Главная → ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ → Культ средневековья находит новых поклонников
Дата публикации: 19 августа 2016
Автор(ы): И. З. Романов →
Публикатор: А. Комиссаров
Рубрика: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ →
Источник: (c) Вопросы истории, № 2, Февраль 1966, C. 191-198 →
Номер публикации: №1471622651
И. З. Романов, (c)
Культ средневековья находит новых поклонников
"Speculum". Gambridge (Mass.). 1965. Vol. XL. N 2, pp. 191 - 202.
Бросать умильные взоры на средние века, подчеркивать преемственность нового времени по отношению к этой эпохе, повсюду выискивать средневековые корни современной цивилизации стало модой среди западных историков консервативного толка. Но моде этой больше следуют те из них, кто занимается историей Европы. В истории США поклонники культа средневековья не находят для себя опоры. Ведь эта страна самим своим возникновением обязана переходу от феодализма к капитализму, и все ее институты сложились в результате разрыва со средневековьем.
С таким взглядом, общепринятым среди американских историков, решительно не согласен Линн Уайт (младший) из Калифорнийского университета. В статье "Наследие средних веков на американском диком Западе" он корит своих коллег за "неспособность признать нашу многообразную и органическую преемственность с европейским средневековьем", называя это "белым пятном в изучении истории США". Для Уайта вся американская история, да и современная политическая действительность США - прямое продолжение средневекового наследия. Почему американские колонисты ополчились против попыток короны перенести за Атлантику феодальные аграрные институты или епископальный строй церкви? Потому, что они следовали "традиции средневекового пролетариата". А чем объясняется их борьба против абсолютистско-централизаторской политики метрополии? Стремлением создать на своей новой родине "рыхлую политическую систему позднесредневековых общин", и именно этот "средневековый плюрализм" стал краеугольным камнем конституции США. Ко всему у Уайта один ключ - средневековое наследие.
Подобные манипуляции (вроде "обнаружения" средневековой основы конституции США) предполагают, что исторические явления лишаются их социального содержания. В этом Уайт вполне схож с другими апологетами средневековья. Но есть у него своеобразная и новая для данного направления черта: чтобы расположить публику к милой его сердцу эпохе, Уайт нападает на медиевистов, интересующихся жизнью одной лишь аристократии и не обращающих внимания на тружеников, составляющих большинство населения. Мы, американцы, пишет он, происходим от крестьян и ремесленников; а те жили и действовали по средневековым образцам, потому что иных не знали. Так на службу апологетики средневековья привлекается откровенная социальная демагогия.
Призыв Уайта к своим коллегам ("Мы, американцы, в равной мере с европейцами являемся наследниками средневековья... Чтобы понять самих себя как американцев, мы должны вернуть себе наше глубочайшее прошлое - средние века - и установить свое родство с ним") надо рассматривать как новое и резкое проявление того консерватизма, который американский историк- марксист Герберт Аптекер справедливо назвал характерной чертой американской историографии (и всей идеологической жизни) в годы после второй мировой войны1 .
Опубликовано на Порталусе 19 августа 2016 года
Новинки на Порталусе:
Сегодня в трендах top-5
Ваше мнение ?
Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK