Рейтинг
Порталус

Ф. И. ШАБШИНА. Очерки новейшей истории Кореи (1918 - 1945 гг.). М. Издательство восточной литературы. 1959. 274 стр.

Дата публикации: 25 марта 2016
Автор(ы): О. С. Сороко
Публикатор: А. Комиссаров
Рубрика: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ
Источник: (c) Вопросы истории, № 9, Сентябрь 1960, C. 134-144
Номер публикации: №1458896376


О. С. Сороко, (c)

Ф. И. ШАБШИНА. Очерки новейшей истории Кореи (1918 - 1945 гг.). М. Издательство восточной литературы. 1959. 274 стр. Тираж 2100. Цена 10 руб. 50 коп.

 

За последние годы советские востоковеды проделали большую работу по составлению обобщающих трудов, посвященных истории стран Востока в период общего кризиса капитализма. Среди подобных книг, отражающих несомненные успехи советского востоковедения, следует отметить "Очерки новейшей истории Кореи" Ф. И. Шабшиной. Рецензируемая книга, представляющая первую часть этого большого труда, содержит систематическое изложение истории Кореи за период 1918 - 1945 годов 1 .

 

Ф. И. Шабшина использовала обширный круг источников на корейском, японском, русском и английском языках, привлекла ряд оригинальных материалов из фондов исторического музея в Вонсане, а также фондов Пхеньянского государственного музея освободительной борьбы.

 

Обширная документальная база позволила автору успешно справиться с основной задачей исследования - показать героическую революционную борьбу корейского народа за национальную независимость и социальное раскрепощение в период колониального господства японского империализма, отобразить процесс созревания внутренних предпосылок корейской народно-демократической революции.

 

Первый раздел книги посвящен социально-экономическому и политическому положению в Корее и подъему национально-освободительной борьбы в первые годы после Великой Октябрьской социалистической революции (1918 - 1920 гг.). Основное внимание здесь справедливо уделено народному восстанию 1919 г. 2 , которое, хотя и потерпело поражение в силу неорганизованности масс, сыграло важную роль в освободительной борьбе корейского народа. В ходе восстания явственно обнаружились неспособность корейской буржуазии руководить национально-освободительным движением, ее своекорыстие, боязнь масс и несостоятельность ее идеологии - буржуазного национализма. В то же время активное выступление корейского пролетариата против колонизаторов способствовало упрочению позиций рабочего класса в национально-освободительном движении.

 

На последующем этапе (1920 - 1931 гг.), как отмечает автор, создаются первые рабочие и крестьянские организации, возникают марксистские группы, которые начинают пропаганду марксистско-ленинской идеологии. В этом разделе довольно подробно освещается рабочее к крестьянское движение в годы мирового экономического кризиса, приводятся интересные подробности о борьбе коммунистов против национал-реформизма. История Кореи 20-х годов еще очень слабо разработана в советской и корейской историографии, и автор, естественно, встретился с большими трудностями в освещении ряда вопросов, особенно деятельности первых марксистских кружков, распространения марксизма в Корее.

 

В третьем разделе рассмотрен период 1931 - 1945 годов. 30-е годы характеризуются автором как переломный момент в развитии антияпонского национально-освободительного движения в Корее. Ф. И. Шабшина показывает, как с 1931 г. корейские патриоты под руководством коммунистов переходят к организованной вооруженной борьбе против японских колонизаторов. Партизанское движение особенно активизируется с 1934 г., когда на территории Северо-Восточного Китая была создана Корейская народно-революционная армия, возглавленная Ким Ир Сеном. Заключительная глава, "Корея в годы второй мировой войны", представляет особый интерес, так как этот вопрос совершенно не освещен в советской историографии.

 

Предложенная автором периодизация отличается от принятой в ряде советских изданий по новейшей истории зарубежных стран. Так, в "Очерках новейшей истории стран зарубежного Востока" (М. 1954 - 1957) выделены три периода, имеющие иные хронологические рамки: 1) от Великой Октябрьской социалистической революции до мирового экономического кризиса (1918 - 1929); 2) от начала мирового экономического кризиса до второй мировой войны (1929 - 1939); 3) период второй мировой войны (1939 - 1945).

 

Нам представляется, что отход от этой периодизации, успешно примененной при разработке истории стран Востока, вряд ли

 

 

1 Вторая часть - "Очерки новейшей истории Кореи (1945 - 1953 гг.)" - изданная Госполитиздатом в 1958 г., положительно оценена в советской печати. См. "Проблемы востоковедения", 1959, N 2.

 

2 Этот вопрос всесторонне исследован в монографии Ф. И. Шабшиной "Народное восстание 1919 г. в Корее". М. 1958.

 
стр. 139

 

оправдан. Периодизация должна правильно отражать основные закономерности развития общества, главные этапы истории той или иной страны; содействовать правильному распределению материала для характеристики важнейших исторических событий и явлений. Ф. И. Шабшина в первом разделе (1918 - 1920 гг.) рассматривает в качестве одной из главных проблем подъем национально-освободительного движения в Корее, наступивший под влиянием Великой Октябрьской социалистической революции. При чтении книги у читателя может создаться ошибочное представление, что подъем освободительной борьбы закончился в 1920 г., после поражения первомартовского восстания. Вместе с тем это был первый крупнейший отклик на победу Октября, и последующее движение нельзя рассматривать в отрыве от опыта и уроков народного восстания 1919 года. Не случайно Ф. И. Шабшина в следующем разделе, посвященном периоду 1920 - 1931 гг., возвращается к указанному восстанию. И хотя в книге события рассматриваются в хронологической последовательности, чувствуется логический разрыв в раскрытии темы о послеоктябрьском революционном подъеме в Корее. Нам представляется, что первый период новейшей истории Кореи целесообразно было бы рассматривать в рамках 1918 - 1929 гг., то есть до начала мирового экономического кризиса.

 

Что касается конечного рубежа второго периода, то более оправданным выглядит выделение 1937-го, а не 1931 года. В июле 1937 г. началась антияпонская освободительная война китайского народа, что внесло существенные изменения в обстановку на всем Дальнем Востоке. Эти изменения сказались и в Корее как на развитии национально-освободительной борьбы корейских патриотов, так и на колониальной политике японского империализма в Корее 3 .

 

В книге имеется ряд спорных положений по вопросам формирования национальной буржуазии и ее роли в антияпонском движении. Ф. И. Шабшина относит процесс формирования национальной буржуазии только к колониальному периоду (после 1910 г.), считая, что в предшествующий период корейская буржуазия была главным образом торгово-ростовщической, компрадорской буржуазией (стр. 29). Нам представляется, что правильнее было бы говорить о формировании корейской национальной буржуазии уже в 90-х годах XIX века. Определение различных слоев внутри корейской буржуазии, их политических позиций чрезвычайно важно для изучения расстановки классовых сил на разных этапах национально-освободительного движения в Корее. Характеризуя расстановку классовых сил накануне антияпонского восстания 1919 г., автор, как нам кажется, преуменьшает антияпонские настроения национальной буржуазии. Ф. И. Шабшина исключает из национально-революционного лагеря (к началу восстания 1919 г.) национальную буржуазию и значительные слои мелкой буржуазии, утверждая, что "противоречия между национальной буржуазией и японским империализмом, толкнувшие ее в марте 1919 г. на антияпонское выступление, были слабее противоречий между ней и рабочим классом и крестьянством" (стр. 94). Эта формулировка опровергается приводимыми автором фактами. На стр. 68 Ф. И. Шабшина отмечает широкое участие в антияпонском движении национальной буржуазии, торговцев, служащих, учителей, врачей и других слоев мелкой буржуазии. Эти факты свидетельствуют о том, что в Корее главным противоречием было противоречие между корейским народом (включая национальную буржуазию) и японским империализмом. Трусливая и непоследовательная позиция национальной буржуазии в период восстания 1919 г. говорит не столько о слабости противоречий между национальной буржуазией и японским империализмом, сколько о слабости самой национальной буржуазии.

 

Сложен вопрос об оценке национал-реформизма в Корее. Следует сказать, что анализ политических организаций, легальных, полулегальных и подпольных, крайне затруднителен из-за скудости источников. Те материалы, которыми располагает исследователь, не позволяют дать в настоящее время достаточно полную картину политической жизни Кореи, ибо в условиях колониального террора и жестокой цензуры слабо прорывались наружу различные оттенки общественных движений в стране. Поэтому автору крайне трудно было проследить позиции различных слоев буржуа-

 

 

3 Вопросы периодизации новейшей истории Кореи являются предметом дискуссии и среди историков Корейской Народно-Демократической Республики. Журнал "Екса кнахак" начал печатать материалы дискуссии корейских историков по вопросам периодизации (см. "Екса квахак", 1960, N 3).

 
стр. 140

 

зии и ее организаций, которые были очень пестры по своему составу. В рецензируемой работе отмечается, что национал-реформизм отражал интересы средней национальной буржуазии, значительной части мелкой буржуазии, а также некоторой части помещиков (либералов) (стр. 94). Автор отрицает причастность компрадорской буржуазии к национал-реформизму (там же). С этим нельзя согласиться, тем более, что Ф. И. Шабшина сама относит к числу реформистов такого крупного компрадора, как Ким Сон Су (стр. 96).

 

При чтении соответствующих разделов книги не создается ясного представления о том, почему в 30-е голы завершается процесс сближения национал-реформизма с империализмом (стр. 239 - 240). Этот вопрос, конечно, требует специального исследования. Однако на основе имеющихся материалов можно отметить, что возрастание роли компрадорской, крупной буржуазии в национал-реформистских организациях объясняет эволюцию национал-реформизма от робких требований национальной независимости до перехода в 30-х годах на позиции откровенного пособничества колонизаторам. Банкротство национал-реформизма можно было бы ярче показать, проследив рост недовольства низовых членов организаций предательской политикой руководящей верхушки. Такая линия правильно намечена автором при характеристике деятельности общества "Чондоге" (стр. 201) и борьбы горняков Синхына (стр. 140), однако она недостаточно четко проведена в книге.

 

Неравномерно разработана Ф. И. Шабшиной социально-экономическая история Кореи и колониальная политика японского империализма. Более полный анализ этих вопросов, особенно для 20-х и 30-х годов, позволил бы раскрыть глубже такие общие проблемы истории Кореи колониального периода, как, например, обострение аграрного кризиса, колониальная однобокость промышленного развития, методы колониальной эксплуатации и т. д.

 

Книга Ф. И. Шабшинон является первым в советской историографии опытом обобщающего труда по новейшей истории Кореи. Автор подытожил уже проделанную другими исследователями работу и осветил целый ряд новых проблем. Книга Ф. И. Шабшиной обогащает наши знания по истории Кореи. Вместе с тем она обнажает слабые места в советском корееведении и более остро ставит перед учеными те вопросы, которые требуют научной разработки и уточнения.

Опубликовано на Порталусе 25 марта 2016 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама