Полная версия публикации №1617445790

PORTALUS.RU ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ Н. И. БАСОВСКАЯ. Цель истории - история → Версия для печати

Постоянный адрес публикации (для научного и интернет-цитирования)

По общепринятым международным научным стандартам и по ГОСТу РФ 2003 г. (ГОСТ 7.1-2003, "Библиографическая запись")

Р. Е. КАНТОР, Н. И. БАСОВСКАЯ. Цель истории - история [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 03 апреля 2021. - Режим доступа: http://portalus.ru/modules/history/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1617445790&archive=&start_from=&ucat=& (свободный доступ). – Дата доступа: 16.05.2021.

По ГОСТу РФ 2008 г. (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка")

Р. Е. КАНТОР, Н. И. БАСОВСКАЯ. Цель истории - история // Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU. Дата обновления: 03 апреля 2021. URL: http://portalus.ru/modules/history/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1617445790&archive=&start_from=&ucat=& (дата обращения: 16.05.2021).



публикация №1617445790, версия для печати

Н. И. БАСОВСКАЯ. Цель истории - история


Дата публикации: 03 апреля 2021
Автор: Р. Е. КАНТОР
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ
Номер публикации: №1617445790 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Н. И. БАСОВСКАЯ. Цель истории - история. М. Российский государственный гуманитарный университет. 2002. 536 с.

В этой книге собраны труды доктора исторических наук, профессора РГГУ Н. И. Басовской за тридцать лет ее научной и преподавательской деятельности. Они сгруппированы по трем основным "узлам": теория и методология истории, история средних веков, вопросы гуманитарного (особенно исторического) образования; к последней теме органично примыкают эссе, очерки и рассказы, написанные специально для студентов, школьников и вообще любителей истории. Автор широко использует опыт отечественной и зарубежной медиевистики, с большим уважением пишет о своих учителях и коллегах - С. Д. Сказкине, Е. В. Гутновой, М. А. Заборове, А. Я. Гуревиче и др.

Басовская четко формулирует свою позицию в отношении истории. Уже заголовок книги подчеркивает самоценность и значимость этой отрасли общественного, гуманитарного знания. Она убеждена в том, что соблазнительная хрестоматийная формула - "история - учитель человечества" достаточно поверхностна и банальна. С нее "легко соскальзывает серьезный, вдумчивый, критический, может быть сколько-то философичный взгляд на историю" (с. 5). История, считает автор, не учит; если бы она была подлинным учителем человечества, последнее было бы совершенно иным. Об этом очень убедительно свидетельствует весь исторический опыт.

Автор стремится - и довольно последовательно - придерживаться системного подхода к историческому прошлому; ее отличает также историзм и плюрализм при рассмотрении событий, персонажей и процессов мировой истории. Теоретико-методологические проблемы анализируются автором на широко привлеченных конкретных фактах, на основе которых и обобщается исследуемый ею исторический процесс.

Из тем и проблем, особенно привлекающих и интересующих Басовскую, на первом месте стоит соотношение централизаторской и универсалистской тенденций в развитии средневекового государства. Басовская стремится повернуть внимание историков от "канонических, правильных", какими рассматривались английская и французская монархии позиций, от воплощенной в их истории централизаторской тенденции к реально продемонстрировавшему себя в их средневековой истории универсализму, который проявил себя в создании государства, способного обеспечить ширящиеся доходы и социальную стабильность. Развитию универсалистской тенденции, указывает автор, способствовал экстенсивный характер экономики, низкий технологический уровень, экспанисионистская политика, борьба за всевозможные "наследства" (с. 14 - 15).

Тенденция к созданию универсалистского государства, показывает на конкретном историческом материале Басовская, являлась таким же "правилом" как стремление к политической централизации. Противоборство и одновременное существование центробежных и центростремительных сил в феодальном государстве, было примечательной чертой последнего.

В книге приведены многочисленные примеры конкретного проявления указанных тенденций. Особенно подробно освещена история "Анжуйской империи" Генриха II Плантагенета, принадлежавшей последнему Гаскони. Обратил автор внимание и на французскую политику в Средиземноморье, на Ближнем Востоке и Пиренейском полуострове, а также на универсалистские тенденции на этом последнем. Обильный фактический материал на этот счет содержит и история франко-английского противоборства в XIII в. и, разумеется, во время Столетней войны.

Наблюдения Басовской и сформулированные ею обобщения свидетельствуют о необходимости совершенствовать и углублять исследование международных отношений средневековой Западной Европы, применять системный анализ взаимоотношений тогдашних государств. Привлекает внимание важный авторский тезис о взаимосвязанности (даже взаимообусловленности) "внутренней" и "внешней" политики западноевропейских государств.

Автор констатирует, что в последние годы грани и связи этих политик стали рассматриваться в нашей историографии в более широком плане. "Внешней политике", а соответственно и международным отношениям отводят уже не второстепенные, ограниченные политикой рамки, а анализируют в подлинном смысле системно, с учетом широкого круга весьма существенных аспектов - характера экономики, социальных отношений, специфики средневековых государств, менталитета соответствующей эпохи. Обобщив свои наблюдения над Крестовыми походами, деятельностью Генриха II Плантагенета, английской политикой в Гаскони, Людовиком IX Святым, Филиппом I Барбароссой и Столетней войной

стр. 155


Басовская приходит к выводу: "Жестокое разделение политики феодальных государств на "внешнюю" и "внутреннюю" - такая же условность, как и понятие "линия горизонта" (с. 43).

Специальный очерк посвящен идее империи в политической культуре традиционных обществ, которая приобрела в условиях средневековья универсалистский характер в силу реального хода исторических процессов, возросшей значимости духовно-религиозного компонента и развития вассально- ленных связей. Автор справедливо и обоснованно уделил внимание роли природно-географического фактора в истории, что имеет особое значение, когда к анализу исторического процесса применяется системно-цивилизационный подход.

В очерках, посвященных гуманитарному образованию и его роли в современных условиях (с. 449 - 475), с большой силой и весьма убедительно подчеркнуто значение этого блока и в среднем, и в высшем образовании. На новом витке цивилизации, подчеркивает Басовская, необходимо "вернуться к элементам синтеза негуманитарных и гуманитарных наук в образовании негуманитариев" (с. 453). Актуальность этой проблемы предполагает необходимость обратить серьезное внимание на содержание учебников и пособий, уделить внимание "человеку, его деятельности, и в первую очередь - деятельности духовной" (с. 454). Конкретно речь идет о преодолении "фетишизации исторической закономерности", которая фактически трактуется как чуть ли не фатальная неизбежность, а люди выглядят как довольно жалкие марионетки "в механизме действия неумолимого закона", как слепые исполнители его суровой воли. "А ведь носитель воли- именно человек, который проявляет свое индивидуальное сознание согласно или вопреки конкретной исторической обстановке, желаниям и чувствам масс, правительств, классов" (с. 458).

Все содержание книги, в том числе и в значительной роли увлекательные и содержательные популярные рассказы и очерки из области конкретной истории как бы развивают заголовок книги и авторский тезис об истории как учителе человечества. По мнению Басовской, люди изучают историю не "для, а потому что" человечеству, каждому социуму, отдельному человеку органически присуще стремление к самосознанию, постижению своего близкого и отдаленного прошлого.

Справедлива мысль автора, что самая большая сложность исторического познания в том, чтобы отделить познаваемый объект от познающего субъекта, вырваться из пут схем, догм, "закономерностей" и понять роль человека "с его страстями, чувствами, мыслями, подчас непредсказуемыми и не прогнозируемыми никакими законами, действиями и постулатами" (с. 8). Если история чему-то и учит человечество, то в первую очередь "движению к самому себе,., постижению собственных метаний, заблуждений и достижений на пути к вечным нравственным ценностям" (с. 9).

Современный этап отечественной историографии, и это убедительно свидетельствует рецензируемая книга, характерен углубленным вниманием историка-исследователя к эмоциональным, психологическим, духовным критериям в истории человечества.

Опубликовано 03 апреля 2021 года

Картинка к публикации:





Полная версия публикации №1617445790

© Portalus.ru

Главная ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ Н. И. БАСОВСКАЯ. Цель истории - история

При перепечатке индексируемая активная ссылка на PORTALUS.RU обязательна!



Проект для детей старше 12 лет International Library Network Реклама на Portalus.RU