Рейтинг
Порталус

У. ФОСТЕР. НЕГРИТЯНСКИЙ НАРОД В АМЕРИКАНСКОЙ ИСТОРИИ

Дата публикации: 21 января 2016
Автор(ы): Г. И. КАВЕРИН
Публикатор: А. Комиссаров
Рубрика: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ
Источник: (c) Вопросы истории, № 7, Июль 1955, C. 157-159
Номер публикации: №1453358978


Г. И. КАВЕРИН, (c)

W. FOSTER. Negro people in American History. New York. 1954. 608 стр.

 

У. ФОСТЕР. Негритянский народ в американской истории.

 

Книга У. Фостера является единственным в американской прогрессивной литературе трудом, обстоятельно освещающим историю и героическую борьбу негров США. Буржуазная историография бесстыдно извращает прошлое этого талантливого и героического народа, изображая его расово неполноценным, не имеющим своих исторических традиций. У. Фостер показывает, какой вклад внесли негры в мировую цивилизацию, освещает их борьбу против захватчиков и поработителей.

 

На своей родину, в Африке, негритянские народы намного раньше европейцев создали высокую культуру, под воздействием которой развивалась культура Греции, Испании, Португалии, Италии. Первыми колонизаторами Африки были португальцы, образовавшие на ее западном побережье в XV в. свои многочисленные поселения. Негритянские народы оказывали ожесточенное сопротивление захватчикам. До 1875 г. фактически не была покорена европейцами и одна десятая часть африканского континента, и лишь к концу XIX столетия империалистические державы захватили около 80% территории Африки. Захватчикам удалось разбить и поработить африканские народы с помощью коварства, обмана, подкупа вождей племен и более совершенного оружия.

 

Автор излагает историю негритянского народа на американском континенте, освещает его борьбу за свободу и независимость. На американских плантациях царила самая тяжелая из всех форм рабства, когда-либо существовавших в истории человечества.

 

Многие буржуазные писатели (Бирд, Мюрдаль и др.) утверждают, что негры покорно, без сопротивления подчинились рабовладельческому гнету. В действительности же негры вели постоянную борьбу против рабства, за свою свободу, применяя различные формы сопротивления: бегство, поджег плантаций, убийство надсмотрщиков и плантаторов, восстания. В 1526 г. вспыхнуло восстание рабов в Южной Каролине, с 1630 по 1697 г. длилось восстание в Пальмаресе (Бразилия), в 1712 г. восстали негры, индейцы и белые в Нью-Йорке. Восстаниями были охвачены Мексика, Перу, Центральная Америка, Бразилия, Куба. В 1790 - 1803 гг. рабы Гаити, восстав против колонизаторов и рабовладельцев, одержали победу и добились провозглашения независимости страны.

 

Негры принимали активное участие в войне американских колоний за независимость в 1776 году. Многие негритянские солдаты и матросы проявили в войне мужество и геройство. Тогда: усилилась и борьба негров против рабства. Почти во всех штатах возникли общества по борьбе с невольничеством. За его отмену выступили выдающийся негритянский математик, астроном и изобретатель Вениамин Беннекер, первый негритянский поэт Юпитер Хаммон и негритянская поэтесса Филис Уитли. В различных частях американского континента продолжали вспыхивать восстания. Под давлением народных масс в ряде мест американского континента рабство было отменено.

 

Автор описывает движение негров за свое освобождение в период между войной за независимость и гражданской войной в США. Это время характеризовалось ростом промышленности на Севере и расширением плантационной системы на Юге, борьбой капиталистической системы, развивавшейся на Севере, с рабовладельческой системой, сохранившейся на Юге. Широкое развитие получило тогда колонизационное движение. Стремясь захватить колонии в Африке, американская буржуазия пыталась использовать для этой цели свободных негров. В 1816 г. в США возникло общество по переселению негров в Африку. В нем состояли крупные представители американской буржуазии. Колонизационное движение являлось, по существу, реакционным и приносило пользу только американскому капитализму, стремившемуся в начале XIX в. установить свое господство в Африке.

 

Негритянский народ, живший в США, решительно выступал против колонизации иностранных земель. Он вел борьбу за установление свободной жизни негров на американском континенте. В январе 1817 г. в Филадельфии собрались 3 тыс. негров на конвент, который положил начало организованной борьбе негритянского народа против колонизационной политики американской буржуазии. С тех пор негритянские конвенты собирались ежегодно. В 1830 г. конвент создал Американское общество освобождения негров - первую националь-

 
стр. 157

 

ную негритянскую политическую организацию.

 

В первой половине XIX в. в США появилась негритянская пресса, боровшаяся против колонизационного движения, за освобождение негров. 16 марта 1827 г. в Нью-Йорке вышла первая негритянская газета. Бостонский негр Давид Волькер в своем памфлете призывал рабов бороться за свободу, используя вооруженное восстание. "Обращение Волькера" имело большое значение, для подъема негритянского восстаю и я 1831 г. в Виргинии под руководством Ната Тернера. Большим событием в истории борьбы негритянского народа явился выход в свет в 1831 г. еженедельника Ллойда Гаррисона "Liberator" и создание общенациональных обществ: Антирабовладельческого в Бостоне (1832) и Американского антирабовладельческого в Филадельфии (1833). Их образование У. Фостер считает началом "одного из самых важных массовых движений в истории Соединенных Штатов" (стр. 105).

 

Активную борьбу против рабства, указывает У. Фостер, вели марксисты И. Вейдемейер, Ф. Зорге, А. Доуай, А. Якоби, Г. Мейер, Р. Роза. В своей деятельности они опирались на передовых рабочих крупнейших промышленных центров США: Нью-Йорка, Чикаго, Цинциннати, Мильуоки и др. Против рабства решительно выступили коммунистические клубы Нью-Йорка и Кливленда, коммунистические группы Среднего Запада США, а также газеты, выпускавшиеся Адольфом Доуай в Сан-Антонио (Техас) и Германом Мейером (в Алабаме).

 

В период гражданской войны 2861 - 1865 гг. борьба против рабства, за освобождение негров приняла широкий размах и острый характер. Начало войны сопровождалось восстаниями и бегством рабов на Север. Под давлением массового антирабовладельческого движения многие члены конгресса США выступили против рабства. 6 августа 1861 г. конгресс принял закон о предоставлении свободы неграм, участвовавшим в антирабовладельческих восстаниях и требовавших продолжать войну против рабства. Следующим шагом в борьбе с рабством, указывает У. Фостер, явилось подписание 31 марта 1862 г. президентом Линкольном закона, запрещавшего армии и флоту возвращать бежавших рабов к их хозяевам.

 

В январе 1863 г. президент США подписал прокламацию об освобождении рабов. Линкольн предлагал освободить негров с возмещением их стоимости рабовладельцам. Представители левого крыла аболиционистов- Дуглас, Стевенс, Гаррисон, Филипс, Тубмен - требовали немедленного освобождения рабов без компенсации (стр. 253).

 

Негры принимали активное участие в гражданской войне на стороне Севера. "Вооруженная борьба негров, - пишет У. Фостер, - явилась важным фактором в успешном окончании великой гражданской войны" (стр. 275).

 

Гражданская война подорвала рабовладельческую систему на Юге и расчистила путь к более быстрому развитию капитализма в США. Формально негры получили свободу. Однако в первые же месяцы после окончания гражданской войны рабовладельцы повели борьбу за сохранение рабского положения негров. Под давлением народных масс и в интересах буржуазии американский конгресс принял ряд законов, предоставивших некоторые политические свободы негритянскому народу: в 1865 г. конгресс принял тринадцатую поправку к конституции, формально запрещавшую рабство в Соединенных Штанах. В 1866 г. были приняты законы о гражданских правах и четырнадцатая поправка к конституции, на основании которой предоставлялись избирательные права гражданам США независимо от расы и цвета кож".

 

Буржуазные историки называют период реконструкции в США (1867 - 1876) жестоким, развращенным, бесплодным. У. Фостер, как и другие прогрессивные писатели, разоблачает клеветнические измышления буржуазных историков, объективно показывал прогрессивный характер законодательства по негритянскому вопросу в реконструктивный период.

 

Американская буржуазия, нерешительно ведя переустройство Юга на капиталистической основе, оставила почти нетронутым плантационное землевладение. Правительство США амнистировало руководителей конфедерации южных рабовладельцев и отозвало войска из Южных Штатов, что дало возможность плантаторам усилить закрепощение негров.

 

Конец XIX и первая половина XX в. принесли новые бедствия и страдания негритянскому народу. На большом фактическом материале У. Фостер рисует тяжелое экономическое и политическое положение негров США в эпоху империализма. Согласно переписи 1950 г., в США проживало 15500 тыс. негров, около 10% населения США. Две трети их находятся на юге США, в

 
стр. 158

 

районе так называемого Черного пояса. Негритянское население до сих пор продолжает страдать от средневековых способов эксплуатации. В США сохранилась система пеонажа, по которой батраки, находящиеся на полукрепостном положении, попадают в долговое рабство к хозяину. В сильной зависимости от плантаторов находятся издольщики. На юге США существуют мелкие арендаторы-издольщики, не имеющие ни земли, ни средств производства и обрабатывающие арендованную землю за часть собранного урожая. Их положение мало чем отличается от положения сельскохозяйственных рабочих, получающих за свой каторжный труд мизерную заработную плату, не обеспечивающую прокормление самого рабочего, не говоря уже о его семье.

 

Негры, как и все трудящееся население США, фактически не имеют возможности пользоваться политическими правами, записанными в американской конституции. Путем дискриминации американские власти лишают значительную часть негров избирательного права. У. Фостер указывает, что из 531 члена конгресса только два члена нижней палаты являются неграми (стр. 464). Негры в США живут в специально отведенных кварталах, ездят в отдельных вагонах, не имеют права находиться вместе с белыми в местах общественного пользования и даже в церквах. Заработная плата негритянских рабочих значительно ниже заработной, платы белых американских рабочих. Используя террористические организации (Ку-Клукс-Клан, "Черные рубашки", "Рыцари Колумба", "Американский легион" и др.), американская буржуазия стремится запугать негритянский народ, чтобы парализовать его борьбу за свободу.

 

Но никакие, даже самые суровые, террористические меры не сломили воли негритянского народа. В книге У. Фостера ярко освещается борьба негритянского народа за улучшение своего экономического положения, за мир, свободу и независимость. Автор показывает возникновение и деятельность ряда негритянских организаций и отмечает, что не все они правильно понимали свои задачи и роль в освободительной борьбе. Так, Букер Т. Вашингтон, создавший национальную негритянскую лигу бизнеса, стоял на позициях буржуазного национализма. Но передовые деятели негритянского народа решительно выступили против буржуазного национализма и монополистического капитала. Отражением воли негритянских народных масс явилось создание в 1899 г. "Национальной негритянской лиги борьбы против экспансионизма, империализма, трестов и суда Линча". Некоторую положительную роль в борьбе негритянского народа против империализма сыграло "ниагарское движение", возникшее в 1906 году. Немалое значение имела деятельность Национальной ассоциации содействия прогрессу цветного населения, организованная в 1909 году. За улучшение экономического положения негров боролась Национальная городская лига, созданная в 1911 году. Она оказывала помощь неграм, прибывшим с Юга в северные города США.

 

Первая мировая война и Великая Октябрьская революция в России способствовали усилению освободительного движения негритянского народа в США. "Советский пример этнической демократии, - отмечает У. Фостер, - имел более сильное влияние на американский негритянский народ, чем представляют себе многие" (стр. 437). В книге освещается борьба рабочего класса США за освобождение негритянского народа. Автор разоблачает реакционных лидеров Американской федерации труда и социалистических партий, проводящих раскольническую политику среди рабочего класса, разжигающих национальную вражду, неприязнь между белыми и негритянскими рабочими.

 

Автор подробно освещает роль Коммунистической партии США в борьбе негритянского народа за свое освобождение и независимость. Коммунисты, проводя политику интернациональной дружбы и братства между всеми народами, являются действительными защитниками интересов трудящихся негров.

 

В книге рассматривается ряд важных теоретических проблем, имеющих большое значение для дальнейшей борьбы негритянского народа.

 

Книга У. Фостера является ценным вкладом в прогрессивную историографию. Желательно возможно скорее перевести эту книгу на русский язык. Ее с большим интересом прочтут советские читатели, горячо сочувствующие борьбе негритянского народа против рабства и империалистического гнета.

Опубликовано на Порталусе 21 января 2016 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама