Поиск
Рейтинг
Порталус
база публикаций

МЕМУАРЫ, ЖИЗНЕОПИСАНИЯ есть новые публикации за сегодня \\ 16.02.20


Н. М. ПИРУМОВА. АЛЕКСАНДР ГЕРЦЕН - РЕВОЛЮЦИОНЕР, МЫСЛИТЕЛЬ, ЧЕЛОВЕК

Дата публикации: 24 октября 2019
Автор: М. Д. КАРПАЧЕВ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: МЕМУАРЫ, ЖИЗНЕОПИСАНИЯ
Номер публикации: №1571923298 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


М. Д. КАРПАЧЕВ, (c)

найти другие работы автора

М. Мысль. 1989. 256 с.

Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института истории СССР АН СССР Н. М. Пирумова попыталась воссоздать духовный облик А. И. Герцена, писателя и общественного деятеля, философа и публициста.

Центральное место в книге занимает проблема своеобразия революционности Герцена. Пирумова постаралась отойти от упрощенного ее решения. Несомненно, вся политическая деятельность Герцена прошла под знаком служения идее революции. Однако Герцен, как истинно русский демократ, подчеркивает автор, никогда не сводил понятие о революции исключительно к насильственным действиям. Уже в кругу московских западников 1840-х годов Герцена выделяли "подлинная внутренняя свобода, диалектика мышления, способность проникновения в суть явлений, мужество мысли, благородство и доброта сердца" (с. 10).

В годы демократического подъема конца 1850-х - начала 1860-х годов, в преддверии крупных преобразований, связанных с отменой крепостного права, Герцен писал, что нет роковой необходимости, чтобы каждый шаг вперед для народа был отмечен "крещением кровью". Убедителен вывод Пирумовой, что после европейских революций 1848 г. у Герцена крепнет убеждение в многовариантности революционных процессов, причем предпочтительными он считал "менее кровавые пути прогресса". Принципиальное значение имеет замечание автора, что именно гуманизм и трезвый политический расчет, а отнюдь не пресловутая либеральная дряблость руководствовали Герценом в поисках выхода России из кризиса, возникшего в конце крепостнической эпохи. Письма и обращения русского демократа к Александру II, резонно подчеркивает автор, нельзя считать лишь проявлением его неустойчивой политической тактики. Гуманизм, лежавший в основе всех его политических воззрений, "обязывал его не отказываться ни от одной из возможностей мирного разрешения социального конфликта" (с. 76).

Большой интерес вызывает оценка Н. М. Пирумовой сложных отношений Герцена с "молодой" русской эмиграцией 1860-х годов. Думается, что в рецензируемой книге эта страница деятельности Герцена не исследована пока с должной глубиной и обстоятельностью, хотя с основным выводом автора нельзя не согласиться: социальные провидения, революционный гуманизм Герцена "далеко не сразу вошли в русскую революционную традицию" (с. 197). Полемику Герцена с М. А. Бакуниным и "молодой" эмиграцией с известной долей условности можно было бы охарактеризовать как противоборство двух типов революционности: гуманистической и левацкой. Последняя отличалась особой политической нетерпимостью, в то время как общественно- политическая позиция Герцена основывалась на реалистическом анализе соотношения сил в ту эпоху, а главное - была неразрывно связана с утверждением приоритета свобод и гражданских прав личности.

Одно из центральных мест в книге занимает оценка роли Герцена как основоположника "русского" социализма. Н. М. Пирумова не просто констатирует демократические основы герценовского социализма, но подчеркивает, что Герцен очень рано почувствовал возможность возникновения "казарменных" его форм. Судьба революционного обновления общества, указывал Герцен, зависит от степени просвещения, признания прав и свобод личности.

Можно пожалеть, что в работе Н. М. Пирумовой не выделен такой важнейший аспект теоретической деятельности Герцена, как формирование основ народничества, которое, по его представлениям, не исчерпывалось идеями критического социализма, а также его подход к вопросу о движущих силах социального прогресса.

Едва ли справедливо связывать герценовские обращения к просвещенным слоям общества или к царю с его дворянским происхождением (с. 101). Апелляции такого рода были характерны для интеллигентской революционности разно-

стр. 250


чинцев, начиная с Н. Г. Чернышевского и кончая героями "Народной вопи". Разумеется, дворянское происхождение накладывало свой отпечаток на мировоззрения Герцена, но гораздо важнее то, что он стоял у истоков именно интеллигентской революционности, столь характерной для русского народничества.

Жаль также, что в книге не показан ранний этап духовного становления Герцена. Пока эта тема больше освещена в работах зарубежных исследователей, в первую очередь М. Малиа и Э. Эктона. Глубже следовало бы, на наш взгляд, проследить истоки идейного кризиса Герцена после европейских революций 1848 г., который был в значительной степени связан с тем, что вопреки его ожиданиям, европейские нации не приняли в своем большинстве идеи социальной революции и не поддержали восставший пролетариат, что нанесло сильнейший удар по просветительскому, романтическому социализму Герцена. Думается также, что более глубокого анализа заслуживает и отношение Герцена к Н. А. Милютину и другим прогрессивным деятелям эпохи реформ. Можно было бы обстоятельнее рассмотреть причины стремительного успеха "Колокола", а также особенности духовной эволюции Герцена во второй половине 1860-х годов.

В целом же автору удалось создать увлекательную книгу о великом русском мыслителе, гуманисте и революционере.

Опубликовано 24 октября 2019 года



Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.

Загрузка...

О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама