Рейтинг
Порталус

ЭВАКУИРОВАННЫЕ ЛЕНИНГРАДЦЫ НА КИРОВСКОЙ ЗЕМЛЕ

Дата публикации: 02 ноября 2018
Автор(ы): Н. А. ГОРЕВ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ИСТОРИЧЕСКИЕ РОМАНЫ
Номер публикации: №1541180768


Н. А. ГОРЕВ, (c)

В нашей историографии уже есть ряд работ, в которых идет речь об эвакуации из Ленинграда предприятий и населения в восточные районы страны, о том, как эвакуированные размещались там, как они трудились на новом месте1 . Однако эта тема требует дальнейшего изучения на местном материале. Некоторые предприятия, учебные заведения и учреждения культуры были, как известно, эвакуированы из Ленинграда в Кировскую область.

27 июня 1941 г. ЦК ВКП(б) и Совнарком СССР приняли постановление "О порядке вывоза и размещения людских контингентов и ценного имущества"2 . Для этой цели в Ленинграде в конце июня была создана городская комиссия по эвакуации населения, а 8 июля отдел - при Ленинградском областном Совете3 . С 19 июля 1941 г. в Киров стали отправляться эшелоны с оборудованием завода "Красный инструментальщик"4 . К 30 июля в Кировскую обл. было эвакуировано около 23 тыс. ленинградских детей: детские сады и школы-интернаты, детские дома и школа глухонемых5 . В августе кировчане встречали ленинградский Большой драматический театр им. М. Горького (БДТ). Артист С. С. Карнович-Валуа писал позднее: "По приезде мы тут же, на вокзале, ощутили заботу, теплое отношение к нам кировчан... Где мы стали жить? Кто в здании театра, кто на квартирах кировчан. Благодаря заботам партийных, советских и общественных организаций города наши семьи смогли приехать из Ленинграда и работать на предприятиях города Кирова"6 .

В Киров были эвакуированы также академии - Военно-морская медицинская7 и Лесотехническая им. С. М. Кирова. Первая разместилась на ул. Ленина в здании Кировского пединститута, который переехал в Яранск. Семьи преподавателей поселили в гостинице на этой же улице. Здесь же был развернут госпиталь, в котором проходили практику слушатели академии8 . Лесотехнической академии было предоставлено здание на ул. Октябрьской (ныне проспект). Детские сады, школы-интернаты получали в свое распоряжение, как правило, здания школ, клубов, сельпо. Например, Ленинградский детдом им. В. Володарского, направленный в с. Буяки Вер-


1 Василенко В. С. Труд во имя Победы. М. 1959; История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941 - 1945. Т. 2. М. 1961; Морехина Г. Г. Рабочий класс - фронту. М. 1962; Эшелоны идут на восток. Из истории перебазирования производительных сил СССР в 1941 - 1942 гг. М. 1966; Советский тыл в Великой Отечественной войне. Кн. 2. М. 1974; Лихоманов М. И., Позина Л. Т., Финогенов Е. И. Партийное руководство эвакуацией в первый период Великой Отечественной войны. Л. 1985; и др.

2 Эшелоны идут на восток, с. 6.

3 Дзенискевич А. Р. и др. Непокоренный Ленинград. Л. 1974, с. 91, 92, 94.

4 Демин Н., Смолин Ю. Ровесник первой пятилетки. Киров. 1980, с. 20.

5 Кировская областная партийная организация в годы Великой Отечественной войны, Сб. док. Киров. 1961, с. 68.

6 Кировская правда, 26.I.1964.

7 Быстрова А. С. и др. История города Кирова. Киров. 1974, с. 259.

8 Из письма кандидата медицинских на" ук В. И. Иванова. Личный архив автора.

стр. 180


ховинского (ныне Юрьянского) района, обосновался в здании неполной средней школы. Местные жители, потеснившись, отдавали эвакуированным часть своего жилья.

В 16 городах области по решению исполкома Кировского областного Совета от 19 сентября 1941 г. "О строительстве жилых домов для эвакуированного населения" сооружались бараки и столовые. Исполком Мурашинского райсовета 11 июля 1941 г. принял решение "О размещении эвакуированных женщин и детей". На строительство в Киров и Котельнич из нескольких сельских районов были направлены колхозники. Исполкомы областного и районных Советов следили за ходом строительства и принимали меры, чтобы ускорить его. Областные, районные, сельские Советы, правления колхозов стремились обеспечить эвакуированных не только жильем, но и топливом, одеждой, обувью, продуктами. В январе 1942 г. собрание колхоза "Буревестник" Уржумского р-на постановило, чтобы каждая семья выделила из своих запасов часть картофеля для эвакуированных9 .

Особую заботу кировчане проявляли о здоровье, быте и учебе ленинградских детей. 18 июля 1941 г. исполком Кировского облсовета принял решение "Об обслуживании детдомов, детсадов, эвакуированных в Кировскую область", в котором указывалось на необходимость взять на учет все детские дома и детские сады, прикрепить их к лечебно-профилактическим учреждениям, обеспечить необходимыми медикаментами, провести медосмотр детей, сделать профилактические прививки. Облторготделу и облпотребсоюзу вменялось в обязанность организовать бесперебойную доставку в детдома и детсады продуктов, одежды, обуви. Вопросы ремонта помещений, снабжения детских учреждений топливом, керосином не раз вносились в повестку дня заседаний областного и районного Советов.

Вещи для эвакуированных детей собирали все жители области. К 1 марта 1942 г. было собрано около 700 пальто и джемперов, свыше 800 пар валенок, более 500 шапок, 1300 пар варежек, около 1 тыс. пар чулок и около 16 тыс. пар белья. В фонд помощи эвакуированным детям поступило 10 тыс. руб.10 , в том числе средства, полученные от организации литературного вечера 10 мая 1942 г. в Кирове. На вечере выступили писатель Н. Н. Никитин, писатель и график Е. И. Чарушин, драматург Е. Л. Шварц и др.11 .

Областной, районный и местные Советы уделяли большое внимание профилактике детских заболеваний. Исполком Верховинского райсовета 29 апреля 1942 г. принял на этот счет специальное решение "О мерах по улучшению работы детских эвакуированных учреждений в районе". В нем председателям сельсоветов и заведующим детскими учреждениями предписывалось проверить бани и прачечные, произвести в них необходимый ремонт, а также проследить за состоянием кухонного оборудования. При многих эвакуированных детских учреждениях создавались подсобные хозяйства. Колхозы выделяли им землю, скот, рабочий инвентарь. На ноябрь 1943 г. в подсобных хозяйствах эвакуированных детских домов и интернатов имелись сотни лошадей, коров, свиней, овец, коз, телят, кроликов, а также птица12 .

Заслуженная учительница РСФСР М. В. Матковская, в годы войны работавшая уполномоченной Ленгорисполкома по эвакуированным детским учреждениям при Кировском облоно, рассказывала: "Запомнилось одно заседание бюро обкома. На нем обсуждался вопрос о развертывании подсобных хозяйств при детских эвакуированных учреждениях. Сижу я где-то в самом конце зала. Вдруг слышу голос Владимира Васильевича (секретаря обкома ВКП(б) В. В. Лукьянова. -Н. Г.): "Значит, 1018 га посевов. Не много ли это, товарищ Матковская? Справитесь?" Отвечаю: "Должны справиться, Владимир Васильевич!"13 .

Вчерашние городские мальчики и девочки старательно работали на огородах и полях, ухаживали за животными. Третьеклассник Витя Бабайкин, воспитанник интерната для детей работников речного флота в с. Курино Макарьевского (ныне Котельничского) р-на в сочинении "Любимое дело" писал: "Я жил в Ленинграде.


9 Государственный архив Кировской области (ГАКО), ф. 1011, оп. 2, д. 71, л. 55; д. 59а, л. 330; Кировская искра, 6.I.1942.

10 ГАКО, ф. 2342, оп. 4, д. 71, л. 144; Кировская областная партийная организация в годы Великой Отечественной войны, с. 156.

11 Кировская правда, 12.V.1942.

12 ГАКО, ф. 1298, оп. 3, д. 7, л. 161; Кировская областная партийная организация в годы Великой Отечественной войны, с. 233.

13 Из письма М. В. Матковской. Личный архив автора.

стр. 181


На нас напали немцы. Нас эвакуировали в Кировскую область. Здесь я в первый раз увидел деревенскую жизнь, бойких, загорелых ребят, которые работают на лошадях. Мне стало завидно. Я во что бы то ни стало решил научиться ездить на лошадях, а главное - кормить их и ухаживать за ними. Вскоре моя мечта сбылась. Сейчас я каждый день ухаживаю за одной лошадью, Кормлю ее, пою чистой водой. В прошлом году вместе со взрослыми ходил на полевые работы, научился пахать, бороновать, окучивать картофель. Постепенно привык к сельскому хозяйству, полюбил колхозную жизнь"14 .

Вспоминая военное лихолетье, бывшая воспитанница интерната N 79 в с. Боровица Мурашинского р-на М. Г. Мордвинова отмечала: "Здесь, в интернате, научили меня не бояться никакой работы (мы ведь сами и дрова заготовляли, и пилили, и шили, и мыли). Мне это очень пригодилось в жизни. А запах хлеба, который мы несли из пекарни в столовую, я помню до сих пор, и как хотелось отщипнуть хоть корочку!"15 . А вот что писала другая воспитанница того же интерната, кандидат педагогических наук, доцент, преподаватель Ленинградского института культуры им. Н. К. Крупской М. М. Гаккель: "Несмотря на тяжелое военное время, мы в интернате жили полной жизнью: учились, обслуживали себя, помогали колхозам... В интернате хорошо была развита художественная самодеятельность. К каждому празднику мы готовили большие концерты. Я всегда выступала с танцевальным номером (до войны училась в Доме художественного воспитания детей). Мы даже выезжали с концертами в Мураши, где участвовали в смотре художественной самодеятельности, выступали в госпитале"16 .

Отвечая на заботу Родины, эвакуированные шли работать на предприятия, в колхозы, на лесоучастки, в учреждения, стремились помочь фронту. 9 марта 1942 г. исполком Верховинского райсовета своим постановлением предлагал председателям Верховинского, Пыжакского и Замежницкого сельсоветов "принять меры к полному трудоустройству эвакуированного населения, организуя: ясли, площадки, деткомна-ты,.. широко привлекая эвакуированных к обучению сельскохозяйственным работам". Они становились на место ушедших в Действующую армию мужчин. Подростков, достигших 14 лет, устраивали работать на заводы "Красный инструментальщик", механический и шубно- овчинный, кордную фабрику, в кооперативно-промысловую артель "Мебель". Часть из них направляли учиться в ремесленные училища и школы ФЗО, на текстильные фабрики Ивановской и Московской областей17 .

Многие эвакуированные ленинградки рвались на фронт. В 1942 г. в Кирове областной комитет Красного Креста организовал курсы сандружинниц. Вот что писала в своем заявлении 17-летняя Зоя Смирнова, эвакуированная из Ленинградской области: "Прошу зачислить меня в санитарные дружинницы. Живу одной мыслью - пойти туда, куда зовет меня Родина. Хочу отомстить подлым гитлеровским гадам за своего брата, который погиб за Родину смертью храбрых"18 .

Эвакуированные труженики самоотверженным трудом приближали Победу. Они работали в две и три смены, сутками не уходили с производства. Успешно выполнял планы и задания завод "Красный инструментальщик", костяк коллектива которого составляли ленинградцы. В марте 1943 г. завод был награжден орденом Трудового Красного Знамени. В том году он выпустил продукции на 44% больше, чем в предыдущем. В январе 1944 г. "Красному инструментальщику" было вручено переходящее Красное знамя ГКО19 .

Свой вклад в достижение Победы внесли и деятели культуры, эвакуированные в Киров из города на Неве. Не раз выезжали на фронт артисты ленинградского БДТ. Они выступали перед защитниками Москвы, воинами Ленинградского и Волховского фронтов, на кораблях Северного флота. Только на Волховском фронте за 25 дней 1942 г. фронтовая бригада, которой руководил С. К. Рябинкин, показала 18 спектаклей и дала 32 концерта. Рябинкин писал: "Средствами передвижения у бригады были дрезина и грузовая автомашина, понтоны и катер, лодки и верховые лошади. Значительную часть пути пришлось пройти пешком. Большая часть выступлений прошла в лесах, на импровизирован-


14 Кировская правда, 30.IV. 1944.

15 Знамя труда, г. Мураши, 9.VII.1981.

16 Из письма М. М. Гаккель. Личный архив автора.

17 ГАКО, ф. 1298, оп. 3, д. 7, л. 87; ф. 2342, оп. 9, д. 3, л. 57.

18 Там же, ф. 2046, оп. 2, д. 5, л. 84.

19 Очерки истории Кировской организации КПСС. Ч. 2. Горький. 1969, с. 326.

стр. 182


ных площадках". Кировским зрителям БДТ показал спектакли классического репертуара ("Вишневый сад" А. П. Чехова, "Дон Карлос" Ф. Шиллера, "Волки и овцы" А. Н. Островского, "Мещане" М. Горького), пьесы о великих русских полководцах: "Полководец Суворов" И. В. Бахтерева и А. В. Разумовского, "Фельдмаршал Кутузов" В. А. Соловьева, а также произведения советских драматургов - "Крылатое племя" А. А. Первенцева, "Фронт" А. Е. Корнейчука20 .

Заведующий музыкальной частью БДТ композитор Н. Я. Любарский написал в Кирове музыку к постановкам "Полководец Суворов", "Фельдмаршал Кутузов", "Дворянское гнездо" и к спектаклю Кировского театра кукол по пьесе С. В. Образцова и С. И. Преображенского "Большой Иван". Любарский создал также песни на стихи К. М" Симонова, М. А. Светлова, С. А. Васильева и поэтов-кировчан В. В. Заболотского и А. И. Мильчакова21 .

Деятельное участие в жизни области принимали слушатели Военно-морской медицинской академии. Кировский обком ВКП(б) и исполком областного Совета обратились с письмом к наркому Военно-Морского Флота СССР Н. Г. Кузнецову, в котором отметили большую работу, проведенную коллективом академии по лечению бойцов и офицеров Красной Армии, рабочих и служащих местных предприятий и учреждений22 . Специалисты Лесотехнической академии выезжали в леспромхозы" участвовали в заготовке и вывозке леса в тресте "Кирлес"23 . Преподаватели Военно-морской медицинской и Лесотехнической академий выступали с лекциями" Большую роль сыграли эвакуированные в развитии народного образований в Кировской области. Многие из них были здесь в военные годы директорами Школ и преподавателями24 .

После окончания Великой Отечественной войны часть эвакуированных ленинградцев вернулась в родной город, а другие обрели на Кировской земле свою вторую "малую родину".


20 Кировская правда, 14, 23, 30.IX; 5, 26, XI; 30.XII.1941; 10.X; 7.XI.1942.

21 ГАКО, ф. 2046, оп. 2, д. 6, л. 21.

22 Кировская областная партийная организация в годы Великой Отечественной войны, с. 246, 247, 360.

23 Кировская правда, 24.VI.1944.

24 ГАКО, ф. 2169, оп. 15, д. 103, л. 112; ф. 2342, оп. 4, д. 72, л. 573.

 

Опубликовано на Порталусе 02 ноября 2018 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама