Рейтинг
Порталус

ЗВЕЗДНАЯ ГОСТИНАЯ. Александр Розенбаум: "Мы все корабли"

Дата публикации: 02 октября 2015
Автор(ы): Петр ХЛЕСТАКОВ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: МЕМУАРЫ, ЖИЗНЕОПИСАНИЯ
Номер публикации: №1443771392


Петр ХЛЕСТАКОВ, (c)

На фото: ЗВЕЗДНАЯ ГОСТИНАЯ. Александр Розенбаум: "Мы все корабли", автор: admin

Море любят все! В истинности этого утверждения мы еще раз убедились, побывав в гостях у Александра Розенбаума. Стоило только заикнуться: "Море, человек, корабль - вечные темы", как Александр Яковлевич тут же подхватил разговор.

- Море - это стихия, которая требует мужества. Для жизни в ней необходимы качества, которые не всем присущи.

Корабль - не только средство преодоления этой стихии, но и безоговорочное единство команды, которая должна реагировать одним движением, одним дыханием, независимо от того, сколько человек на корабле - два или двести. Поэтому четкие, наиболее живучие даже в наше трудное время традиции сохраняются именно на флоте. Не потому, что моряки лучше: просто они поставлены жизнью в другие условия. Даже самое большое и безопасное судно может оказаться щепкой в океанской стихии. Поэтому люди, посвятившие себя морю, - особые люди.

- В песне "Корабль конвоя" корабль у вас чувствует и мыслит, будто человек. Александр Яковлевич, как родился такой яркий и сочный образ?

- Возможно, я обладаю талантом перевоплощения: могу чувствовать себя столешницей, которой больно, когда по ней стучит дубовый начальник. Все дело в том, как ты переживаешь за что-то.

Наверняка здесь сказалось и влияние Высоцкого, который наделял многие вещи человеческими качествами. Помните "Як - истребитель"?.. У меня это был этап роста, я искал свое лицо, но не собирался подражать. Я считаю, что песня получилась, если бы я делал концерт "Мой Высоцкий", то обязательно включил бы ее.

Мы все - корабли, идем по этой жизни, борясь со стихией, рвем сухожилия...

- А с чем у вас ассоциируется слово "капитан"?

- Капитан - это прежде всего хозяин. Возможно, каждый в чем-то капитан, будь он моторист или матрос. Человек и корабль - сложный организм. Голова ставит задачу, глаза определяют курс, уши - локаторы, мышцы отрабатывают команды. Существование человека в окружающем мире - плавание через большую стихию, через штормы и штили, волны и водовороты. И чтобы все это преодолеть, надо быть и капитаном, и штурманом, и матросом.

- Ваш "Флагманский марш" полон гордости за отечественный военный флот. Нынче и Россия, и ее ВМФ переживают, мягко говоря, далеко не лучшие времена. Что думаете об этом?

- Несмотря на горькие и обидные потери, моряки держатся. Флот был, есть и, вне всякого сомнения, будет. Но хотелось бы заострить внимание на личности моряка. В училища приходят наши дети. Я не считаю их хуже, чем мы были когда-то. Просто у них другие ценности, и сегодня им явно не хватает патриотизма. Не красного, коммунистического или еще какого-то, не надо бить себя в грудь и кричать: "Я гражданин такой-то страны". Но здоровый патриотизм должен присутствовать, и моряк должен быть патриотом.

Обидно не то, что нас не боятся - нас не уважают. У людей пропадает чувство гордости за страну. И флота это касается в первую очередь. Сегодня человеческий фактор важнее в миллион раз, чем новая атомная лодка или суперкрейсер. Иногда я встречаю выпускников военных училищ, абсолютно не понимающих, какой стране и во имя чего они служат. Идут служить за харчи, зарплату. Это тоже хорошо: нужно иметь полный желудок, достаточно денег для нормальной жизни. Но у моряка прежде всего должно быть чувство Родины и гордости за нее. А Родина сегодня нечасто дает повод гордиться собой. И это для меня наиболее болезненно.

- Вы член клуба моряков-подводников. Что вас связывает с моряками?

- Определенное флотское чувство, прошлое и будущее. Я вообще свой среди моряков и горжусь званием подполковника медицинской службы ВМФ запаса: оно не куплено, и его никто не отменял. Я, наверное, один такой среди артистов. Моряки знают, что я горжусь своим кителем, знают, что я всегда им помогу, перегрызу за них глотку. Я никогда не ходил на подводных лодках, недолго служил на большом противолодочном корабле. Не хочу обидеть других, но подводникам достается больше всех. Их условия труда намного сложнее, особенно на старых дизельных лодках. И, наверное, подводники - наиболее романтизированные среди моряков.

- За границей, поражают гавани, заполненные частными судами. А что же у нас?

- У меня множество приятелей среди моряков, яхтсменов. Много раз ходил на яхтах. Уверен, скоро народ заживет лучше, и личный флот будет расти. Ведь что бы там ни вопили, совершенно определенно, что сейчас значительно увеличилось количество личного автотранспорта. В моем дворе за последние 5 лет все, кто хотел, имеют машины. Мы в свое время не могли себе этого позволить: на машину надо было работать всю сознательную жизнь. Значит, следующим шагом людей, которые живут близко к воде или без воды жить не могут, будет покупка яхты. Яхтинг, вне всякого сомнения, будет развиваться. Многое зависит от руководства города - надо выделить гавани, причалы и отдать их людям. Радует, что появились даже частные яхтенные школы наподобие Московской яхтенной - http://go-og.ru/. Раньше, в Советском Союзе такое было просто невозможно!

- Если сравнить вашу работу с плаванием, как она протекает?

- Я иду своим курсом, никуда не сворачиваю. Артиллерия моя работает отлично, отбиваюсь, все БЧ в полном порядке. Мой корабль в полном здравии, хотя определенные детали требуют ремонта в силу возраста корабля. Он не старый и может идти, но профилактический ремонт в доке необходим...

- Среди наших читателей много моряков...

- Всем им - семь футов под килем! С Днем флота вас, моряки!

Опубликовано на Порталусе 02 октября 2015 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): Александр Розенбаум



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама