Рейтинг
Порталус

Ж. КОРМАНОВА. "ИОАХИМ ЛЕЛЕВЕЛЬ"

Дата публикации: 21 сентября 2015
Автор(ы): В. ПИЧЕТА
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: МЕМУАРЫ, ЖИЗНЕОПИСАНИЯ
Источник: (c) Вопросы истории, № 5, Май 1947, C. 136-138
Номер публикации: №1442834422


В. ПИЧЕТА, (c)

ZANNA KORMANOWA "Joachim Lelevel". Spoldzienia wydawnicza "Ksiazka". Lodz. 1936. 95 str.

 

ЖАННА КОРМАНОВА "Иоахим Лелевель".

 

Жанна Корманова в своей прекрасной книге восстанавливает подлинный облик Лелевеля - учёного, революционного демократа и человека. Лелевель дорог польскому народу своей неустанной борьбой за независимость и свободу польского народа; Лелевель дорог польскому народу потому, что своими трудами он обессмертил польскую науку.

 

Великий поляк близок и дорог и нам, советским людям. Он был страстным врагом царизма, тиранически расправившегося с его родиной, но он не был врагом русского народа. Борьбу польского народа за свою независимость Лелевель рассматривал как борьбу "за нашу и вашу свободу".

 

На ежегодных собраниях, посвященных годовщине ноябрьской революции 1831 г., всегда упоминались с благоговением имени русских революционеров - жертв царского деспотизма. Лелевель первый напечатал в "Северном вестнике" критический разбор "Истории государства Российского" Н. М. Карамзина, вызвавший апологетические отклики В. Жуковского и графа Блудова. Лелевель первый в печати отметил, что в историческом труде Н. М. Карамзина отсутствует народ - главный фактор исторического процесса.

 

Лелевель дорог всей европейской революционной демократии, с которой он был тесно связан. Маркс и Энгельс высоко оценивали деятельность польских революционных демократов. На митинге 22 февраля 1848 г., посвященном второй годовщине краковского восстания 1846 г., Маркс отметил: "Люди, которые стояли во главе краковского революционного движения, имели глубокое убеждение в том, что только демократическая Польша могла быть независимой и что польская демократия невозможна без упразднения феодальных прав, баз аграрного движения, которое превратило бы крепостных крестьян в свободных собственников, собственников современных"1 . Энгельс также видел в краковском восстании победу "молодой демократической Польши над старой аристократической Польшей"2 . Характеризуя 1830 г. в Польше как "консервативную революцию", Энгельс вместе с тем оха-

 

 

1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. V, стр. 263.

 

2 Там же, стр. 264.

 
стр. 136

 

рактеризовал роль Лелевеля в ноябрьском восстании как человека, "который резко нападал на узость взглядов господствующего класса. Он предложил действительно революционные меры, смелость которые устрашила аристократов сейма. Призывая к оружию всю старую Польшу, обращая таким образом войну за независимость Польши в европейскую войну, предоставляя гражданские права евреям и крестьянам, наделяя последних землёю, восстановляя Польшу на основах демократии и равенства, он хотел превратить национальную борьбу в борьбу за свободу, он хотел отожествления интересов всех народов с задачами польского народа. Нужно ли назвать того гениального человека, который задумал этот столь обширный и в то же время столь простой план? Это был Лелевель"3 .

 

Социально-политические идеалы Лелевеля - независимость и свобода польского народа - воплощены в современной, демократической Польше. Победа польской демократии, разрешение аграрного вопроса, уничтожение шляхетского землевладения осуществили социально-экономическую и политическую программу Лелевеля.

 

Великому поляку - патриоту, учёному, революционеру - Жанна Корманова посвятила труд, написанный блестящим художественным, образным литературным языком. Автор этого труда - талантливая представительница молодой, марксистской исторической науки в новой, демократической Польше. Польские буржуазные учёные интересовались Лелевелем как историком, учёным, создателем новой исторической школы, но, конечно, Лелевель-революционер был им чужд и ненавистен. Им была более близка идеология аристократической эмигрантской прослойки во главе с кн. Адамом Чарторыйским, политическая роль которого была преувеличенно оценена таким выдающимся представителем польской буржуазной историографии, каким был покойный проф. М. Гандельсман.

 

Автору удалось дать всестороннюю характеристику Лелевеля, деловитого учёного и революционного демократа. Проникнутая глубокой симпатией к Лелевелю, Корманова тем не менее объективно рисует его образ, останавливаясь и на допущенных им в период ноябрьской революции политических ошибках. Ведь Лелевель только с августа 1831 г. становится тем революционным деятелем, которого так высоко ценили Маркс и Энгельс и которого так ненавидели все реакционеры во Франции, во главе с правительством июльской монархии.

 

Книга Жанны Кормановой составлена в биографическом разрезе. Автор знакомит читателя с основными вехами жизненного пути Лелевеля - с детства до смерти в госпитале в Париже. Естественно, что Ж. Корманова подробно останавливается на роли Лелевеля в ноябрьском восстании 1831 г., на его общественно-политических взглядах и философско-историческом мировоззрении. Ж. Корманова оканчивает своё исследование интересной главой "Мы и Лелевель".

 

Её исследование даёт следующие основные даты жизни Лелевеля, его деятельности. Родился он 23 марта 1786 г.; в 1803 г. Лелевель - студент только что открытого Виленского университета; с 1808 г. - преподаватель известного Кременецкого лицея, основанного видным учёным и общественным деятелем Тадеушем Чацким. Впрочем, Лелевель недолго оставался в лицее. В 1810 г. он снова в Варшаве. С 1816 по 1818 г. он занимает кафедру в Виленском университете, а с 1818 по 1821 г. он опять в Варшаве. Увенчанный докторской степенью Краковского университета, Лелевель вернулся в Виленский университет, из которого был удалён сенатором Новосельцевым, как политически неблагонадёжный профессор (1821 - 1824). Вернувшись в Варшаву, Лелевель с 1824 по 1831 г. остаётся в ней до конца восстания, занимая должность помощника главного библиотекаря университета. Во время революции 1830 - 1831 гг. Лелевель - председатель Патриотического клуба и член национального правительства. Вынужденный стать эмигрантом, Лелевель сначала поселился в Париже, откуда был затем удален французским правительством. После скитания по разным городам Франции Лелевель пешком отправляется в Брюссель, где и живёт до мая 1861 года. Привезённый больным в Париж, Лелевель умер 29 мая 1861 года.

 

В Париже Лелевель был организатором "Временного комитета эмиграции", а с 15 декабря 1831 г. - председателем национального польского комитета. После изгнания из Франции (1832) Лелевель - организатор группы "Объединение польской эмиграции", слившейся в 1846 г. с "Демократическим обществом". В 1842 г. комитет "Объединения" принял следующую программу Лелевеля: отмена крепостных отношений и освобождение народа; уничтожение барщины и повсеместное, наделение крестьян землёй; полная свобода совести, фактическое равноправие всех религий как христианской, так и нехристианской; всеобщее государственное, национальное и бесплатное обучение: для детей несостоятельных родителей.

 

Лелевель был связан с конспиративными организациями французской республиканской оппозиции. Он принимал участие в помощи партизанам Заливского и помогал и отправке Шимона Конарского в королевство. Лелевель был связан с "Молодой Италией", "Молодой Польшей" в Швейцарии. В феврале 1848 г. Лелевель встретился с М. Бакуниным как представителем русских революционеров. Тогда же Лелевель встретился и с Марксом и Энгельсом. Лелевель - один из основателей "Международного демократического общества". Вместе с "Союзом коммунистов" Лелевель 22 февраля 1848 г. организовал митинг, посвященный второй годовщине краковской революции. Здесь мы должны отметить ошибку нашего автора, полагающего, что "Коммунистический манифест" был подписан Лелевелем, хотя он сам об этом нигде не вспоминает. Как известно, "Коммунистический манифест" никем, кроме Маркса и Энгельса, не подписывался, к, следовательно, нет никаких

 

 

3 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. V, стр. 265.

 
стр. 137

 

оснований упоминать о подписи Лелевеля под манифестом. Автор имеет в виду, очевидно, одобрение идей манифеста Лелевелем на митинге в Брюсселе в феврале 1848 г., о чём действительно упоминал Марко в своём приветствии женевскому собранию польских демократов в 1883 году.

 

Лелевель - величайший учёный, произведения которого были изданы в 22 томах. Его научно-исследовательская деятельность началась ещё на университетской скамье. В 1809 г. им была написана "Гисторика", изданная в Вильно в 1815 году. Научное его творчество крайне разнообразно, хотя в период эмиграции он долгое время был лишён возможности заниматься историей своего народа, так как копии архивных документов, выписки из них и вся библиотека остались в Варшаве, и только впоследствии весь архив и библиотека были перевезены в Брюссель. С периодом эмиграции была связана публикация таких замечательных трудов Лелевеля, как "Средневековая нумизматика" (1835), "Средневековая география" (1852 - 1857). Лелевель дал новую периодизацию истории Польши, общепринятую в польской исторической науке вплоть до укрепления влияния позитивной краковской исторической школы.

 

Лелевель - представитель романтического направления в польской историографии, распространившегося под влиянием "консервативной" революции 1830 - 1831 годов. В истории Польши Лелевель отмечает четыре периода: "первых Пястов", "Польши раздробленной", "Польши цветущей (от Казимира Великого до Вазов)" и "Польши гадающей". Основную причину упадка Польши Лелевель видел в уничтожение "шляхетского земевладства аристократией", тогда как основатель новой польской исторической науки, Адам Нарушевич, объяснял упадок Польши внешними условиями. Конечно, наблюдения Лелевеля были значительным шагом вперёд но сравнению с внешними факторами Адама Нарушевича. Но периодизация польской истории Лелевеля не могла удержаться в науке: она была искусственной и надуманной и не отвечала конкретному материалу. Эта периодизация была лишь отражением демократических взглядов Лелевеля, объяснения которых он искал в истории Польши.

 

Лелевель оставил большое научное наследство, с которым необходимо считаться исследователям как истерии польского народа, так и всемирной историй. Наблюдения Лелевеля относительно этногенеза славян представляют значительный интерес.

 

Жанна Корманова справедливо отмечает, что новой, демократической Польше Лелевель должен быть близким и дорогим. Новая, демократическая Польша осуществляет то, что было основой всего революционного мировоззрения Лелевеля, боровшегося за независимость Польши и социальную справедливость.

 

Книга Жанны Кормановой - выдающееся явление в молодой польской, марксистской историографии. Жанна Корманова начала свою научную деятельность в тяжёлые годы польской фашистской реакции. В новой, демократической Польше перед нею открыты все возможности обогатить новыми, марксистскими трудами историческую науку.

 

Акад. В. Пичета

Опубликовано на Порталусе 21 сентября 2015 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама