Рейтинг
Порталус

Библиография. МЕМУАРЫ СТАРЫХ БОЛЬШЕВИКОВ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ

Дата публикации: 05 декабря 2013
Автор(ы): П. ЛЕПЕШИНСКИЙ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: МЕМУАРЫ, ЖИЗНЕОПИСАНИЯ
Источник: (c) Борьба классов, № 4, Апрель 1932, C. 127-128
Номер публикации: №1386254582


П. ЛЕПЕШИНСКИЙ, (c)

Феликс Кон, "На поселении в Якутской области". Огиз - "Молодая гвардия", 1930 т., стр. 127. М. Ольминский, "В тюрьме". Огиз - "Молодая гвардия", 1930 г., "стр. 175. В. Залежский, "Молодежь в подполье". Огиз - "Молодая гвардия", 1930 г., стр. 71.

Перечисленная серия брошюр, изданных "Молодой гвардией" под редакцией А. И. Елизаровой и Ф. Кона, преследует цель ввести молодого читателя такого рода мемуарной литературы в круг вопросов, событий и переживаний, тесно связанных с работой, борьбой и скитаниями по тюрьмам и ссылкам старых большевиков в давно прошедшие времена их революционной деятельности при царском строе.

Воспоминания т. Ф. Кона, одного из старейших ветеранов революции, уносят мысль читателя к картинам ссыльно-каторжной жизни русских революционеров в гиблых местах Сибири четыре десятка лет назад. "Много лет с тех пор прошло, много протекло не только воды, но и крови" - говорит автор воспоминаний. И действительно, если иметь в виду только тот театр кровавых событий, который расположен около Полярного круга, в пустынях дикой сибирской тайги, у свидетеля происходивших там драм есть о чем порассказать. Перед читателем кратких и сжатых воспоминаний т. Ф. Кона мелькают, как на кинематографическом экране, кровавые тени, воскрешаемые словами: "Карийская трагедия", "Якутский протест", "Убийство Петра Алексеева" и т. д. и т. п.

Но самое страшное, как нам кажется, заключается даже не в этих эпизодах с убийствами, расстрелами и издевательствами царских палачей над пленными борцами за дело революции, а в тех опустошениях, которые производили свирепая каторга и ссылка в мыслях и чувствах жертв царской юстиции и царской полицейщины. На страницах воспоминаний т. Кона то и дело попадаются нравственно разложившиеся типы бывших революционеров, идейно выдохшиеся, спившиеся... Даже такой светоч революционного народничества, как Войнаральский, в ссылке стал просто обывателем, занялся торговлей (правда, под каким-то благовидным предлогом) и обратил свою ферму в уголок для выпивок ("быть может, - поясняет автор, - с целью хоть этим путем разогнать тоску").

Констатируя факт духовного обнищания ссыльных того времени, их погрязание в болоте обывательщины, т. Кон, к сожалению, не поясняет своим нынешним молодым читателям, в какой мере эта упадочность духа объясняется не только (а может быть даже иногда не столько) тяжелыми условиями жизни в ссылке, но и разочарованиями революционеров того времени в общем ходе и характере революционной борьбы, которую взвалила на свои плечи народническая интеллигенция, не смогшая или не сумевшая связать судьбу этой борьбы с действительным или возможным движением широких масс, прежде всего промышленного пролетариата. Без такого освещения эпохи заката революционного народничества многое остается для нынешней молодежи непонятным в той картине упадочных умонастроении среди ссыльных времен домарксистской полосы, которую с большим талантом живописует т. Кон.

Книга т. Ольминского "В тюрьме" является ценовым художественным отображением переживаний революционера, упрятанного на долгие, долгие годы в одиночку тюрьмы, оторванного от родной революционной стихии и поставленного под знак мелочной, иссушающей душу борьбы с тюремными церберами. Пленник спасается от катастрофических состояний духа только тогда, когда его ум находит какой-нибудь счастливым выход для своей дремлющей интеллектуальной энергии, как например это случилось с самим автором мемуаров, увлекшимся в тюрьме большой работой по составлению словаря к сочинениям Щедрина.

Тов. В. Залежский, задавшись целью писать на тему "Молодежь в подполье", вспоминает свои юные годы, подготовлявшие его революционное крещение и его дальнейший революционный путь. Революционное созревание будущего старого большевика происходило чрезвычайно быстро и даже быть может немножко подозрительно быстро. Так например шестнадцатилетний Залежский во время летник каникул (в 1897 г.) впервые услышал имя Маркса, "а о политической Экономии хотя и слыхал, но считая, что эта наука годится только для купцов и коммерсантов, учит тому, как лучше "обмеривать и обвешивать", а уж осенью этого года он, по прочтении книжки Бельтова "окончательно примкнул к марксистам и со всей страстностью новообращенного, начал искать народников для дискуссий с ними". Но в общем и целом живой, жизнерадостный тон брошюры т. В. Залежского является ее несомненным плюсом.

В заключение необходимо отметать, что мемуарная литература старых большевиков издается "Молодой гвардией" недостаточно доброкачественно (внешнее оформление, бумага и т. п.).

Опубликовано на Порталусе 05 декабря 2013 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама