Рейтинг
Порталус

"ДЫМОВСКОЕ ДЕЛО": МНИМОЕ И РЕАЛЬНОЕ

Дата публикации: 14 ноября 2015
Автор(ы): А. Т. КАПУСТЯН
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: МЕМУАРЫ, ЖИЗНЕОПИСАНИЯ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1447533414


А. Т. КАПУСТЯН, (c)

Время перестройки заставило по-новому взглянуть на многие страницы нашей истории, очистить представления о них от заблуждений и неправильного толкования. К числу таких страниц принадлежит и "Дымовское дело". Речь идет об убийстве в с. Дымовка Николаевского округа Одесской губ. 28 марта 1924 г. Григория Малиновского, совершенном якобы шайкой преступных элементов, находившихся под влиянием кулаков.

В Одессе состоялся суд над "виновными" в убийстве "селькора". 24 октября 1924 г. губернский суд приговорил к расстрелу К. П. Попандопуло, члена РКП(б), уполномоченного партийной ячейки по с. Дымовка, М. Тулюпу, председателя комитета незаможных селян, Стецюка - участкового милиционера. Приговор был приведен в исполнение. Другие "участники" убийства были приговорены к лишению свободы на сроки от 1 до 5 лет - К. К. Попандопуло (сын), секретарь комсомольской ячейки, Л. К. Постолатий, кандидат в члены РКП(б), член сельского Совета, М. А. Талпа, кандидат в члены РКП(б), Ф. П. Иванов, кандидат в члены РКП(б), председатель сельского Совета. Осуждены были также на различные сроки лишения свободы А. Малиновский и его родственники Сименович и Веселовский. Тут же последовало переименование с. Дымовки в Малиновку. Позже Г. Малиновскому в этом селе был поставлен бюст.

Судебный процесс, принявший политический оборот, широко освещался в печати корреспондентом "Правды" Л. Сосновским, выступившим на суде в роли общественного обвинителя. Благодаря этому события в Дымовке привлекли внимание широкой советской общественности. Политическому значению происшедшего в Дымовке было посвящено постановление ЦК и ЦКК РКП(б) "О событиях в Дымовке, в связи с убийством селькора Малиновского" (февраль, 1925 г.)1 , надолго определившее оценки этого дела в работах историков.

Принятые столь жесткие решения и одиозность фигуры самого Г. Малиновского с самого начала этой истории говорили о тенденциозности в подходе к делу. Об этом свидетельствовали неоднозначная оценка событий членами специально созданной по этому делу комиссии ЦК и ЦКК РКП(б), возглавляемой Н. И. Подвойским, в целом не сумевшей объективно разобраться в существе дела, различные мнения ее участников по поводу позиции, занимаемой в этом деле Сосновским, и особенно речь Сталина "О "Дымовке" на заседании Оргбюро ЦК РКП(б) 26 января 1925 г., категоричный тон которой отметал все сомнения: "Обвинения против Сосновского, выдвинутые комиссией или отдельными товарищами, неправильны,.. - утверждал Сталин. - Наоборот, я хотел бы отметить, что здесь имеется заслуга Сосновского... Заслугу "Правды", заслугу Сосновского, заслугу Демьяна Бедного, - то, что у них хватило мужества вытащить кусок живой жизни и показать всей стране, - эту заслугу обязательно нужно отметить. Об этом надо говорить, а не о том, что они перегнули палку. Говорят, что Сосновский перегнул палку, но в таких случаях, когда есть общий уклон в сторону официальности, между тем как язвы все-таки кроются где-то там и портят всю работу, в таких случаях перегнуть палку следует. Обязательно следует Это неизбежно. От этого ничего, кроме плюса, не будет. Конечно, кой-кого обидишь, но дело от этого выиграет. А без некоторой обиды в отношении отдельных лиц мы дела не поправим"2 .

Вплоть до 1968 г. в различные партийные и государственные инстанции, в органы суда и прокуратуры поступали жалобы пострадавших, их родственников, партийных и советских работников, очевидцев с просьбами о пересмотре этого дела. В 1968 г. в ЦК КП Украины обратилась с заявлением Е. Л. Постолатий, в котором содержалась просьба разобраться в "Дымовском деле". ЦК КП Украины принял решение проверить по существу это заявление, поручив разбирательство дела Парткомиссии при ЦК КП Украины3 .

Дальнейшая проверка в 1968 - 1969 гг. Парткомиссией при ЦК КП Украины и расследование Прокуратуры УССР установили, что случай братоубийства (Григо-


1 Известия ЦК РКП(б), 9.II.1925, N 6 (81), с. 3.

2 Сталин И. В. Соч. Т. 7, с. 19 - 20.

3 Партийный архив Николаевского обкома КП Украины (ПАНО), ф. 9, оп. 2, д. 44, л. 14.

стр. 186


рия Малиновского застрелил за издевательства младший брат Андрей при пособничестве родственников Сименовича и Веселовского) был использован для расправы над сельскими активистами4 . Выяснилось, что Г. Малиновский принимал участие в бандах Петлюры и Григорьева, вербовал туда односельчан. Несмотря на это, ему в 1920 г. удалось вступить в партию, проникнуть в советский аппарат. Впоследствии он занимался частнопредпринимательской деятельностью - за что и был исключен из партии. В трудное время он спекулировал зерном и рыбой. Селькоровская его деятельность не подтвердилась. Одна из его якобы заметок в процессе следствия была подредактирована, под ней поставлена его подпись. В таком сфальсифицированном виде газета с заметкой была специально отпечатана и размножена и фигурировала в качестве главного доказательства его участия в селькоровской деятельности. Подлинная же газета была без его подписи5 .

В середине 20-х годов Дымовка была на Николаевщине в числе передовых сел. Многие ее жители принимали участие в борьбе с различными бандами, хорошо была организована беднота, около 600 сельских активистов объединял комитет незаможных селян. Лучшие земли кулаков были, выделены в особый клин для бедноты. Но это вызывало недовольство у зажиточной части селян. Они настраивали крестьян против тех, кто их раскулачивал.

В этой обстановке 28 марта 1924 г. происходит убийство Г. Малиновского. Особого значения этому случаю тогда не придали, ведь пострадавшего никто не считал селькором. Более двух месяцев убийца был неизвестен. Незадолго до этого на Г. Малиновского было заведено дело о нанесении им младшему брату побоев. В мае в Дымовку прибыл прокурор Николаевского округа Идин для проверки этого заявления (о причастности сельских активистов к убийству тогда не было и речи).

Выступая на сельском сходе, прокурор в оскорбительном тоне отозвался о работе сельсовета и его руководителях. Речь шла о праве сельского Совета объявлять трудгужповинность. После этого коммунисты Дымовки и Новой Одессы обратились в Николаевский окружком партии с жалобой на прокурора. Комиссия, созданная по проверке этой жалобы, признала действия прокурора неправильными. Окружком партии указал ему на это6 . Ущемление самолюбия Идина сыграло впоследствии роковую роль.

20 июня в прокуратуру округа является с повинной А. Малиновский и заявляет, что он убил брата, отомстив ему за издевательства. Идин решил использовать это в своих корыстных целях. Заключив А. Малиновского под стражу, прокурор, как выяснилось в ходе разбирательства в 1968 - 1969 гг., начал добиваться показаний и о других участниках убийства. Сначала А. Малиновский отказывался давать такие показания, но под угрозой подписал сфальсифицированный протокол допроса, в котором указывалось на причастность к убийству сельских активистов. Затем последовал арест Сименовича, снабдившего А. Малиновского обрезом. Прибегая к угрозам и запугиванию со стороны кулаков, шантажу и обещанию скорого освобождения, следователям удалось склонить Сименовича к даче ложных показаний. Впоследствии он их менял 30 раз7 .

На основе этих показаний в центральной печати в конце июня 1924 г. публикуется сообщение об убийстве селькора Г. Малиновского и причастности к этому местных властей. Тут же берутся под стражу отец и сын Попандопуло, Тулюпа, Талпа, Постолатий. В ходе подготовки дела прокуратурой бюро Новоодесского райкома партии 5 августа обсудило вопрос об арестованных коммунистах и на всех утвердило положительные характеристики. В решении бюро, в частности, говорилось: "Райком просит окружной партийный комитет обратить внимание на ход следствия по делу Малиновского, ввиду того, что в районе заметно противоположное настроение... Эти мнения выражаются в большинстве своем со стороны беднейшего крестьянства. Кулаки этот факт используют в своих целях. Дается ложное положение дел в редакцию газ. "Красный Николаев", а редакция с этим не разобралась к дает материалы в газету"8 .

Особая роль в фальсификации "Дымовского дела" принадлежала Сосновскому. В его публикациях высказывались различные домыслы, всячески очернялись не только активисты Дымовки, но и весь советский аппарат на местах. Эти публикации и определили политическую линию судебного процесса. А тем временем биография Г. Малиновского обрастала различными сведениями о его мнимых заслугах.

О тенденциозности в подготовке процесса говорит и такой факт: за месяц до начала суда был освобожден ранее осужденный поп Алейников, который вместе с другими лжесвидетелями выступил на суде, хотя об обстоятельствах убийства он, как и другие, ничего не ведал В ходе следствия и самого процесса в ранг истинного друга Г. Малиновского был возведен некий Добровольский, который, как выяснилось впоследствии, был другом "селькора" по участию в бандах. Г. Малиновский был представлен общественности рачителем правды и носителем свободы. Добровольскому кроме того было поручено подобрать и выставить в суде свидетелей для дачи нужных его организаторам показаний. Те же, кто пытался представить суду истинную суть дела были заключены под стражу. В ходе процесса никто из обвиняемых партийных и советских активистов не признал за собой вины.

Мучительно длительным оказался путь


4 Там же, л. 18.

5 Там же, лл. 16, 23.

6 Там же, л. 19.

7 Там же, л. 20.

8 Там же.

стр. 187


к правде. Не всем очевидцам надругательства над честными людьми удалось дожить до 1970 года. Опираясь на материалы партийной проверки, произведенной аппаратом ЦК КП Украины, Прокуратура Украинской ССР провела расследование "Дымовского дела" и пришла к выводу о незаконном осуждении активистов села. В мае 1969 г. прокуратура опротестовала приговор Одесского губернского суда от 25 октября 1924 года9 . Он был отменен Пленумом Верховного Суда УССР 26 сентября 1969 года. Дело было прекращено за отсутствием в действиях осужденных состава преступления. В отношении А. Малиновского и его родственников Сименовича и Веселовского Верховный суд оставил избранную меру наказания, но переквалифицировал преступление, не усмотрев в нем наличия политических мотивов убийства. На основании этих материалов ЦК КП Украины принял 30 января 1970 г. постановления о партийной реабилитации Попандопуло К. П. (посмертно). Постолатия Л. К. (посмертно), Талпы М. А., Иванова Ф. П.10 . По просьбе жителей с. Малиновка Указом Президиума Верховного Совета УССР от 15 апреля 1970 г. оно было переименовано в с. Подлесное11 .

Тем не менее в то. время итога, судебной и партийной реабилитации не стали, достоянием гласности. Правда, на собрании актива Новоодесского района Николаевской обл. 27 марта 1970 г. была заслушана информация председателя Парткомиссии при ЦК. КП Украины И. С. Грушецкого по поводу "Дымовского дела"12 . Но тут же последовало указание: "Без широкой огласки в печати, в спокойной обстановке, особенно в школах, в сети партийного просвещения на основании решений ЦК КП Украины и содержания вопроса "Дымовского дела" доносить до населения все эти вопросы в том подлинном свете, как они выглядят на основе материалов и проверки по этому вопросу". Перекрытие каналов для широкой огласки истины с официальной точки зрения того времени с его показухой объяснялось опасением нападок наших идеологических противников13 . Широкого разъяснения сути дела на местах не последовало. Поэтому среди местного населения сохраняются различные домыслы по поводу "Дымовского дела" и виновников случившегося. Тем самым подрывается вера людей в социальную справедливость.


9 Там же, л. 24.

10 ЦПА ИМЛ при ЦК КПСС, ф. 17, оп. 106, д. 2010, л. 19; ПАНО, ф. 9, оп. 2, д. 44, л. 24.

11 Государственный архив Николаевской области, ф. 3520, оп. 1, д. 317, л. 15.

12 ПАНО, ф. 9, оп. 2, д. 44.

13 Там же, л. 25.

Опубликовано на Порталусе 14 ноября 2015 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама