Рейтинг
Порталус

Рецензии. А. Н. КИРПИЧНИКОВ. ДРЕВНИЙ ОРЕШЕК. ИСТОРИКО-АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОЧЕРКИ О ГОРОДЕ-КРЕПОСТИ В ИСТОКЕ НЕВЫ

Дата публикации: 06 марта 2018
Автор(ы): В. В. Мавродин, А. Я. Дегтярев, И. В. Дубов
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ИСТОРИЧЕСКИЕ РОМАНЫ
Номер публикации: №1520339397


В. В. Мавродин, А. Я. Дегтярев, И. В. Дубов, (c)

А. Н. КИРПИЧНИКОВ. Древний Орешек. Историко-археологические очерки о городе-крепости в истоке Невы . Под редакцией акад. Б. А. Рыбакова. Наука. Ленинградское отделение. 1980. 128 с. + 36 рис.

Выход в свет новой книги заведующего сектором Ленинградского отделения Института археологии АН СССР доктора исторических наук А. Н. Кирпичникова явился закономерным итогом его археологических исследований и архивных изысканий. До начала этих работ древняя история города-крепости в истоке Невы представлялась нам только в отрывочных чертах - в основном по отдельным летописным упоминаниям. Проведенное А. Н. Кирпичниковым комплексное изучение археологических, архитектурных и письменных материалов дало возможность существенно обновить наши знания о важнейшем русском городе на северо-западе Руси и его роли в исторических событиях.

Работа охватывает как собственно древнерусский период в истории Орешка, так и последующее время - вплоть до начала XVIII века. При этом источники, использованные А. Н. Кирпичниковым, совершенно различны по своему характеру: здесь материалы проведенных им раскопок, архивные документы, широко привлеченная литература, малоизвестные сведения русских летописей и шведских хроник, письма Петра I и заключения современных архитекторов-реставраторов. Очень важна находка автором 13 планов Нотебурга (как стал называться Орешек, захваченный шведами в XVII в.), хранящихся в Королевском военном архиве в Стокгольме. Привлечен и ряд иностранных известий, впервые переведенных на русский язык. Сложно объединить такой разнородный материал, охватывающий хронологически широкий период. Тем не менее А. Н. Кирпичников успешно справился с поставленной задачей. Материал в книге большей частью новый, тщательно обработанный и оригинально интерпретированный. К тому же она интересно и свежо написана, ее легко читать. Автор последовательно, век за веком, раскрывает историю островного города, которому суждено было стать символом стойкости и героизма русских людей.

Орехов остров в начале XIV в, как пограничный форпост Новгородской земли стал играть важную роль в борьбе против шведской экспансии. В книге впервые публикуется открытая археологами каменная крепость, построенная в 1352 году. Эта сохранившаяся в своей нижней части постройка выявлена на протяжении 200 метров. Обнаружены также остатки двух башен, одна из которых была въездными воротами. Автор отмечает, что "полное выявление стен, башен и границ сооружения, а также воссоздание его плана явилось одним из главнейших достижений работы экспедиции по изучению древнего Орешка" (с. 25.). Приведенные в книге материалы и доказательства убедительно свидетельствуют в пользу вывода о том, что каменная крепость на Ореховом острове была сооружена согласно последним для своего времени требованиям военного искусства и фортификации. В ней органически слились черты прибалтийских бургов и регулярных по плану дерево-земляных русских средневековых укреплений. В книге определяется численность первых поселенцев острова в истоке Невы, включавших 100 - 130 воинов.

А. И. Кирпичников удачно соотносит материалы раскопок с данными письменных источников и рисует вполне достоверную картину жизни крепостного городка. Найденные на территории острова печати новгородских князей Ярослава Всеволодовича и Андрея Александровича, по мнению исследователя, скрепляли документы, привезенные на остров для ведения переговоров со шведами, и являются, таким образом, свидетельствами дипломатической деятельности Новгорода. Такое заключение вполне

стр. 136


правдоподобно, однако требует дополнительных обоснований, ибо печати князей XIII в. могли попасть в Орешек и в силу других обстоятельств.

Из раздела, посвященного Ореховскому посаду XV столетия, читатель узнает о деревянной застройке города - раскопано 17 расположенных дворами построек, окруженных в 1410 г. особой каменной стеной. Эта преграда примыкала к укреплению 1352 года. При публикации находок (а их извлечено во время раскопок 1968 - 1970 гг. 9,5 тыс.) А. Н. Кирпичников выделяет меченые знаками берестяные поплавки, являвшиеся, по его мнению, рыболовными знамениями, т. е. знаками собственности на места лова рыбы. В культурном слое посада хорошо сохранились изделия из дерева, бересты, кожи, кости, что позволило автору воссоздать достаточно полную картину быта жителей Орешка. Детально изучены жилые и хозяйственные постройки, занятия жителей, их одежда, украшения, орудия труда и многие другие важные детали, без которых невозможно сколько-нибудь полно представить себе материальную и духовную культуру людей средневековья.

Орешек в XV в., как убедительно показано в книге, уже не только военная крепость, но и торговый город и порт. Привлекает внимание в этой связи подробное описание жилых домов ореховцев XIV - XV веков. Усадьбы Орешка имели генетическую связь с постройками Новгорода, но - и это естественно - отличались от них большим однообразием, скромными размерами. Публикация и интерпретация комплекса построек Орешка важны для изучения городских жилищ позднего средневековья на территории новгородской периферии, явно недостаточно исследованной в этом отношении. Датировки сооружений не вызывают сомнения, т. к., кроме вещей, оня определены и с помощью дендрохронологии. Как известно, большое значение для археологического изучения древнерусских памятников имеет исследование керамического материала. Определенное внимание уделил ему и А. Н. Кирпичников, но хотелось бы надеяться, что керамика Орешка в будущем станет темой самостоятельного исследования.

Обновление Орешка было связано с постройкой на острове московскими зодчими новой каменной фортификации с 10 пушечными башнями. Автором впервые указана выясненная с помощью дендрохронологии дата этой постройки - первая четверть XVI в. - и отмечена ее важнейшая роль в защите северо-русских земель. Говоря об истории Орешка в XVI столетии, автор на основании писцовых книг XVI в. (прежде всего неопубликованной книги 1568 г.) воссоздает план города, занимавшего тогда не только остров, но и прилегающие берега Невы. Площадь городской застройки, по расчетам А. Н. Кирпичникова, составляла 58 га, при этом около 90% ее приходилось на долю не собственно дворов с постройками, а огородов (с. 79 - 81).

Автор делает вывод о высокой степени развитости и промысловом характере "городского земледелия". По этому поводу в нашей науке идет дискуссия. Многими исследователями подчеркиваются торговые и ремесленные основы формирования позднесредневекового города. В такой связи замечание автора об "аграрном облике" Орешка в середине XVI в., даже с учетом его цифрового обоснования, может быть подано лишь в качестве рабочей гипотезы. Дополнительные доказательства здесь тем более необходимы, что в книге рассматриваются находки и постройки скорее военного и торгового, чем "аграрного" города, хотя его население не могло, конечно, полностью существовать без занятий сельским хозяйством. В этом же разделе автор убедительно показывает различия историко-археологических комплексов новгородского и московского периодов в жизни Орешка.

Письменная традиция явно переоценивала "шведский вклад" в историю отторгнутого в XVII в. и даже изменившего свое название города. А. Н. Кирпичников доказывает обратное. Шведы, как достоверно выяснено им, не производили в этом населенном пункте сколько-нибудь значительных работ, к тому же их пребывание здесь сопровождалось разорением и упадком местной экономики и культуры.

Исследователь уделяет серьезное внимание освобождению приневской твердыни войсками Петра І в 1702 г. и развернувшейся вслед за тем ее ускоренной модернизацией, автором проекта которой был сам царь. На острове в истоке Невы по замыслу Петра была организована военно- административная резиденция. Исследование Шлиссельбурга того времени основано на большом количестве ранее неизвестных широкому кругу читателей архивных документов.

Книга А. Н. Кирпичникова продолжает цикл его работ, выполненных в соавторстве

стр. 137


с искусствоведами и архитекторами 1 . Такое содружество, несомненно, благоприятно отразилось и на качестве рецензируемого исследования, в котором плодотворно используется не только историко-археологический материал, но и архитектурные наблюдения. Без этого изучать такой многоплановый памятник, как Орешек, было бы невозможно. В целом автору удалось создать необычную, хотя и не во всех частях равноценную, работу, в которой последовательно осуществлен комплексный подход к объекту исследования. Основанная на широком круге разнообразных источников и выполненная с помощью методов разных наук - археологии, истории, искусствоведения, этнографии, архитектуры, она дает яркую картину жизни русского города на протяжении почти четырех веков.

В книге подчеркивается общерусская боевая роль Орешка, который в этом отношении предстает как своеобразный предшественник Петербурга. Здесь уместно напомнить, что военное значение вернулось к Орешку в период Великой Отечественной войны. В 1941 - 1943 гг. островная крепость защищала левый фланг Ленинградского фронта, что позволило блокированному Ленинграду поддерживать по "Дороге жизни" связь с Большой землей. Как уникальный военно-исторический и архитектурный комплекс Орешек в будущем намечено превратить в музей общесоюзного значения, и книга А. Н. Кирпичникова послужит для этого хорошим научным подспорьем.


1 Иогансен М. В., Кирпичников А. Н. Петровский Шлиссельбург (по новооткрытым архивным материалам). В кн. Русское искусство первой четверти XVIII века. М. 1974; Кирпичников А. Н., Савков В. М. Крепость Орешек. Л. 1979.

 

Опубликовано на Порталусе 06 марта 2018 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама