Полная версия публикации №1516627391

PORTALUS.RU ИСТОРИЧЕСКИЕ РОМАНЫ ДЖ. Х. ФРАНКЛИН. ЮЖНАЯ ОДИССЕЯ. ПУТЕШЕСТВИЯ ЮЖАН ПО ДОВОЕННОМУ СЕВЕРУ. ДЖ. Х. ФРАНКЛИН. РАСОВОЕ РАВЕНСТВО В АМЕРИКЕ → Версия для печати

Постоянный адрес публикации (для научного и интернет-цитирования)

По общепринятым международным научным стандартам и по ГОСТу РФ 2003 г. (ГОСТ 7.1-2003, "Библиографическая запись")

С. А. ЧЕРВОННАЯ, ДЖ. Х. ФРАНКЛИН. ЮЖНАЯ ОДИССЕЯ. ПУТЕШЕСТВИЯ ЮЖАН ПО ДОВОЕННОМУ СЕВЕРУ. ДЖ. Х. ФРАНКЛИН. РАСОВОЕ РАВЕНСТВО В АМЕРИКЕ [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 22 января 2018. - Режим доступа: https://portalus.ru/modules/historical_novels/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1516627391&archive=&start_from=&ucat=& (свободный доступ). – Дата доступа: 17.02.2019.

По ГОСТу РФ 2008 г. (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка")

С. А. ЧЕРВОННАЯ, ДЖ. Х. ФРАНКЛИН. ЮЖНАЯ ОДИССЕЯ. ПУТЕШЕСТВИЯ ЮЖАН ПО ДОВОЕННОМУ СЕВЕРУ. ДЖ. Х. ФРАНКЛИН. РАСОВОЕ РАВЕНСТВО В АМЕРИКЕ // Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU. Дата обновления: 22 января 2018. URL: https://portalus.ru/modules/historical_novels/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1516627391&archive=&start_from=&ucat=& (дата обращения: 17.02.2019).



публикация №1516627391, версия для печати

ДЖ. Х. ФРАНКЛИН. ЮЖНАЯ ОДИССЕЯ. ПУТЕШЕСТВИЯ ЮЖАН ПО ДОВОЕННОМУ СЕВЕРУ. ДЖ. Х. ФРАНКЛИН. РАСОВОЕ РАВЕНСТВО В АМЕРИКЕ


Дата публикации: 22 января 2018
Автор: С. А. ЧЕРВОННАЯ
Публикатор: Александр Павлович Шиманский
Рубрика: ИСТОРИЧЕСКИЕ РОМАНЫ
Номер публикации: №1516627391 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


John Hope FRANKLIN. A Southern Odyssey. Travelers in the Antebellum North. Louisiana State University Press. Baton Rouge. 1976, 299 p. Jonh Hope FRANKLIN. Racial Equality in America. The University of Chicago Press. Chicago and London. 1976, 113 p.

Профессор Чикагского университета Джон Хоуп Франклин - известный негритянский историк, один из крупнейших специалистов по истории черных американцев. Его работам присуща резкая критика расизма, стремление воссоздать прошлое черных американцев как интегральную часть истории США, показать подлинную историю освободительной борьбы негритянского народа. В этом сказывается влияние освободительной борьбы черных американцев, и особенно движения за гражданские права 60-х годов.

"Южная Одиссея" посвящена одной из наименее исследованных в историографии США страниц истории американского Юга, Автор использует широкий круг источников - путевые заметки, туристские справочники прошлого века, произведения художественной литературы и публицистики, многочисленные архивные материалы, прессу.

Автор прослеживает, как с начала XIX в. постепенно росла зависимость Юга от Севера во всех сферах жизни -в области экономики, образования, книгопечатания и книготорговли, науки, медицины, культуры. Купцы-южане использовали поездки на Север для закупок крупных партий товаров, все большее число южан получало образование в северных колледжах и университетах, многие писатели-южане печатали на Севере свои произведения. Южане также ехали на Север в поисках медицинской помощи и др. Многие идеологи рабовладения отправлялись на Север, чтобы попытаться убедить северян в "преимуществах" рабства, опровергнуть критику аболиционистов. Из книги видно, что "экономика, культура, образование и даже физическое существование" (стр. 256) южан настолько зависели от поездок на Север, что они не прерывались вплоть до начала военных действий между Севером и Югом осенью 1860 года. Дж. Х. Франклин прослеживает, как восстанавливались и укреплялись прерванные войной контакты между Югом и Севером, складывались экономические связи между ними.

Однако работа интересна не только этим. Автор описывает тлетворное влияние рабства на самих рабовладельцев. В первую очередь оно выражалось в незаинтересованности в экономическом развитии Юга. Как пишет Франклин, рабовладельцы "были больше заинтересованы в выгодном, пусть и спекулятивном, помещении капитала, чем в создании экономики Юга или даже развитии районов, в которых процветало плантационное хозяйство, основанное на рабском труде" (стр. 106). Расизм отравлял сознание значительной части населения Юга. Многие белые считали "рабство нормальным и естественным состоянием для негров и делали из этого вывод, что свобода для них - неестественна и опасна" (там же). На Севере белые южане выступали рьяными защитниками института рабовладения, пытаясь убедить северян, что рабство морально оправдано и экономически выгодно, что оно "способствует стабильности и процветанию всей страны" (стр.231).

В книге приводятся многочисленные высказывания, отрывки из выступлений идеологов рабовладения, показывающие исто-

стр. 191


рические корни тех предрассудков, которые живучи и поныне. Расисты внушали неграм мысль об их неполноценности, о превосходстве белых хозяев и незыблемости рабовладения. Важнейшими аргументами рабовладельцев в пользу сохранения и распространения рабства являлись неравенство, дискриминация и нищета. негритянских масс на Севере. Выступая за упразднение рабства на Юге, буржуазия Севера в то же время обрекала черных на положение граждан второго сорта, признавала естественным существование неравенства, сегрегации и дискриминации в собственных штатах. "К тому времени, как аболиционистское движение развернулось в полную силу, - пишет Дж. Х. Франклин, - антинегритянские бунты в Филадельфии, Питтсбурге и Нью-Йорке продемонстрировали лицемерие северян в расовом вопросе" (стр. 212). Автор подчеркивает ограниченность аболиционистского движения, участники которого, "обрушивая на Юг антирабовладельческие трактаты, клеймящие рабовладельцев и призывающие рабов сбросить ярмо", в то же время были "заняты спором о том, можно ли принять черных в свои ряды на основе равноправия", и "ничего не сделали для предоставления политических прав неграм на их собственной земле" (стр. 212).

Несмотря на значительные отличия взглядов Франклина от позиции историков- неолибералов, их объединяет буржуазный объективизм. Дж. Х. Франклин стремится ограничиться повествованием, составленным по архивным материалам и документам, всячески воздерживается от оценок и комментариев, избегает крупных обобщений, каких-либо параллелей и связей с современностью.

Проблемы неравенства черных американцев, живучести расистских предрассудков касается и другая работа Дж. Х. Франклина "Расовое равенство в Америке*., Автор поставил задачу проследить эволюцию борьбы за расовое равенство в США с XVII в., когда первые рабы были привезены на американский континент, до наших дней. Во введении он выступает против попыток некоторых буржуазных историков подменить анализ неравноправного положения черных ссылками на улучшение их положения по сравнению с прошлым или на в среднем более высокий уровень жизни черных в США, чем в африканских странах. Дж. Х. Франклин считает, что в первую очередь нужно говорить о разрыве между равенством, провозглашенным конституцией США, и реальным положением черных. В книге прослеживаются исторические условия формирования системы расового неравенства, которая и сейчас преграждает черным путь к "свободе, равенству и стремлению к счастью". Автор показывает, что развитие североамериканских колоний неотделимо как от использования труда черных рабов, так и от узаконения неравноправного положения свободных черных.

Борьба американских колоний за независимость несла в себе глубокое противоречие: выступая против подчинения Англии, колонисты в то же время обрекали черных на значительно более тяжелые формы зависимости, чем те. против которых боролись сами. Добившись победы, они не распространили ее плоды на сотки тысяч черных рабов. Провозглашенные Декларацией независимости права были только для белых. Дж. Х. Франклин пишет, что этот документ "в своем окончательном варианте ничего не говорит о широко распространенной практике торговли живым товаром" (стр. 14 - 15). Он отмечает, что в основе нежелания "отцов-основателей" сделать что-либо для уничтожения рабства, было то, что они сами являлись рабовладельцами, были убеждены в биологической и моральной "неполноценности" черных. Материал книги наглядно демонстрирует, что наследие "отцов-основателей" органически включает в себя систему расового неравенства.

Говоря о периоде с 1820 по 1920 г., автор подчеркивает глубину расовой проблемы, пишет о невозможности каких-либо компромиссов в борьбе за расовое равенство. Подъем демократического движения 20 - 40-х годов XIX в. - активизация рабочих, начало борьбы женщин за политическое и социальное равноправие, зарождение аболиционистского движения, организации и лидеры которого выступали за отмену рабства, - оказался не в состояния поколебать "могущественные силы, готовые насмерть сражаться против любых перемен в старом порядке, направленных на изменение положения черных" (стр. 46). Гражданская война и последовавший за ней период Реконструкции также не нарушили систему расового неравенства, так как освобождение рабов покончило с рабством, но не с неравенством. Предпринимавшиеся в годы Реконструкции "федеральным правительством и правительства-

стр. 192


ми штатов меры, направленные на установление подобия расового равенства в Америке", признает Дж. Х. Франклин, носили вынужденный, ограниченный и декларативный характер (стр. 61 - 62). Сохранение основ расового неравенства обрекло Реконструкцию на неудачу. Последняя четверть XIX в. и первая четверть XX в. были годами законодательного закрепления расовой дискриминации и сегрегации в южных штатах, широкого распространения фактической сегрегации на Севере, разгула расизма, идеологи которого использовали для его обоснования теорию социального дарвинизма.

Автор призывает американцев извлечь уроки из истории борьбы за расовое равенство в XIX - первой половине XX в., в полной мере осознать актуальность расовой проблемы (стр. 73). Проблему расового неравенства в Америке XX в. он определяет как проблему борьбы вокруг привилегий или прав, "неделимость которых становится все более и более очевидной" (стр. 79). Однако, правильно отмечая тот факт, что черные фактически лишены многих из тех прав, которыми пользуются белые, Дж. Х. Франклин умалчивает о буржуазной ограниченности самих этих прав и свобод. Подобная ограниченность методологии негритянского историка приводит к тому, что, игнорируя классовую природу буржуазного общества, он разделяет всех американцев на наделенных правами белых и лишенных этих прав черных.

Дж. Х. Франклин прослеживает исторические корни того явления, которое он называет "трагической ситуацией" черных бедняков-обитателей центральных районов городов американского Севера. Послевоенная массовая миграция негров на Север привела к образованию там негритянских гетто в городах. "Создавая и увековечивая черные гетто, где преобладали подобные условия, - пишет автор, - северный город создавал бомбу замедленного действия, взрыв которой будет так же разрушителен, как и неизбежен" (стр. 83).

Касаясь истории движения за гражданские права, Дж. Х. Франклин в отличие от многих американских исследователей показывает, что оно берет начало не с возглавленного М. Л. Кингом бойкота автобусов в г. Монтгомери в 1955 г., а с выступлений негров в 20-е годы за гражданские права, права на работу, за равенство перед законом. Однако до конца второй мировой войны борцы за расовое равенство не обладали достаточными ресурсами, чтобы нанести сколько-нибудь серьезный удар по бастионам расизма. Утверждая, что основным фактором, определившим поворот в борьбе за расовое равенство в 50 - 60-е годы, было возникновение массового движения за гражданские права негров, в котором участвовали все слои негритянского населения, автор тем самым не учитывает решающего значения такого фактора, как влияние глубоких прогрессивных сдвигов, происшедших в послевоенном мире, невиданной в прошлом широкой международной поддержки освободительного движения негритянского народа. Преувеличивая роль федеральных органов в вопросах расового равноправия, он сбрасывает со счетов тот факт, что каждое решение Верховного суда США, каждая законодательная и практическая мера были вырваны в упорной борьбе, под нажимом массового движения черных и их союзников.

Дж. Х Франклин пишет о том, что американский народ заплатил дорогой ценой за созданный правящими классами социальный порядок, основанный на расовом неравенстве. Нежелание использовать ресурсы и способности миллионов черных граждан обходится Америке во многие миллиарды долларов (стр. 104). Кроме того, расизм наносит тяжелый моральный урон миллионам американцев, как белых, так и черных. Своим повествованием автор стремится убедить читателя, что борьба за права и свободы всех американцев неотделима от борьбы за расовое равенство. Однако в его работе ничего не говорится о новых условиях, в которых эта борьба ведется в 70-е годы, когда господствующий класс США стал еще упорнее противиться дальнейшим уступкам. Развязанная в 70-е годы при поддержке официальных кругов широкая кампания против каких-либо мероприятий, которые обеспечили бы черным американцам реальную, а не формальную возможность сократить разрыв в социально-экономической сфере между ними и белыми американцами, ставит ныне борьбу черных американцев в более трудные условия по сравнению с 60- ми годами, а в ряде случаев сводит на нет достижения борьбы минувшего десятилетия.

Появление книг Дж. Х. Франклина свидетельствует о том, что негритянская проблема продолжает оставаться одной из самых острых социальных болезней Соединенных Штатов.

Опубликовано 22 января 2018 года

Картинка к публикации:





Полная версия публикации №1516627391

© Portalus.ru

Главная ИСТОРИЧЕСКИЕ РОМАНЫ ДЖ. Х. ФРАНКЛИН. ЮЖНАЯ ОДИССЕЯ. ПУТЕШЕСТВИЯ ЮЖАН ПО ДОВОЕННОМУ СЕВЕРУ. ДЖ. Х. ФРАНКЛИН. РАСОВОЕ РАВЕНСТВО В АМЕРИКЕ

При перепечатке индексируемая активная ссылка на PORTALUS.RU обязательна!



Проект для детей старше 12 лет International Library Network Реклама на Portalus.RU