Полная версия публикации №1616327882

PORTALUS.RU ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ Б. ПАТЕНОДЕ. БОЛЬШОЕ ШОУ В БОЛЬШЕВИСТСКОЙ РОССИИ. АМЕРИКАНСКАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ ПОМОЩИ (АРА) В БОРЬБЕ С ГОЛОДОМ В РОССИИ 1921 г. → Версия для печати

Постоянный адрес публикации (для научного и интернет-цитирования)

По общепринятым международным научным стандартам и по ГОСТу РФ 2003 г. (ГОСТ 7.1-2003, "Библиографическая запись")

Р. ЛАТЫПОВ, Б. ПАТЕНОДЕ. БОЛЬШОЕ ШОУ В БОЛЬШЕВИСТСКОЙ РОССИИ. АМЕРИКАНСКАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ ПОМОЩИ (АРА) В БОРЬБЕ С ГОЛОДОМ В РОССИИ 1921 г. [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 21 марта 2021. - Режим доступа: http://portalus.ru/modules/history/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1616327882&archive=&start_from=&ucat=& (свободный доступ). – Дата доступа: 16.05.2021.

По ГОСТу РФ 2008 г. (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка")

Р. ЛАТЫПОВ, Б. ПАТЕНОДЕ. БОЛЬШОЕ ШОУ В БОЛЬШЕВИСТСКОЙ РОССИИ. АМЕРИКАНСКАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ ПОМОЩИ (АРА) В БОРЬБЕ С ГОЛОДОМ В РОССИИ 1921 г. // Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU. Дата обновления: 21 марта 2021. URL: http://portalus.ru/modules/history/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1616327882&archive=&start_from=&ucat=& (дата обращения: 16.05.2021).



публикация №1616327882, версия для печати

Б. ПАТЕНОДЕ. БОЛЬШОЕ ШОУ В БОЛЬШЕВИСТСКОЙ РОССИИ. АМЕРИКАНСКАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ ПОМОЩИ (АРА) В БОРЬБЕ С ГОЛОДОМ В РОССИИ 1921 г.


Дата публикации: 21 марта 2021
Автор: Р. ЛАТЫПОВ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ
Номер публикации: №1616327882 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


B.M. PATENAUDE. The Big Show in Bololand. The American Relief Expedition to Soviet Russia in the Famine of 1921. Stanford, California. Stanford University Press. 2002. 817 pp.

Деятельность Американской администрации помощи (АРА) в России, названной Ф. Нансеном "благородным поступком двадцатого столетия", сейчас либо забыта (в Америке), либо игнорируется или извращена (в России). Книга Бертрана Патеноде, специалиста по советской истории, научного сотрудника Гуверовского Института войны, революции и мира при Стэнфордском университете - существенный вклад в изучение проблемы голода в Советской России 1921 года. Она написана на основе дневников, писем и мемуаров сотрудников АРА и состоит из 4 больших частей. В первой излагается история голода и американской миссии - от ее начала в августе 1921 г. и до завершения летом 1923 года. Вторая описывает американских участников "экспедиции", а также и тех, кому удалось получить американскую помощь. Следующий раздел посвящен политической конфронтации между американцами и большевистскими властями, стремившимися поставить под свой контроль гуманитарную деятельность АРА. Наконец, последняя часть описывает американо-российские взаимоотношения в борьбе с голодом как первую встречу двух культур.

Большинство американцев, принявших участие в "экспедиции" - в возрасте 20 лет, ветераны участники войны, ковбои, искатели приключений. Россия рассматривалась многими из них как "великое приключение".

Патеноде рассматривает взаимоотношения АРА, как с властями, так и представителями российского общества и разных регионов, через призму феномена, близкого к "культурному шоку". Масштабы голода, отсталость страны, поведение населения, подозрительность, невежество и др. потрясли американцев. Им, например, было совершенно не понятно, почему "болоши" (большевики) не относились к ним" с большей терпимостью.

Да и сами россияне (все слои общества), соприкоснувшись с американской цивилизацией, которая произвела на них сильное впечатление, тоже испытывали своеобразный шок. Их поразили оптимизм американцев, эффективность поставленной на деловую основу "машины помощи", пришедшей к ним тогда, когда, казалось, уже не было никакого выхода. Изумление вызывали такие предметы, как, например, сгущенное молоко, о котором провинциалы не имели ни малейшего представления. Привезенная кукуруза также доставила некоторые хлопоты - не знали как ее готовить, да и белоснежный хлеб был в диковинку. Дети впервые попробовали диковинные заморские продукты (какао и др.). Спасатели воспринимались как боги.

Автор стремится объяснить поведение большевиков не только влиянием идеологических, но также и политических, и культурных факторов. Обе стороны впервые вступили в контакт. Присутствие представителей могучей капиталистической державы в сердце "советского эксперимента" воспринималось властями с подозрением, и без того обостренным годами борьбы за выживание в условиях изоляции и всеобщей враждебности внешнего мира. Центральные

стр. 168


власти не приложили усилий к тому, чтобы разъяснить гражданам смысл Рижского договора с АРА. Местные власти с трудом понимали текст соглашения.

Если в других странах АРА полностью контролировала свою деятельность, то в России ей приходилось действовать в условиях всевластия большевиков, голода колоссальных масштабов, огромной территории, разрушенной инфраструктуры, "социального эксперимента" и др. Американцы не доверяли местным властям, да к тому же они и не понимали происходившего в стране. Требовалось время, чтобы адаптироваться к непривычной среде. В Европе АРА использовала поддержку комитетов независимо избранных, "лучших" граждан; в коммунистической России таковых просто не было, приходилось сотрудничать с "комиссарами". Их поражало, насколько мало здесь стоит человеческая жизнь, удивительная терпеливость, фаталистическая настроенность и пассивность людей. Американские спасатели не воспринимали русский принцип: "спасение через страдание". Им была чужда покорность судьбе. Вместе с тем в книге показано, как работники АРА возвращали надежду совершенно отчаявшимся людям.

В свете материалов, собранных автором, необходимо пересмотреть идеологизированную трактовку отношений между АРА и советскими властями. Конфликты между ними часто были связаны с региональными особенностями, уровнем культуры принимающей их среды. Многие просто не могли понять, почему после стольких лет борьбы против "буржуев" надо с ними снова сотрудничать. Отсюда и вполне естественная реакция - от подозрительности до неверия. Очень часто источником конфликтов были не местные власти, относившиеся к АРА обычно позитивно, а "полномочные представители", направленные из Москвы для наблюдения за ее деятельностью.

Патеноде видит причину трений и в противоположности деловитости американцев российской инертности, неумению, некомпетентности как "полномочных представителей", так и местных властей. Американцы понимали слова "сейчас" и "завтра" - буквально, прямолинейно. А когда они обнаруживали, что "завтра" очень часто означает "никогда", возникала напряженность в отношениях. Автор приводит высказывание одного из американцев: "...98 процентов трудностей, неудобств, грубости и невежества, препятствий и расхождений, с которыми им (т. е. американцам - РА) приходится мириться, имея дело с советскими чиновниками, возникают не из-за того, что они советские, но из-за того, что они российские правительственные чиновники. Это так было, так есть и так будет всегда" (с. 583).

Сказывался языковый барьер, неправильный перевод, неверное истолкование договоренностей. Как результат, возникали конфликтные ситуации. Переводчиков не хватало, многие из них были противниками большевиков, некоторые вообще очень плохо знали язык, другие же испытывали страх перед ко всему подозрительными властями. Конфликты происходили и из-за многодневных праздников. Желание американцев продолжать работу среди голодающих воспринималось центральными и местными властями как оскорбление русских людей. По-разному трактовалось понятие "политика" - американцы склонны были суживать его, а советские власти - расширять ее пределы. "Политика" пропитала всю деятельность АРА - кого рекрутировать в персонал, кого и как кормить, за что и как поднимать тосты, даже куда и как ехать на машине. Русским, как это виделось американцам, была присуща боязнь ответственности, в то время как американская ментальность строилась на инициативности работников и их готовности нести полную ответственность за свое дело. Русские считали американцев высокомерными, индивидуалистами. "Азиатская медлительность", "неспособность работать с американской быстротой" усугублялись "перекурами", неорганизованностью, забюрократизированностью. Иначе говоря, налицо было столкновение культур.

Интересен аспект, прежде не рассматривавшийся в литературе. Патеноде показывает, что для руководителей АРА главной проблемой были не большевики, не их попытки контроля над гуманитарной помощью, а сами борцы с голодом. Здесь было все: и столкновения между "ветеранами" и "военными", и участие в спекуляциях, и незаконный вывоз ценностей, и пьянство, дебоширство, распри, склоки, стычки амбиций. Из книги видно, насколько серьезными были конфликты в самой АРА. От американской общественности скрывались многие неблаговидные явления в ее деятельности.

В этом отношении книга Патеноде - полная противоположность официальной истории АРА в России, написанной Г. Фишером в 1927 году. Патеноде пишет и о том, что руководство АРА умалчивало о нервных срывах и перенапряжении, испытываемых сотрудниками психологических стрессах. Ужасы от увиденного пошатнули психику многих аровцев. Чтобы не сломаться, многие одевали маску равнодушия к тем, кому они помогали. Россияне же усматривали в этом отсутствие сострадания.

Патеноде затрагивает деликатную проблему взаимоотношения руководства АРА с американской политикой и общественным мнением США. Очень сильны были позиции критиков миссии, а

стр. 169


руководству АРА приходилось порою скрывать некоторые негативные факты. Автор по новому характеризует фигуру Г. Гувера. Он не развенчивает его реноме, но несколько приоткрывает завесу над его личностью. Гувер, например, не только с раздражением относился к другим американским благотворительным организациям, но и принципиально не соглашался с их методами. Этому радикальному противнику большевизма принадлежит заслуга в организации реальной помощи голодающей стране.

В России тоже появились некоторые работы и публикации документов о деятельности АРА в годы голода 1 . Заметен прогресс в научном освещении проблемы. Современные авторы отмечают, что АРА внесла значительный вклад в борьбу с голодом. Однако, и эти работы страдают "сменой знаков", некоторыми стереотипами... Проблема требует дальнейшего исследования.

Книга изобилует многочисленными интересными деталями. Так, АРА проводила прививочную операцию населения, однако вакцина расценивалась простыми людьми как "изобретение дьявола". Некоторые соглашения с "комиссарами" достигались с помощью водки. Автор отмечает, что пьянство аровцев вообще было повальным явлением.

К числу недостатков можно отнести неоправданно большой объем книги. Иногда в изложение вкрапливаются сюжеты, уводящие в сторону от основного предмета (например, глава о "сумасшедшем монахе" Илиодоре). В заглавии книги значится 1921 год, хотя известно (и автору тоже), что голод длился до 1923 года. Можно было бы четче и полнее объяснить, почему история АРА извращалась и замалчивалась в советской историографии. Хотелось бы узнать также, что содержится в российских архивах о деятельности АРА в России (конечно, не вина автора, что ему не удалось использовать уникальные документы из архива ФСБ, недавно опубликованные в России 2 ).

Примечания

1. ЦИХЕЛАШВИЛИ Н. Американская помощь народам России в начале 1920-х гг. XX века. Канд. дисс. М. 1998; Американский ежегодник. М. 1995, с. 191- 213; КОНДРАШИН В. В. 1922-й год в советской деревне глазами ГПУ. (http://www.fsb.ru/historv/read/ 1999/kondrashin.html):

2. Советская деревня глазами ВЧК-ОГПУ-НКВД1918- 1939. В 4-х томах. Т. 1. М. 1998.

Опубликовано 21 марта 2021 года

Картинка к публикации:





Полная версия публикации №1616327882

© Portalus.ru

Главная ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ Б. ПАТЕНОДЕ. БОЛЬШОЕ ШОУ В БОЛЬШЕВИСТСКОЙ РОССИИ. АМЕРИКАНСКАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ ПОМОЩИ (АРА) В БОРЬБЕ С ГОЛОДОМ В РОССИИ 1921 г.

При перепечатке индексируемая активная ссылка на PORTALUS.RU обязательна!



Проект для детей старше 12 лет International Library Network Реклама на Portalus.RU