Рейтинг
Порталус

ВНОВЬ О ЯКОБИНСКОМ ТЕРРОРЕ

Дата публикации: 15 ноября 2015
Автор(ы): Л. Е. НОЙБОРТ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ
Номер публикации: №1447538865


Л. Е. НОЙБОРТ, (c)

Опубликованная в журнале статья доктора философских наук Ю. А. Красина "Опыт Великой Французской революции в ленинском наследии" (1989, N 11) раскрывает влияние позитивного революционного опыта конца XVIII в. на формирование ленинской теории социалистической революции. Но среди реалий революционной борьбы того времени во Франции были и такие, которые современная советская историография рассматривает как негативные, например, якобинский террор. Из содержания статьи Ю. А. Красина остается неясным, какое место этот вопрос занял в ленинском наследии, что создает одностороннее представление о важной методологической проблеме.

Между тем в ленинском наследии оценки якобинского террора встречаются неоднократно. Из них можно сделать вывод, что В. И. Ленин вполне одобрительно относился к способам действия якобинцев. В 1905 г., когда началась первая российская революция, он писал: "Удастся решительная победа революции, - тогда мы разделаемся с царизмом по-якобински или, если хотите, по-плебейски" (Т, 11, с. 47). В той же ра-

стр. 187


боте "Две тактики социал-демократии в демократической революции" Ленин называл большевиков якобинцами современной социал-демократии, которые "хотят, чтобы народ, т. е. пролетариат и крестьянство, разделался с монархией и аристократией "по-плебейски", беспощадно уничтожая врагов свободы, подавляя силой их сопротивление". Эту тактику он противопоставлял тактике меньшевиков - жирондистов современной русской социал-демократии, которые вслед за либеральной буржуазией "хотят разделаться с самодержавием мягко, по-реформаторски, - уступчиво, не обижая аристократии, дворянства, двора" (там же). После Февральской революции 1917 г., полемизируя с Милюковым и Плехановым, Ленин называл "якобинцами без народа" тех, кто " боится ясно, прямо, во всеуслышание объявить врагами народа эксплуататоров, угнетателей народа, слуг монархии во всех странах, сторонников помещиков во всех странах" (Т. 32, с. 217). Возвращаясь еще раз к этому вопросу летом 1917 г. в статье "О врагах народа" Ленин заявлял, что пример якобинцев, принявших декрет о врагах народа, поучителен. "Он и посейчас не устарел, только применять его надо к революционному классу XX века, к рабочим и полупролетариям. Враги народа для этого класса в XX веке - не монархи, а помещики и капиталисты, как класс" (там же, с. 306 - 307). Здесь же Ленин отмечал, что якобинцы XX века "не стали бы гильотинировать капиталистов - подражание хорошему образцу не есть копирование". Достаточно было бы арестовать их на несколько недель, так полагал тогда Ленин. Практика революции оказалась более жестокой к "врагам народа". Впрочем, незадолго до Октябрьской революции 1917 г. Ленин снова призывал с "якобинской" беспощадностью смести все старое и обновить, переродить Россию хозяйственно" (Т. 34, с. 195).

Известно, что во Франции якобинский террор очень быстро превратился из способа борьбы со старым и защиты республики от контрреволюции в средство борьбы за власть среди самих якобинцев. Ю. А. Красин в своей статье тоже отмечает, что объектом террора якобинцев становились и патриоты, трудящиеся, что террор становился самоцелью. Но, к сожалению, в его статье нет ответа на естественно возникающий у читателей вопрос: почему же этот опыт не послужил предостережением для тех, кого Левин называл "якобинцами XX века".

Л. Е. Нойборт, доцент кафедры всеобщей истории Могилевского педагогического института

Опубликовано на Порталусе 15 ноября 2015 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама