяти Ем. Ярославского. БОЛЬШЕВИСТСКИЙ ИСТОРИК Е. М. ЯРОСЛАВСКИЙ


Дата публикации: 18 ноября 2015
Автор: А. Панкратова
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: МЕМУАРЫ, ЖИЗНЕОПИСАНИЯ
Источник: (c) Исторический журнал, № 4, Апрель 1944, C. 77-88
Номер публикации: №1447840220 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


I

 

В одной из своих статей, написанных в дни Великой отечественной войны, Е. М. Ярославский так сформулировал основную задачу советской исторической науки: "Историческая наука должна быть такой же боевой, как и всякая другая наука в СССР. Не оборона против фашистских ублюдков, фальсифицирующих историю, а нападение, наступление - вот чем должна быть проникнута работа историков СССР" 1 .

 

Эта формулировка боевых задач марксистско-ленинской исторической науки в дни Отечественной войны как нельзя лучше отражает общий подход Е. М. Ярославского к истории. Для него историческая наука прежде всего - одно из самых сильных средств борьбы против врагов пролетариата и социализма, против фальсификаторов передовой, революционной теории и политической линии партии Ленина-Сталина.

 

Не оборона, а нападение. Нападение всюду, где идейной и политической чистоте марксизма-ленинизма грозит опасность, всюду, где враги марксизма-ленинизма пытаются извратить, исказить и ложно направить нашу революционную идеологию. Этот наступательный, боевой характер воззрений Е. М. Ярославского на историю как науку определяется всем мировоззрением и личным темпераментом тов. Ярославского как профессионального революционера-большевика.

 

Крупнейший представитель общественной науки в СССР, выдающийся учёный и пламенный пропагандист великих идей партии Ленина - Сталина, Е. М. Ярославский не случайно избрал историю своей научной специальностью. Историческая наука давала ему широчайшую возможность сочетания теории и практики, науки и политики, прошлого и современности. Органически сочетая в себе черты передового учёного-теоретика и практика-пропагандиста, тов. Ярославский с большим искусством применял передовую науку в деле большевистской пропаганды, а пропаганду марксизма-ленинизма ставил на строго научную базу. Он проявлял строгую объективность исторического знания и пламенную страстность в пропаганде и борьбе за марксистское направление этого знания. Значение выступлений тов. Ярославского на фронте исторической науки, в борьбе против всякого рода ошибок и извращений трудно переоценить. Тов. Ярославский с особой остротой всегда своевременно реагировал на антимарксистские извращения или отступления от марксизма, на принципиальные ошибки в области исторической науки. В этом отношении он был для советских историков образцом и примером.

 

Известно, например, как реагировал тов. Ярославский на указания товарища Сталина в письме в редакцию журнала "Пролетарская революция", озаглавленном "О некоторых вопросах истории большевизма". Это была полоса серьёзнейшей самокритики на фронте советской исторической науки. Следуя указаниям товарища Сталина, изложенным в этом

 

 

1 "Исторический журнал" N 6 за 1942 г., стр. 24.

 
стр. 77

 

замечательном письме, тов. Ярославский в 1931 г. возглавил большевистскую самокритику на фронте исторической науки, пересмотрев всё ранее написанное им в области истории.

 

Когда в 1934 г. ЦК ВКП(б) и Совнарком вынесли известные решения о перестройке преподавания истории в школах и предложили подготовить новые учебники по истории СССР и по всеобщей истории, тов. Ярославский организовал работу также и по пересмотру учебников по истории партии. В своей статье "Шире поставить изучение истории партии"1 тов. Ярославский выдвинул задачу - написать новый учебник по истории партии, используя весь имеющийся документальный материал.

 

Появление в печати в 1935 г. "Замечаний на конспекты новых учебников" товарищей Сталина, Кирова и Жданова, давших большевистскую программу развития всей исторической науки в СССР и разоблачивших антимарксистские, антиленинские, по сути дела ликвидаторские взгляды "школы" Покровского, дало новый толчок для развёртывания самокритики на историческом фронте. Тов. Ярославский, и ранее неоднократно не соглашавшийся с М. Н. Покровским по ряду принципиально-исторических вопросов, и на этот раз, проводя в жизнь эту программу развития исторической науки, возглавил пересмотр и критику неправильной концепции и отдельных взглядов советских историков, допускавших ошибки под влиянием "школы" Покровского. В ряде своих статей, напечатанных в журнале "Историк-марксист" за 1935 - 1936 гг., тов. Ярославский подверг критике работу исторических журналов и научно-исследовательских учреждений, а также работы отдельных историков, которые ещё не до конца преодолели пережитки взглядов и концепций "школы" Покровского.

 

С особенной силой тов. Ярославский раскрывал политическое и идейное значение указаний товарища Сталина для дальнейшей разработки общей методологии и конкретных проблем истории. Во вводной статье к сборнику Института истории АН СССР "Против антимарксистской концепции М. Н. Покровского" тов. Ярославский показал, что известная формула Покровского об истории как политике, опрокинутой в прошлое, ведёт к извращению исторической перспективы, к модернизации истории. Отказ М. Н. Покровского от признания истории объективной наукой даёт повод врагам большевизма отрицать объективное историческое знание. Тов. Ярославский требовал тщательно соблюдать указание товарища Сталина о необходимости изучать исторические события "в определённых исторических рамках, учитывая конкретные особенности, отличающие одну страну от другой в пределах одной и той же исторической эпохи" 2 .

 

Решительно выступая против всякого рода искусственных социологических схем, тов. Ярославский писал в той же статье: "Необходимо самым основательным образом пересмотреть всё наследство "школы" Покровского, вскрыть грубейшие ошибки, заключающиеся в его произведениях, и дать им надлежащую марксистско-ленинскую оценку. Без этого полного разгрома "школы" Покровского нельзя развернуть подлинную марксистско- ленинскую историческую науку"3 .

 

Опубликованные в 1937 г. постановление жюри Правительственной комиссии по конкурсу на лучший учебник по истории СССР и письмо товарища Сталина составителям учебника по истории партии положили начало работе советских историков, прежде всего в области создания учебников. И здесь тов. Ярославский показал пример, приняв непосредственное участие в подготовке "Краткого курса" истории ВКП(б), внеся в эту

 

 

1 "Историк-марксист" N 1 за 1935 г., стр. 9 - 14.

 

2 Сборник "Против антимарксистской концепции М. Н. Покровского". Ч. 2-я, стр. 10 - 11. Изд. АН СССР. 1940.

 

3 Там же, стр. 24.

 
стр. 78

 

работу весь свой громадный опыт пропагандиста и популяризатора и обширную научную эрудицию в области исторической науки.

 

Появление в 1938 г. "Краткого курса" истории ВКП(б), написанного при непосредственном участии и под руководством товарища Сталина, было громадным научным событием в нашей стране. "Краткий курс" истории партии, представляющий собой настоящую энциклопедию большевизма, в небывалой степени способствовал развитию исторической науки. Тов. Ярославский в целом ряде статей и выступлений показал советским историкам неоценимое значение этого научного труда и громадную роль в его создании товарища Сталина.

 

На XVIII съезде партии, говоря о работе товарища Сталина по составлению "Краткого курса" истории ВКП(б), тов. Ярославский так охарактеризовал её: "У всех нас вызывает восхищение эта работа товарища Сталина, для которой он нашёл время, - а времени потребовалось, как вы знаете, очень много, - среди гигантской государственной работы, выполняемой товарищем Сталиным! Но этот труд - не единственная работа товарища Сталина на историческом фронте, на фронте науки за последний период. Достаточно напомнить вам целый ряд указаний товарища Сталина, тт. Кирова и Жданова по составлению учебников новой истории, указания по составлению учебника истории СССР и других учебников".

 

Специально подчёркивая значение "Краткого курса" для советских историков, тов. Ярославский оценил его как "большое событие в жизни ВКП(б) и в то же самое время большое событие на историческом фронте".

 

Тов. Ярославский выступал вдохновителем советских историков не только в борьбе за чистоту марксистско-ленинской методологии: воинствующим историком-марксистом, действующим под лозунгом "Не оборона, а нападение", он выступал и при разработке конкретно-исторических проблем.

 

Обращает на себя внимание широкий диапазон научных вопросов, которыми занимался тов. Ярославский. Центральной проблемой в сфере научно-исторических интересов Е. М. Ярославского являлась проблема исторической роли рабочего класса и руководящего значения его партии. В подходе к разработке этой основной проблемы тов. Ярославский проявлял необычайную широту исторического кругозора, рассматривая все конкретные вопросы, связанные с этой проблемой, в свете политических и практических задач русского и международного революционного движения на разных его этапах.

 

В работах тов. Ярославского выступают две ярко характеризующие его как историка черты: с одной стороны, исключительная научная добросовестность автора, всегда привлекающего для своих работ громадный фактический и документальный материал, и, с другой стороны, политическая острота и даже полемичность тона всех его исторических работ. При анализе идейной борьбы автор стремится выяснить самые глубокие исторические корни этой борьбы; он анализирует ту конкретную социально-экономическую обстановку, которая породила те или иные разногласия; он определяет политический смысл и общее значение их для рабочего класса.

 

Но исторические работы Е. М. Ярославского, однако, никогда не сбиваются ни на чисто описательные, ни на газетную публицистику. Научно обоснованные, богато документированные, они ставят новые проблемы или по-новому разрешают старые, выдвигают продуманные концепции, твёрдо опираясь на важнейшие марксистско-ленинские принципы.

 

Необходимо отметить замечательное уменье Е. М. Ярославского использовать марксистско-ленинское наследство. Историческая теория классиков марксизма-ленинизма и их конкретные указания по отдельным вопросам истории постоянно являлись предметом особого внимания

 
стр. 79

 

Е. М. Ярославского, который умел с большим искусством развить и применить эти указания в отношении истории нашей родины. Над разработкой идейного наследства и заветов Маркса, Энгельса и Ленина, над пропагандой идей товарища Сталина Е. М. Ярославский работал с особенной любовью и воодушевлением. Его работы, посвященные жизни и деятельности классиков марксизма- ленинизма, являются самыми популярными из работ этого рода. Написанные им биографии Ленина и Сталина широко известны не только в СССР, но и заграницей. Они переведены на многие иностранные языки.

 

В своей книге "Биография. В. И. Ленина" тов. Ярославский так характеризует свою задачу: "Миллионы людей - взрослые, подростки, школьники-пионеры - хотят и должны знать, как рос и воспитывался Ленин, как он учился, как он стал революционным борцом за рабочее дело, за победу коммунизма, как он вёл борьбу на протяжении всей своей жизни. В этой книге мы расскажем о жизни Владимира Ильича Ленина о его борьбе. В этой книге мы расскажем о том великом и прекрасном, что сделал Ленин и что он завещал нам - его последователям и ученикам"1 .

 

С чувством величайшей ответственности работал Е. М. Ярославский над биографиями вождей пролетариата, сознавая, что их великая жизнь является орудием политического воспитания миллионов. Показывая в своей книге "О товарище Сталине", что жизнь и деятельность великого вождя народов СССР самым тесным образом связана с жизнью и деятельностью большевистской партии, тов. Ярославский писал: "А рассказать об этом тем более необходимо, что знание жизни и деятельности величайших пролетарских революционеров - Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина - помогает нам лучше учиться и работать, помогает нам лучше усваивать черты работы, этих величайших гениев человечества" 2 .

 

В последние годы своей жизни Е. М. Ярославский мечтал написать большую исследовательскую работу об отношении Маркса и Энгельса к России и о распространении марксизма в России. Глубокий интерес к изучению литературного наследства Маркса и Энгельса возник у Е. М. Ярославского давно. Он нашёл отражение в большом количестве книг, статей и докладов, которые являются фрагментами задуманной им монографии о марксизме в России. В одной из таких статей - "Маркс и Энгельс о России"3 - тов. Ярославский подчеркнул, что ни один серьёзный историк не может пройти мимо глубоких обобщений и конкретных указаний Маркса и Энгельса, касающихся развития отдельных стран.

 

По инициативе Е. М. Ярославского в Институте истории АН СССР была начата работа по подготовке систематизированного сборника высказываний Маркса и Энгельса о России, но война прервала эту работу. В материалах к своей будущей монографии о распространении марксизма в России Е. М. Ярославский дал общую характеристику и оценку литературного наследства Маркса и Энгельса, касающегося истории России. Это наследство он разбивает на четыре раздела. Первый раздел включает работы Маркса и Энгельса, посвященные общей истории России: "Хронологические выписки" К. Маркса о русской истории, "Разоблачение дипломатической истории XVIII столетия", в которой истории России отведено много страниц "Предварительных замечаний", и др. Второй раздел включает работы об отдельных периодах русской истории. Третий раздел литературного наследства Маркса и Энгельса о России составляют статьи по внешней политике России. В четвёртый раздел

 

 

1 Ем. Ярославский "Биография В. И. Ленина", стр. 8. Изд. АН СССР. 1942.

 

2 Ем. Ярославский "О товарище Сталине", стр. 4. Госполитиздат. 1939.

 

3 "Историк-марксист" N 10 за 1940 год.

 
стр. 80

 

входят переписка Маркса и Энгельса с русскими революционерами и общественными деятелями России, а также многочисленные выступления Маркса и Энгельса против народников, анархистов, панславистов и др.

 

Е. М. Ярославский считал, что изучение наследства Маркса и Энгельса должно базироваться на строго научном учёте конкретной исторической обстановки, в которой работали Маркс и Энгельс и которая определяла их высказывания о России, о характере русской революции и её перспективах.

 

Весьма интересна и содержательна статья Е. М. Ярославского, посвященная 60-летию со дня смерти К. Маркса, - "Провозвестник нового мира" 1 . В этой статье в сжатом виде дана целая программа исследовательских работ советских историков по изучению влияния Маркса и Энгельса на развитие научного социализма в России. Великая отечественная война внесла новый момент в понимание роли Маркса и Энгельса и их отношения к различным европейским народам. Тов. Ярославский приводит правильные оценки и характеристики Маркса и Энгельса, касающиеся, например, пруссачества.

 

Тов. Ярославский указывает, что Советская страна, в частности, советские историки должны тщательно и бережно хранить и разрабатывать революционное наследство Маркса и Энгельса 2 . "На родине Маркса, - писал Е. М. Ярославский в указанной статье, - фашисты палачествуют в течение десяти лет. Стёрт с лица земли домик в Трире, где родился и жил Карл Маркс, где зародились первые революционные мысли в его юношеской голове. Сожжены в Германии и оккупированных гитлеровцами странах великие творения мысли Маркса. Замучены, убиты сотни тысяч учеников Маркса. Германские фашисты считают, что этим они уничтожили марксизм. Жалкие пигмеи, калифы на час! Хотя они сумели испакостить половину Европы, но только слепой не видит, что от гитлеровской партии не останется ничего, кроме воспоминаний об их страшных злодеяниях, кроме кровавого следа от шествия этой коричневой чумы. А марксизм живёт и будет жить, как величайшее учение, помогающее человечеству создать строй, обеспечивающий радостное существование всех людей"3 .

 

Работы Е. М. Ярославского об идейном наследстве Маркса и Энгельса органично дополняются соответствующими его работами о Ленине. В статье "Идейное наследство В. И. Ленина"4 Е. М. Ярославский дал замечательную оценку Ленина как учёного, в частности как историка России. Он показал, что Маркс и Энгельс не могли дать характеристику нового этапа русской истории, связанного с переходом к империализму. Они умерли, когда империализм как новая, высшая стадия капитализма ещё не оформился. Ленин и Сталин на новом историческом этапе не только восстановили во всей чистоте учение Маркса и Энгельса, но и развили его, обогатив опытом новой эпохи, и явились гениальными защитниками марксистского метода в науке.

 

Последние статьи Е. М. Ярославского, посвященные изучению идейного наследства классиков марксизма-ленинизма, являются наиболее глубокими и свежими по своему творческому замыслу.

 

II

 

Какие проблемы русской истории выдвигал в своих трудах Е. М. Ярославский? Это были по преимуществу проблемы, непосред-

 

 

1 "Исторический журнал" N 3 - 4 за 1943 год.

 

2 В письме от 9 октября 1942 г. к автору статьи "Советская историческая наука за 25 лет..." (см. сб. "Двадцать пять лет исторической науки в СССР") Е. М. Ярославский писал, что нужно "отметить некоторые недостатки исторического фронта, например очень слабую разработку историками СССР литературного наследства Маркса и Энгельса... "

 

3 "Исторический журнал" N 3 - 4 за 1943 г., стр. 18.

 

4 "Вестник Академии наук СССР N 1 за 1942 год.

 
стр. 81

 

ственно связанные с теми теоретическими вопросами, которые волновали его как пламенного пропагандиста великих идей партии Ленина - Сталина, или с той политической борьбой, которую проводила партия большевиков на том или другом этапе своего развития.

 

Тов. Ярославский уделял больше всего внимания вопросам историй русского рабочего класса и его большевистской партии. Он посвятил ряд своих работ истории развития капитализма в России, формированию рабочего класса и его первых организаций, изучению различных форм борьбы пролетариата, от первых стихийных стачек до вооружённого восстания, возникновению и развитию передовой пролетарской партии и её борьбе за большевистскую идеологию пролетариата.

 

Исходя из ленинской оценки народнического социализма как мелко-буржуазной идеологии, Е. М. Ярославский одним из первых выступил с критикой той идеализации народничества, которая господствовала в советской исторической литературе и отразилась в дискуссии по вопросу о значении "Народной Воли". В одном из писем в редакцию журнала "Большевик" тов. Ярославский указал на неправильность модернизации и идеализации некоторых взглядов "Народной Воли", проявившихся в дискуссии в Коммунистической академии. "Юбилей "Народной Воли," - писал он, - позволяет со всей остротой подчеркнуть глубокую принципиальную разницу, яркий контраст между пролетарской гегемонией на основных этапах революции и гегемонией мелкобуржуазного якобинизма "Народной Воли" в героической революционной борьбе против царского самодержавия, за полное завершение крестьянской демократической, революции... Утопическая мелкобуржуазная идеология, программа, тактика и организация "Народной Воли" являются прямой противоположностью программе, тактике и организации пролетарской партии - ВКП(б) - на основных этапах её исторического развития. Вот это и надо подчеркнуть наряду с изображением несомненных заслуг перед революцией партии "Народной Воли" 1 .

 

Выступая в оценке "Народной Воли" как против идеализации её "социализма", так и против недооценки её боевого демократизма, Е. М Ярославский в ряде своих трудов, посвященных борьбе марксизма с народничеством, конкретно показывает весь ход этой борьбы, завершившейся торжеством марксизма.

 

Особенно тщательно изучает Е. М. Ярославский историю рабочего класса и рабочего движения в годы активного выступления пролетариата на революционную арену, когда сложилась и стала руководящей силой в революционной борьбе большевистская партия пролетариата. Революционная борьба русского рабочего класса как гегемона буржуазно-демократической революции нашла своё конкретно-историческое отражение во всех работах тов. Ярославского, посвященных истории первой русской революции 1905 - 1907 годов.

 

Тов. Ярославский проявил идейную непримиримость и страстную большевистскую принципиальность в борьбе против врагов большевизма. В ряде своих выступлений в основных исторических и теоретических журналах, в докладах и лекциях тов. Ярославский разоблачал антиленинские формулировки и оценки по вопросам характера и движущих сил революции 1905 г. и показал, кто и как искажает историю этой революции. Однако Е. М. Ярославский не ограничился этой разоблачающей критикой. Он проделал огромную исследовательскую работу по истории революции 1905 г., создав ряд монографий, посвященных этому периоду. Так, его монография "Декабрьское восстание 1905 года", переизданная в 1926 г. под заглавием "Вооружённое восстание 1905 года", до сих пор остается самой значительной документальной историей первой русской революции.

 

 

1 "Большевик" N 3 - 4 за 1930 год.

 
стр. 82

 

В ряде работ Е. М. Ярославский исследует отдельные проблемы революции 1905 г.: опыт массовой политической стачки, её перерастание в вооружённое восстание, опыт организации вооружённых сил революции, влияние революции 1905 г. на международное революционное движение, значение борьбы Ленина с примиренчеством в период первой русской революции и другие.

 

Тов. Ярославский, непосредственно принимавший участие в руководстве военной работой большевистской партии в годы первой русской революции, подытоживает богатый опыт работы партии большевиков в армии. Вопрос о роли армии в русской революции представляет огромный интерес, не только исторический, но и практический. В статьях "Военная работа РСДРП (б)", "Подпольная работа армии в 1906 году, "Катехизис солдатский" и др. Е. М. Ярославский показывает, что партия большевиков развернула большую работу по организации революционных элементов внутри армии, стремясь создать революционное ядро будущего революционного правительства.

 

Тов. Ярославский отмечал большое политическое значение работы советских историков по изучению военно-боевого опыта революции, тем более, что ряд военных историков буржуазно- капиталистических стран внимательно штудировал этот опыт для того, чтобы использовать его впоследствии для подавления революций. Таковы работы немецкого полковника Хартенштейна "Боевое использование охранительной полиции при внутренне- политических волнениях", польского полковника Ровецкого "Уличные бои" и др. Указывая на наличие подобного рода работ, тов. Ярославский отмечал, что советские историки должны серьёзно и всесторонне изучать боевой опыт революции.

 

Большую исследовательскую работу Е. М. Ярославский проводил и по изучению истории Великой Октябрьской социалистической революции, в особенности его интересовали проблемы, связанные с оценкой международной роли Октябрьской революции. В целом ряде работ Е. М. Ярославский показывает, почему к началу XX в. Россия стала центром революционного движения в Европе. Вопрос о всемирноисторическом значении русской революции и в особенности первого в мировой истории опыта победоносного вооружённого восстания пролетариата он вновь ставит во всех своих трудах, посвященных истории Великой Октябрьской революции. В книге "Международное значение Октябрьской революции", в большом количестве статей и докладов на эту тему, вплоть до статей, написанных уже в годы Великой отечественной войны, тов. Ярославский ставит вопрос о значении тех идейных достижений русского пролетариата, которые, в результате его всемирноисторической победы стали достоянием мирового пролетариата и классическим образцом для него. В статье "От великих утопий к Великой социалистической Октябрьской революции" тов. Ярославский показал, что во все времена существования классового общества лучшие умы человечества мечтали о "золотом веке", когда наступит равенство людей, но только победа Великой пролетарской революции превратила эти мечты в действительность. Пролетариат построил новое, социалистическое общество, опираясь на творческую инициативу всего советского народа, создал новую систему хозяйства, новые формы труда, новые общественные отношения.

 

В своей небольшой, но значительной и интересной книжке, посвященной 25-летнему юбилею советского государства, тов. Ярославский подытожил (впервые в нашей исторической литературе) творческий опыт первой в истории победоносной пролетарской диктатуры. В статье "Историческое значение Великой Октябрьской социалистической революции" 1 тов. Ярославский вновь отметил всемирноисторическую роль Великой Октябрьской социалистической революции и её место в истории человечества.

 

 

1 "Исторический журнал" N 10 за 1942 г., стр. 7 - 11.

 
стр. 83

 

Во всех своих работах Е. М. Ярославский с большой силой подчёркивал роль партии большевиков как руководящей силы, обеспечившей победоносный исход революции. Что бы ни писал тов. Ярославский, он неизменно возвращался к вопросу о роли большевистской партии. Он был неутомимым историком большевистской партии. Его перу принадлежат многочисленные труды по истории ВКП(б). Е. М. Ярославский прочитал сотни лекций в партийных и общих учебных заведениях. Его доклады по истории партии, прочитанные для партийного актива, для интеллигенции, для армии, являются образцами замечательной пропаганды великих идей партии Ленина - Сталина.

 

Большое количество брошюр и статей, ряд учебников по истории партии, отдельные исследования, посвященные истории почти всех съездов ВКП(б), - всё это характеризует Е. М. Ярославского как творческого историка партии, считавшего для себя честью и обязанностью популяризировать и пропагандировать великие идеи партии Ленина - Сталина.

 

Отдельные работы Е. М. Ярославского по истории партии представляют собой самостоятельные исследования. Так, например, его брошюра, посвященная Таммерфорсской конференции большевиков, участником которой он был, является единственной работой, конкретно описывающей обстановку, роль и значение этой конференции. Основываясь не только на своих личных воспоминаниях, но и на архивных источниках, тов. Ярославский этой работой сделал научный вклад в историю партии, тем более что история Таммерфорсской конференции была мало освещена в печати, так как не сохранилось ни протоколов конференции, ни сколько-нибудь полных воспоминаний её участников.

 

Столь же большое значение имеют и некоторые другие исследования Е. М. Ярославского по истории партии, например его работы, посвященные первому съезду нашей партии, по истории большевистской "Правды" и многие другие.

 

Необходимо отметить, что Е. М. Ярославский является первым историком советского периода истории СССР. Этот период до сих пор остаётся малоизученным. Советские историки пока ещё робко и неуверенно подходят к изучению этой грандиозной эпохи, разрабатывать которую будут историки всех стран и многих поколений. Несомненно, в этом будущем гигантском труде по воссозданию всемирноисторического опыта рождения и развития советского государства работы тов. Ярославского займут почётное место.

 

III

 

Обращаясь к литературно-историческому наследству Е. М. Ярославского, нельзя не остановиться на тех его статьях и выступлениях, в которых формулировались важнейшие задачи, стоявшие на разных этапах перед историческим фронтом. Многие из этих задач до сих пор составляют конкретную программу действий, ныне реализуемую советскими историками. Е. М. Ярославский принял самое активное участие в создании перспективного плана работ в области истории, обсудив его контуры на широких совещаниях историков, созывавшихся в редакции "Исторического журнала". Впоследствии этот план был уточнён и положен в основу работы Института истории АН СССР и других научно-исторических учреждений.

 

Будучи избран в 1939 г. в состав действительных членов Академии наук СССР, Е. М. Ярославский принимал активное участие в выработке планов Академии наук СССР в области общественных наук вообще и исторических наук в частности. В ряде статей и докладов Е. М. Ярославский выступал с критикой работы советских историков, слишком

 
стр. 84

 

медленно или непоследовательно осуществлявших научные и политические задачи, сформулированные ЦК ВКП(б) и товарищем Сталиным и поставленные перед историческим фронтом на том или другом этапе.

 

В одной из таких статей, озаглавленной "Невыполненные задачи исторического фронта", тов. Ярославский подчеркнул, что историки СССР не могут пожаловаться на недостаточное внимание к ним со стороны партии и советского правительства. "Нигде в мире, - писал он, - нельзя найти другое правительство или другую политическую партию, которые бы столь внимательно относились к историческому фронту. ЦК нашей партии и лично товарищ Сталин и другие члены Политбюро: тов. Жданов, тов. Молотов, тов. Киров - не раз выступали с ценнейшими указаниями по вопросам истории. Где ещё можно найти ЦК руководящей партии, который бы занимался проверкой и редактированием учебника истории, писал бы конспекты для этого учебника, занимался бы серьёзным историческим исследованием? Кроме ВКП (б) другой такой партии нет! Если возьмём всю сумму указаний, которые сделали по вопросам истории товарищи Сталин, Жданов, Молотов, Киров, то получим целую программу развития исторической науки в СССР, в которой затронуты важнейшие узловые вопросы" 1 .

 

Исходя из этой программы, намеченной в указаниях ЦК нашей партии и лично товарищем Сталиным, Е. М. Ярославский конкретизировал задачи советских историков на каждом новом этапе.

 

В 1939 г., когда наша страна в условиях фактически уже развернувшейся второй мировой войны стремилась сохранить возможность мирного социалистического строительства, тов. Ярославский требовал от советских историков серьёзного творческого труда в разработке новых проблем. Прежде всего он требовал от советских историков более интенсивного изучения истории советского периода нашей страны; этому изучению он придавал огромное воспитательное значение. "С октября 1917 г., - писал Е. М. Ярославский, - начинает создаваться новая система государства, складывается новая общественно-экономическая формация, строится и теперь уже построено в основном социалистическое общество. Хотя этот невиданный исторический процесс находится ещё в начальной стадии своего развития" но он уже и сегодня является фактором, действующим революционизирующе на весь мир. Изучение этого периода в истории человечества представляет огромную важность" 2 .

 

Тов. Ярославский считал одним из серьёзных недостатков нашей исторической науки то, что советский период, истории СССР остаётся слабо изученным. "Необходимо главное внимание уделять истории СССР советского периода, - полной героизма и имеющей огромное воспитательное значение" 3 , - писал он.

 

В числе проблем, над которыми историки ещё мало работали и над которыми им предстоит огромная работа, тов. Ярославский называл также проблемы, связанные с изучением героического прошлого отдельных народов нашей страны: "В Москве, на Украине, в Азербайджане, в Казахстане приступили к составлению учебников по истории народов: Однако в большинстве республик Советского Союза этой работой ещё серьёзно не занимаются, партийные и советские организации ещё не руководят повседневно историками, работающими над составлением учебников и разрабатывающими монографии по истории отдельных народов СССР. Между тем действительно научная история отдельных народов СССР может быть создана лишь при участии в ней местных историков... Необходимо, чтобы часть аспирантов занялась серьёзным изучением языков народов СССР, чтобы возродить ценнейшие памят-

 

 

1 "Историк-марксист" N 4 за 1939 г., стр. 5.

 

2 Там же, стр. 7.

 

3 Там же.

 
стр. 85

 

ники народного эпоса и чтобы обработать имеющееся большое количество рукописей, относящихся к истории народов СССР" 1 .

 

Е. М. Ярославский указывал на необходимость более интенсивного изучения проблем славяноведения. Советские историки занимаются историей славянства ещё недостаточно. А между тем "историческая наука в Советской стране может и должна обеспечить создание в СССР мирового центра славяноведения. "Достаточно взглянуть на карту Европы и учесть изменения, происшедшие за последнее время, достаточно вдуматься в обстановку, в которой приходится работать историкам славянских стран, чтобы понять, что единственная страна, в которой обеспечена действительно научная разработка истории славянских народов, страна, в которой сосредоточены наиболее крупные силы славяноведов, - это СССР. У нас налицо все условия для создания такого центра славяноведения: огромное книжное богатство, огромные богатства рукописей и большое число учёных с крупными именами. Необходимо, чтобы к этому делу были привлечены также и молодые аспиранты" 2 , - писал Е. М. Ярославский в 1939 г. в статье "Невыполненные задачи исторического фронта".

 

Тов. Ярославский весьма остро поставил вопрос о необходимости, разработки военной истории, в особенности истории русского военного искусства. Теперь, когда у нас выросли замечательные кадры военных специалистов, овладевших теорией исторического материализма, имеются все основания ожидать появления солидных работ по истории войн и военного дела. В частности, историкам, работающим в области военной тематики, надо возможно скорее создать марксистские труды по истории первой мировой войны, опыт которой во многом поучителен в наше время.

 

Тов. Ярославский считал неправильной тенденцию некоторых военных историков замыкаться в узкие рамки разбора чисто тактических операций и отказываться от изучения общего хода войны и связи её с политикой правительства и господствующих классов. Недопустимо также, что гражданские историки часто игнорируют необходимость серьёзного изучения военных событий в общих работах.

 

Так же настоятельно Е. М. Ярославский выдвигал задачу изучения истории культуры и общественной мысли в нашей стране. "По истории культуры СССР, - писал он в той же статье, - у нас сделано очень немного, а необходимо дать историю науки, историю хозяйства, историю быта, историю нравов, историю торговли в СССР... В этой области, несомненно, за последние годы есть движение, но недостаточное, и собственно - историки здесь не сказали ещё своего веского слова, не дали крупных научных произведений по истории культуры СССР" 3 .

 

Эти статьи Е. М. Ярославский писал накануне нового этапа мировой истории, после того как гитлеровские империалисты зажгли пожар второй мировой войны. Война уже разразилась в Европе и бушевала недалеко от границ Советского Союза. Но советское правительство принимало все меры к тому, чтобы и в напряженной международной обстановке не ослаблять внимания к фронту науки. Отмечая это, тов. Ярославский со всей силой подчёркивал, что никакие обстоятельства не могут помешать развитию научной деятельности в СССР, хотя бы многим советским ученым пришлось сменить перо на винтовку.

 

"Мы, большевики, - писал он, - люди, в любую минуту готовые и способные сменить перо на винтовку, если этого потребуют обстоятельства. Мы должны с удесятерённой энергией работать над выполнением больших научных задач, стоящих перед историческим фронтом. На своём месте мы выполняем свой долг перед нашим социалистическим

 

 

1 "Историк-марксист" N 4 за 1939 г., стр. 8.

 

2 Там же.

 

3 Там же, стр. 9.

 
стр. 86

 

отечеством, уверенные в том, что тем самым мы наилучшим образом выполняем долг и перед всем прогрессивным человечеством" 1 .

 

Эти слова Е. М. Ярославского в полной мере оправдались в дни Великой отечественной войны. В напряжённые, суровые месяцы 1941 - 1942 гг., когда немецко-фашистские полчища устремились в глубь нашей страны, Е. М. Ярославский с обычным для него большевистским оптимизмом писал свои боевые статьи, посвященные выяснению характера и задач Великой отечественной войны. В эти же дни Е. М. Ярославский, как всегда, выступал неутомимым пропагандистом великих идей партии Ленина - Сталина, показывая её огромную организующую роль в мобилизации всех сил и ресурсов советского государства и советского народа для подготовки окончательного разгрома гитлеровской Германии. Перед советскими историками в эти трудные дни Е. М. Ярославский выдвигал основную задачу - содействие полному и окончательному разгрому злейшего врага народов СССР и всего прогрессивного человечества - немецкого фашизма.

 

"Нет никакого сомнения в том, - писал Е. М. Ярославский, - что историки СССР проникнуты, как и все учёные, все трудящиеся СССР, сознанием важности главной и основной задачи - разгрома гитлеровской Германии. Они сделают всё, чтобы фронт исторической науки был таким же боевым, как и все другие фронты. Для этого работы историков должны приобрести политическую остроту, диктуемую моментом, ту силу научной объективности и исторической правды, которая убеждает, покоряет и вместе с тем ярко освещает примерами прошлого пути к победе" 2 .

 

В условиях Великой отечественной войны против немецко- фашистских извергов боевой лозунг большевистского историка "Не оборона, а нападение!" зазвучал ещё более сильно. Е. М. Ярославский добивался того, чтобы советская историческая наука стала серьёзным оружием в разоблачении фашизма, его эксплоататорской классовой сущности и его человеконенавистнической, реакционной идеологии. Впротивовес наглым и бесстыдным бредням фашистов необходимо, говорил тов. Ярославский, во всём объёме показать, что Германия и в особенности прусское юнкерство и германский империализм являлись душителями освободительных движений, поджигателями международных конфликтов.

 

Все статьи и выступления Е. М. Ярославского периода Великой отечественной войны пронизаны одной центральной идеей, - чтобы советские историки, опираясь на изучение опыта всех прошлых войн, помогли народам Советского Союза глубже понять освободительный характер Великой отечественной войны как самой справедливой войны в истории.

 

Ставя задачу конкретного изучения истории освободительных войн и боевых традиций русского народа и всех других народов Советского Союза, Е. М. Ярославский добивался, чтобы историки особенно подробно изучали опыт освободительной войны советского народа в период гражданской войны и интервенции 1918 - 1920 годов. Е. М. Ярославский выдвинул задачу - собирать материалы по созданию будущей величественной истории Отечественной войны. Подготовительная работа в этом направлении должна вестись советскими историками везде и всюду - на фронте и в тылу. История Отечественной войны - это не только история движения войсковых частей, наступления и отступления, побед и поражений; это не только история партизанской войны в тылу врага, но это также история всей многообразной работы советского народа,

 

 

1 "Историк-марксист" N 4 за 1939 г., стр. 11.

 

2 "Исторический журнал" N 6 за 1942 г., стр. 24.

 
стр. 87

 

взаимодействия всех частей фронта и тыла, того морально- политического единства советского народа, которое обеспечивает ему победу над врагом.

 

Как и всегда, центральной задачей советских историков Е. М. Ярославский считал конкретное изучение роли славной коммунистической партии большевиков, без которой вообще по- другому выглядела бы история последнего полувека, в особенности история России.

 

"Историки СССР, - писал об этом тов. Ярославский в статье "О ближайших задачах исторической науки в СССР", - имеют перед собой благороднейшую задачу: показать влияние ВКП(б) на все стороны жизни СССР, проследить роль великих организаторов большевистской партии и советского государства - Ленина и Сталина, - показать, как партия рабочего класса воспитала и выдвинула великолепных организаторов государства, администраторов, новаторов в науке, в технике, в методах и организации трудовых процессов, представителей искусства" 1 .

 

Подводя итоги и намечая перспективы работ советских историков в условиях Великой отечественной войны, тов. Ярославский писал в той же статье: "Работы советских историков, какого бы периода они ни касались, должны быть проникнуты одной идеей: они должны воспитывать народы СССР в духе любви к обретённой ими в октябре 1917 г. общей родине, к отечеству, которое дорого трудящимся всего мира; они должны укреплять чувство дружбы и братства между народами СССР; они должны служить, как и вся наша наука и литература, прививкой против малейших следов расовой ненависти, против малейших остатков реакционной старины в сознании людей" 2 .

 

В этих словах с особенной силой отразился благородный облик советского учёного-гуманиста, пламенного борца за идеалы трудящихся, лучшего представителя передовой советской науки - академика Е. М. Ярославского.

 

Его научно-историческое наследство, характеристика которого дана в настоящей статье лишь в общих чертах, должно быть изучено советскими историками самым детальным образом; оно должно быть освоено и использовано поколениями советских учёных, для которых Е. М. Ярославский навсегда останется примером большевистского историка, страстного борца за чистоту марксистско-ленинской теории, пламенного пропагандиста великих идей партии Ленина - Сталина.

 

 

1 "Исторический журнал" N 6 за 1912 г., стр. 24.

 

2 Там же, стр. 19.

Опубликовано 18 ноября 2015 года

Картинка к публикации:



Полная версия публикации №1447840220

© Portalus.ru

Главная МЕМУАРЫ, ЖИЗНЕОПИСАНИЯ Памяти Ем. Ярославского. БОЛЬШЕВИСТСКИЙ ИСТОРИК Е. М. ЯРОСЛАВСКИЙ

При перепечатке индексируемая активная ссылка на PORTALUS.RU обязательна!



Проект для детей старше 12 лет International Library Network Реклама на Portalus.RU