Рейтинг
Порталус

М. ГОРЬКИЙ В ПЕРВОЙ РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

Дата публикации: 05 января 2016
Автор(ы): И. С. НОВИЧ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: МЕМУАРЫ, ЖИЗНЕОПИСАНИЯ
Источник: (c) Вопросы истории, № 9, Сентябрь 1954, C. 48-60
Номер публикации: №1451989436


И. С. НОВИЧ, (c)

Великий пролетарский писатель М. Горький был не только свидетелем, но и активным участником бурных событий первой русской революции. Возглавив демократические литературные силы, широко развернув кипучую общественную и литературную деятельность, Горький вместе со всем народом боролся за светлое будущее своей Родины.

 

В 1905 - 1907 гг. Горький создал ряд выдающихся произведений художественной прозы и драматургии. Их анализ не входит в задачу данной статьи, цель которой - охарактеризовать непосредственное участие Горького в событиях революции 1905 года, его отношение к ним, как оно выражено главным образом в публицистических выступлениях писателя и в его общественной деятельности того времени.

 

Пристально следил Горький за политической жизнью в стране накануне революции. Как сообщила нам Е. П. Пешкова (на основании писем М. Горького к ней), писатель радостно отмечал факты волнений на заводах и в деревне, усиление активности революционных организаций. С негодованием говорил Горький о трусости буржуазных либералов, зная истинную цену шумихи, поднятой ими вокруг мнимых реформ и конституционных проектов, и указывал на то, что реформы, проводимые сверху, царским самодержавием, не бывают устойчивыми. Горький знал, что коренные изменения действительности может осуществить только масса народа. Он глубоко верил в ее великую преобразующую силу.

 

Очень остро переживал Горький ход русско-японской войны 1904 - 1905 годов. Гневно отзывался он о казенно-правительственном восхвалении этой войны, вскрывшей всю гнилость и преступность самодержавия. Война, по словам Горького, открыла глаза народу на царское правительство, воочию показала ненависть масс к самодержавию. И Горький надеялся, что эта "внешняя война обострит внутреннюю".

 

Огромное влияние на Горького оказали события 9 января. Сразу оценив всю важность происшедшего, Горький писал о настоящем сражении между рабочими и царскими войсками 9 января, о героизме рабочих в этом сражении, о росте политической активности народных масс, о том, что престиж царя в массах убит. До глубины души возмущенный тем, что царское правительство и официальная печать объявили январские волнения "смутой", Горький заявлял: это не смута, а начало больших исторических событий, в которых история кровью перекрашивается в новые цвета (сообщение Е. П. Пешковой).

 

Как видно из показаний Горького на полицейском допросе1 , к писателю незадолго до 9 января являлись какие-то лица, очевидно, направляемые к нему организаторами шествия, чтобы привлечь его к своей затее. Приходившие к нему люди были преимущественно рабочие; они рассказывали ему о намерении идти к царю с ходатайством об улучшении их экономического положения. "О политических требованиях не было речи, - отмечал Горький. - Я пробовал указывать им на неразум-

 

 

1 См. "Революционный путь Горького". По материалам департамента полиции. Центрархив. ГИХЛ. 1933, стр. 86 - 91.

 
стр. 48

 

ность и неосновательность их намерения..."2 . У Горького, следовательно, сразу же сложилось резко отрицательное отношение к замыслу шествия.

 

Горький участвовал в известной депутации общественных деятелей к председателю совета министров и министру внутренних дел 8 января 1905 года. Впоследствии писатель рассказывал, что он "чувствовал себя не на своем месте в этой депутации"3 . В сущности, это посещение министров общественными деятелями (если отвлечься от участия Горького в депутации) было либеральным шагом, как и банкеты, на которых принимались петиции к царю и правительству. В. И. Ленин потому обратил внимание на эту депутацию, что даже такой либеральный акт вызвал против его участников гонения со стороны властей. Ленин рассматривал эту депутацию лишь как показатель политических настроений общества и "властей и иронически цитировал сообщение корреспондента газеты "Daily Telegraph", в котором собрание, избиравшее 8 января депутацию к министрам, было названо "якобинским клубом". Этот "якобинский клуб" Ленин характеризовал как собрание либералов, "просивших... Мирского и Ко не проливать крови"4 .

 

В своем обращении ко "Всем русским гражданам и общественному мнению европейских государств" Горький, изложив историю бесплодного посещения министров и ход событий 9 января, призывал всех граждан к "немедленной, упорной и дружной борьбе с самодержавием". В обращении говорилось: "...поведение по отношению к манифестантам-рабочим мы, по совести, не можем назвать иначе, как предумышленным избиением... мы... перед лицом всех русских граждан и перед лицом европейского общественного мнения обвиняем министра внутренних дел Святополк-Мирского в предумышленном, не вызванном положением дела и бессмысленном убийстве множества русских граждан.

 

А так как Николай Второй был осведомлен о характере рабочего движения и о миролюбивых намерениях его бывших подданных, безвинно убитых солдатами, и, зная это, допустил избиение их, - мы и его обвиняем в убийстве мирных людей..."5 .

 

На состоявшемся вечером 9 января собрании интеллигенции в Вольно-экономическом обществе было принято воззвание "К офицерам", обошедшее затем прессу как своеобразный отчет депутации 8 января. Авторство этого воззвания приписывали Горькому, но это было лишено основания. Воззвание весьма существенно отличается от горьковского обращения, оно не содержало самого важного - призыва к революционной борьбе с самодержавием. В некоторых подпольных революционных листовках, выпущенных после событий 9 января, указывалось, что "теперь и писатели стоят на стороне рабочих"6 . Можно не сомневаться, что авторы имели в виду прежде всего Горького. Примечательно, что распространявшаяся в январе 1905 г. листовка "Он прощает"7 , заклеймившая речь царя к рабочим на инсценированном полицией приеме "депутатов от рабочих" 19 января, была кем-то подписана "Максим Горький", хотя горьковское авторство в данном случае более чем проблематично. Не говоря уже о негорьковском стиле этой листовки, непричастность к ней Горького подтверждается тем, что он в это время находился в заточении в Петропавловской крепости.

 

11 января 1905 г. Горький был арестован; ему было предъявлено обвинение в "государственном преступлении". В литературе это обвинение обычно связывается лишь с горьковским авторством обращения ко "Всем

 

 

2 См. там же, стр. 88.

 

3 М. Горький. Савва Морозов. Журнал "Октябрь". 1941. N 6, стр. 12.

 

4 "Ленинский сборник". XXVI, стр. 252.

 

5 М. Горький. Соч. Т. 23. М. 1953, стр. 335 - 336.

 

6 Листовка Нижегородского комитета РСДРП.

 

7 Институт Маркса - Энгельса - Ленина - Сталина при ЦК КПСС. Фонд листовок.

 
стр. 49

 

русским гражданам и общественному мнению европейских государств". Однако дело было не только, а пожалуй, и не столько в этом. 11 января были арестованы все лица, участвовавшие в депутации 8 января (за исключением К. Арсеньева). Горький был арестован в той же связи, что и остальные члены депутации, которую обвиняли... в создании революционного комитета, составленного "из представителей всех действующих в империи противоправительственных фракций"8 . Этот комитет будто бы должен был руководить подпольными организациями, действовавшими в целях "ниспровержения самодержавной власти", "возбуждения стачек и беспорядков" и т. д. Это обвинение было, конечно, более серьезно, чем авторство не увидевшего света обращения ко "Всем русским гражданам...". Обвинение Горького в написании обращения возникло уже после ареста, в связи с тем, что у одного из арестованных (К. Кедрина) был найден текст обращения.

 

Никакого революционного комитета из представителей всех противоправительственных фракций и течений не существовало. Это была полицейская выдумка. В. И. Ленин отнесся резко отрицательно к слухам об этом революционном комитете, который якобы должен был образовать временное правительство. По поводу сообщения английской газеты "Daily Telegraph" о "Временном правительстве" Ленин заметил, что "известие это должно служить больше показателем настроения, чем передачей факта"9 . Насчет временного правительства Левин приводит выдержку из "Frankfurter Zeitung": "глупо", "потому что таких людей, как Кареев, Анненский, Арсеньев, нельзя было бы склонить к этому", от себя Левин добавляет: "Франкфуртская Газета держалась скептически. Ее выводы интересны!!"10 .

 

14 января Петербургский комитет РСДРП в листовках о происходящих событиях сообщал об аресте Горького, как вопиющем факте правительственных насилий11 . В. И. Ленин писал в те дни, что в пользу Горького "за границей началась энергичная кампания..."12 . В ряде стран прозвучали протесты общественности против ареста Горького. С этими протестами было связано и создание во Франции "Общества друзей русского народа и присоединенных к России народов", в которое вошел такой видный деятель французской культуры, как Анатоль Франс. Но, как видно из донесений русских посланников за границей в министерство иностранных дел, документы общественных организаций Франции, Италии, Бельгии, Германии в защиту Горького, с которыми организации эти обращались к правителям своих стран, отклонялись буржуазными правительствами13 .

 

Высоко поднялась в самой России волна протестов против преследований Горького. В театрах во время представления горьковских пьес устраивались демонстрации против произвола самодержавия, в защиту писателя. Рабочие трех крупных петербургских предприятий - Обуховского завода, Семянниковского судостроительного завода и Резиновой мануфактуры - обсуждали вопрос об аресте Горького и "на основании того, что он - писатель, вышедший из рабочей среды, нашли необходимым... выставить в числе требований, предъявленных правительству, также и требование об освобождении арестованного писателя, любимого и уважаемого народом"14 ; так говорилось в этом замечательном постановлении, кстати говоря, совершенно упущенном биографами писателя.

 

По поводу своего "дела" Горький писал в феврале 1905 г., что он

 

 

8 "Революционный путь Горького", стр. 84.

 

9 "Ленинский сборник". XXVI, стр. 145.

 

10 Там же, стр. 261.

 

11 См. "Листовки петербургских большевиков". Т. I. Госполитиздат. 1939, стр. 168 и 171.

 

12 В. И. Ленин. Соч. Т. 8, стр. 112.

 

13 См. "Красный архив". Т. 2 (9), 1925, стр. 37 - 40.

 

14 Цит. по "Освобождению", 1905, N 67.

 
стр. 50

 

хочет, чтобы состоялся публичный суд, на котором он намерен открыто заявить, почему он является революционером и в чем его "преступления" против "существующего порядка избиения мирных и безоружных жителей" (письмо к К. Пятницкому)15 . Суд не состоялся. Горький вскоре был освобожден из крепости. Но лишь в начале ноября 1905 г. "следствие по сему делу" дальнейшим производством было прекращено. Власти вынуждены были освободить Горького под влиянием развивавшегося в стране революционного движения.

 

К событиям 9 января Горький часто обращался в своем творчестве ("Русский царь", "9-е января", "Жизнь Клима Самгина" и другие). Лишь недавно найдена хранящаяся ныне в архиве писателя рукопись (еще не опубликована) очерка "Гапон", написанного Горьким в апреле 1906 года. Характеризуя гнусные зубатовские провокационные действия в рабочей среде, писатель называл авантюриста в рясе Гапона "человеком случая".

 

*

 

"Борьба идет не на жизнь, а на смерть, - писал Ленин в 1905 г., - борьба между старой Россией рабства, крепостничества, самодержавия и новой, молодой, народной Россией, Россией трудящихся масс, которые рвутся к свету и свободе, чтобы затем начать еще и еще борьбу за полное освобождение человечества от всякого гнета и всякой эксплуатации"16 . Горький радостно отмечал тогда, что "огонь смелой и свободной мысли" разгорается все ярче, сильнее, "вспыхивает повсюду и жаждет слиться в одно мощное, радостное пламя, в бурный вихрь протеста всех разумных и честных людей против насилия над ними..."17 .

 

Горький пристально следил за ходом разгоравшейся революционной борьбы, за ростом новых людей - борцов революции - и связывал с их деятельностью надежды на переустройство страны. Он решительно выступал против царских властей, стремившихся разгромить революционное движение, рассказывал через иностранную печать мировому общественному мнению о борьбе народов России за свободу. Горький внимательно читал большевистские издания.

 

Большевистская газета "Вперед" отмечала факты участия Горького в революционных событиях и обличала преследования писателя властями и всей реакцией. Газета с возмущением сообщала, что реакционеры, ворвавшись в помещение, занимаемое секретарем рабочего союза, разорвали там портрет Горького18 . В одной из записей В. И. Ленин отмечал факт полицейского запрещения собрания, где Горький хотел читать свою пьесу "Дети Солнца"19 , которую написал в Петропавловской крепости.

 

Из переписки писателя видно, как внимательно следил он за революционным брожением в армии и во флоте. В связи с восстанием на броненосце "Потемкин" Горький обратился к очевидцам с просьбой сообщить ему подробности о действиях "Потемкина" и о репрессиях против восставших матросов. "Много перебито народа? - с тревогой спрашивает писатель. - Очень прошу - напишите все, что знаете"20 .

 

Когда вся страна взволновалась кровавыми погромами в Баку и Эривани, писатель откликнулся на них статьей "О кавказских событиях". Горький поставил бакинские события в связь с аналогичными провокациями царизма по всей стране: "...везде видна гнусная работа кучки людей, обезумевших от страха потерять свою власть над страной, - людей, которые стремятся залить кровью ярко вспыхнувший огонь сознания народом своего права быть строителем форм жизни"21 .

 

 

15 См. "Ленинградская правда", 16 марта 1927 года.

 

16 В. И. Ленин Соч. Т. 9, стр. 181.

 

17 М. Горький. Соч. Т. 23, стр. 338.

 

18 "Вперед", N 16, 1905 год.

 

19 "Ленинский сборник". XVI, стр. 208.

 

20 "М. Горький. Материалы и исследования". Т. II. Изд. АН СССР 1936 стр. 324.

 

21 М. Горький. Соч. Т. 23, стр. 337.

 
стр. 51

 

Огромное впечатление произвела на писателя октябрьская всеобщая политическая стачка как новая форма борьбы рабочего класса. Он говорил о ней, как о большом шаге вперед, который сделало русское рабочее движение в дни революции. О пресловутом царском манифесте 17 октября Горький писал: "Манифест 17 октября был вырван у правительства силою пролетариата. Этот акт не был милостью народу, это было его завоевание". И далее: "...сейчас же после опубликования манифеста губернаторами и некоторыми высшими чинами был составлен заговор против народа..."22 . Как видно из материалов архива писателя, тогда же Горький задумал написать сатирическую сцену "Конституция"23 , действующими лицами которой должны были быть: "Конституция" - неопределенное, потрепанное существо, Витте, Дурново, реакционная газета "Московские ведомости", либеральная газета "Русские ведомости", монархисты, мещане, бастующие и борющиеся пролетарии.

 

В ходе революции 1905 г. Горький активно помогал большевистской партии в издании ее литературы. Очень значительна была помощь Горького и в создании первой легальной большевистской газеты "Новая жизнь" осенью 1905 года. В начале ноября во главе редакции "Новой жизни" стал прибывший из эмиграции В. И. Ленин, вскоре напечатавший на ее страницах свою знаменитую статью "Партийная организация и партийная литература". Будучи важнейшим партийным документом, она четко и ярко определила линию партии в вопросах литературы.

 

Горький называл большевистскую "Новую жизнь" "нашей газетой". Он вел ее литературный отдел, печатал в газете свои художественно-публицистические произведения ("Заметки о мещанстве", очерк "По поводу"). След литературного влияния Горького и его редакторской руки можно увидеть на ряде материалов газеты.

 

В нескольких номерах газеты "Новая жизнь" под инициалами "А" и "А. П." была напечатана серия публицистических заметок "Впечатления": отклики на актуальные политические события тех дней. Если нет вполне достаточных оснований утверждать их авторскую принадлежность Горькому, то в них можно увидеть прямое литературное влияние Горького либо его причастность к редактированию этих заметок. Кстати, инициалами "А. П." (от "А. Пешков") Горький нередко подписывал некоторые свои фельетоны, например, в "Самарской газете" и "Одесских новостях" в 90-х годах, в "Современнике" в 1913 г. и др.24 .

 

В заметках "Впечатления" мы находим гневные обличения царского самодержавия, жестокого террора полицейских властей, обличения либералов, мещанства, разоблачение политики царского самодержавия, обличение черносотенной реакции, вдохновенное прославление народа как творческой силы жизни. Это идейное содержание заметок "Впечатления" было, разумеется, свойственно всей революционной публицистике рассматриваемого периода, но некоторые стилевые и интонационные особенности названных заметок дают основание предполагать их особую близость к горьковской публицистике. "Огненное содержание", "люди плотью и духом родные народу", "мелки и трусливы поступки" мещан, "в них чувствуется прежде всего страх", "изношенные души, истасканные умы", или: "яркие дни народного гнева", "живая горячая любовь народа", "яркие цвета красоты и радости", "народ вечный источник жизненной энергии", "воскресенье страны к новой жизни" - во всем этом нельзя не почувствовать характерные приметы горьковского литературного стиля.

 

Автор заметок писал: "Эта нищета ума и чувств, это отсутствие ярких талантов - верный признак вырождения мещанского общества". Подобное утверждение мы нередко встречаем и в публицистике и в художе-

 

 

22 Там же, стр. 378.

 

23 См. "Описание рукописей М. Горького". Т. 1. Изд. АН СССР. 1948, стр. 183.

 

24 См. И. Ф. Масанов. Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. Т. 1. М. 1941, стр. 30.

 
стр. 52

 

ственной прозе Горького (вспомним, например, речь Павла Власова в повести "Мать", в сцене суда, его обращение к царским судьям: "Посмотрите - у вас уже нет людей, которые могли бы идейно бороться за вашу власть... вы не можете создать ничего нового в области идей, вы духовно бесплодны"). В заметках "Впечатления" мы находим образ царского самодержавия, весьма близкий к аналогичному образу в горьковском памфлете "Русский царь".

 

Так, ближайшее участие Горького в большевистской "Новой жизни", особо отмеченное редакцией в ее извещениях, невидимому, выражалось не только в помощи при создании газеты и в напечатании некоторых горьковских произведений, но и в прямом редактировании ряда материалов газеты. Все это раскрывает характер участия Горького в газете. Особенно важное значение имело печатание на ее страницах "Заметок о мещанстве", высоко оцененных В. И. Лениным и защищенных им от нападок реакционеров.

 

В "Заметках о мещанстве" - образ "Серого", мещанина, буржуазного либерала, мечущегося от "Черного" к "Красному" и обратно, торгующегося, как говорит Горький, и продающего народ. Здесь - характеристика либеральной буржуазии, близкая к той, которую дал ей Ленин в статье "Пролетариат борется, буржуазия крадется к власти". Ленин писал в этой статье, что буржуазия идет к народу "не как представительница его интересов, не как новый пламенный боевой товарищ, а как торгаш, маклер, бегающий от одной воюющей стороны к другой"25 .

 

В статье "Революционная канцелярщина и революционное дело", помещенной в N 18 газеты "Новая жизнь", В. И. Ленин разоблачал буржуазный либерализм и его колебания между самодержавием и народом. "Долой мишурные облачения! Довольно с нас лживых либеральных фраз! Пора размежеваться"26 , - так заканчивалась ленинская статья. Этой же мыслью заканчивались горьковские "Заметки о мещанстве", опубликованные в том же N 18 "Новой жизни". В них говорилось, что дни революционного подъема - это "не только дни слияния всех работников правды, свободы и чести в одну дружину непобедимых, но и дни разъединения со всеми, кто еще недавно шел в тылу армии пролетариата"27 , а после первых побед революции требует себе места за столом, чтобы торговаться с борющимся народом.

 

Вслед за "Заметками о мещанстве" в "Новой жизни" был опубликован очерк М. Горького "По поводу". Это ответ писателя людям, приславшим ему тогда злобные письма с вопросом: "...Что случилось с этим добрым русским народом...?"; "Где же плоды проповеди любви к ближнему...?" "Сударыня! - писал Горький в ответ своей корреспондентке. - Вы хотите знать, что случилось с народом?.. Он долго молчал, долго неподвижно подчинялся насилию, он терпеливо держал всю вашу жизнь на своей спине раба, и вот - больше не может!"28 . Угнетатели не вправе рассчитывать на жалость разгневанного народа: "возмездие естественно". Как видно из материалов архива писателя, Горький начал тогда же писать еще один очерк "По поводу"29 , в котором обосновывал справедливость народного, революционного суда над угнетателями. Писатель призывал решительно бороться за уничтожение социального и политического строя, при котором возможны насилия над трудящимися.

 

Очерк "По поводу" появился в "Новой жизни" 27 ноября 1905 года. В тот же день в N 1 московской большевистской газеты "Борьба" был напечатан памфлет Горького "И еще о чорте", обличавший буржуазных либералов. И в этот же день в Петербурге, на нелегальном совещании

 

 

25 В. И. Ленин. Соч. Т. 9, стр. 153.

 

26 В. И. Ленин. Соч. Т. 10, стр. 47.

 

27 М. Горький. Соч. Т. 23, стр. 366 - 367.

 

28 Там же, стр. 369.

 

29 См. "Описание рукописей М. Горького". Т. I, стр. 653.

 
стр. 53

 

большевиков - членов ЦК РСДРП, где обсуждались вопросы подготовки вооруженного восстания, состоялась первая встреча В. И. Ленина с А. М. Горьким. Как видно из письма Горького в Институт Маркса - Энгельса - Ленина - Сталина30 и из мемуарных свидетельств, на этом совещании писатель рассказывал В. И. Ленину и другим членам ЦК РСДРП о революционных событиях в Москве, о настроении московских рабочих. Ленин предложил тогда ввести Горького в состав редакции московской большевистской газеты "Борьба", значение которой в условиях подготовки вооруженного восстания в Москве чрезвычайно возрастало.

 

*

 

"К оружию!" - так определили большевики ближайшую насущную задачу революционно-освободительного движения в России еще в дни январских событий 1905 года. Весной и летом газета "Вперед" печатала очерки из опыта революционной борьбы пролетариата, помещала чертежи, показывающие, как надо строить баррикады. Осенью в России пришло уже время самих баррикад...

 

То были дни огромного революционного подъема. "Страна замерла перед бурей" 31 , - писал в октябре 1905 г. В. И. Левин. "Пусть сильнее грянет гром, пусть сильнее разразится буря!"32 - писал тогда И. В. Сталин. Как близки эти слова к образам горьковской "Песни о Буревестнике"!

 

Сразу же после своей петербургской встречи с В. И. Лениным Горький вернулся в Москву и принял участие в подготовке вооруженного восстания. В декабре 1905 г. он "способствовал увеличению денежных средств для вооруженного восстания, выступая в качестве лектора на платных вечерах..."33 . Горький помогал сборам средств на оружие. На квартире писателя происходили собрания Московского комитета партии и президиума Московского совета. Большевистские организации создавали боевые отряды и дружины; с одной из боевых дружин - "кавказской дружиной" в Москве - Горький был тесно связан. Эта дружина несла службу связи между районами, охраняла квартиру писателя, активно выступала против "черных сотен".

 

В письмах из Москвы к К. П. Пятницкому (от 9 - 10 и 11 декабря 1905 г.) Горький рассказывал, как началось и развивалось славное вооруженное восстание московских рабочих. "Здесь полная и всеобщая забастовка, - писал Горький. - Удивительно дружно встали здесь все рабочие... всюду течет народище и распевает песни... Что-то разыграется здесь и видимо довольно грандиозное". Горький сообщал о стычках рабочих с полицией и солдатами, о возбуждении, которое царит всюду. 11 декабря Горький писал: "...сейчас пришел с улицы. У Сандунов бань, у Никол, вокзала, на Смоленском рынке, в Кудрине идет бой. Хороший бой!" Горький замечает, что драгуны - трусы: "Превосходно бегают от боевых дружин". "Большой успех! На улицах всюду разоружают жандармов, полицию... Рабочие ведут себя изумительно! Судите сами: на Садово-Каретной за ночь возведено 8 баррикад... Баррикады за ночь устроены на Бронных, на Неглинной, Садовой, Смоленском, в районах Грузин - двадцать баррикад!.. Публика настроена удивительно! Ей богу - ничего подобного не ожидал!.. Превосходное настроение!.. идет бой по всей Москве!"34 .

 

 

30 См. журнал "Октябрь". 1941. N 6, стр. 22.

 

31 В. И. Ленин. Соч. Т. 9, стр. 396.

 

32 И. В. Сталин Соч. Т. 1, стр. 192.

 

33 См. "Даты жизни и деятельности А. М. Горького". "Красный архив" Т. 5 (78). 1936, стр. 68.

 

34 См. "Письма М. Горького". Журнал "Литературный критик". 1936. N 8, стр. 38 - 41.

 
стр. 54

 

Первое выступление Горького в печати, непосредственно связанное с декабрьскими днями, - статья "По поводу московских событий". Она была написана до решающих боев на Пресне. Судя по характеру опубликованной части статьи, Горький хотел заклеймить в ней жестокие действия царских властей в Москве. Автор описал день 6 декабря, когда московский генерал-губернатор Дубасов еще до начала восстания применил оружие и ввел в дело войска. "Кровь, так обильно и бессмысленно пролитую господином Дубасовым, - писал Горький о применении властями артиллерии на улицах Москвы 6 декабря, - не сотрут никакие объяснения". Писатель говорил о призрачности прав, "дарованных" царем в манифесте 17 октября, и признал необходимость вооруженного восстания для завоевания подлинной свободы (было в этой статье и неверное положение о том, что Дубасов своей жестокостью "глубоко революционизировал московских буржуа"35 ).

 

Вскоре после московского восстания Горький написал о нем "открытое письмо"; в переписанном на пишущей машинке виде письмо это распространялось подпольно, а затем было опубликовано в заграничной печати. Это была страстная проповедь необходимости революционной борьбы до конца. Всю силу своей веры в победу народа и ненависть к его врагам вложил Горький в это письмо. Он заклеймил подлый контрреволюционный террор, которым царизм и буржуазия ознаменовали разгром декабрьского восстания.

 

Вместе с большевиками Горький оптимистически оценивал перспективы революционного движения в России. Настойчиво и последовательно он доказывал, что революция не кончилась, что впереди еще большие сражения, которые должны привести к победе народа.

 

В начале января 1906 г. Горький еще строил планы продолжения своей деятельности в России и даже собирался издавать новую революционную газету (сообщение Е. П. Пешковой; Горький писал ей об этом 4 - 5 января). Но над писателем нависла угроза ареста. И тогда он уехал за границу, чтобы по поручению большевистской партии рассказать трудящимся других стран о героической борьбе революционного народа в России и организовать сбор средств в помощь борющимся русским рабочим.

 

Факт первой встречи В. И. Ленина с А. М. Горьким в ноябре 1905 г. был установлен в литературе о Горьком в 30-х годах в результате появившихся тогда мемуарных свидетельств. Имеются мемуарные свидетельства и о том, что в начале 1906 г. состоялась вторая встреча Ленина с Горьким. Сообщения об этой встрече появились еще в 20 - 30-х годах в нашей историко-партийной печати36 . Проведенные нами дополнительные разыскания, опросы старых большевиков, лиц, близко стоявших к писателю в то время, подтверждают этот факт37 .

 

После подавления декабрьского вооруженного восстания В. И. Ленин вынужден был перебраться из Петербурга в Финляндию. Живя там в дачных местностях, он нередко наезжал в Гельсингфорс, где подпольно встречался с петербургскими товарищами.

 

В январе - феврале 1906 г. в Гельсингфорсе жил Горький. Он выступал там на вечерах, демонстрациях, митингах в честь русской революции. Царское правительство потребовало от финских властей "выслать" Горького обратно в Петербург. Финские друзья Горького, узнав об этом, предупредили писателя. Этим и объясняется, почему Горький должен был тогда тайно уехать из Финляндии. Перед отъездом писателя за границу, как рассказывается в мемуарах, в февральский вечер 1906 г. на Елизаветинской улице, в доме N 19, состоялась вторая встреча Ленина с Горьким.

 

 

35 М. Горький. Соч. Т. 23, стр. 376.

 

36 В. М. Смирнов. Воспоминания о В. И. Ленине. "Пролетарская революция" N 1 (48). 1926, стр. 32; "Красная летопись". 1931, N 5 - 6 (44 - 45), стр. 22.

 

37 Письма Н. Е. Буренина, Е. Д. Стасовой, М. Ф. Андреевой, В, М. Смирнова.

 
стр. 55

 

Писатель уезжал за границу, чтобы по поручению партии большевиков вести там литературную работу в пользу русской революции. Можно ли сомневаться, что во время гельсингфорсского свидания Ленина с Горьким речь должна была идти об этом? Во всяком случае, в полном соответствии с линией большевиков на том этапе М. Горький в своих выступлениях за границей доказывал, что революция не окончена и еще развернет свои могучие силы, протестовал против займа, который предоставляли царскому правительству западноевропейские банкиры, чтобы спасти самодержавие. Гневно обличал Горький царизм и русскую и западноевропейскую буржуазию.

 

Полугодовое пребывание Горького в Америке - одна из особенно ярких страниц его биографии того периода. Это был поединок великого русского писателя-революционера с американской реакцией. Посланец революционного народа России, он говорил слова неотразимой правды о русской революции, гневно обличал царство "Желтого дьявола" и всю западноевропейскую и американскую буржуазную "демократию".

 

*

 

В горниле революционных событий Горький еще глубже понял антинародную сущность царизма, являвшегося главным препятствием на пути прогрессивного развития страны. Он писал о царизме как о власти, "лишенной моральной связи с русским народом и враждебной ему по своим задачам"38 . Горький доказывал это, говоря о так называемой Булыгинской думе, о манифесте 17 октября, о внутренней и внешней политике царского правительства. "Русские власти, - писал Горький в связи с выборами в Государственную думу, - устраивают гнуснейшую комедию народного представительства"39 . В дни, когда царь торжественно принимал депутатов Думы в своем дворце, Горький писал, что выборы в Думу открыто и нагло фальсифицировались, полиция явно и грубо насиловала волю выборщиков, подсовывая им угодных ей кандидатов. "Русский народ, - писал Горький, - понимает, что его хотят грубо обмануть, и не поддается обману. Он готовится к бою"40 . Обличая репрессии царизма, Горький говорил, что "эти реки горячей крови народа вырыли еще глубже пропасть между ним и партией насильников..."41 .

 

Опубликованные после революции документы царского правительства показывают, что оно добивалось получения займа за границей, чтобы использовать этот заем для подавления революции, ликвидации тяжелых последствий русско-японской войны и расстройства хозяйственной жизни. Посланный русским правительством в Париж бывший министр финансов Коковцов, которому было поручено добиться займа, докладывал Витте, что он подкупал иностранную буржуазную прессу, ибо нужно было, чтобы газеты помещали "благоприятные, в пользу заключения займа направленные, материалы о России"42 . Выступая с рядом статей и обращений против займа, Горький, следовательно, боролся и против царского правительства и против иностранной буржуазной прессы.

 

В обращении "Не давайте денег русскому правительству!" М. Горький писал, что ему трудно представить себе, чтобы, видя, как власть Николая II, обезумевшая от страха потерять свое положение в стране, давит, душит, убивает тысячи людей, Европа хотела помочь этой власти в ее преступлениях43 . В воззвании к американцам Горький писал, что как в Европе, так и в Америке люди, считающие себя цивилизованными, не долж-

 

 

38 М. Горький. Соч. Т. 23, стр. 381.

 

39 Там же, стр. 382 - 383.

 

40 Там же, стр. 390.

 

41 Там же, стр. 382.

 

42 "К переговорам Коковцова о займе в 1905 - 1906 гг.". Документы. "Красный архив". Т. 3 (10), стр. 32.

 

43 См. М. Горький. Соч. Т. 23, стр. 381.

 
стр. 56

 

ны безучастно смотреть на кровавое подавление освободительного движения русского народа царизмом44 . Но вскоре писатель увидел, что буржуазная Европа и Америка одобряют кровавые действия царизма и хотят помочь ему затушить революционный пожар, чтобы он не охватил их собственный дом. Результат своих призывов "не давать денег" русскому царскому правительству Горький впоследствии определил словами: "лучеиспускание в пустоту"45 . В статье "В пространство" (1912 г.) он указывал, что иностранному капиталу более нужна Россия слабая, внутренне разобщенная, чем сильная и единая.

 

Великий пролетарский писатель обращался с воззванием к западноевропейским рабочим, в котором призывал их к солидарности с русскими рабочими, борющимися за свободу. Горький говорил в этом воззвании об идущей во всем мире борьбе пролетариата против капитала, о борьбе "расы бедных" против "расы богатых", о том, что в авангарде этой борьбы выступили русские рабочие, уже нанеся врагу сильный удар. Это воззвание Горького исполнено сознания непримиримого антагонизма интересов труда и капитала, глубочайшей правоты и величия революционной борьбы трудящихся всех стран против капитализма, за социализм.

 

Выступления Горького против займа отражали позицию российской революционной социал-демократии в этом вопросе. Социал-демократы на народных собраниях разоблачали заем 1906 г., предназначенный на расстрелы, военно-полевые суды и карательные экспедиции. V съезд РСДРП, на котором Горький присутствовал, принял специальную резолюцию о займе, в которой говорилось, что "западные государства, оказывая русскому правительству моральную или финансовую поддержку, фактически оказываются его союзниками в подавлении народов России", и характеризовал эту поддержку как "преступление по отношению к освободительному движению в России"46 .

 

В статьях и воззваниях Горького раскрывалась правда о русском царизме и о борьбе народов России за свободу. И эти выступления великого русского писателя, уже тогда пользовавшегося огромной популярностью среди демократических масс всего мира, имели большое международное значение. В России пристально следили за этими выступлениями. О них писала правительственная и либеральная печать, о них шли донесения полицейских агентов в департамент полиции. Цензоры предлагали главному комитету по делам печати запретить распространение иностранных изданий, в которых помещались горьковские воззвания.

 

Обличения царизма Горький обобщил в известном памфлете "Русский царь". В памфлете дан своеобразный список злодеяний царя и нарисована зловещая фигура последнего русского самодержца. Боясь своих "подданных", он восседает на троне из штыков, охраняемый вооруженной до зубов стражей, "как все властители народа в наши дни", замечает автор. Горьковский памфлет по своим идеям, по всему своему духу близок к подпольным большевистским прокламациям периода революции 1905 года. Можно, например, отметить листовку, изданную Центральным Комитетом и Московским комитетом РСДРП, "Кровавый царь", которая родственна горьковскому памфлету не только по общей идейной направленности, но и по литературному стилю и построению47 .

 

Как видно из переписки Горького 1906 - 1907 гг., наряду с памфлетом "Русский царь" писатель выступил тогда в венгерской печати со статьей о русском царизме, которая пока, к сожалению, еще не найдена. Против Горького было возбуждено новое обвинение в "оскорблении царя", и

 

 

44 См. "М. Горький. Материалы и исследования". Т. III. Изд. АН СССР. 1941, стр. 412 - 413.

 

45 См. "М. Горький. Материалы и исследования". Т. II, стр. 96.

 

46 "КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК". Ч. I, Госполитиздат. 1953. Изд. 7-е, стр. 170.

 

47 См. "Листовки московских большевиков 1905 г.". М. 1941, стр. 198.

 
стр. 57

 

между русским и австро-венгерским правительствами завязалась по этому поводу переписка48 . Интересно также отметить, что в 1906 г. у Писателя возник замысел создания комедии о Павле I, в которой автор хотел продолжить свои обличения династии Романовых (Архив Горького).

 

*

 

В. И. Ленин ставил перед революционными литераторами задачу разоблачать буржуазных либералов как врагов революции.

 

В литературной деятельности Горького периода революции 1905 г. разоблачение буржуазного либерализма занимает большое место. Горький рисовал в своих произведениях яркие социально-психологические портреты буржуазных либералов. В фельетоне "О Сером", напечатанном в московском сатирическом журнале "Жало", Горький обличал стремление мещанства к примирению социальных противоречий. Черный - символ угнетения, порабощения мира "железом, золотом и ложью"; Красный - символ борьбы против власти Черного, за свободную, разумную жизнь людей. В границах этого противопоставления развивается тема Серого - "маленькой, двоедушной гадины", занимающей середину между полюсами, смешивающей "два цвета жизни" в один - "тусклый, грязный, скучный цвет".

 

"Какая презренная холопская фигура!" - восклицал Ленин по адресу буржуазного либерала. Именно такой тип и изображен Горьким в памфлете "Письмо в редакцию". Статский советник Антином Исходящий, от имени которого написано "Письмо в редакцию", - сатирический портрет политического мещанина, который трусливо прятался по норам, когда шла революционная борьба, и пресмыкался перед реакцией, когда реакция побеждала. Полицейские меры произвола и насилия кажутся этому напуганному революционной бурей обывателю-либералу законными и естественными. В самом имени и фамилии "героя" памфлета писатель соединил "антиномичнссть", двойственность положения буржуазного либерала между борющимися лагерями с "канцелярской" душой мещанина. Вспомним, что незадолго до того Ленин в статье "Революционная канцелярщина и революционное дело" разоблачал лживые фразы буржуазных либералов.

 

В антилиберальном памфлете Горького "И еще о чорте", напечатанном в первом номере московской большевистской газеты "Борьба", мещанин Иван Иванович на вопрос: "Значит, вы играете до 48, не более?" - отвечает, что не может же он "играть в 89". Речь идет, конечно, о революциях 1789 и 1848 годов. Как видно из ряда писем Горького, он не раз в 1905 г. вспоминал революции 1789 и 1848 годов.

 

Сопоставление этих революций с первой русской революцией мы неоднократно находим в трудах В. И. Ленина. Ленин указывал в 1905 г., что важный вопрос буржуазно-демократической революции в России состоял в том, дойдет ли она до свержения царского самодержавия, до республики, или ограничится монархической конституцией; будет ли она революцией типа революции 1789 г. во Франции или типа 1848 г. в Германии. Буржуазный либерал из горьковского памфлета, как это и было в действительности, - сторонник второго варианта и противник первого. Горький зло высмеял ходячую буржуазно-либеральную фразеологию, выражавшую лжепатриотическое противопоставление "национального единения" на базе царизма и власти буржуазии идее борьбы классов.

 

Иван Иванович из горьковского памфлета "мыслил" вполне в духе московского профессора П. Виноградова, против "Политических писем" которого осенью 1905 г. В. И. Ленин выступил со статьей "Чего хотят и чего боятся наши либеральные буржуа?". Виноградов писал, что на пути революции типа 1789 г. русскому обществу "грозят неслыханные опасно-

 

 

48 Упоминание о таком выступлении Горького в венгерской печати есть в письмах писателя к Е. П. Пешковой и К. П. Пятницкому в начале марта 1907 г. (Архив Горького).

 
стр. 58

 

сти, если не погибель"; "мы на границе краха", - говорит Иван Иванович, заявляя, что он не может "играть в 89".

 

М. Горький горячо боролся с "теориями" пессимизма и смирения, которые пропагандировались многими буржуазными литераторами. В своих философских сказках "Мудрец", "Собака", "Старик" он утверждал идею счастья жизни человека в борьбе за свободу, пролетарский оптимизм, веру в человека. И это живо отвечало революционному настроению народных масс, росту их революционной энергии.

 

В замечательном "Послании в пространство", которое как бы увенчивает статьи, очерки и памфлеты Горького в период первой русской революции, писатель обличает предательство буржуазии и призывает пролетариат идти дальше к новому революционному натиску. "Осторожно звучала их речь, - пишет Горький, имея в виду либералов, - о благе свободы, и негромко было слово их против насилия, не от их речей так красна заря возрождения, твоего сердца кровью окрашены великие дни!"49 . "Ты - сила, созидающая все на земле!" - обращается писатель к пролетариату - герою "Послания".

 

*

 

Горький развил за границей кипучую общественно-литературную деятельность. Это был период огромного подъема его творчества. Он ознаменовался многими публицистическими статьями и воззваниями, художественными очерками на русские, западноевропейские и американские темы, пьесой "Враги" и повестью "Мать".

 

После пьесы "Враги" Горький собирался написать пьесу, посвященную московскому декабрьскому восстанию, а повесть "Мать", по замыслу писателя, должна была иметь продолжение-повесть "Сын", охватывающую непосредственно революционные события 1905 года.

 

Вся деятельность Горького в период первой русской революции ярко свидетельствует, сколь благодетельно революционные эпохи питают собой литературное творчество великих писателей, вместе со своим народом борющихся за его свободу. Она доныне может служить ярким примером для всех прогрессивных писателей мира.

 

Еще накануне революции 1905 г. в буржуазной печати заговорили о "конце" Горького-художника. Жизнь хорошо посмеялась над этими "пророчествами"!

 

Во время революции 1905 г. начался новый поход всей буржуазной реакционной печати против Горького; он сопровождался анонимными хулиганскими письмами писателю, посылавшимися черносотенными организациями и отдельными лицами. Но что мог значить этот "поход" для Горького, черпавшего огромную моральную силу в связи с народом, в поддержке самого передового класса общества - пролетариата? Горький мог гордиться тем, что В. И. Ленин летом 1906 г., призывая пролетариат готовить силы к новому революционному натиску, выразил свой призыв словами, близкими к "Песне о Буревестнике":

 

"Пролетариат готовится к борьбе, дружно и бодро идет навстречу буре, рвется в самую гущу битвы. Довольно с нас гегемонии трусливых кадетов, этих "глупых пингвинов", что "робко прячут тело жирное в утесах".

 

"Пусть сильнее грянет буря!""50 .

 

В мае 1907 г. М. Горький присутствовал на V (Лондонском) съезде Российской социал-демократической рабочей партии (в качестве делегата с совещательным голосом в составе большевистской фракции). В. И. Ленин заявлял потом, что "всякая фракция социал-демократической партии может законно гордиться принадлежностью к ней Горького..."51 .

 

 

49 М. Горький. Соч. Т. 7, стр. 125

 

50 В. И. Ленин. Соч. Т. 11, стр. 117.

 

51 В. И. Ленин. Соч. Т. 16, стр. 186.

 
стр. 59

 

Горький писал после съезда в письме к И. П. Ладыжникову: "Съезд меня ужасно хорошо начинил! Многое темное стало ясным..."52 . Как видно из воспоминаний писателя, впечатления от Лондонского съезда партии дали ему материал для новых творческих литературных замыслов. Горький говорил, что, присутствуя на съезде, он испытывал радостное настроение. Это было тем более важно, что, по словам писателя, за время, прожитое им вне родины, "обычное самочувствие" его "сильно понизилось" (он жил перед съездом в эмиграции в Италии, на Капри). "И - вдруг, точно в сказке, - писал Горький, - я на съезде Российской социал-демократической партии. Конечно - праздник!"53 . Во время съезда при встрече с Горьким Ленин высоко оценил повесть "Мать". Н. К. Крупская свидетельствовала, что Ленин "как-то душевно сблизился" с Горьким54 . Сразу после съезда началась известная переписка Ленина с Горьким.

 

Как видно из воспоминаний самого Горького и из мемуаров других лиц, он, занимая большевистские позиции, с огромным интересом следил за происходившей на V съезде борьбой между большевиками и меньшевиками, за обсуждением важнейших вопросов революционного движения, стоявших в порядке дня съезда, - об итогах революции 1905 - 1907 гг., об отношении к буржуазным партиям, о Государственной думе, о рабочем съезде и беспартийных организациях, о профессиональных союзах и партии, об экономической борьбе рабочих. Вне заседаний съезда Горький вел беседы с рабочими-делегатами о литературе.

 

После возвращения из Лондона на Капри Горький говорил, что ему очень нравятся рабочие, особенно рабочие-большевики, ибо это удивительно живой народ, с яркой жаждой знаний, с жадным, всесторонним интересом к жизни. Лидеры меньшевизма оставили у писателя впечатление людей, которых жизнь отодвигает прочь, и это свидетельствует о быстроте роста жизни (Горький писал об этом в письме к Е. П. Пешковой 3 (16) июня 1907 года).

 

Начав свой путь в первой русской революции на улицах Петербурга 9 января 1905 г., пройдя с ней все ее развитие, вплоть до московских декабрьских баррикад, М. Горький развернул борьбу в защиту русской революции на мировой арене.

 

Горький видел выдающееся международное значение первой русской революции. Когда он писал в открытом письме к Анатолю Франсу, что русский народ "может внести в духовную жизнь земли нечто своеобразное и глубокое, нечто важное для всех"55 , он имел в виду прежде всего великий исторический опыт русской революции. В обращении к английской демократической общественности Горький писал, что борьба, которую ведет русский народ против царизма, "имеет общеевропейское значение"56 . Обращаясь к французским рабочим, великий писатель говорил: "...первым отрядом всемирной армии двинулся в битву русский рабочий"57 .

 

Охваченный благородным чувством революционной национальной гордости за свой народ, Горький говорил, что русская революция пошла отныне впереди европейских революций, что русский революционер - явление, равного которому нет в мире по красоте духовной и по силе любви к человечеству, что в России, пошедшей по пути революции, посеяны мировые идеи, и они дадут прекрасные всходы.

 

 

52 Архив Горького. Цит. по С. Касторский. "Мать" М. Горького. Л. 1940, стр. 94.

 

53 М. Горький. Соч. Т. 17, стр. 10.

 

54 Н. К. Крупская. Ленин и Горький. "Комсомольская правда", 25 сентября 1932 года.

 

55 М. Горький. Соч. Т. 23, стр. 387.

 

56 М. Горький. Ранняя революционная публицистика. Госполитиздат. 1938, стр. 37.

 

57 М. Горький. Соч. Т. 23, стр. 394.

Опубликовано на Порталусе 05 января 2016 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама