Полная версия публикации №1518959615

PORTALUS.RU ИСТОРИЧЕСКИЕ РОМАНЫ ИРЛАНДЦЫ ПРОТИВ БРИТАНСКИХ КОЛОНИЗАТОРОВ → Версия для печати

Постоянный адрес публикации (для научного и интернет-цитирования)

По общепринятым международным научным стандартам и по ГОСТу РФ 2003 г. (ГОСТ 7.1-2003, "Библиографическая запись")

Л. С. КРЫЛОВ, Т. С. ОСИПОВА, ИРЛАНДЦЫ ПРОТИВ БРИТАНСКИХ КОЛОНИЗАТОРОВ [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 18 февраля 2018. - Режим доступа: https://portalus.ru/modules/historical_novels/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1518959615&archive=&start_from=&ucat=& (свободный доступ). – Дата доступа: 28.03.2024.

По ГОСТу РФ 2008 г. (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка")

Л. С. КРЫЛОВ, Т. С. ОСИПОВА, ИРЛАНДЦЫ ПРОТИВ БРИТАНСКИХ КОЛОНИЗАТОРОВ // Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU. Дата обновления: 18 февраля 2018. URL: https://portalus.ru/modules/historical_novels/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1518959615&archive=&start_from=&ucat=& (дата обращения: 28.03.2024).



публикация №1518959615, версия для печати

ИРЛАНДЦЫ ПРОТИВ БРИТАНСКИХ КОЛОНИЗАТОРОВ


Дата публикации: 18 февраля 2018
Автор: Л. С. КРЫЛОВ, Т. С. ОСИПОВА
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ИСТОРИЧЕСКИЕ РОМАНЫ
Номер публикации: №1518959615 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


За строкой решений XXVI съезда КПСС

Господство "классических" колонизаторов и расистов близится к концу.

Л. И. БРЕЖНЕВ

Третья четверть нашего столетия стала временем крушения системы колониализма. Подавляющее большинства бывших колониальных народов обрели независимость. "В 70-е годы, - отмечалось в Отчете ЦК КПСС XXVI съезду партии, - фактически завершилась ликвидация колониальных империй"1 . Вместе с тем многие освободившиеся страны еще не полностью покончили с колониальным прошлым. Десятками способов империалисты "пытаются привязать к себе эти страны, чтобы свободнее распоряжаться их природными богатствами, использовать их территории в своих стратегических замыслах. При этом широко используется давний метод колонизаторов "разделяй и властвуй!"2 .

В истории колониальных и зависимых стран особое место занимала Ирландия - страна, с XII в подвергавшаяся угнетению господствующими классами Англии. Ее экспансия на "Зеленый остров" явилась ранним прологом будущих массовых колониальных захватов и беспощадного ограбления завоеванных стран. Именно на территории Ирландии первоначально отрабатывались методы британской колониальной политики. До настоящего времени Англии принадлежит Северная Ирландия - Олстер, часть населения которого испытывает на себе трагические последствия длительного британского господства. Истоки современного острейшего социально-политического кризиса в Северной Ирландии берут начало еще в событиях феодальной эпохи.

Завоевание Ирландии было связано с процессом складывания в Англии централизованного государства и сопровождалось стремлением феодалов увеличить земельные владения и доходы. Соседний остров представлялся им легкой добычей. Генрих II Плантагенет во главе крупной армии вторгся в эту страну в октябре 1171 г. вблизи г. Уотерфорда и добился от местных вождей признания себя "верховным правителем" Ирландии. Затем 500 английских рыцарей и 4 тыс. пеших воинов проследовали к Дублину. Земли вокруг Дублина и в прибрежной полосе юго-востока были отняты у ирландцев и пожалованы королем его сподвижникам на условиях несения рыцарской службы. Лишь в одном графстве Мит (Центральный Ленстер) около 800 тыс. акров земли получил крупный феодал Х. де Ласи. Олстер был передан Дж. де Курси, который по условиям договора сначала должен был его завоевать, что он и сделал. Используя распри местных вождей, он овладел графством Даун (восточная часть Олстера). Завоеватели, как сообщает английский хронист, сооружали свои замки в "наиболее удобных местах Олстера"3 .

Большую роль при завоевании Ирландии сыграла католическая церковь, активно поддержавшая вторжение в целях подчинения независимой ирландской церкви папе


1 Брежнев Л. И. Отчетный доклад Центрального Комитета КПСС XXVI съезду Коммунистической партии Советского Союза и очередные задачи партии в области внутренней и внешней политики. 23 февраля 1981 года. М. 1981, с. 4.

2 Там же, с. 18 - 19.

3 Giraldus Cambrensis. The English Conquest A. D. 1166 - 1185. Mainly from the "Expugnatio Mibernica". Lnd. 1866, p. 122.

стр. 101


римскому. Специальной буллой папа римский одобрил поход короля и объявил, что "дарит ему остров". С конца XII в. в Ирландии основывались многочисленные монастыри; туда был открыт доступ военно-монашеским орденам тамплиеров, госпитальеров и др., получившим крупные земельные пожалования в графстве Дублин. Примерно треть ирландских земель стала собственностью английских светских и духовных феодалов. Англосаксы и нормандские рыцари селились на плодороднейших землях, оттесняя аборигенов в лесные, горные и болотистые районы. На завоеванной территории насильственно разрушалась старинная клановая структура и организовывались феодальные поместья. Свободные ирландские крестьяне были согнаны с земель и превращены в крепостных4 .

К середине XIII в. англичанам принадлежало в Ирландии восточное и юго-восточное побережье, от графства Антрим до Корка. Наиболее важные порты (Дублин, Уэксфорд, Уотерфорд, Корк и Лимерик с прилегающими округами) были объявлены владениями короля. Эти города были окружены владениями колонистов, которые создавали здесь систему управления, как в метрополии: завоеванные территории были поделены на 12 графств, административным центром колонии стал Дублин. Короли использовали города как опорные базы и центры распространения английского экономического и политического влияния. Дублин, Уэксфорд, Уотерфорд, Корк, Лимерик были окружены стенами и крепостными сооружениями5 . К середине XIII в. на завоеванной территории было выстроено до 20 замков. Английское правительство предоставляло привилегии богатым купцам иноземного происхождения. Это бюргерство стало прочной опорой колонизаторов6 .

По отношению к ирландцам проводилась дискриминационная политика, препятствовавшая их переходу в состав полноправных горожан: для этого требовались оседлость, наличие высокого материального статуса, знание английского языка, ношение одежды английского образца и пр7 . Эта же политика породила преобладание в Ирландии внешнеторговых интересов над внутренними связями, что обусловило слабость внутреннего рынка. Поощряя развитие ирландских городов, английское правительство стремилось "привязать" их торговлю к нуждам метрополии, чтобы извлечь из нее максимальные выгоды. В этих условиях города в Ирландии не стали опорой централизации, что явилось объективным препятствием для объединения страны.

В результате английского завоевания Ирландия оказалась разделенной на два региона, находившихся на различных ступенях общественного развития. В Пейле - полосе английского господства и влияния - развитие феодализма шло быстрыми темпами. В остальной Ирландии, особенно в Олстере и Конноте, где жили ирландцы и потомки первых завоевателей - англо-ирландцы, феодальные отношения развивались медленнее, все еще были сильны клановые обычаи. Английские феодалы превратили покоренные области в плацдарм для дальнейшего наступления и длительное время продолжали отсюда совершать набеги на независимую территорию. В XIV-XV вв. большое влияние в Ирландии приобрели завоеватели, породнившиеся с главами ирландских кланов и унаследовавшие их владения. В результате сложился своеобразный слой англо-ирландской знати, которая постоянно увеличивала свои владения за счет клановых земель. Уже к середине XIV в. преобладающая часть центральных районов Ленстера и Манстера управлялась англо-ирландскими баронами. Границы Пейла постепенно сдвигались к востоку (район между Дандолком, Келсом, Нэйсом и Дублином). Опасаясь усиления англо-ирландской знати, английское правительство изданием специальных законов стремилось приостановить этот процесс и запрещало родственные и иные связи между англичанами и ирландцами.

Завоеватели относились к ирландцам, как к низшим существам, запрещали англичанам- переселенцам под угрозой конфискации владений общение с местным на-


4 Сапрыкин Ю. М. Аграрный строй английской колонии в Ирландии в XIII в. В кн.: Средние века. Вып. 25.1964.

5 The Course of Irish History. Cork. 1967, p. 143.

6 Осипова Т. С. Ирландский город и экспансия Англии XII-XV вв. М. 1973, гл. II.

7 Calendar of Ancient Records of Dublin in the Possession of the Municipal Corporation of That City. Vol. I. Lnd. 1899, pp. 339 - 340; British Borough Charters. Vol. II Cambridge. 1923, p. 217.

стр. 102


селением (вступление в брак, заимствование обычаев, одежды, языка и т. д.). В свою очередь, ирландцам, жившим среди колонистов, предписывалось говорить только по- английски, носить одежду и даже прически по английскому образцу8 . В 1495 г. парламент Пейла был подчинен английскому. Дискриминация обостряла социально- политические противоречия в колонии и вызывала растущую ненависть со стороны аборигенов, особенно широких масс крестьянства.

В начале XVI в. лондонское правительство выдвинуло ряд проектов полного подчинения страны. В письмах английских наместников королю Генриху VIII не раз предлагалось начать истребительную войну против ирландцев. "Наиболее правильным и радикальным мероприятием, - говорилось в одном из таких писем, - было бы полное покорение страны и всеобщее истребление ирландцев"9 . Наместники использовали для вмешательства во внутренние дела Ирландии самые различные приемы: подкупы, разжигание междоусобной борьбы, провокации, убийства. Наместник Г. Сидней в письме правителю Манстера Дж. Перроту (1570 г.) писал: "Не лучше ли поддерживать беспорядок в этой стране, чтобы слабый и терзаемый смутами народ никогда бы не сделал попыток отделиться от английской короны?"10 .

Распространение на Ирландию в 1536 - 1537 гг. Реформации и объявление английского короля Генриха VIII главой ирландской церкви послужили поводом для наступления на религиозные верования ирландцев. В 1539 г. был сожжен собор в Дауне; погибли произведения национального искусства и древности11 . В 1541 г. Генрих VIII был провозглашен ирландским королем. Английское правительство в 1560г.12 провело через ирландский парламент "Акт о единообразии", вследствие которого религиозный нажим на Ирландию стал еще более значительным. С того времени социально-политическая и национально-освободительная борьба против англичан часто велась под знаменем католицизма, который в условиях Ирландии стал символом независимости.

Массовые конфискации ирландских земель имели место в Ленстере (графства Лике и Оффали). Воспользовавшись пограничными спорами клановых вождей О'Муров и О'Конноров с жителями Пейла, английское правительство расценило это как мятеж, ввело войска на территорию графств, обвинило вождей в государственной измене и учинило кровавую резню. Захваченные земли (свыше 21,5 тыс. акров) были конфискованы и в 1563 - 1564 гг. розданы английским колонистам 13 . В дальнейшем подобная практика приобрела еще более широкий размах. Так, чтобы осуществить колонизацию Манстера, Лондон предпринял ряд мер, направленных на уничтожение влияния ирландской и англо- ирландской знати. В 1569 г. были упразднены военная власть вождей и их право облагать подданных податями. Актом 1571 г. в Манстере запрещались старинные обычаи, ношение национальной одежды и причесок, общение на родном языке.

Эти действия английских властей явились одной из причин волнений, охвативших тогда Манстер. "Народ, воспитанный в чувствах независимости, не может и слышать о введении английского закона"14 , - писал Сидней в Лондон. Английские власти с невероятной жестокостью подавляли восстание. Современник писал: "Когда солдаты проходили через страну, они грабили население и захватывали скот, а народ убивали без сожаления и жалости... Вследствие этого страна была опустошена, а люди умирали от голода или погибали от оружия"15 . Не помогли ирландцам и испанские десанты, высаженные в 1579 и 1580 гг. в Дингле и Смеруике (католическая Испания враждовала тогда с протестантской Англией). Разгром восстания, длившегося до 1583 г., привел к конфискации земель и в этом районе. Колонизация Манстера со-


8 Tracts relating to Ireland. Vol. II. Dublin. 1843, pp. 11 - 13.

9 Maxwell C. Irish History from Contemporary Sources, 1509 - 1610. Lnd. 1923, p. 229.

10 Leland Th. The History of Ireland. Vol. II. Lnd. 1773, p. 292.

11 Annales of Ireland Translated from Original Irish of the Four Masters. Dublin. 1846, p. 407.

12 Irish Historical Documents, 1172 - 1922. Lnd. 1943, pp. 123 - 125.

13 Dunlop R. The Plantation of Leix and Offaly. - English Historical Review, 1891, Vol. VI, pp. 94 - 95.

14 Calendar of the State Papers relating to Ireland Vol. I. Lnd. 1860, p. 434.

15 Calendar of the Manuscripts Carew. Vol. IV. Lnd. 1869, pp. 237 - 239.

стр. 103


провождалась насильственным обезземеливанием населения и осуществлялась в обстановке жесточайшего террора. В одном из донесений в Лондон сообщалось, что ежедневно англичане вешали в Мапстере по 200 - 300 человек16 . В результате этой колонизации на юге Ирландии также стали возникать поселения английских колонистов-протестантов.

Продолжавшееся одновременно разграбление и опустошение Северной Ирландии вызвало мощное восстание в Олстере, сначала в 1559 - 1567, затем в 1595- 1603 годах. Последнее охватило весь остров. Девять лет ирландский народ вел мужественную, но неравную борьбу. Неоднократно повстанцы одерживали победы (в 1561 г. при Арме, в 1571 г. при Килмаллоке, в 1580 г. при Глендалохе, в 1598 г. при Желтом Броде, в 1599 г. при Корлюсе). Безуспешно пыталась помочь им Испания, вновь посылавшая в 1596 и 1601 гг. свои десанты в Киллибегс и Кинсейл. В 1600 г. в Ирландию наместником прибыл граф Маунтджой, поставивший перед собой цель любыми средствами подавить освободительное движение и обеспечить последующую конфискацию клановых земель. Он повел опустошительную войну, широко применяя тактику "выжженной земли". "На всем пути мы сжигали все их дома, находившиеся в укреплениях и лесах"17 , - писал Маунтджой. Выполняя инструкции наместника, правитель Манстера Керю прибегал к иным мерам: подложные письма, донесения шпионов, шантаж, подкупы - все это использовалось для разжигания ирландских междоусобиц.

В сражении при Кинсейле (1601 г.) ирландцы потерпели решающее поражение. Началось планомерное уничтожение отдельных отрядов повстанцев, и спустя два года движение было окончательно разгромлено. Руководители восстания покинули страну, их земли были конфискованы. Началось заселение Олстера английскими и шотландскими колонистами. Купцы и ростовщики Лондона получили обширные владения в графстве Дерри, переименованном вместе со столицей графства в Лондондерри18 .

Вследствие массового обезземеливания ирландское крестьянство превращалось в поденщиков-коттеров и кабальных арендаторов, а английские колонисты - в лендлордов. Втягивание Ирландии в сферу так называемого первоначального накопления проходило в мучительных для народных масс формах, сопровождалось насильственной ломкой местного общественного уклада и никак не компенсировалось развитием производительных сил.

Английская буржуазная революция середины XVII в. сыграла важнейшую роль в ограблении Ирландии, которая окончательно была превращена в колонию. Политика Англии вызвала в 1641 г. мощное национально-освободительное восстание, охватившее Олстер. Ирландская "Всеобщая ассоциация объединения католиков", возглавившая движение, провозгласила отделение "Зеленого острова" от Англии. Движение приняло религиозный характер. Этим воспользовался Карл I Стюарт. В ответ усилили наступление и английские индепенденты.

В 1649 г. во главе экспедиционных войск в Ирландии высадился О. Кромвель, учинивший кровавую резню ирландских гарнизонов и населения в Дрогеде и Уэксфорде, а затем подвергший страну новому, еще более страшному опустошению. У мирного населения отнимали продовольствие, сжигали посевы, резали и угоняли скот. Беспощадное подавление движения индепенденты сочетали с провокационными действиями, усиливая в лагере восставших взаимные подозрения, разброд и раскол. После захвата в 1651 г. одного из главных центров ирландского сопротивления, Лимерика, и падения в 1652 г. Голуэя восстание было подавлено. Большая часть земель была конфискована в пользу финансовых дельцов, крупных торговцев Сити и представителей армии. Рассматривая эту насильственную экспроприацию как один из примеров колониального грабежа, Ф. Энгельс назвал то время самым мрачным периодом в истории Ирландии19 . В свою очередь, обогащенная английская земельная


16 Calendar of the State Papers relating to Ireland. Vol. IV. Lnd. 1868, pp 210, 211.

17 Calendar of the Manuscripts Carew. Vol. V. Lnd. 1870, p. 432.

18 См. подробнее Сапрыкин Ю. М. Английская колонизация Ирландии в XVI- начале XVII в. М. 1958; История Ирландии. М. 1980.

19 См. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 16, с. 494. Подробнее см. Гольман Л. И. Маркс и Энгельс о колониальном закабалении Ирландии Англией в период Английской буржуазной революции. В кн.: Из истории марксизма. М. 1961,

стр. 104


аристократия стала опорой реставрации Стюартов. "Английская республика при Кромвеле, - подчеркивал К. Маркс, - в сущности разбилась об Ирландию"20 .

Дальнейшее усиление господства англичан на острове характеризовалось утверждением власти лендлордов, применявших в своих поместьях хищнические, колониально- крепостнические методы эксплуатации местного населения. С конца XVII в. порабощение Ирландии приняло дополнительно форму массовых религиозных гонений. Преследования за католическое вероисповедание особенно усилились после поражения армии Якова II Стюарта в битве 1690 г. на р. Войн против протестантской армии избранного парламентом короля Вильгельма III Оранского. Этим событиям сопутствовало очередное восстание ирландцев в 1688 - 1691 годах. Поражение католиков сопровождалось новой массовой конфискацией их земель с последующей распродажей отличившимся в битвах протестантам. В результате к, началу XVIII в. в руках католиков осталось только 19% пригодной для обработки земли, а в провинции Олстер, где их особенно жестоко преследовали, - 5%21 .

При системе лендлордизма арендатор был лишен возможности выплачивать землевладельцу твердую арендную плату, продавать или передавать свой участок, получать компенсацию за произведенные на нем усовершенствования. Лендлордизм убивал в арендаторе заинтересованность в улучшении хозяйства, ибо после любого улучшения лендлорд увеличивал арендную плату, а при невыплате ее выбрасывал земледельца прочь, поскольку сроки аренды не фиксировались и зависели от произвола помещика. Уделом крестьянина были беспросветная нужда, лишения и полуголодное существование на клочке земли. В этих условиях сформировался характер рядового ирландца с противоречивым сочетанием романтизма и деловой изворотливости с наклонностью к отчаянному сопротивлению. В буржуазной же Англии сложилось мещанско-вульгарное представление об ирландце как лентяе, не способном к упорному труду, погрязшем в пьянстве и бесплодных мечтаниях, но в то же время стороннике насилия.

Система лендлордизма способствовала разжиганию религиозной розни между католиками и низами протестантской общины, особенно в Олстере. Там постепенно складывались предпосылки того раскола Ирландии и острейшего кризиса, который сотрясает ее север вот уже долгие годы, невзирая на то, что с конца XVII в. лендлордизм выступал в Олстере в более смягченной форме, чем на остальной территории страны. Распространялась так называемое "олстерское право" - свод законов, регулирующий отношения между лендлордами и протестантскими фермерами, а также арендаторами. Законы обязывали собирать умеренную арендную плату, без учета усовершенствований, произведенных в хозяйстве, не изгонять произвольно фермера с участка, если тот исправно платил ренту, и давать ему возможность при продаже участка получать от покупателя компенсацию за хозяйственные затраты. "Олстерское право" послужило основой классового союза между буржуазно-помещичьей верхушкой и частью трудящихся-протестантов, который характеризует социально-политическую структуру Северной Ирландии вплоть до наших дней.

Позорной страницей истории британского колониализма стали карательные законы, принятые парламентом для Ирландии в начале XVIII века. Согласно им католики лишались права поступать на государственную службу, быть избранными в парламент, служить в армии, заниматься юриспруденцией и покупать землю у протестантов. Под страхом смерти им запрещалось носить оружие. Католические храмы были закрыты, отправление службы воспрещено. Имущество католика дробилось между его наследниками, а право единоличного наследования предоставлялось только при принятии англиканской веры. Употребление национального, гэльского языка тоже запрещалось. Учителя-католики не могли преподавать, и все ирландцы - посылать детей для учебы за границу. Католику нельзя было даже приобрести лошадь стоимостью более 5 ф. ст., если же он покупал ее, то любой протестант мог отнять ее без всякого вознаграждения. Именно "карательные законы, - пишет современный ирландский историк, - способствовали отчасти выработке в ирландцах пренебрежительного отношения к законности и порядку вообще, а также к тому, что ирланд-


20 Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 32, с. 532.

21 Durby J. The Conflict in Northern Ireland. Dublin. 1976, p. 3.

стр. 105


ский национализм стал отождествляться с католицизмом, несмотря на то, что многие из его лидеров были протестантами"22 .

Участие протестантов в борьбе против лендлордов связано с тем, что с середины XVIII в. последние в погоне за доходами стали нарушать "олстерское право", отказывая фермерам в возобновлении арендных договоров. Религиозная неприязнь к католикам в ряде случаев отходила на задний план перед перспективой увеличения прибылей с земли. Поэтому католики, мирившиеся с более низким уровнем жизни, порой получали земли протестантских фермеров, изгнанных лендлордами. Вот почему массовое аграрное движение началось именно среди протестантских фермеров Олстера. В специфических условиях Ирландии эта борьба приняла форму действий тайных обществ, характерную отчасти для нее и в наши дни. Англичане не раз безуспешно пытались уничтожить тайные крестьянские общества, такие, как "Белые ребята", "Стальные ребята", "Дубовые ребята", "Непобедимые", "Риббомены" и др. За головы их руководителей назначались большие награды. Вот один из рассказов о преследовании лиц, заподозренных в связях со "Стальными ребятами": "Тела многих крестьян раскачивались на виселицах, а те, кому сохранили жизнь, были обречены хиреть и гибнуть в грязных пределах тюремного ада, чтобы насытить мстительность господствующих классов"23 .

Но репрессии не могли остановить борьбу, ибо в условиях лендлордизма террор против помещичьих притеснений был единственным средством ограничения их произвола. Аграрное движение второй половины XVIII в. способствовало сплочению католической и протестантской общин Ирландии и облегчило формирование ирландской нации. Под сильным воздействием Американской и Французской буржуазных революций XVIII в. в Ирландии развернулось широкое движение за национальное самоопределение. В него включилось большинство народа, в том числе часть протестантов. Эта борьба была нацелена на создание независимого государства, ликвидацию лендлордизма и переход к фермерскому пути развития в деревне, подъем национальной промышленности под защитой таможенных пошлин, развитие самобытной культуры24 . Во главе демократического движения стала радикальная протестантская буржуазия Олстера. В 1782 г. парламент в Лондоне объявил о независимом статусе парламента в Дублине в законодательной сфере, хотя исполнительная власть осталась прерогативой английского генерал-губернатора.

Новый этап движения наступил в 1791 г. после возникновения революционно- демократического общества "Объединенные ирландцы", которое провозгласило своей целью образование независимой демократической республики. Эту задачу оно собиралось решить, опираясь на католические и протестантские низы общества. Объединение арендаторов- католиков, фермеров-протестантов, ремесленников и рабочих вызвало обеспокоенность Лондона, рассматривавшего раскол как средство подчинения Ирландии британской короне. Правящие круги Англии прибегли к испытанному средству сочетания массовых репрессий с поощрением межобщинной розни. В 1795 г. в графстве Арма при содействии английских властей была создала полулегальная протестантская организация "Оранжевый орден" для борьбы с "Объединенными ирландцами", изгнания католиков и возрождения нетерпимости к "иноверцам". Одновременно правительство проводило политику запугивания народных масс, что сузило базу начавшегося в мае 1798 г. освободительного восстания "Объединенных ирландцев". В Олстере многие католики-арендаторы отказали повстанцам в помощи, а на юге католиков не поддержали протестанты. Последние даже составили основу йомери - карательных отрядов, которые вместе с войсками жестоко расправлялись с повстанцами. В тот год непременной чертой ирландского пейзажа стала виселица. Буржуазные газеты смаковали подробности массовых казней, сожжения городов и деревень, грабежей и насилия на "Зеленом острове"25 .

В дальнейшем главным орудием политики британских властей в Ирландии стало поощрение национального раскола, искусственное культивирование противоречий


22 Murphy D. A Place Apart. Lnd. 1978, p. 25.

23 Койноли Дж. Рабочий класс в истории Ирландии. М. 1969, с. 63 - 64.

24 Колпаков А. Д. Ирландия на пути к революции. М. 1976, с. 40.

25 Черняк Е. Б. Жандармы истории. М. 1969, с. 135.

стр. 106


между севером и югом страны и создание в Олстере бастиона для борьбы с национально- освободительным движением. В 1801 г. "Актом об унии" Ирландия юридически стала составной частью Англии, которая теперь официально именовалась "Соединенное королевство Великобритании и Ирландии". Уния гарантировала привилегии протестантов. С течением времени протестантская буржуазия Олстера забыла

0 своих республиканских настроениях и, объединившись с лендлордами, стала опорой правящих кругов метрополии на ирландской земле. Олстер превратился в британский промышленный район Ирландии, который развивался за счет юга, ставшего его сельскохозяйственным придатком: "Белфаст получил право на процветание ценой своего отказа от национального духа, в силу своей ненависти к делу национальной свободы"26 . К середине XIX в. Северная Ирландия уже являлась одним из центров судостроительной и льнообрабатывающей промышленности в Европе.

Это относительное процветание Олстера соседствовало с ужасающей нищетой и упадком других районов острова. Там в 1845 г. разразился голод, принявший масштабы национальной катастрофы: 1 млн. человек погиб, а 3 млн. из 8 эмигрировали, преимущественно в Северную Америку27 . Поскольку населению промышленных центров Англии требовались мясные продукты, а после отмены "хлебных законов" в метрополии цена на хлеб упала, лендлорды начали перестройку аграрной экономики острова, ориентируя ее на развитие скотоводства. Мелкие ирландские арендаторы "казались лишними людьми. Их безжалостно изгоняли, обрекая на нищету или эмиграцию. После подавления в 1848 г. восстания, поднятого радикалами "Молодой Ирландии", главная роль в освободительном движении перешла к мелкобуржуазным революционерам - фениям, подготовившим новое восстание в 1867 году. 70-е годы прошлого столетия были отмечены сопротивлением произволу лендлордов со стороны массовой организации арендаторов "Земельной лиги". С 1869 г. в стране действуют секции Международного Товарищества Рабочих - I Интернационала.

На фоне бурных революционных катаклизмов, сотрясавших Ирландию, резким контрастом выделялся Олстер. Там британским властям удалось создать опорную базу контрреволюции. Правящая верхушка была представлена в Северной Ирландии крупными промышленниками, лендлордами, протестантским духовенством. В 1884 г. они объединились в Олстерскую юнионистскую группу, преобразованную впоследствии в партию. Эта организация провозгласила себя защитницей имперских интересов, "основ собственности и порядка" и выступила против предоставления Ирландии даже ограниченной автономии - гомруля28 . Олстерская реакция располагала социальной базой среди трудящихся протестантов. Основу политического союза между ними скрепили протестантская церковь и Орден оранжистов. В XIX в. террористическая организация оранжистов, несмотря на формальное запрещение ее деятельности, усиленно распространяла свое влияние. Рекрутами "оранжевой ложи" становились фермеры, арендаторы, даже рабочие. Оранжисты проповедовали ненависть к "папистам" и требовали беспощадной борьбы с "врагами веры".

Культивируемый оранжистами шовинизм наложил отпечаток на всю общественно- политическую жизнь Северной Ирландии, особенно на рабочее движение. Политика раскола пролетариев по религиозному признаку, подкрепляемая созданием привилегированных условий для более высокооплачиваемой протестантской элиты в рабочем классе, привела к тому, что последний оказался в ту пору добычей реакции. Рабочие Белфаста отождествляли тогда британских социалистов с "папизмом"29 . Раскол среди пролетариев усилили дикие погромы в католических кварталах североирландских городов. На протяжении XIX в. они происходили 8 раз (1813, 1830, 1835, 1857, 1864, 1872, 1876, 1893 гг.), сопровождаясь пожарами, тяжелыми жертвами. Иногда погромы принимали такие масштабы, что власти вводили в города Олстера регуляр-


26 Конноли Дж. Ук. соч., с. 256.

27 Ерофеев Н. А. "Великий голод" 1846 - 1848 годов в Ирландии. - Новая и новейшая история, 1974, N 1.

28 Johnson P. Ireland: Land of Troubles. A History from the Twelfth Century to the Present Day. Lnd. 1980, p. 136.

29 Ibid.

стр. 107


ные войска30 . Линия на откол Олстера от остальной Ирландии имела трагические последствия для ирландцев, подготовив почву для навязанного британским империализмом в 1921 г. Закона об управлении Ирландией, который послужил основой для создания в Олстере своеобразного "мини-государства", управлявшегося юнионистской верхушкой.

Начало XX в. ознаменовалось в Ирландии дальнейшим подъемом национально- освободительного, а также рабочего движения. В 1905 г. возникла мелкойуржуазная партия "Шин фейн", выступавшая за независимость "Зеленого острова". В 1912 г. оформилась Ирландская лейбористская партия, реформистская по духу. Основанный в 1909 г. Союз транспортных и неквалифицированных рабочих возглавил грандиозную Дублинскую стачку 1913 - 1914 гг., во время которой сложилась пролетарская революционная организация "Ирландская гражданская армия". В 1916- 1923 гг. в Ирландии развернулась национальная, антиимпериалистическая революция, прошедшая через несколько этапов: "Пасхальное восстание" 1916 г.; партизанская война 1919 - 1921 гг. с провозглашением независимости Ирландии и последующим превращением большей ее части в британский доминион; затем двухлетняя гражданская война, приведшая к поражению радикалов-республиканцев и сохранению репрессивно-террористического пробританского режима31 .

Олстер остался в составе Великобритании фактически на положении колонии. Опорой государственной власти в Олстере стал в это время широчайший полицейский аппарат. Особой известностью пользовались "специальные силы Б", беспощадно расправлявшиеся с католиками путем проведения в католических кварталах городов и сельской местности чисто военных операций32 . Деятельность этих военизированных формирований определена Законом о чрезвычайных полномочиях гражданских властей, принятым в 1922 г. и с перерывами действовавшим до 1969 года. Полиция получила право арестовывать кого угодно и неограниченное время интернировать их без предъявления обвинения. Антикатолическая направленность закона видна из того, что за весь период его действия в Северной Ирландии не был интернирован ни один протестант.

Важнейшую роль в управлении североирландским "мини-государством" играл британский министр внутренних дел, имевший полномочия "предпринимать любые шаги и отдавать все распоряжения, которые при необходимости должны сохранить мир и поддержать порядок". За последующие десятилетия в Олстере была создана система управления, обеспечивающая безраздельное господство протестантов. Все это происходит при формальном соблюдении других законов, регулярно проводимых выборах в высшие и местные органы власти и функционировании двухпартийной системы; здесь, на задворках "британской демократии", утвердился тоталитарно-колониальный режим, при котором роль "белых негров" играет униженное и бесправное католическое меньшинство.

В 1930-е годы национально-буржуазная партия "Фианна файл" добилась превращения доминиона Ирландия в суверенное государство Эйре, лишь номинально связанное с Англией. Серьезную угрозу для левых сил страны представляла тогда фашистская организация "синерубашечников". Отпор ей возглавила образованная в 1933 г. Коммунистическая партия Ирландии (КПИ); в 1940 г. ее деятельность была запрещена. Во время второй мировой войны Эйре соблюдала нейтралитет, а в 1949 г. стала республикой, вышедшей из британского Содружества. Страной попеременно управляли "Фианна файл" и партия промышленников и крупных скотоводов "Фине гэл", обычно выступающая в союзе с Ирландской лейбористской партией.

Иначе обстояли дела в Олстере. Движение за гражданские права, опять развернувшееся здесь в 1960-е годы, явилось реакцией меньшинства на постоянные нару-


30 Ibid.

31 Колпаков А. Д. Ирландия - остров мятежный. М. 1965; Колпаков А. Д., Полякова Е. Ю. Раскол Ирландии: виновники и жертвы. - Вопросы истории, 1971, N 1; Орлова М. Е. Олстерский кризис и истоки раскола североирландских трудящихся. В кн.: Положение и борьба британского рабочего класса. М. 1974; Крылов Л. С. Зеленый вулкан в действии (гражданская война в Ирландии 1922 - 1923 гг.). - Вопросы истории, 1970, N 1.

32 Report of the Hunt Commission. Lnd. 1969, p. 39.

стр. 108


шения демократии и прав человека в "автономной провинции". Требования справедливого избирательного права, отмены чрезвычайных законов, роспуска "специальных сил Б" не выходят за рамки элементарных буржуазно-демократических свобод. Однако правящие круги Англии не только не способствовали распространению на Северную Ирландию принципов буржуазной демократии, но и навязали "автономной провинции" режим военной оккупации, который доныне служит сохранению позиций формально отстраненного от власти в 1971 г., но продолжающего обладать привилегиями юнионистского большинства. Главным инструментом для "решения" проблем Олстера остается британская армия33 , осуществляющая карательные функции, особенно массовое интернирование без предъявления обвинений и без судебного разбирательства. Для этого в Северной Ирландии при содействии британских и натовских спецслужб построены концентрационные лагеря с "центрами дознания", где тысячи ирландцев подвергаются мучительным пыткам с применением новейших технических средств. Для "обоснования" этой бесчеловечной практики британское "правосудие" разработало серию особых правовых актов: Закон об общественном порядке (1970 г.), Закон о чрезвычайном положении (1971 г.), Закон о предотвращении терроризма (1974 г.) и др. Интернирование сопровождалось облавами и обысками. С 1971 по 1975 г. из 400 тыс. домов, расположенных в селениях Северной Ирландии, английские солдаты и полицейские подвергли обыску 204тысячи34 .

Согласно официальной версии Лондона, присутствие британского экспедиционного корпуса в Олстере необходимо "для предотвращения" вооруженной борьбы между военизированными организациями католиков и протестантов, а интернирование есть "радикальное средство пресечения терроризма и решения олстерской проблемы". Однако все это лишь способствует росту насилия. Если за два года кризиса до введения интернирования в Олстере погибло 66, то потом, до февраля 1975 г., - 1325 человек35 . Европейская комиссия по правам человека, разбиравшая жалобу правительства Ирландской республики на Англию по поводу бесчеловечного обращения с интернированными в Олстере, представила неопровержимые факты, что интернирование направлено именно против католиков, а террористы из военизированных протестантских организаций избегают наказания36 . Из 1930 интернированных за 1971 -1974 гг. только 99 были протестантами37 .

В качестве довода для оправдания репрессий Лондон обычно выдвигает кампанию насилия, проводимую католической военизированной организацией "Ирландская республиканская армия" (ИРА), особенно ее экстремистским "временным" крылом38 . Другое крыло - "официальная" ИРА - ориентируется на политическое решение проблемы и мирное объединение Ирландии. "Временная" ИРА ведет вооруженную борьбу и в Олстере и в Англии. Организуемые ею террористические акты используются английскими властями для репрессий против движения за гражданские права и других прогрессивных организаций. Компартия и другие прогрессивные организации решительно осуждают действия "временной" ИРА39 . Впрочем, последней, насчитывающей несколько сотен подпольщиков, противостоят 46 террористических формирований протестантов численностью от 40 до 60 тыс. человек40 .

Усилению терроризма в Олстере содействует провокационная политика английского правительства, не раз направлявшего своих представителей на переговоры как с протестантскими, так и с католическими террористическими организациями для об-


33 CallaghanJ. A House Devided: Dilemma of Northern Ireland. Lnd. 1973, p. 71.

34 Rose R. Northern Ireland: Time of Choice. Washington. 1976, p. 24; Durby J. Op. cit., p. XIX.

35 Rose R, Op. cit., p. 74.

36 Крылов Л. С. Англия против народа Северной Ирландии. - Вопросы истории, 1978, N 12.

37 Ireland against the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland. Report of the Commission. Strasbourg. 1976, p. 549.

38 Зимулина Л. А. Ирландская республиканская армия. - Вопросы истории, 1973, N 8.

39 For People's Unity. Documents of the 17th Congress of the Communist Party of Ireland, Belfast, 23 - 25 March 1979. Dublin. 1979, p. 13.

40 Ireland against the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland. Report of the Commission, pp. 548 - 550.

стр. 109


суждения вопроса о перемирии. Подобные действия придавали находящимся вне закона организациям политический вес, включая их в сложную игру, направленную на раскол демократического движения, и стоили жизни тысячам жителей Северной Ирландии.

Во второй половине 70-х годов в Олстере еще резче обострились социальные противоречия. Это связано с последствиями социально-политического кризиса, потрясавшего "автономную провинцию", и с особенностями развития североирландской экономики. Третий за последнее десятилетие на Западе экономический спад оказал губительное воздействие на традиционные отрасли местной промышленности - судостроение, текстильную, швейную, а также на сельское хозяйство. Последствия спада усугубляются проникновением в экономику Олстера транснациональных корпораций, вытесняющих мелкий и средний бизнес. Они захватили ведущие позиции в обрабатывающей промышленности и вкладывают капитал в такие отрасли, как производство синтетических тканей и электромашиностроение. Их новые местные предприятия ориентируются исключительно на внешний рынок, а традиционное производство приходит в упадок. Увеличение числа рабочих мест в новых отраслях не успевает за разорением фермеров и упадком судостроительной, текстильной и швейной промышленности. Главной экономической проблемой современного Олстера остается безработица. Проблема занятости обостряется также быстрым ростом безработицы в самой Англии, куда безработные ирландцы по традиции уезжают в поисках заработка 41 .

Другой острейшей проблемой являются невыносимые жилищные условия. Печальную известность приобрели трущобы североирландских городов. Жизнь в них- удел как католиков, так и протестантов. Однако большая безысходность существует именно в католических кварталах. Отсутствие достаточного количества современных жилых домов резко контрастирует с множеством церквей. Шпили колоколен создают характерный фон олстерского пейзажа. Белфаст претендует на первое место среди городов Западной Европы по количеству церквей. Каждая из них - своеобразный идейный центр группы прихожан, участвующих в религиозной розни. В условиях введенного в Олстере в 1972 г. "прямого правления" Лондона воинствующая протестантская реакция продолжает занимать господствующее положение в "автономной провинции". Она запугивает протестантские низы угрозой распространения "власти Рима", а протестантские священники выступают с подстрекательскими проповедями. И их призывы не остаются без последствий.

Особую ярость протестантской реакции вызывают участившиеся бракосочетания лиц католического и протестантского вероисповеданий. "Смешанные" семьи являются одной из главных мишений экстремистов. Дома с такими семьями по ночам подвергаются обстрелу, их автомобили сжигаются. Нередко дело доходит до физического уничтожения. Не менее яростное сопротивление встречают скромные попытки муниципальных властей ввести совместное обучение для детей обеих религиозных общин. Пока его осуществили только в 6 из 1500 школ42 . Протестанты и католики живут на разных улицах, делают покупки в разных магазинах, посещают разные кинотеатры; в студенческих столовых, читальных залах и учебных аудиториях протестанты и католики сидят раздельными группами.

Массовые репрессии английской армии, вооруженные нападения и взрывы, организуемые протестантскими и католическими террористами, внутренние распри превратили жизнь населения Олстера в бесконечную кровавую драму с ежегодными сотнями жертв43 . Масса людей прошла через ад "центров дознания" в лагерях для интернированных, многие подверглись избиениям и оскорблениям в полицейских участках. На каждую сотню жителей Олстера приходится ныне один убитый или тяжелораненый, из каждых шести католических семей в одной кто-нибудь был ранен или убит44 . Число погибших в Олстере в соответствии с численностью населения вдвое


41 Baily A. Acts of Union. Report on Ireland 1973 - 79. Lnd. - Boston. 1980, pp. 7, 43, 146.

42 Ibid., pp. 29, 102.

43 La vie ouvriere, 5 XI.1979.

44 Rose R. Op. cit., pp. 24 - 25.

стр. 110


больше потерь США в корейской и вьетнамской войнах, вместе взятых45 . В условиях разгула терроризма, усугубляемого безработицей, инфляцией и постоянно снижающимся жизненным уровнем, все больше жителей покидает "автономную провинцию" и эмигрирует. За первую половину 1970-х годов число эмигрантов превысило 67 тыс.46 .

Борьба за воплощение в жизнь прогрессивных идеалов и в Ирландской республике, и в Олстере продолжается. Ведущее место в ней принадлежит Коммунистической партии, выступающей наследницей героических традиций национально-освободительного и рабочего движения. Это единственная в Ирландии политическая организация общенационального масштаба, объединяющая трудящихся католиков и протестантов. В Ирландской республике коммунисты выступают против наступления капитала на жизненные интересы и права трудящихся, против участия ее в Европейском экономическом сообществе. Одной из своих главных задач коммунисты считают борьбу с планами империализма втянуть страну в НАТО47 . В Олстере КИИ активно поддерживает программу демократизации жизни, устранения дискриминации по религиозному признаку, прекращения террора и насилия, выдвинутую. Североирландской ассоциацией борьбы за гражданские права и Общеирландской профсоюзной организацией "Ирландский конгресс тред-юнионов". Как отмечалось на, XVII съезде КПП, долг коммунистов состоит в том, чтобы "мобилизовать массы на повседневную борьбу против последствий империалистического господства, за расширение экономических, социальных и демократических прав и благосостояния народа"48 .

"Сегодня в нашей стране, - заявил на XXVI съезде КПСС Генеральный секретарь КПИ М. О'Риордан, - мы являемся свидетелями убийств, в ответ на которые организуются другие убийства: все это вносит еще больший раскол в ряды ирландских трудящихся. Мы являемся свидетелями противодействия государственному террору с помощью бомб. Наша партия это осуждает"49 . КПИ считает, что главным условием решения североирландской проблемы является постепенное преодоление тяжелого наследия колониального прошлого, прежде всего национального и религиозного раскола в обществе50 . К такой постановке вопроса коммунисты пришли на основе изучения длительного опыта борьбы ирландского народа с британским империализмом.


45 Ibid., p. 25.

46 Durby J. Op. cit, p. 43.

47 Unity, 7.II.1981.

48 Ibid.

49 Правда, 2.III.1981.

50 For People's Unity. Documents of the 17th Congress of the Communist Party of Ireland, p. 13.

 

Опубликовано 18 февраля 2018 года

Картинка к публикации:



Полная версия публикации №1518959615

© Portalus.ru

Главная ИСТОРИЧЕСКИЕ РОМАНЫ ИРЛАНДЦЫ ПРОТИВ БРИТАНСКИХ КОЛОНИЗАТОРОВ

При перепечатке индексируемая активная ссылка на PORTALUS.RU обязательна!



Проект для детей старше 12 лет International Library Network Реклама на Portalus.RU