Рейтинг
Порталус

К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ СМЕРТИ ЛЮДОВИТА ШТУРА

Дата публикации: 12 февраля 2016
Автор(ы): В. А. МАТУЛА
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: МЕМУАРЫ, ЖИЗНЕОПИСАНИЯ
Источник: (c) Вопросы истории, № 5, Май 1956, C. 220-222
Номер публикации: №1455309611


В. А. МАТУЛА, (c)

В январе 1956 г. исполнилось 100 лет со дня смерти выдающегося политического и общественного деятеля Словакии, одного из главных идеологов и руководителей словацкого национального движения Людовита Штура.

 

Словацкое национальное движение зародилось и развивалось в период перехода от феодализма к капитализму. Его идеологами являлись словацкая мелкая буржуазия и интеллигенция, выступавшие за буржуазное преобразование страны и демократизацию ее общественной жизни, за беспрепятственное пользование словацким языком и развитие национальной культуры, против насильственной мадьяризации и национального угнетения словацкого населения. Отражая прогрессивные тенденции общественного развития, программа движения соответствовала интересам словацкого народа. Однако в основных вопросах экономического и общественного развития страны устремления народных масс шли гораздо дальше даже самых смелых, но все же классово ограниченных требований мелкобуржуазных руководителей движения. Вместе с тем руководители словацкого национального движения в 1848 г. выступили против венгерской революции, не решившей национальный вопрос - очень важный в многонациональной Венгрии. Это было, конечно, на руку реакционным силам.

 

Словацкая буржуазная историография извращала сущность национального движения в Словакии и взгляды Л. Штура как одного из его руководителей. Она выдвигала на первый план националистические моменты в деятельности Штура и особенно подчеркивала его борьбу против венгерской революции 1848 - 1849 годов. Молодая словацкая марксистская историография не сразу сумела преодолеть ошибки и недостатки буржуазией историографии и дать правильное, подлинно марксистское решение вопроса о словацком национальном движении, оценить деятельность его руководителей. Словацкие историки-мар-

 
стр. 220

 

ксисты выступили как против идеализма и национализма буржуазной историографии, так и против вульгарного экономизма и национального нигилизма в оценке национального движения.

 

Научная конференция, происходившая в Братиславе в декабре 1955 г., сыграла важную роль в выработке правильной оценки этого движения. Конференция была организована Институтом истории Словацкой Академии наук. В ее подготовке участвовали также сотрудники других институтов академии, Института истории Чехословацкой Академии наук, работники философского факультета Университета имени Я. А. Коменского, Педагогического института в Братиславе и других высших учебных заведений и научных институтов. На конференции присутствовало свыше 150 научных работников, преподавателей высших учебных заведений, представителей общественных организаций и печати, ученые Советского Союза, Польши, Венгрии, Румынии, Югославии.

 

Участники конференции заслушали доклады о деятельности и мировоззрении Людовита Штура. Доцент Братиславского педагогического института К. Голань в докладе "Л. Штур и словацкая национальная жизнь 30-х годов XIX в." подробно осветил его деятельность в братиславском студенческом обществе. Доцент Братиславского университета Я. Дубницкий в докладе "Общественно-политическая деятельность Л. Штура в 1840 - 1849 гг." показал борьбу Штура за осуществление социально-экономической и политически программы движения. Высоко оценивая эту борьбу, автор вместе с тем показал и слабые стороны деятельности Штура: ограниченность и непоследовательность его демократизма, его борьбу против венгерской революции. Докладчик подчеркнул при этом необходимость учитывать то обстоятельство, что отрицательное отношение Штура к венгерской революции было обусловлено тем, что словаки испытывали тяжелый национальный гнет, а руководители венгерской революции не смогли занять правильную позицию в национальном вопросе.

 

Академик А. Мраз (философский факультет Университета имени Я. А. Коменского) сделал на конференции доклад на тему "Людовит Штур и словацкая жизнь после 1849 г.". Сотрудница Института философии Словацкой Академии наук Е. Варошова в докладе "Мировоззрение Л. Штура" вскрыла противоречивость его философских и общественно-политических взглядов Усвоив диалектический метод Гегеля, Штур принял и его реакционную философскую систему. Понимая некоторые потребности общественного развития, он все же не смог сделать последовательно демократических и революционных выводов.

 

Выступая в прениях, доцент Ю. Магнушевский (Польша) отметил большое влияние демократических и революционных идей лучших представителей польского освободительного движения 30-х годов XIX в. на братиславскую студенческую молодежь Профессор М. Пишут (философский факультет Университета имени Я. А Коменского) сообщил интересные данные о влиянии на Штура деятелей старшего поколения "словацкого возрождения" (Коллар, Шафарик. Голлы) Видный представитель буржуазной словацкой историографии Д. Рапант попытался защищать на конференции идеалистическую и националистическую концепцию словацкого национального движения. Он заявил, что основными источниками движения являлись идейное влияние немецкого романтизма и живой пример "немецкого национализма", и счел правильными выступление руководителей словацкого национального движения против венгерской революции и их стремление добиться осуществления своих требований с помощью контрреволюционного австрийского правительства. Точка зрения Д. Рапанта не нашла поддержки участников конференции, подвергших ее справедливой критике.

 

Ряд докладов на конференции был посвящен социально-экономической программе словацкого национального движения и борьбе Л. Штура за социальный прогресс. По этим вопросам были заслушаны доклады научных сотрудников Словацкой Академии наук Ю. Месароша ("Борьба Л. Штура против подданства") и Ш. Геретика ("Экономические взгляды Л. Штура"). Товарищи, выступавшие в прениях, одобрили основные положения докладов и сделали по ним ценные замечания.

 

Э. Ковач (Венгрия) посвятил свое выступление вопросу об общих социально-экономических корнях словацкого и венгерского национальных движений и общности их социально-экономической программы, создавших предпосылки для совместной борьбы словацкого и венгерского народов против феодализма. П. Рейман (Институт истории партии при ЦК Коммунистической партии Чехословакии) отме-

 
стр. 221

 

тил, что словацкое движение не вышло за рамки буржуазного национального движения, что во взглядах и деятельности его руководителей отразились недостатки и непоследовательность, присущие всякой буржуазной идеологии. Я. Пурш (Институт истории Чехословацкой Академии наук) остановился на экономических основах национального движения, раскрыв связь этого движения с развитием капитализма. Этой же проблематике посвятил свое выступление К. Ребро.

 

Значению лингвистических трудов Л. Штура были посвящены доклады Е. Иона (Педагогический институт, Братислава) и В. Бланара (философский факультет Университета имени Я. А. Коменского). Большая роль Штура в формировании словацкой национальной литературы была раскрыта в докладе В. Кохола (Институт словацкой литературы Словацкой Академии наук) "Л. Штур и словацкая национальная литература". В докладе Л. Бакоша (Педагогический институт, Братислава) "Л. Штур как воспитатель" была отмечена роль Штура как учителя и воспитателя молодого поколения словацкой интеллигенции, проникнутого благородными идеями патриотизма.

 

Ряд докладов был посвящен теме "Борьба Л. Штура за дружбу народов". В совместном докладе И. Кочи и Я. Новотного (Институт истории Чехословацкой Академии наук) "Л. Штур и чешско-словацкие отношения" было подчеркнуто, что так называемый "языковый раскол" (утверждение самостоятельного словацкого литературного языка) не нарушил вековых братских связей двух самых близких друг другу славянских народов. З. Сойкова (учительница средней школы в Штети, Чехия), выступая по докладу И. Кочи и Я. Новотного, отметила влияние Л. Штура на чешское национальное движение. К. Полак (Институт чешской литературы Чехословацкой Академии наук) указал, что Штура с восторгом приветствовало чешское радикальное студенчество. Ф. Йордан (философский факультет Университета в Брно) показал связи словацких и моравских деятелей в годы словацкого национального движения. В. Фицек остановился на словацко-силезских связях.

 

В. Матула (Институт истории Словацкой Академии наук) сделал доклад "Штур и славянство". Подчеркнув большое значение идеи славянской общности во взглядах Л. Штура, докладчик раскрыл связи национальных движений словаков, поляков и южных славян. В то же время он вскрыл реакционный характер проповеди панславизма в труде Л. Штура "Славянство и мир будущего", написанном после революции 1848 года. С. А. Никитин (Советский Союз) сделал доклад на тему "Л. Штур и национальная борьба южных славян в 30- 40-х годах XIX века"; Я. Шидак (Югославия) сообщил новые данные о связях словацкого и хорватского национальных движений; Э. Арато (Венгрия) в своем докладе показал прогрессивный характер идеи славянской взаимности и подверг резкой критике шовинистические взгляды венгерской буржуазной историографии в этом вопросе. Ю. Магнушевский (Польша) говорил о большом влиянии творчества великого польского поэта Мицкевича на Л. Штура и словацкую интеллигенцию. В. Жачек выступил с сообщением о польских связях Штура и М. Молнар - об отношении Штура к закарпатским украинцам.

 

Подводя итоги, директор Института истории Словацкой Академии наук Л. Голотик отметил, что конференция успешно выполнила поставленную задачу, показав значение в истории Словакии деятельности Л. Штура. Людовит Штур является великой фигурой словацкой истории, им может гордиться свободный словацкий народ. Результаты конференции помогут дальнейшей марксистской разработке вопроса о словацком национальном движении.

Опубликовано на Порталусе 12 февраля 2016 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама