Рейтинг
Порталус

ИСТОРИОГРАФИЯ ПОРТУГАЛЬСКОГО КОЛОНИАЛИЗМА

Дата публикации: 13 сентября 2022
Автор(ы): В. М. ГРИГОРЬЕВ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ
Источник: (c) Voprosy istorii 1973-12-31
Номер публикации: №1663102510


В. М. ГРИГОРЬЕВ, (c)

Португальская колониальная империя, единственная из всех прочих, сохранилась к настоящему времени почти в тех же размерах, в каких она существовала в конце XIX века. От нее отпали лишь индийские территории Гоа, Даман и Диу, воссоединенные с Индией, а также форт Сан-Жоау-Батишта-де-Ажуда, воссоединенным с Дагомеей. Фашистское правительство Португалии стремится увековечить порабощение народов своих колоний под видом "интеграции" их с метрополией в единое государство. Чтобы отстоять свое право на свободу и независимость, эти народы взялись за оружие. Сейчас национально- освободительная война ведется во всех трех континентальных владениях Португалии в Африке: Анголе, Гвинее (Бисау) и Мозамбике. Положение в португальских колониях все больше обращает на себя внимание мировой общественности. Истребительная колониальная война, сговор португальских колонизаторов с расистами Юга Африки, поддержка их блока со стороны крупнейших империалистических держав - все это не может не волновать умы честных людей планеты.

Об ужасах португальского колониализма мировая общественность узнала еще в конце XIX в. из книг Г. Невинсона "Современное рабство" и У. Кэдбери "Труд в Португальской Западной Африке"1 . В этих книгах, основанных на сообщениях местной печати и свидетельствах очевидцев, а также личных наблюдениях авторов, впервые была воссоздана чудовищная картина дожившего до XX в. рабства. Посетивший португальские колонии полвека спустя английский журналист и историк Б. Дэвидсон нашел, что система принудительного труда здесь с тех пор не претерпела каких-либо существенных изменений2 .

Зверства португальской колониальной армии, пытавшейся потопить в крови начавшуюся национально-освободительную войну, вызвали новый поток разоблачительной литературы. Наиболее интересные книги - это небольшие работы профессора Колумбийского университета М. Харриса, редактора английского журнала "The Left Review" П. Андерсона, английской общественной деятельницы Р. Эйнсли, научно- публицистические работы индийца К. М. Паниккара, англичан П. Фрайера и П. Мак- Гоуэн Пинейро, шведов А. Энмарка, П. Вестберга, французов Л. Межвана, Э. Турнер и Р. Буто, швейцарца Ж. Зиглера и американца В. Дж. Помероя, свидетельства протестантских миссионеров Л. Эддикотта и Т. Окумы, бывшего врача экспедиционной колониальной армии в Анголе, дезертировавшего из португальской армии и перешедшего на сторону противников фашизма и колониализма М. Моутиньо де Падуа и французского публициста Р. Давези3 . Основное значение их состоит в том, что они подняли "заве-


1 H. W. Navinson. A Modern Slavery. Essex. 1963 (переиздание); W. Cadbury. Labour in Portuguese West Africa. L. 1910.

2 B. Davidson. The African Awakening. L. 1955.

3 M. Harris. Portugal's African Worlds. N. Y. 1958; ejusd. Labour Emigration among the Mozambique Thonga: Cultural and Political Factors. "Africa", 1959, vol. 2, N 1; ejusd. A Repley to Sr. Rita Ferreira. "Africa", 1960, vol. 30, N 3; P. Anderson. Portugal and the End of Ultracolonialism. "The Left Review", 1962, N 15 - 17; P. Эйнсли. Дьявольский союз. Салазар - Фервурд - Веленский. М. 1963; K. M. Panikkar. Angola in Flams. L. 1962; P. Fryeret P. McGowan Pinheiro. Le Portugal de Salazar. Ruedo iberico. Suisse. 1963; P. Pinheiro. Politics of a Revolt. "Angola: a Symposium. Views of a Revolt". Oxford. 1962; A. Ehnmark, P. Wastberg. Angola and Mocambique. The Case against Portugal. L. 1963; L. Megevand. Le vrai Salazar. P. 1963;

стр. 174


су молчания", за которой правящим кругам Португалии до последнего времени удавалось скрывать от мировой общественности преступления колонизаторов, представили обстоятельный материал для обличения португальского колониализма, ввели в научный оборот ряд важных фактов. Заслуживают внимания также содержащиеся в этих работах выводы. Показательно в этом плане признание М. Моутиньо де Падуа: "Только независимость может по-настоящему освободить ангольцев от ужасной колониальной плутократии. "Хороший" колониализм невозможен"4 . Работы Р. Эйнсли и В. Дж. Помероя ценны еще и тем, что обращают внимание мировой общественности на сговор колонизаторов и расистов Юга Африки и их сотрудничество с крупнейшими империалистическими державами, в первую очередь с США и Англией.

В работах профессора Гарвардского университета Дж. Даффи5 впервые систематически исследуется история португальского колониализма с момента появления португальцев в устье Конго до начала 60-х годов XX столетия. Изучая запутанную систему отношений, образующих структуру португальского колониализма, Дж. Даффи приходит к выводу, что "не может быть легкого решения проблем Португальской Африки". Этот вывод подтверждается более чем десятилетней практикой национально- освободительной войны народов Анголы, Мозамбика и Гвинеи (Бисау) и усиливающимся вмешательством в дела народов португальских колоний ряда империалистических держав. Второй вывод - "независимость сама по себе еще не является решением" - тоже подтверждается историей создания и первых лет жизни молодых африканских государств. Третий вывод - "но без нее (независимости. - В. Г. ) не будет никакого удовлетворительного решения"6 - также подтверждается исторической практикой последних лет.

Особое место в группе авторов, разоблачающих португальский колониализм, занимают представители либеральной антифашистской оппозиции в Португалии У. Делгаду, Э. Галвау, А. Фигейреду, К. Леал и другие7 . Они критикуют португальский колониализм, но выдвигают программу решения колониального вопроса, которая в значительной степени утопична и несет заметную печать шовинизма. Так, К. Леал требует прекращения колониальной войны и создания "многорасового правительства" с "первоначальным" белым большинством, разработки плана для скорейшего распространения в колониях португальского языка, а также сохранения и укрепления существующих колониальных предприятий8 . Критика колониальной войны и колониальной политики в целом уживается у либералов с отказом признать за народами колоний право на самоопределение. Как справедливо отмечают П. Фрайер и П. Мак-Гоуэн Пинейро, мелкая буржуазия и интеллигенция в Португалии "не имеют ясной и смелой альтернативы колониализму"9 . Отмежевываясь от политики репрессий португальского фашизма в колониях, либералы, однако, по существу, выступают за сохранение колониальной эксплуатации. Вместе с тем в их работах нарисована картина преступлений португальского колониализма. Ведя мужественную борьбу против господствующей в Португалии апологетической тенденции в освещении колониальных проблем, многие из них стали на путь активной политической борьбы с фашистской диктатурой, а генерал У. Делгаду отдал свою жизнь за освобождение родины от фашизма. Следует под-


H. Tournaire, R. Bouteaud. Le livre noir du Congo. Congo-Katanga-Angola. P. 1963; J. Zigler. La contre-revolution en Afrique. P. 1963; W. J. Pomeroy. Apartheid Axis. The United States and South Africa. N. Y. 1971; L. Addicott. Cry, Angola! L. 1961; T. Okuma. Angola in Ferment. The Background and Prospects of Angolan Nationalism. Boston. 1962; М. Моутиньо де Падуа. Война в Анголе. М. 1965; Р. Давези. Ангольцы. М. 1970.

4 М. Моутиньо де Падуа. Указ. соч., стр. 70.

5 J. Duffy. Portuguese Africa. Cambridge (Mass.). 1959; ejusd. Portugal in Africa. "Foreign Affairs", 1961, N 3; J. Duffy, R. A. Manners. Africa Speaks. Princeton - N. Y. 1961; J. Duffy. Portugal in Africa. N. Y. 1962.

6 J. Duffy. Portugal in Africa, p. 229.

7 H. Delgado. Antes... e depois... Lisboa. 1961; ejusd. The Memoirs. L. 1964; H. Galvao. Colonialismo, anticolonialismo, autodeterminacao. Rio de Janeiro. 1961: ejusd. Santa Maria. My Crusade for Portugal. L. 1961; A de Figueiredo. Portugal and its Empire: the Truth. L. 1961; Cunha Leal. Coisas "do tempo presente. Coisas de companhia de diamantes de Angola. Lisboa. 1957.

8 Цит. по: A. Cunhal. Relatorio da actividade do Comite central ao VI° congresso do Partido comunista portugues. Edicoes "Avante". 1965, p. 54.

9 P. Fryer et P. McGowan Pinheiro. Op. cit., p. 177.

стр. 175


черкнуть, что У. Делгаду был более реалистичен, нежели другие либералы, в освещении, как колониального вопроса, так и внутриполитических проблем. Книги либералов наносят удар по колониальным иллюзиям значительной части португальского населения, хотя сами авторы в целом остались в плену этих иллюзий.

Особое место в антиколониалистской литературе занимают работы руководителей и активных деятелей национально-освободительного движения португальских колоний: А. Нету10 , М. де Андраде, А. Боавида, Д. да Силва, А. Кабрала (Абель Джасси), В. Кабрала11 , М. дос Сантоса 12 , Э. Мондлане и др., в которых на конкретном материале вскрываются особенности колониальной политики Португалии, и излагается ход национально-освободительного движения в отдельных ее колониях. Значительной глубиной исследования отличаются работы А. Боавида13 , содержащие анализ событий в Анголе и политики международного империализма в отношении национально- освободительного движения. Автор выражает уверенность в том, что со временем международный империализм будет вынужден вступить в переговоры с национально- освободительными организациями. Изучая влияние войны в Анголе на экономическую и социальную обстановку в колонии, А. Боавида, к сожалению, не успел завершить свою работу: он погиб во время одной из бомбардировок португальскими колонизаторами освобожденных районов Анголы.

Начатые им исследования были продолжены М. де Андраде и М. Оливье, которые выпустили в 1971 г. в Париже книгу "Война в Анголе"14 . В ней подробно рассматривается влияние национально-освободительной войны на сельское хозяйство, горнодобывающую и обрабатывающую промышленность и финансы, а также социальную структуру населения Анголы. Один из разделов посвящен влиянию войны в Анголе на финансы и экономику метрополии: рост военного бюджета (40 - 45% от всего бюджета), налогов, инфляции, ухудшение положения народных масс. Авторы квалифицируют изменения в колониальной политике Португалии и колониальные реформы как следствие вооруженной национально-освободительной войны ангольского народа. Они указывают на опасность все большего участия мирового империализма в подавлении национально- освободительного движения народов португальских колоний.

Из других работ этой группы наиболее значительными являются книги и статьи погибшего в 1972 г. лидера национально-освободительного движения в Гвинее (Бисау) А. Кабрала15 и лидера Фронта освобождения Мозамбика Э. Мондлане, погибшего в феврале 1969 г. от рук португальских колонизаторов. В книге А. Кабрала "Гвинея и острова Зеленого Мыса" анализируется социальная структура страны, описываются отдельные народности и племена, степень их общественного развития и участия в национально-освободительном движении. При этом в ней подчеркивается, что "с началом вооруженной борьбы процесс образования гвинейской и кабовердианской (зелено- мысской) наций ускорился" и что, "базируясь на историческом и этническом единстве, гвинейцы и кабовердианцы строят сейчас вместе будущее нации"16 . В книге подробно анализируется классовая и социальная структура населения Гвинеи (Бисау) и островов Зеленого Мыса, отношение тех или иных групп к земельной и частной собственности вообще, сопоставляется степень эксплуатации народа колониальной админи-


10 А. Нету. Ангола в борьбе. "Азия и Африка сегодня", 1970, N 5.

11 В. Кабрал. Созидательная работа в ходе освободительной борьбы. "Проблемы мира и социализма", 1967, N 1.

12 М. дос Сантсс. Революционная перспектива Мозамбика. "Проблемы мира и социализма", 1968, N 1.

13 A. Boavida. Le mouyement de liberation en Angola face a la contre-offensive neocolonialiste. Fevrier. 1966; ejusd. La guerre d'Angola et ses repercussions economiques. "Democratie nouvelle", 1965, N 1.

14 M. de Andrade, M. Olivier. La guerre en Angola. Etude socio-economique. P. 1971.

15 А. Кабрал. Наша победа близка. "Азия и Африка сегодня", 1965, N 7; его же. Чему мы учимся у Ленина. "Народы Азии и Африки", 1970, N 2; A. Djassi. The Facts about Portugal's African Colonies. L. 1961; A. Cabral. Le developpement de la lutte de liberation en Guinee "portugaise" et aux iles du Cap Vert en 1964. P. 1964; ejusd. Guinee "portugaise": le pouvoir des armes. P. 1970 (см. рец.: "Международная жизнь" 1972, N 1; "Азия и Африка сегодня", 1972, N 10); "Guinee et Cap Vert". Informacao CONCP. Alger, 1970".

16 "Cuinee et Cap Vert", pp. 5, 106.

стр. 176


етрацией, традиционными вождями, белыми колонистами и местными крупными земельными собственниками. В Гвинее (Бисау) практически отсутствует пролетариат, что признается автором. Домашняя прислуга, рабочие мастерских и мелких заводов, подсобные рабочие магазинов - "все эти группы, - пишет автор, - составляют работающих по найму (заметьте, что мы остерегаемся назвать их пролетариатом или рабочим классом)"17 . Особенно интересен раздел о степени участия отдельных классов и социальных групп в национально-освободительном движении, где весьма своеобразно трактуется роль и место крестьянства и мелкой буржуазии18 . - В книге "Борьба за Мозамбик" Э. Мондлане характеризует португальский колониализм, разбирает его социальную структуру, разоблачает миф об "отсутствии расизма у португальцев" и обнажает реальность жестокой эксплуатации африканского населения. Специальные разделы посвящены анализу системы образования, основанной на эксплуатации бесправного коренного населения и всецело находящейся на службе колонизаторов. Особо останавливается автор на реакционной политике католической церкви: "Позиция церкви не случайна, как не случайно и то, что ответственность за систему образования для африканцев возложена на церковь. Эта позиция - еще одно доказательство того, что цель системы образования в португальских колониях - не духовное развитие африканцев, а воспитание в них покорности"19 . Э. Мондлане повествует об успехах войны за национальное освобождение, о трудностях, преодолеваемых патриотами в ходе этой войны. Серьезное внимание уделяет он строительству новой жизни в освобожденных районах и международным связям мозамбикских патриотов. При этом подчеркивается, что "национально-освободительное движение имеет твердую поддержку в лице социалистических стран". С большинством из них у патриотов Мозамбика "установлены самые дружеские двусторонние отношения", и они предоставляют африканским патриотам "значительную материальную помощь". Книга завершается разделом "Взгляд в будущее". "Перемены, происшедшие на севере страны, необратимы; даже на юге, где пока еще не идут бои, миф о непобедимости португальцев развеян, - утверждает Э. Мондлане. - Тот факт, что колониальный режим уничтожен более чем на одной пятой части территории страны, открыл новые перспективы для всего Мозамбика, а возможно, и для всего Юга Африки"20 . Этот вывод подтверждается последующим развитием событий в Мозамбике и на всем Юге Африки.

К той же группе работ относится также книга, выпущенная в 1971 г. Мозамбикским институтом в Дар-эс-Саламе, "История Мозамбика"21 , которая свидетельствует о наличии национальной государственности народов Мозамбика до прихода португальских колонизаторов и их высокой культуре.

Из трудов португальских марксистов необходимо отметить работы Генерального секретаря Португальской коммунистической партии А. Куньяла22 , в которых исследуется специфика отношений метрополии с колониями, подчеркивается зависимость фашистского режима в Португалии от колониальной эксплуатации, обосновывается необходимость борьбы против колониализма до его полной и окончательной ликвидации, излагается программа коммунистов по колониальному вопросу и содержится критика колониальных программ либеральной оппозиции. В монографии Ж. де Силвы23 исследуются система колониальной эксплуатации португальских владений в Африке, социально-экономическое положение и административное устройство колоний. Книга была написана до начала освободительной войны в Анголе и других португальских колониях, и поэтому автор, естественно, не мог затронуть тех изменений, которые про-


17 Ibid., p. 95.

18 Ibid., pp. 99 - 100.

19 Э. Мондлане. Борьба за Мозамбик. М. 1972, стр. 72 - 73.

20 Там же, стр. 215.

21 "Historia de Mozambique". Departamento de Educacao e Cultura da Frente de Libertacao de Mozambique (FRELIMO). 1971 (см. нашу рецензию: "Вопросы истории", 1973, N 7).

22 А. Куньял. Путь к победе. Задачи партии в демократической и национальной революции. М. 1967; его же. Очерки по аграрному вопросу. М. 1966; A. Cunhal. Relatorio da actividade do Comite central ao VI° congresso do Parlido comunista portugues. Edicoes "Avante". 1965.

23 Ж. де Силва. Португальские колонии в Африке. М. 1962.

стр. 177


изошли в политике португальских колонизаторов в результате вооруженной борьбы народов колоний, а также других проблем, связанных с развитием национально- освободительного движения.

Проблемы португальского колониализма затрагиваются также в работах болгарского автора П. Цолова, чехословацкого - К. Вотрубца, немецкого (из ГДР) - Г. Крамера, польского - Т. Лентохи, румынского - Э. Обри, а также в сборнике репортажей корреспондента газеты итальянских коммунистов "L'Unita" P. Ледда24 .

В советской научной и научно-публицистической литературе пока еще мало крупных исследований по проблемам португальского колониализма. Различных аспектов этой темы касаются В. Л. Шейнис, А. М. Хазанов, Ю. С. Оганисьян, Л. Яблочков, Ю. Т. Липец, А. Гонсалес, А. Н. Исаева, А. И. Собченко, Г. Н. Коломиец, А. М. Белявский25 и другие. Одной из страниц истории португальского колониализма, покорению Анголы, посвящена книга А. С. Орловой "История государства Конго XVI - XVII вв." (М. 1968). Из работ публицистического характера следует отметить книгу Г. Л. Бондаревского, брошюру А. Климова и Ю. Томилина, книги О. Игнатьева и Т. Колесниченко, а также работу Ю. С. Оганисьяна26 . Обсуждения вопроса о ликвидации португальского колониализма в ООН касается коллективный труд Е. С. Пчелинцева, В. Г. Шкунаева и Я. Я. Этингера27 .

Наиболее значительными советскими работами о португальском колониализме можно назвать труды Ю. С. Оганисьяна, А. М. Хазанова и В. Л. Шейниса. Следует также отметить содержащие большое количество интересных фактических данных книги О. Игнатьева, побывавшего у патриотов португальских колоний, ведущих борьбу за свое национальное освобождение. Работы Ю. С. Оганисьяна и А. М. Хазанова представляют собой попытку всесторонне осветить политику Португалии в колониях и национально- освободительное движение угнетенных ею народов. Жаль только, что авторы уделяют мало внимания таким проблемам, как процесс классового расслоения африканского общества, а также пережитки родоплеменных отношений, в частности трайбализм. Между тем анализ этих тенденций вполне возможен благодаря наличию фактических данных, содержащихся в работах представителей национально-освободительного движения, и, прежде всего в упомянутых выше статьях и книгах А. Боавида, М. де Андраде, А. Кабрала и Э. Мондлане. А. М. Хазанов и Ю. С. Оганисьян справедливо подчеркивают зависимый, подчиненный характер португальского колониализма. Но португальский колониализм обладает и относительной самостоятельностью, что не нашло должного освещения в рассматриваемых монографиях.


24 И. Цолов. Мозамбик. София. 1967; C. Votrubec. Angola (Essay). Praha. 1967; G. Kramer. Portugal am Pranger. B. 1964; T. Lentoha. Angola przemowila. Warszawa. 1964; E. Obrea. Angola. Bucuresti. 1964; R. Ledda. Lala quema. P.A.I.G.C, Colecao Restemunho, N 1, Publicacao de Conselho Superior da Luta (ideologica). 1971.

25 В. Л. Шейнис. Португальский колониализм в Африке после второй мировой войны. Экономические проблемы последней колониальной империи. М. 1969; А. М. Хазанов. Политика Португалии в Африке и Азии. М. 1967; Ю. С. Оганисьян. Национальная революция в Анголе. М. 1968; Л. Яблочков. Этнический состав и занятия населения Мозамбика. "Труды" Института этнографии АН СССР. Т. 72. М. 1962; Ю. Г. Липец. Страны Юго-Восточной Африки. М. 1968; А. Гонсалес. Политика искусственной ассимиляции как форма расовой дискриминации. "Расовая дискриминация в странах Африки". М. 1960; А. Н. Исаева. Профсоюзы Анголы. Профсоюзы Мозамбика. "Профсоюзы стран Центральной и Южной Африки". М. 1964; ее же. Ангола. "Экономическое и политическое положение стран Африки в 1962 - 1963 гг.". М. 1965; А. И. Собченко. Население Анголы. Этнографический очерк. "Советская этнография", 1961, N 5; Г. Н. Коломиец. Очерки новейшей истории Португалии. М. 1965; А. М. Белявский. Обострение империалистической борьбы за африканские колонии Португалии. "Империалистическая борьба за Африку и освободительное движение народов". М. 1953; его же. Американский империализм на Пиренейском полуострове. М. 1961.

26 Г. Л. Бондаревекий. Португальские колонизаторы - враги народов Африки. М. 1962; А. Климов, Ю. Томилин. Союз колонизаторов и расистов. М. 1967; О. Игнатьев. Пепел и пламя Кафина. М. 1966; его же. Хуан Муньос. Горячие точки... М. 1970; О. Игнатьев, П. Михалев. На западе от Замбези. М. 1972; О. Игнатьев. По тропам войны. Дневники с трех фронтов Гвинеи (Бисау). М. 1972; Т. Колесниченко. Границу переходят в полночь. М. 1966; Ю. С. Оганисьян. 500 лет под пиратским флагом. М. 1965.

27 Е. С. Пчелинцев, В. Г. Шкунаев, Я. Я. Этингер. Объединенные Нации против колониализма и расизма на Юге Африки. М. 1970.

стр. 178


В отличие от этих авторов В. Л. Шейнис оценивает португальский колониализм как зависимый и слабый, но относительно самостоятельный, со своими интересами, которые не всегда могут совпадать, хотя в большинстве случаев и совпадают, с интересами международного империализма в целом. В. Л. Шейнис впервые в советской литературе дает определение португальского империализма и колониализма с учетом его особенностей: "Португальский империализм и колониализм - сложная система общественных отношений, развившихся на почве эксплуатации заморских владений Португалии империалистической буржуазией метрополии и ряда других стран". Он "представляет собой сгусток противоречий - противоречий между португальской империалистической буржуазией и колониальными народами, между иностранным империализмом и народами португальских владений, между португальским и иностранным капиталом... Специфика португальского колониализма требует анализа не по прямой линии, а своеобразного треугольника отношений империалистической эксплуатации, включающего метрополию, колонии и группу ведущих капиталистических держав. Все три стороны этого империалистического треугольника жестко связаны друг с другом"28 . Именно в этом плане автор и исследует португальский колониализм.

К сожалению, таким серьезным и крупным исследованием советская наука располагает только в области изучения экономических проблем португальского колониализма. Что касается изучения его политических, юридических, идеологических и прочих аспектов, а также вопросов национально-освободительного движения колоний, особенно этапа вооруженной национально-освободительной борьбы, то здесь делаются только первые шаги.

Развитие обстановки в португальских колониях на юге африканского континента в целом ставит ряд важных проблем, как то: ближайшие перспективы национально- освободительного движения; возможные результаты экономической политики португальских колонизаторов в ближайшем будущем и в отдаленной перспективе и ее влияние на развитие национально-освободительного движения; возможное изменение, роли быстро растущего в Анголе и Мозамбике белого населения; проблема малой и "нерентабельной" для колонизаторов колонии Гвинеи (Бисау), где благодаря успехам сил освобождения оказалось возможным провозглашение независимой республику в сентябре 1973" г.; все большая интернационализация вопроса о португальском колониализме в современных международных отношениях; дальнейшее развитие национально- освободительного движения, экономики и политической структуры освобожденных районов; зарождение в ходе национально-освободительной войны национальной государственности народов португальских колоний и складывание наций на их территории.


28 В. Л. Шейнис. Указ. соч., стр. 9 - 10.

Опубликовано на Порталусе 13 сентября 2022 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?




О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама