Рейтинг
Порталус

ЛИ ЧЕН ВОН. ОЧЕРКИ НОВОЙ ИСТОРИИ КОРЕИ

Дата публикации: 25 декабря 2015
Автор(ы): Н. П. ХОХЛОВ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ
Источник: (c) опросы истории, № 1, Январь 1953, C. 151-154
Номер публикации: №1451054562


Н. П. ХОХЛОВ, (c)

Перевод с корейского А. М. Пака. Под редакцией и с предисловием проф. М. П. Кима. Изд-во иностранной литературы. М. 1952. 190 стр.

 

Героическая борьба, которую вот уже третий год ведет против американских агрессоров свободолюбивый корейский народ, изумляет весь мир. Она демонстрирует непреклонную решимость корейских патриотов добиться окончательной победы. Корея стала знаменем освободительного движения для угнетённых и зависимых стран. Понятен поэтому тот исключительный интерес, который проявляют к Корее советские люди и народы других стран.

 

Знакомство с историческим прошлым Кореи помогает глубже понять поистине эпический характер борьбы корейского народа с новыми претендентами на мировое господство - американскими захватчиками, идущими по пути гитлеровской тирании.

 

О Корее существует сравнительно большая литература на японском, английском и других языках. Однако, за крайне редкими исключениями, эта литература даёт неправильное, искажённое представление о жизни и борьбе корейского народа. Реакционные буржуазные авторы, лакействующие перед японскими и американскими империалистами, сплошь и рядом фальсифицировали историю Кореи, клеветали на корейский народ, оскорбляли его национальное достоинство.

 

Правдивое описание жизни корейского общества конца XIX и начала XX в. дали русские учёные, историки и географы, путешественники Гарин, Лубенцов, Попов и другие. Они писали о тяжёлом положении корейского народа, отмечали его незаурядные творческие способности. Каким уважением к простому народу Кореи дышат слова побывавшего в этой стране инженера, писателя и географа Н. Г. Гарина: "Я любуюсь и не могу налюбоваться корейцами... Сколько в них вежливости и воспитанности! Как обходительны они и между собой и с чужими, и как деликатны! Ребятишки их полны любопытства и трогательной предупредительности... Лица добрые, по природе своей добрые... Не устаёшь, перечисляя достоинства кротких людей этой нации"1 .

 

Исторически сложилось так, что с начала XX в. сами корейцы не имели возможности опубликовать работы по истории своей страны. Преследуемые японскими колонизаторами, патриотически настроенные учёные Кореи вынуждены были прекратить свои научные исследования. Период новой и новейшей истории Кореи, насыщенный глубокими изменениями в жизни страны, оставался почти не освещенным в научной литературе.

 

Книга современного корейского учёного Ли Чен Вона частично восполняет этот пробел. Впервые на русском языке появилась работа корейского автора, в которой он пытается объяснить исторические процессы с позиций марксистско-ленинской науки о развитии общества. Факт этот весьма примечателен. В разгар освободительной войны за честь, независимость и спасение корейской нации от угрозы порабощения передовые корейские учёные нашли своё место на фронте идеологической борьбы.

 

Книга Ли Чен Вона охватывает период с 60-х годов прошлого столетия до первой мировой империалистической войны включительно.

 

За эти пятьдесят лет значительные изменения претерпел социально-экономический уклад Кореи. Рушились феодально-крепостнические порядки, уступая место новым, капиталистическим производственным отношениям. Собственно корейская промышленность, будучи чрезвычайно слабой, не могла выдержать конкуренции с сильнейшими капиталистическими хищниками, и развитие капитализма в Корее сопровождалось потерей национальной независимости страны. В этом было своеобразие развития капиталистических отношений в стране "утренней свежести", как называли Корею в Азии.

 

"Очерки новой истории Кореи" Ли Чен Вон начинает с анализа международного и внутреннего положения страны в годы, когда правящая верхушка корейского общества проводила по отношению к иностранным государствам так называемую политику "закрытых дверей". Находившееся у власти корейское дворянство не вступало ни в какие сношения с другими странами.

 

 

1 Н. Г. Гарин. Из дневников кругосветного путешествия. Географиздат. Москва. 1952, стр. 154 - 217.

 
стр. 151

 

Это была политика, направленная на сохранение в стране отсталых, феодальных порядков в интересах господствующего класса. Отчуждённость от внешнего мира тормозила экономическое и культурное развитие Кореи. Однако все эти искусственные мероприятия корейских феодалов не могли остановить действия законов общественного развития и сохранить от кризиса и разложения патриархальный уклад корейской жизни.

 

На большом фактическом материале Ли Чен Вон показывает крушение политики внешнеполитической изоляции, вскрывает истинные причины проникновения империалистов в Корею. Капиталистические хищники делили мир, распределяли между собой сферы влияния. Отсталая в экономическом отношении Корея оказалась неспособной к серьёзному сопротивлению экспансионистским притязаниям Японии и Америки.

 

В сентябре 1875 г. Япония направила в Корею военный корабль с целью принудить корейское правительство установить с ней торговые отношения. Когда эта попытка провалялась, японцы организовали посылку в корейские воды целой военной экспедиции. При помощи военной угрозы в феврале 1876 г. Япония навязала Корее кабальный Канхваский договор. Согласно этому договору, Корея открывала для японских коммерческих судов свои важнейшие порты - Пусан, Вонсан и Инчон - и предоставляла широкие права японским подданным. Ввозя свои товары в Корею, последние не платили таможенных сборов и пользовались правом экстерриториальности. Под предлогом назначения дипломатических, консульских и торговых агентов японские империалисты создали в Корее широко разветвлённую шпионскую сеть.

 

Давая оценку договору, Ли Чен Вон пишет: "Канхваский договор означал серьёзнейший удар по суверенитету Кореи, означал начало превращения Кореи в зависимое государство, начало утверждения господства японского империализма в Корее... "Открытие" Кореи имело первостепенное значение для Японии, это был важнейший шаг на пути её превращения в колониальную державу, знаменовавший вступление её в ряды "великих держав" (стр. 46 - 52).

 

Корея оказалась втянутой в международные отношения, стала открытым объектом колониального грабежа и насилия, прежде всего со стороны японского империализма - закоренелого врага корейского народа.

 

Рядом последующих договоров японские милитаристы полностью подчинили себе экономику Кореи, сведя на нет и без того формально существовавшую вассальную зависимость Кореи от Китая. В Корее с её патриархальным укладом жизни для японских предпринимателей открывалось широкое поле деятельности. Китай, народы которого связаны с Кореей узами многовековой тесной дружбы, к этому времени сам оказался в полуколониальной зависимости от капиталистических стран и не мог противостоять натиску японского капитала" не только в Корее, но и в своей стране.

 

Японские торгово-промышленные компании развили в Корее активную деятельность. Они начали эксплуатацию ее природных богатств, строили заводы, открывали банки. Японские захватчики прибрали к рукам золотые прииски, серебряные рудники, железорудные и каменноугольные месторождения; насильно отбирали у крестьян и вывозили в Японию один из наиболее ценных продуктов сельского хозяйства - рис.

 

С приходом японцев народные массы Кореи стали испытывать двойной гнёт - собственной помещичье-чиновничьей верхушки и японских промышленников и торговцев.

 

Вот как описывает автор один из варварских способов выколачивания денег у корейских трудящихся: "При непогашении в установленные сроки займа или неуплате за товары, взятые в долг, японцы заколачивали дверь дома корейца-должника и не выпускали его. Если же и при этом долг не погашался, то дом превращался в тюрьму, где должник сидел до тех пор, пока его родственники или близкие не уплатят его долга" (стр. 80).

 

Вся тяжесть гнёта ложилась на плечи корейского крестьянства. Корейская деревня дошла до предельного истощения. Всё чаще и чаще крестьяне поднимались на борьбу против чудовищного ограбления. Многочисленные стихийные волнения вылились к началу 1894 г. в мощное крестьянское восстание. К крестьянам, составлявшим основную массу восставших, присоединились ремесленники, городская беднота, разорившиеся торговцы. Восстание, вначале носившее религиозную окраску, вскоре превратилось в настоящую крестьянскую войну. .Ли Чен Вон характеризует это движение как антифеодальное и национально-осво-

 
стр. 152

 

бодительное. "В этой грандиозной войне, - пишет он, - корейский народ, ведя борьбу против своих извечных внутренних врагов - феодалов, одновременно боролся против иноземных захватчиков, поставивших целью превращение Кореи в свою колонию" (стр. 83).

 

В сравнительно короткий срок восставшие создали повстанческую армию, которая не раз выходила победительницей в боях с правительственными войсками. Повстанцы заняли три южных провинции, создали в них свои органы власти, ведавшие всеми административными делами. Корейское правительство, будучи не в состоянии усмирить крестьян, обратилось за военной помощью к правительствам Японии и Китая, и восстание было подавлено главным образом японскими войсками.

 

Крестьянскую войну 1894 г. многие историки изображали как простой "бунт" религиозной секты. Ли Чен Вон даёт принципиально новую, соответствующую исторической правде оценку этому стихийному выступлению корейского крестьянства.

 

"Крестьянская война в 1894 г. в Корее, - пишет автор, - была результатом обострения противоречий феодального способа производства. Она была порождена кризисом корейского феодального строя... Это была крестьянская антифеодальная война, которая вместе с тем была направлена против иноземных захватчиков, против их колонизаторских действий в Корее" (стр. 81).

 

Оказав корейскому правительству помощь в подавлении восстания, японские хищники потребовали от него дальнейших уступок. Так японские колонизаторы превращали территорию Кореи в военный плацдарм для завоевательных походов на Китай и Россию.

 

Подробно показывает Ли Чен Вон хищническую империалистическую политику США в отношении Кореи. Американские авантюристы не раз пытались путём вооружённого нападения "открыть" Корею и превратить её в свою колонию.

 

Автор приводит следующие слова американца Деннета: "При обсуждении правительством США проблемы приобретения военно-морских баз, ещё за 30 лет до завоевания американцами Гавайских островов и Филиппин, было решено, что Корея будет одним из первых районов для будущих военно-стратегических баз" (стр. 38).

 

Американских предпринимателей привлекали и природные богатства Кореи. Через шесть лет после Японии, в 1882 г., США добились заключения кабального, неравноправного договора с Кореей, при этом США стремились оттеснить капиталистов других стран, чтобы установить своё безраздельное господство в Корее. Американские промышленники получили право на разработку золотых рудников в уезде Унсан и провинции Северный Пхенан, создали ряд выгодных для них концессионных компаний, грабивших национальные богатства Кореи. Лживо заявляя о "сочувствии" к корейскому народу, правительство США принимало все меры к усилению проникновения американского капитала в экономику Кореи. Для этой цели американцы использовали и своих духовных агентов - христианских миссионеров, которые создавали миф о "стране заокеанской демократии".

 

Работа Ли Чен Вона обличает американских и английских империалистов как пособников японских захватчиков. В руках американских империалистов Корея служила разменной монетой для осуществления экспансионистской политики в Азии. США рассчитывали руками японцев "открыть двери" не только Кореи, но и Китая, чтобы потом установить в этих странах безраздельное господство американского капитала. Соединённые Штаты Америки подталкивали японских агрессоров на захваты, указывая им тот путь, на котором они не встретят - временно! - препятствий со стороны американцев. Общее направление этого пути - Корея, Маньчжурия, Россия. Во время русско-японской войны американское правительство совершило сделку с Японией, дав последней согласие на установление протектората над Кореей. Япония, в свою очередь, признала американское господство на Филиппинах. Автор вскрывает причину, в силу которой США вынуждены были в той обстановке уступить Корею японским милитаристам. Факты свидетельствуют, что, после того как планы американских империалистов превратить Корею в свою колонию потерпели крах, США ради сохранения завоёванных ими Филиппин и Гаваев отдали Японии Корейский полуостров. Это была плата за отказ от притязаний японской военной клики на американские колонии на Дальнем Востоке.

 

Автор книги делает вывод, что империалисты Соединённых Штатов Америки всегда выступали врагами корейского народа, душителями свободы и независимости. В свете фактов, приведённых Ли Чен Воном, военная интервенция, начатая американскими агрессорами в июне 1950 г., является про-

 
стр. 153

 

должением давней захватнической политики США по отношению к Корее.

 

В августе 1910 г. Корея окончательно стала колонией Японии. В договоре об аннексии корейский император отдавал в руки Японии "на вечные времена" все суверенные права Кореи. "Так одно из древнейших государств на азиатском материке, - пишет Ли Чен Вон, - потеряло свою самостоятельность; так стала жертвой хищнического японского империализма страна с многовековой культурой и национальной традицией; так был обращен в колониальное рабство корейский народ, преданный своими правителями - изменниками родины, преданный иностранными заговорщиками, пособниками японских захватчиков - американо-английскими империалистами" (стр. 154).

 

В заключительных разделах своего исследования Ли Чен Вон раскрывает существо грабительской политики японского империализма, направленной на японизацию корейского населения, на уничтожение корейской национальной культуры. Эта политика вызывала отпор со стороны корейского народа. Автор показывает рост национально-освободительной борьбы в Корее, зарождение партизанского движения - наиболее активной формы сопротивления иностранному засилию в то время - и, наконец, вступление в борьбу молодого рабочего класса Кореи. Книга заканчивается описанием положения страны накануне мартовского восстания 1919 г., которое было самым мощным выступлением корейского народа против японских колонизаторов.

 

"Очерки новой истории Кореи" Ли Чен Вона, безусловно, заслуживают положительной оценки. Можно лишь пожелать, чтобы в новых работах корейских историков более широко были показаны жизнь корейского общества, развитие общественно-политических идей, философских течений, состояние литературы и искусства, создание народом материальных памятников культуры и т. д., тогда история корейского народа предстанет перед читателем во всём её многообразии, в проявлении особенных национальных черт её развития.

 

Историки корейского народа, борющегося с озверелым американским империализмом, разоблачая своими исследованиями японскую и американскую историографию, воссоздавая достоверные картины героического прошлого своей родины, своего народа, вносят большой вклад в великое дело национального освобождения своей родины.

Опубликовано на Порталусе 25 декабря 2015 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама