Полная версия публикации №1614517936

PORTALUS.RU МЕМУАРЫ, ЖИЗНЕОПИСАНИЯ М. В. ЛУЧИЦКАЯ. МЕМУАРЫ → Версия для печати

Постоянный адрес публикации (для научного и интернет-цитирования)

По общепринятым международным научным стандартам и по ГОСТу РФ 2003 г. (ГОСТ 7.1-2003, "Библиографическая запись")

В. П. ЗОЛОТАРЕВ, М. В. ЛУЧИЦКАЯ. МЕМУАРЫ [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 28 февраля 2021. - Режим доступа: https://portalus.ru/modules/historical_memoirs/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1614517936&archive=&start_from=&ucat=& (свободный доступ). – Дата доступа: 29.03.2024.

По ГОСТу РФ 2008 г. (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка")

В. П. ЗОЛОТАРЕВ, М. В. ЛУЧИЦКАЯ. МЕМУАРЫ // Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU. Дата обновления: 28 февраля 2021. URL: https://portalus.ru/modules/historical_memoirs/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1614517936&archive=&start_from=&ucat=& (дата обращения: 29.03.2024).



публикация №1614517936, версия для печати

М. В. ЛУЧИЦКАЯ. МЕМУАРЫ


Дата публикации: 28 февраля 2021
Автор: В. П. ЗОЛОТАРЕВ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: МЕМУАРЫ, ЖИЗНЕОПИСАНИЯ
Номер публикации: №1614517936 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


М. Институт всеобщей истории РАН. 2003. 196 с.

За последние годы были изданы воспоминания многих выдающихся историков. Институт всеобщей истории РАН и Институт украинской археографии АН Украины подготовили и опубликовали мемуары Марии Викторовны Лучицкой (в девичестве Требинской) (1852 - 1924), жены незаурядного российского историка и общественного деятеля, выдающегося исследователя западноевропейского крестьянства на исходе средневековья и раннего нового времени Ивана Васильевича Лучицкого (1845 - 1918). Как явствует из воспоминаний дочери Ивана Васильевича и Марии Викторовны Ольги Ивановны Лучицкой (1880 - 1959) (в замужестве Чолганской), к столетию со дня рождения ее отца была предпринята попытка собрать воедино свидетельства о ее знаменитом отце еще здравствующих тогда родственников и близких к нему людей (с. 142). Некоторые откликнулись на этот зов.

Мемуары Марии Викторовны написаны, вероятно, в конце XIX в. и начале XX в. (они обрываются 1907 годом). Первая часть (с. 15 - 93) охватывает события до 1878 г., вторая представляет собой скорее погодные записи с 1878 г. о фактах, людях, событиях, которые Марии Викторовне представлялись наиболее значимыми.

Книга открывается вступительной статьей С. И. Лучицкой "Мемуары М. В. Лучицкой (1852 - 1924)". В ней воспроизведены факты из жизни О. И. Лучицкой, напечатаны ее мемуары (с. 142 - 161). В центре мемуаров М. В. Лучицкой, - естественно, она сама, близкие родные, муж - И. В. Лучицкий, люди, с которыми они встречались накоротке или длительное время. Воспоминания О. И. Лучицкой содержат много нового и о чете Л учицких. Мария Викторовна вышла замуж за Ивана Васильевича в мае 1874 года. Лучицкие ежегодно бывали за границей. И. В. Лучицкий работал в архивах, а Мария Викторовна усердно помогала ему. Она делала подробные выписки из архивных документов. В 1875 - 1876 гг. Лучицкий издает две объемные книги; одну на французском языке "Documents inedits pour servir a l'histoire de la Reforme et de la Ligue", другую на русском "Католическая лига и гугеноты во Франции (в 1570 - 1596 гг.)". В 1878 г. выходит "Описательная социология" Г. Спенсера в переводе Марии Викторовны.

Лучицкий, ранее равнодушный к политике, постепенно втягивался в нее. "В 1890 г. в Киеве была основана газета "Киевские отклики", редактором которой был избран Иван Васильевич" (с. 116). Он погружается в водоворот бурных политических событий на Украине и в России, втягивая в политическую жизнь и свою семью, разделяя мнение лучших умов России о том, что исторический прогресс возможен и будет результативен только тогда, если народные массы будут просвещаться в самом широком смысле этого слова и, конечно, политически. С этой целью Лучицкий начинает осуществлять замысел об издании в России конституций разных стран, и прежде всего территориально близких России. Большую работу Лучицкий проводит по организации конституционно-демократической партии, становится членом ее центрального комитета, депутатом Третьей государственной думы. (Мемуаристка лишь упоминает о политической деятельности мужа.) Будучи депутатом Третьей государственной думы (1907 - 1911 гг.), И. В. Лучицкий жил в Санкт-Петербурге, профессорствовал в тамошнем университете, на Высших женских (Бестужевских) курсах и в других учебных заведениях.

Первая мировая война, революции, гражданская война не обошли стороной Лучицких. Иван Васильевич скончался 22 августа 1918 года. Его похоронили в своем имении, в Каврае Золотоношского уезда Полтавской губернии. Мария Викторовна на шесть лет пережила своего мужа, она умерла в 1924 г. после долгой болезни - водянки, - которую приобрела еще в молодости.

Об И. В. Лучицком и его научном наследии имеется значительная исследовательская литература. Тем не менее мемуары М. В. и О. И. Лучицких вносят много нового по сравнению с тем, что было добыто и зафиксировано. Расширяется и уточняется "словесная иконография" исто-

стр. 168


рика. Даны новые штрихи политического портрета историка и после изучения воспоминаний убеждаешься в том, сколь прав был Кареев, называя Лучицкого "красным профессором". Мемуары убедительно повествуют о научной школе И. В. Лучицкого и ее "технологии".

Сангвинический характер Лучицкого (живой, подвижный, увлекающийся, быстро откликающийся на внешние впечатления) проявился не только в быту, но и в его политических пристрастиях, в увлечении политическими и научными деятелями левых убеждений, как Запада, так и России. Мемуары Лучицких дают яркие зарисовки его встреч и бесед с такими людьми. Особенные симпатии историк проявлял к деятелям Парижской коммуны и даже намеревался написать ее историю. Да и из русских Лучицкого тянуло к людям прогрессивных взглядов. На страницах мемуаров оживают М. М. Ковалевский, П. Л. Лавров, Н. И. Костомаров, Н. И. Кареев, а также Луи Блан, В. Гюго, Л. -М. Гамбетта.

Мемуары содержат серьезные аргументы, подтверждающие роль научной школы Лучицкого в отечественной историографии. Едва ли не В. А. Бутенко впервые высказал мысль о Киевской школе историков, во главе которой стоял И. В. Лучицкий1 , но она не получила развития в российской историографии. Мария Викторовна свидетельствует, что у Лучицкого собирались "бродники" - участники собраний его учеников по вторникам (с. 126). Из "школы И. В. Лучицкого" вышло несколько учеников, внесших значительный вклад в российскую и европейскую историографию: Н. Н. Любович, Е. В. Тарле, ДМ Петрушевский, Н. П. Василенко, Н. В. Молчановский, В. К. Пискорский и др.

Среди людей, с которыми встречалась семья Лучицких был знаменитый революционер, "ходячая энциклопедия" - П. Л. Лавров2 . Душевные отношения между Лучицким и М. Ковалевским вовсе не помешали им позже скрестить шпаги в жестком научном споре по вопросу о поземельной крестьянской собственности во Франции до и во время революции3 . На страницах книги предстает и Н. И. Кареев. Необходимо уточнить некоторые детали. Кареев не "как-то" приезжал к Лучицким, а гостевал у них не однажды4 . Их связывали многообещающие творческие научные проекты - от участия под эгидой П. Л. Лаврова в подготовке 20 томной "Всемирной истории" (80-е гг. XIX в.) до издания в начале XX в. "Истории Западной Европы по эпохам и странам", выходившей под редакцией Н. И. Кареева и И. В. Лучицкого5 .

Комментарии к мемуарам производят впечатление сделанных наспех. Многие лица, упомянутые в них, остались без даже самых элементарных пояснений, например, П. И. Аландский (1844 - 1883 гг.), В. Я. Шульгин, проф. Киевского университета Ранненкампф (с. 46), проф. Нежинского Историко-филологического института князя Безбородко Жданович (с. 57), проф. С. П. Коломнин (с. 106) и многие другие общественные и научные деятели.

Не указан год смерти французского историка-слависта Луи Леже (с. 128). Издателям следовало бы обратиться к французскому "Большому Лярусу". Они почему-то не исправили знаменитый лозунг Великой французской революции конца XVIII в. - "Liberte, egalite, fraternite!", который в тексте мемуаров фигурирует без "egalite" (с. 45). Авторы комментариев к воспоминаниям О. И. Лучицкой перепутали двух российских историков с одинаковой фамилией "Петров", но с разными именами-отчествами (с. 142).

В отношении "Списка печатных трудов И. В. Лучицкого" и "Списка литературы о И. В. Лучицком" ограничусь несколькими замечаниями. Список научных трудов Лучицкого был впервые опубликован в историографическом ежегоднике "История и историки" (М. 1985). Ю. Ф. Иванову и С. И. Лучицкой следовало бы упомянуть об этом и указать отличия их списка от ранее опубликованного. Список литературы о Лучицком не лишен ошибок и не включает все то, что было написано об историке. Е. Н. Петров опубликовал свою статью "Исследования И. В. Лучицкого по социальной истории Франции в эпоху религиозных войн" в "Научном историческом журнале" (1914). Кареев опубликовал две энциклопедические статьи о Лучицком: в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона и "Новом энциклопедическом словаре" (т. 25. Пг. [цата не указана], с. 82 - 83). Последняя статья не названа в литературе о Лучицком, не упомянутая статья А. К. Дживилегова в Энциклопедическом словаре братьев Гранат, а также очень содержательная статья Кареева "Иван Васильевич Лучицкий" в журнале "Голос минувшего" (1920- 1921). Та же участь постигла статьи о Лучицком в двух изданиях Большой советской энциклопедии (БСЭ. Изд. 1-е. Т. 37. М., 1938; изд. 3-е. Т. 15. М., 1974), как и исследования его творчества в общих историографиях истории нового времени стран Запада6 .

В список литературы о Лучицком не включены аналитические статьи В. П. Волгина, Г. С. Фридлянда, А. В. Ефимова7 . Подобная отсылка была бы весьма полезна для читателя.

Издание получилось бы более фундаментальным и содержательным, не будь в нем упомянутых выше неточностей и пробелов.

Примечания

1. БУТЕНКО В. А. Наука новой истории в России. - Анналы. 1922. N2, с. 129 - 167.

2. Письма Лучицкого к Лаврову опубликованы. См.: Французский ежегодник. 1982. М. 1984.

3. См.: КОВАЛЕВСКИЙ М. М. Вопрос о размерах крестьянской собственности до революции и о том, в

стр. 169


чьи руки перешла масса конфискованных у церкви земель. - Русская мысль. 1896. N 7; ЛУЧИЦКИЙ И. В. К вопросу о крестьянском землевладении во Франции до и во время революции (Ответ М. М. Ковалевскому). - Новое слово. 1896. N 1, с. 63 - 89.

4. КАРЕЕВ Н. И. Прожитое и пережитое. Л. 1990, с. 211.

5. Было издано 30 монографий. Их перечень см. в журнале "Педагогическая мысль" (1923. N4 - 5, с. 109 - 110).

6. См.: Очерки истории исторической науки в СССР. Т. 2. М. 1960, с. 425 - 445; т. 3. М. 1963, с. 463- 474; Историография истории нового времени стран Европы и Америки. М. 1990, с. 299 - 300; 302 - 303.

7. ВОЛГИН В. П. Русская литература по новейшей истории Запада. - Общественные науки в СССР 1917 - 1927. М. 1927; ФРИДЛЯНД Г. С. Итоги изучения Великой французской революции в СССР: Доклад на Первой Всесоюзной конференции историков-марксистов, прения и заключительное слово. М. 1930; ЕФИМОВ А. В. Изучение в СССР новой истории за сорок лет (1917 - 1957). - Вопросы истории. 1957. N 10, с. 201 - 220.

Опубликовано 28 февраля 2021 года

Картинка к публикации:



Полная версия публикации №1614517936

© Portalus.ru

Главная МЕМУАРЫ, ЖИЗНЕОПИСАНИЯ М. В. ЛУЧИЦКАЯ. МЕМУАРЫ

При перепечатке индексируемая активная ссылка на PORTALUS.RU обязательна!



Проект для детей старше 12 лет International Library Network Реклама на Portalus.RU