Главная → ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ → ПИСЬМО ПЕТРА I АНГЛИЙСКОМУ АДМИРАЛУ ДЖ. НОРРИСУ
Дата публикации: 07 февраля 2017
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ →
Номер публикации: №1486421975
Публикуемое письмо Петра I относится к 1716 году. Адресатом являлся известный английский адмирал Джон Норрис (1660 - 1749 гг.), принимавший участие в Северной войне. До 1716 г. он командовал британским флотом в Средиземном море, в 1717 г. был послан в Петербург со специальной миссией как полномочный представитель Англии. С 1718 г. по 1730 г. он являлся одним из морских лордов Адмиралтейства.
В 1716 г., когда каждое из участвовавших в Северной войне государств пыталось привлечь на свою сторону новых союзников или вернуть старых, Россия была заинтересована в союзе с Англией. По мнению Петра I, чтобы закрепить победу над Швецией, было необходимо наступление на ее берега. В связи с этим обсуждалась с союзниками возможность организации десанта на Сконию (юг Швеции).
Ганноверский курфюрст Георг-Людвиг, сделавшийся в 1714 г. королем Англии - Георгом I, мечтал о присоединении к Ганноверу соседних герцогств - Бремен и Верден, отобранных в 1712 г. у Швеции Данией, и надеялся на поддержку Петра I. Условием союза против Швеции было присоединение указанных герцогств к Ганноверу. Это, в свою очередь, вызвало значительное ухудшение отношений между Англией и Швецией, не пропускавшей английские торговые суда в Балтийское море. По изданному Карлом XII Каперскому уставу все суда противников, в том числе и английские, конфисковывались. В 1715 г. английское правительство послало в балтийские воды адмирала Дж. Норриса с эскадрой (12 кораблей, от 60 до 80 пушек на каждом1 ) для охраны торговых судов. В инструкции Норрису говорилось, что он должен захватывать шведские корабли и не отдавать их до получения из Стокгольма ответа на требование о возмещении убытков английским купцам.
В Ревеле Петр I впервые встретился с адмиралом Норрисом. Они осмотрели русские и английские корабли, и Норрис убедился в хорошем качестве русских судов. Отбывая со своей эскадрой, адмирал писал царю, что на всем пути до Виндавы он не встретил шведских судов. "Того ради к Гданску иду, чтоб тамо уведомиться об ответе короля шведского на требование моего государя е. в. короля великобританского"2 . Более решительных мер со стороны английского флота не последовало. Зато по дипломатической линии был достигнут известный успех: 17 октября 1715 г. заключена Грейфсвальдская конвенция, согласно которой предусматривалась британская поддержка России в получении ею Ингрии, Карелии и Эстляндии с Ревелем. Англия присоединяла к Ганноверу Бремен и Верден3 .
Однако позиция английских правящих кругов была двойственной. С одной стороны, они шли на сближение с Россией с тем, чтобы сделать Балтийское море беспрепятственным для своей торговли, а с другой - опасались усиления России в этом районе. Хотя зигзаги английской политики и затрудняли ведение войны, тем не менее в июне 1716 г. Петр I посылает князя Б. И. Куракина в Англию для того, чтобы ускорить заключение союза с ней и направление Норриса с эскадрой в Балтийское море. В конце концов русским дипломатам удается склонить Англию к посылке десанта на Балтику. Видный английский государственный деятель Джемс Честерфильд Стэнгоп писал Норрису 3 июля 1716 г., что десант в Сконию выгоден и необходим англичанам и что их флот должен объединиться с датским и сражаться со шведами; однако помо-
1 ЦГАДА. ф. Дела английские, 1715 г., N 8а, л. 175.
2 "Материалы для истории русского флота". Ч. I. СПБ. 1865, стр. 646, N 1078.
3 Н. Н. Бантыш-Каменский. Обзор внешних сношений России. Ч. I. М. 1894, стр. 130.
стр. 133
гать датчанам нужно не до такой степени, чтобы довести дело до полного разрыва со Швецией.
11 июля состоялась встреча Петра I с Норрисом и датским королем Фредериком IV, во время которой были уточнены инструкции, данные Норрису. Через два дня последний получил дополнительные указания из Лондона: проводить торговые суда по возможности дальше в Балтийском море, запереть шведские корабли в их гаванях и освободить море для навигации4 . О действиях против шведского флота соединенными силами в инструкциях ничего не было сказано, хотя незадолго до этого Карл XII оставил без ответа требования английского правительства. Несмотря на договоренность между англичанами, датчанами и русскими о высадке десанта в Швеции, осуществление этого мероприятия затягивалось. Датчане действовали медленно, в значительной степени из-за "злодейственных интриг ганноверских министров"5 . Только к июлю 1716 г. из кораблей Англии, Голландии и России собрался около Копенгагена довольно внушительный флот. Это вызвало беспокойство в столице Дании. К тому же распространились слухи о намерениях Петра I направить свои войска против Дании. В Копенгагене стали готовиться к отражению возможных атак. Ганноверский министр Бернсдорф утверждал, что царь хочет захватить Мекленбург и Данию. Из ганноверской канцелярии последовал приказ Норрису атаковать русских, если они не выведут войска из Дании, но тот отказался подчиниться, так как приказ исходил не от английского короля. Пока выясняли процедурные вопросы, наступил сентябрь. Возникло сомнение в возможности высадки десанта в осеннее время, тем более что за лето шведы сильно укрепили свои берега. А зимовать на земле неприятеля без продовольствия и зимних квартир было бы безрассудно.
Однако Россия не оставляла надежд на совместные действия союзников. Поэтому Петр I написал Норрису публикуемое ниже письмо с пожеланием, чтобы он остался в Копенгагене. Царь надеялся, по-видимому, решить вопрос о десанте хотя бы в будущем году. Но и в 1717 г. десант в Швецию не состоялся, хотя Куракин вновь ездил в Англию договариваться о посылке ее флота в Балтийское море для соединения с русским у Ревеля. Переговоры оказались безрезультатными, так как с конца 1716 г. англо-русские отношения резко ухудшились. Вскоре Англия заключила союз со Швецией.
Печатаемое ниже письмо подписано Петром I. Ранее оно не публиковалось; подлинник его хранится в фонде 409 Отдела рукописей Государственной библиотеки СССР имени В. И. Ленина.
Е. Н. Ошанина
Господин адмирал
Понеже Вам известно, что мы еще здесь о действах будущей кампании с его королевским величеством дацким ни о чем не согласились, и понеже в том есть интерес как его королевского величества великобританского партикулярной також и всеа нации великобританской генерально, дабы при том концерте и о способах к безопасности комерции оного согласитца, при котором согласии мы разсуждаем зело потребно присудствовати персоне Вашей здесь, пока то дело междо нами определитца. Того ради желаем, дабы Вы для общей пользы здесь на несколько времени сами остались, пока то согласие определитца, а команду над кораблями Вашими, которые имеют ныне на море итить, вручили б старшему своему капитану, ибо мы разсуждаем, что не будет тамо такой нужды в присутствии Вашей особы, как здесь, где интерес его королевского величества и всего народу великобританского того требует.
И того ради уповаем, что Вы на сие желание наше толь охотнее позволите, мы пребываем впротчем, мой господин, вам благоприятный Петр.
В Копенгагене октября 2-го дня 1716.
4 "British Diplomatic Instruction", Vol. I, p. 87; Л. А. Никифоров. Русско-английские отношения при Петре I. М. 1950, стр. 134 - 135.
5 И. И. Голиков. Деяния Петра Великого... Ч. V. М. 1788, стр. 208.
Опубликовано на Порталусе 07 февраля 2017 года
Новинки на Порталусе:
Сегодня в трендах top-5
Ваше мнение ?
Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK