Рейтинг
Порталус

СЛАВНЫЙ ПУТЬ МОНГОЛЬСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

Дата публикации: 26 декабря 2015
Автор(ы): А. Т. ЯКИМОВ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ
Источник: (c) Вопросы истории, № 6, Июнь 1953, C. 138-142
Номер публикации: №1451136634


А. Т. ЯКИМОВ, (c)

Переведённые на русский язык брошюры Х. Чойбалсана о Монгольской народной революции и Ю. Цеденбала о жизни и деятельности покойного маршала Чойбалсана с большим интересом встречены широкой советской общественностью.

 

Работа Чойбалсана - это яркое и достоверное описание подготовки и хода народной революции в её первый период, когда монгольский народ с оружием в руках боролся за независимость и свободу. В работе дан глубокий анализ внутреннего положения Монголии и внешней обстановки, сделаны обобщающие выводы о движущих силах революции, о причинах и факторах, обеспечивших победу антиимпериалистической, антифеодальной революции монгольских народных масс.

 

Величайшим фактором, обусловившим мощный подъём революционного движения трудящихся Монголии, явилась Великая Октябрьская социалистическая революция в России, первая в мире революция, пробудившая от вековой спячки трудовые массы угнетённых, народов Востока и втянувшая их в борьбу с мировым империализмом.

 

"Победа пролетариата в России, - пишет Чойбалсан, - вдохновила на борьбу монгольский народ, не раз поднимавшийся против своих угнетателей, и указала ему путь к освобождению. Из искры революционной борьбы, тлевшей в Монголии, разгорелось пламя народной революции" (стр. 7).

 

 

Х. ЧОЙБАЛСАН. Краткий очерк истории Монгольской народной революции. Перевод с монгольского. Издательство иностранной литературы. М. 1952. 76 стр.

 

Ю. ЦЕДЕНБАЛ. О жизни и деятельности маршала Чойбалсана. Перевод с монгольского. Издательство иностранной литературы. М. 1952. 50 стр.

 
стр. 138

 

Характеризуя положение во Внешней Монголии накануне революции, автор указывает, что "задавленный жесточайшей эксплуатацией монгольский народ влачил полуголодное существование и был обречен на вымирание" (стр. 12). Монголия находилась тогда в экономической зависимости от иностранного капитала, служила для империалистов объектом колониальной эксплуатации. "Свои" феодалы - светские и церковные - беспощадно угнетали закрепощённых ими монгольских аратов (крестьян-скотоводов). "Феодал был полным властелином у себя в аймаке или в хошуне... Размеры податей, взимаемых феодалами, не были ограничены какими-либо законами" (стр. 11).

 

В конце 1919 г. положение монгольского народа ещё более ухудшилось. Автономия Внешней Монголии была ликвидирована, её территорию захватили войска китайских милитаристов. Ликвидация автономии была произведена с согласия и при поддержке крупнейших феодалов, которые предавали национальные интересы страны, потому что страшились роста революционного движения, опасались за свои права к привилегии. Ликвидация автономии возмутила не только широкие народные массы, но вызвала недовольство и возмущение даже среди части феодалов. Революционные настроения в народе усилились. В этой обстановке всеобщего недовольства народных масс возникли первые революционные кружки, положившие начало созданию Монгольской народно-революционной партии.

 

Значительную помощь монгольским революционным кружкам, в результате объединения которых возникла Народная партия Внешней Монголии, оказали русские революционеры, проживавшие в Урге (ныне Улан-Батор). Товарищи Сухэ-Батор, Чойбалсан и члены созданной и руководимой ими революционной организации понимали, что для успеха народного восстания трудящимся Монголии необходима поддержка. Они знали, что можно ждать этой помощи от Советской России, от той страны, где у власти впервые в истории человечества встали сами трудящиеся - рабочие и крестьяне.

 

Перед Народной партией стояла крайне сложная и трудная задача - поднять на вооружённое революционное восстание народные массы Монголии, в то время крайне отсталой страны, где не было промышленности, не было и рабочего класса. Кочевое скотоводство было основным и почти единственным занятием населения. Господствовали феодальные отношения. Школ не было, араты почти сплошь были неграмотны. Огромное влияние имела ламаистская церковь: в небольшой стране, насчитывавшей тогда около 600 тыс. человек населения, было свыше 700 монастырей и 100 тысяч лам (монахов). Глава ламаистской церкви богдо-гэгэн почитался "живым богом" и пользовался в массах верующих непререкаемым авторитетом. Классовое самосознание аратов, одурманенных ламаизмом - этой реакционной идеологией феодалов, - было ещё на низком уровне.

 

Особенно тяжёлые страдания и лишения принесло монгольскому народу вторжение в Монголию в 1920 г. белогвардейских банд Унгерна. Эти банды наёмников японских империалистов пытались по их заданию превратить Монголию в военный плацдарм против Советской России. Захвативший в феврале 1921 г. Ургу (столицу страны) Унгерн, демагогически изображая себя "освободителем" монголов, объявил о восстановлении автономии Монголии, о восстановлении богдо-гэгэна в правах хана. В действительности правительство "автономной" Монголии было лишь марионеткой в руках Унгерна и его хозяев - японских империалистов. Как пишет маршал Чойбалсан, фактический правитель Монголии барон Унгерн, действовавший по указке японской военщины, всю свою деятельность сосредоточил на усилении своих банд, на увеличении численности армии, предназначенной для будущего наступления на Советскую Россию. Белогвардейцы насильно мобилизовывали в свои отряды молодёжь халхасских аймаков, отбирали у населения скот, без суда и следствия расстреливали и вешали казавшихся им подозрительными монголов, пытаясь террором задушить в самом зародыше сопротивление народа. "Страна стонала под гнетом белогвардейцев... Над монгольским народом нависла угроза голодной смерти" (стр. 35).

 

Несмотря на все трудности, Народной партии удалось поднять и повести за собой народ. Успех был обусловлен тем, что Народная партия несла в массы всепобеждающие идеи Великой Октябрьской социалистической революции, рассказывала

 
стр. 139

 

аратам о славном опыте борьбы и победы рабочего класса России, правильно выражала в своей программе коренные интересы трудящихся аратов. Быстрому росту классового самосознания аратов способствовало и то, что они на своём горьком опыте видели, к каким гибельным последствиям приводит страну хозяйничание иноземных империалистических захватчиков, всё более убеждались они в своекорыстии и измене феодальной правящей верхушки.

 

Благодаря применению умелой, гибкой тактики Народная партия привлекла в начальный период революции на сторону восставшего народа часть феодалов и лам, недовольных оккупацией страны иноземными захватчиками. Народная партия проводила тогда политику единого национального фронта в борьбе за изгнание иноземных захватчиков, за независимость страны. Эта политика усилила революционный лагерь и ослабила позиции и влияние правящей феодальной верхушки, поддерживавшей оккупантов. Оппозиционные правящей верхушке феодальные элементы включились в антиимпериалистический национальный фронт не потому, конечно, что сочувствовали целям народной революции, а руководствуясь своими классовыми интересами, надеясь в процессе борьбы за изгнание оккупантов захватить в свои руки руководство национально-освободительным движением масс.

 

Народная партия выдвигала тогда на первый план антиимпериалистические задачи революции: освобождение Монголии от иноземных захватчиков и завоевание независимости. Вместе с тем она связывала антиимпериалистические задачи с задачами антифеодальными. В первом документе Народной партии (партийная присяга), который был одновременно и программой и уставом партии, говорилось, что задачи Народной партии состоят в том, чтобы "...непреклонно защищать монгольскую нацию, пересмотреть и изменить внутреннюю политику страны, всемерно заботясь об интересах аратских масс, защищать их права и положить конец страданиям трудящихся масс и угнетению человека человеком" (стр. 21 - 22).

 

Основные идеи народной революции: освобождение страны от иноземных захватчиков, завоевание независимости и социальное освобождение трудящихся от гнёта эксплуататоров - определённее были сформулированы затем в августе 1920 г. в письме с просьбой о помощи, с которым обратилась к Советскому правительству прибывшая в Советскую Россию монгольская делегация во главе с Сухэ-Батором и Чойбалсаном.

 

"Добившись независимости страны, - говорилось в письме, - мы, используя опыт других стран, развернем борьбу за права и интересы своего народа. Рост национального самосознания аратства позволит нам через год - другой двинуть революцию дальше, с тем, чтобы окончательно ликвидировать права владетельных князей" (стр. 25 - 26).

 

В качестве первоочередных задач в области экономики Народная партия намечала, как указывалось в письме: "Организовать Монгольскую Народную кооперацию и установить связь с кооперацией, созданной в России, с тем, чтобы скот и сырье Монголии вывозились в Россию, а взамен ввозились бы промышленные товары. Кроме того, было бы желательно, чтобы кооперация России организовала на территории Монголии промышленные предприятия по переработке местного сырья" (стр. 26). Далее говорилось о намерении партии обратиться к монгольскому народу с соответствующим призывом и создать Народную армию.

 

Советское правительство, неизменно следуя своей политике дружбы между народами, несмотря на большие трудности, переживавшиеся тогда молодой Советской республикой, оказало монгольскому народу братскую помощь в его справедливой борьбе за независимость и свободу.

 

Заручившись поддержкой своего великого друга - Советской России, - монгольские революционеры с возросшей энергией продолжали, мобилизацию народных масс на вооружённое восстание, на борьбу за независимость и свободу Монголии.

 

1 марта 1921 г. под председательством Сухэ-Батора открылся I съезд Народной партии (несколько позже переименованной в Народно-революционную партию). Съезд утвердил политическую платформу партии, избрал Центральный Комитет. В книге Чойбалсана приведён текст этой платформы. В ней говорится о стремлении партии уничтожить горькие страдания народных масс Монголии, способствовать достижению ими свободы и всеобщего счастья, содействовать росту могущества своей родины

 
стр. 140

 

и развитию национальной культуры. В платформе указывается, что Народная партия будет руководствоваться в своей политике революционными принципами и ставит своими главными задачами борьбу за независимость Монголии и утверждение в ней народной власти. В отношении внешней политики в платформе говорится: "Партия стремится к установлению дружественных связей и контакта с революционными организациями России, Китая и других стран, стремящихся, как и наша партия, к уничтожению деспотизма, к прогрессу и утверждению власти народа" (стр. 43).

 

Центральный Комитет Народной партии обратился к населению с воззванием, в котором призывал народ к вооружённому восстанию, к вступлению в ряды создаваемой Народной армии. Население горячо откликнулось на этот призыв. Чойбалсан описывает, как создавалась славная Народная армия, спаянная единой волей к борьбе за свободу и независимость монгольского народа: "Весть о деятельности Сухэ-Батора и его товарищей, поднявших знамя борьбы за освобождение Монголии, с молниеносной быстротой распространилась среди аратства. К Сухэ-Батору со всех сторон потянулись пешие и конные, пожилые и молодые, ламы и светские... Араты снабжали Народную Армию лошадьми, оружием, палатками, юртами. Быстро росла и крепла военная мощь Народной Армии. Искреннее сочувствие и любовь населения поднимали моральный дух бойцов Народной Армии... Великое дело народно-революционной борьбы монгольского народа, начатое Сухэ-Батором и другими революционерами, стало всенародным делом" (стр. 40 - 41). В середине марта 1921 г. было создано временное Народное правительство. Оно должно было "установить дружественные связи с соседними государствами, уважающими права монгольского народа, освободить монгольский народ от власти иностранных захватчиков и обеспечить создание правительства, свободного от иностранной зависимости, способного обеспечить свободу аратских масс" (стр. 46). Народная революционная партия и временное Народное правительство занялись строительством государственного аппарата. Они организовали милицию, суд и другие органы власти и укрепили Народную армию. Эта армия самоотверженно боролась против китайских милитаристов и русских белогвардейцев.

 

Чойбалсан подробно описывает славные боевые действия молодой Народной армии и пришедших ей на помощь советских войск. Эта братская помощь была решающим фактором победы монгольского народа в борьбе за независимость и свободу, 6 июля 1921 г. в освобождённую от белобандитов барона Унгерна столицу вступили части Народной армии и советских войск.

 

Власть в освобождённой, ставшей независимой стране взял в свои руки сам народ. После этого части Народной армии и советские войска успешно ликвидировали остатки белогвардейцев в Западной Монголии. С тех пор монгольский народ, сбросивший иноземное империалистическое иго и ликвидировавший феодализм, строит свою новую, свободную жизнь, опираясь на неизменную братскую помощь Советского Союза. Руководимый своей славной Народно-революционной партией монгольский народ добился огромных успехов в ликвидации вековой отсталости страны, в деле подъёма своей экономики и культуры, укрепления народной власти.

 

Чойбалсан заканчивает свою брошюру описанием событий 1921 г., когда на территории всей Внешней Монголии была установлена власть народных масс. В заключение своей работы Х. Чойбалсан отмечает великую роль Октябрьской революции, которая разбудила народы всего мира и явилась ярким маяком, осветившим путь к свободной и счастливой жизни всем гонимым и эксплуатируемым. "Монгольский народ, - пишет Х. Чойбалсан, - поднял знамя освободительной борьбы, знамя народной революции и при братской помощи Советской России одержал победу. В 1921 г. вместе с монгольскими цириками за освобождение аратов Монголии от иностранных захватчиков, за их социальную и национальную независимость сражались русские пролетарии, бойцы могучей Красной армии..." "Ломая старые, феодальные порядки, разоблачая всех и всяких врагов революции, Монгольская Народная Республика неуклонно идёт вперёд, минуя капиталистический путь развития, к светлому будущему - к социализму. Залогом этих побед является нерушимая, скреплённая кровью дружба монгольского народа с народами Советского" Союза" (стр. 77).

 

Жизнь и деятельность Чойбалсана неразрывно связаны с историей Монгольской революции, Народно-революционной партии и Монгольской Народной Республики.

 
стр. 141

 

Поэтому понятно, что Ю. Цеденбал, рассказывая о жизни и деятельности Чойбалсана, кратко освещает славный путь, пройденный Монгольской Народной Республикой под руководством Народно-революционной партии со времени её существования до наших дней.

 

Ю. Цеденбал справедливо указывает, что залогом свободного и независимого существования Монгольской Народной Республики и основой всех её успехов является дружба монгольского народа с народами Советского Союза, что дальновидность Чойбалсана как государственного деятеля проявилась в том, что с первых же дней борьбы за создание монгольского государства он связывал будущее этого государства с Советским Союзом. "Ясно, - пишет Ю. Цеденбал, - что без помощи, оказанной Советской Россией монгольскому народу в дни его великой борьбы за свою свободу и независимость, народная революция в Монголии не могла бы противостоять всем тем враждебным силам, которые стояли на её пути. Ясно, что только бескорыстная постоянная помощь Советского Союза сделала возможным те огромные достижения, которых добился монгольский народ за 24 года своего революционного строительства" (стр. 30).

 

Хорошо понимая огромное значение для Монгольской Народной Республики дружбы с Советским Союзом, монгольский народ тесно связал свою судьбу с советским народом. Взаимоотношения между МНР и СССР, построенные на началах полного равноправия, способствуют быстрому экономическому и культурному развитию монгольского народа. При братской помощи Советского Союза Монгольская Народная Республика, минуя капиталистический путь развития, идёт к социализму. В своей брошюре Ю. Цеденбал приводит материал об огромных успехах, достигнутых Монгольской Народной Республикой благодаря бескорыстной помощи Советского Союза во всех областях экономического и культурного строительства. После ликвидации в стране класса феодалов укрепилась и развилась демократическая система Монгольской Народной Республики. Возникло и достигло значительного развития промышленное производство, сложились национальные кадры рабочего класса. В Монголии непрерывно развивается главная отрасль экономики - животноводство. За семь послевоенных лет капиталовложения в народное хозяйство МНР увеличились на 78,7%.

 

Наряду с этим в Монгольской Народной Республике неуклонно развиваются народное просвещение и здравоохранение, искусство и литература. С каждым годом вступают в строй новые школы, больницы и другие учреждения культуры и здравоохранения. В настоящее время 92% населения обучено грамоте. В МНР работает Государственный университет, в котором обучается более 1200 студентов. Открыт новый педагогический институт. Растут национальные кадры мастеров искусства и литературы.

 

Во всём этом сказываются благотворные результаты культурной помощи советского народа монгольскому народу.

 

. В послевоенный период при братской помощи СССР монгольский народ вышел на широкую дорогу международного сотрудничества. Реакционная гоминдановская клика, господствовавшая в Китае, всячески препятствовала установлению дружбы и сотрудничества между Китаем и МНР. Победа демократических сил Китая над силами реакции и империализма открыла новую эру - эру братской дружбы между Китайской Народной Республикой и МНР. Отношения дружбы и сотрудничества связывают МНР я со всеми другими странами народной демократии. Народно-революционная партия неустанно воспитывает монгольский народ в духе пролетарского интернационализма, в духе дружбы и взаимопомощи со всеми народами.

 

Монгольский народ борется в первых рядах защитников мира, возглавляемы" Советским Союзом. При братской помощи советского народа он успешно строит новую, счастливую жизнь. Брошюры Чойбалсана и Цеденбала показывают, как закабалённый и отсталый монгольский народ, изнывавший под двойным гнётом местных и иноземных эксплуататоров, опираясь на помощь великой социалистической державы, пришёл к своему социальному и национальному раскрепощению.

Опубликовано на Порталусе 26 декабря 2015 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама